Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

Работа №157310

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ 6
1.1. Понятие и значение прокурорского
надзора 6
1.2. История и современное состояние правового регулирования
прокурорского надзора в России 10
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА 17
2.1. Надзор за исполнением законов (общий надзор) 17
2.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина 23
2.3. Надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности и
предварительного расследования 31
2.4. Надзор за законностью в сфере исполнения наказания и иных мер уголовного и уголовно-процессуального
принуждения 37
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Общая тенденция развития российского законодательства, выражающаяся в постоянном изменении всего массива действующего законодательства, провоцирует все большие сложности и без того непростого процесса правоприменительной деятельности. Подобное развитие законотворчества напрямую влияет на такое качество закона, как его обязательность, приобретающее специфические черты в условиях постоянно меняющихся требований, дезавуирования одних норм и появления иных.
Принятый 17 января 1992 года за № 2202-1 Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» ныне действует в редакции Федерального закона от 28 ноября 2015 года.
Совершенствование действующего законодательства основывается на понимании объективных тенденций развития государства и общества, далеких от волюнтаристских решений по обслуживанию частных интересов отдельных групп населения, завязанных на них конъюнктурных политических предпочтений.
Невзирая на многочисленные упомянутые выше изменения и дополнения в Федеральный закон о прокуратуре, объективную востребованность возложенных на прокуратуру функций, более того, возрастание потребности в эффективном и повсеместном осуществлении упомянутых функций, процесс конституционно-правового закрепления статуса прокуратуры в качестве самостоятельного института государственной власти до настоящего времени не завершен.
Прокуратуру с полным правом можно назвать актуальным, необходимым и действенным органом власти по защите прав человека. Фактически, любое нарушение закона органами власти или юридическими лицами, допущенное в любой сфере государства, экономики или общества, в результате ущемляет интересы граждан, затрагивает их права и свободы.1
Прокуратура играет важную роль в России, как правоохранительный надзирающий орган, имеет широкий спектр полномочий, и основная деятельность этого органа направлена на соблюдение прав и свобод как гражданина в отдельности, так и общества в целом.
Главной функцией российской прокуратуры с момента ее создания Петром I был надзор за законностью, а следствие проводилось другими органами. В 1860 г. в период подготовки Судебной реформы был создан независимый институт судебных следователей. Однако позже, в годы советской власти прокуратура взяла на себя одновременно и функцию уголовного преследования, и надзора за ним. И только в период Российской Федерации следствие стало вновь независимым государственным учреждением, а прокуратура вернулась к своей главной функции - надзору.
Объект исследования - общественные отношения в сфере прокурорского надзора.
Предмет исследования - нормы российского законодательства, регулирующие общественные отношения по осуществлению прокурорского надзора, и практика их применения.
Цель исследования - всесторонний анализ теоретических и практических аспектов осуществления прокурорского надзора в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и значение прокурорского надзора;
- охарактеризовать историю и современное состояние правового регулирования прокурорского надзора в России;
• исследовать каждое из основных направлений прокурорского надзора;
• проанализировать правоприменительную практику в сфере осуществления прокурорского надзора;
• сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования надзорной деятельности прокуратуры.
Теоретической основой исследования явились труды А.И. Алексеева, В.И. Баскова, С.Г. Березовской, В.Г. Бессарабова, А.Д. Бойкова, Г.И. Бровина, К.Д. Бурмистрова, И.С. Викторова, Ю.Е. Винокурова, А.Ю. Винокурова, К.Ю. Винокурова, В.В. Гаврилова, С.И. Герасимова и других.
Методологическая основа исследования представлена такими общенаучными и частнонаучными методами как комплексный и структурный анализ, синтез, исторический, формально-логический, статистический методы.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.2 3, Федеральный закон «О прокуратуре в РФ от 17.01.1992 г. № 2202-12 и другие нормативные правовые акты.
Цель и задачи исследования предопределили следующую структуру работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух теоретических глав, анализа правоприменительной практики по теме ВКР, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании выпускного квалификационного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.
На современном этапе общественных преобразований приоритетными, требующими особого внимания органов прокуратуры направлениями являются:
• защита конституционных основ Российской Федерации, ее целостности и безопасности, единства законности на всей территории страны;
• соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
• обеспечение законности оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования;
• обеспечение законности в сфере исполнения наказания и иных мер уголовного и уголовно-процессуального принуждения;
• совершенствование деятельности всех звеньев прокурорской системы в области противодействия преступности.
В настоящее время направления деятельности прокуратуры весьма многогранны. Закон о прокуратуре помимо пяти отраслей прокурорского надзора, а также уголовного преследования возложил на прокуроров обязанность осуществлять деятельность на некоторых других, не менее важных направлениях.
Прокуроры участвуют в рассмотрении гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях. Прокуратура - основной правоохранительный орган, осуществляющий международное сотрудничество (прежде всего по уголовным делам), на прокуратуру законом возложены функции координации деятельности
правоохранительных органов по борьбе с преступностью, рассмотрение и разрешение жалоб и иных сообщений, она принимает участие в правотворческой деятельности.
Проведенное исследование полномочий прокурора и иных участников уголовного судопроизводства, призванных осуществлять процессуальный контроль за предварительным расследованием, как представляется, позволяет утверждать следующее. Несмотря на кардинальное видоизменение процессуальных полномочий участников уголовного судопроизводства, осуществляющих процессуальный надзор и контроль за деятельностью органов и лиц, производящих предварительное следствие и дознание, наполненная новым содержанием их компетенция по-прежнему сосредоточена вокруг надзора и процессуального контроля за досудебным производством. Произошедшее перераспределение полномочий между прокурором и руководителем следственного органа, тем не менее, не дает оснований говорить, что прокурорский надзор на этой стадии уголовного процесса исчерпал себя.
В свою очередь, процессуальный контроль понимается как регламентированная законом система процессуальных действий и решений руководителя следственного органа, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, связанных с соблюдением и проверкой процессуальной деятельности следователя или дознавателя, соответственно, по выполнению задач уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования по конкретному уголовному делу.
Процессуальный контроль призван дополнять прокурорский надзор на стадии предварительного расследования, наряду с ним обеспечивая надлежащее качество предварительного следствия или дознания и результативность уголовного преследования.
В связи с необходимостью повышения уровня обеспеченности конституционных прав и свобод человека и гражданина, вопросы совершенствования процессуального контроля, прокурорского надзора в системе правовых элементов обеспечения государством прав и свобод человека и гражданина в досудебном производстве приобрели в последние годы весьма существенное значение.
Это потребовало разработки проблемы оптимизации обеспечения процессуального контроля, прокурорского надзора на стадии предварительного расследования.
Прокурор проверяет законность действий как лиц, производящих дознание, так и лиц, руководящих ими. Надзирая за действиями следователя, прокурор, вместе с тем, обязан осуществлять надзор и за действиями их руководителей по процессуальному обеспечению следствия. Он вправе требовать отмены как незаконных или необоснованных решений следователя, так и указаний руководителя следственного органа, следя за тем, чтобы тот действовал в рамках требований ст. 39 УПК РФ и не ущемлял процессуальную самостоятельность следователя. При осуществлении надзора за производством дознания, прокурор по-прежнему пользуется всей полнотой власти и вправе самостоятельно отменять все незаконные или необоснованные решения как дознавателя, так и его руководителей.
Особенность полномочий прокурора как правовых средств осуществления высшего надзора и в том, что начальник органа дознания и другие должностные лица органов, наделенных правом производить дознание, не вправе отменить указания прокурора, которые он дал дознавателю. В усложнившемся споре с представителями следственных подразделений последнее слово законодатель оставляет все-таки за Генеральным прокурором РФ. В то же время, прокурор не связан указаниями руководителя следственного органа, начальника органа дознания или начальника подразделения дознания, имеющими процессуальный характер, и может отменить их или добиться отмены, если они не основаны на законе.
Кроме того, если процессуальный контроль со стороны названных руководителей дознания или предварительного следствия может осуществляться выборочно, лишь по некоторым делам, то прокурорский надзор осуществляется по всем без исключения уголовным делам и направлен на выполнение задач более высокого порядка, чем процессуальный контроль.
Действующая ныне редакция наименования главы 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть и прокуратура» подтверждает тот очевидный факт, что органы прокуратуры судебную власть не представляют, а являются самостоятельной системой государственных органов, осуществляющих возложенные на них специфические функции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов.
Кроме того, соответствующее положение, в отличие от прежнего наименования главы 7 Конституции, не вступает в коллизию со статьей 71 Конституции, в которой (пункт «о») прокуратура, наряду с судоустройством, занимает отдельное место.
При таких обстоятельствах, очевидна необходимость устранения упомянутых выше взаимоисключающих отсылок, определения статуса прокуратуры непосредственно в Конституции Российской Федерации. Прокурорский надзор следует регламентировать в статье 129 Конституции Российской Федерации в качестве конституционной функции прокуратуры как самостоятельного института государственной власти, указав, что надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением принятых в соответствии с ней законов осуществляется от имени Российской Федерации на всей ее территории прокуратурой Российской Федерации; прокуратура осуществляет возложенные на нее надзорные функции и полномочия самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральным законам; в Российской Федерации действуют органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации, составляющие систему прокуратуры Российской Федерации.
Суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что потенциал прокуратуры в настоящее время широк и многообразен. Российская прокуратура занимает важное место в государстве в области защиты прав и свобод граждан на всей территории РФ. В регламенте, как прокурорского надзора, так и процессуального контроля до сих пор остаются пробелы, которые негативно сказываются на эффективности исследуемой деятельности. Некоторые из этих пробелов удалось осветить в этой работе и внести предложения по их устранению. Остается надеяться, что они будут учтены и будут способствовать улучшению данных видов процессуальной деятельности, более четкому разграничению полномочий ответственных за ее осуществление субъектов.


1. Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. Б.В. Замятина, М. Юристъ, 2011. 344 с.
2. Галустьян О.А., Кизлык А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов // под ред. О.А. Галустьяна. 3-е изд., перераб. и доп. (Серия «Высшее профессиональное образование») Юриспруденция, 2014. 314 с.
3. Гвозденко А.А. Теория государства и права. Изд-во Проспект, 2014. 302 с.
4. Дибиров Ю.С., Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как правозащитная деятельность государства.// Вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 2. 130 с.
5. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: хрестоматия 3-е изд. Зерцало, 2015. 269 с.
6. Дытченко Г.В. Актуальные проблемы российского права. 2015. № 4. 213 с.
7. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации учебник. Омега-Л, 2014. 237 с.
8. Замятина Б.В.Прокурорский надзор: Учебник Под ред. 2011. 290 с
9. Кукушкина Ю.О. «Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Studium. 2015. № 3-4. 30 с.
10. Никитин Г.В. Прокурорский надзор /Г.В. Наумов. М. Проспект, 2014. 284 с.
11. Орлов Ю.К. Правоохранительные органы: учебник. М. Проспект,
12. 271 с.
13. Пойда Е.С. Основы экономики, управления и права. 2014. № 3 (15). 90 с.
14. Прокурорский надзор / Под общ. ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина. 321 с.
15. Тонков Е.Е. Правоохранительные органы. Белгород: НИУ БелГУ,
16. 252 с.
17. Черников В.В. Правоохранительные органы: учебник: Проспект, 2014. 254 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ