Соотношение эмоционального интеллекта и социометрического статуса подростков
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Концепции эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии 7
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы в подростковом
возрасте 20
1.3. Влияние эмоционального интеллекта на межличностное
взаимодействие в группе 26
Выводы по Главе 1298
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО
СТАТУСА 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ эмоционального интеллекта подростков с разным
социометрическим статусом 35
2.3. Рекомендации по учету эмоционального интеллекта при улучшении
психологического климата в классе 50
Выводы по Главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Концепции эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии 7
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы в подростковом
возрасте 20
1.3. Влияние эмоционального интеллекта на межличностное
взаимодействие в группе 26
Выводы по Главе 1298
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО
СТАТУСА 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ эмоционального интеллекта подростков с разным
социометрическим статусом 35
2.3. Рекомендации по учету эмоционального интеллекта при улучшении
психологического климата в классе 50
Выводы по Главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
В условиях современного социума успешность в межличностном взаимодействии, становится необходимы элементом как в личной, так и в профессиональной сферах. Особые требования, касающиеся реализации человека в таком взаимодействии, предъявляются и к старшеклассникам во ФГОС основного общего образования, а именно требования к личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции, социальные компетенции [1].
Весомая часть этих требований связана с качествами и характеристиками, которые относят к понятию «эмоциональный интеллект». К данному свойству относят способность к самооценке переживаний, пониманию чувств и эмоций другого человека, к понятному и конструктивному выражению своих эмоций; а также способность с учетом эмоциональных проявлений и переживаний эффективно работать в команде и проектных группах, поддерживать коллег и друзей, помогать им в решении проблем [6].
Эмоциональный интеллект может развиваться в течение жизни, сензитивным периодом для его развития является подростковый возраст. Именно в этом возрасте человек учится на новом уровне взаимодействовать с другими людьми, у него формируется самосознание, он становится способен не только к восприятию чужих переживаний, но и к их анализу. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками, появляются дружеские отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, процессами аффиляции и взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Становятся важными эмоциональные привязанности, повышается чувствительность к переживаниям других, своих потребностей, распознавание и идентификация эмоций, расширяется словарный запас эмоциональных состояний, контроль своих и чужих эмоций. Подросток открывает мир чувств, задумываясь о том, что именно он переживает и почему.
Выстраивание отношений в группе также может быть связана с эмоциональной поддержкой, заражением состояниями, влиянием на переживание других, что может приводить к тому, что более чувствительные, эмпатийные или умеющие увлекать и вдохновлять других могут быть становится предпочитаемыми в межличностных взаимодействиях.
Изучение эмоционального интеллекта активно развивается с конца ХХ в. Появилось несколько концепций эмоционального интеллекта (Р. Бар¬Он, Д. Гоулдман, Д.В. Люсин, П. Майер, Дж. Сэловей и др.), данное качество рассматривается в разных видах деятельности, общении (Т. Бредберри, Д. Гривз, В.П. Кутеева, А.С. Петровская, Е.Е. Мазур, ГН Юлина и др.). И.Н. Андреева отмечает, что высокоразвитый внутриличностный интеллект способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые дают возможность устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми.
Раскрытию особенностей эмоционального интеллекта в подростковом возрасте посвящены работы Е.С. Иванова, Ю.В. Давыдова, Ю.А. Кочеткова, М.В. Климаковой, А.В. Дегтярева. В работах А.А. Александровой, И.Н.Андреевой, Ю.В. Давыдовой, Т.В. Гудковой рассматриваются особенности эмоционального интеллекта относительно половой принадлежности, возрастного развития, стиля учебной деятельности и др.
Таким образом, учитывая значимость эмоционального интеллекта в подростковом возрасте и актуальность развития межличностных отношений и сотрудничества можно говорить об актуальности нашей работы.
Цель исследования - выявить соотношение эмоционального интеллекта подростков и их социометрического статуса.
Объект: эмоциональный интеллект подростков.
Предмет: соотношение эмоционального интеллекта подростков и их социометрического статуса.
Гипотеза исследования: существует связь эмоционального интеллекта и социометрического статуса в подростковом возрасте: подростки с более высоким социометрическим статусом имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ представлений и концепций эмоционального интеллекта.
2. Определить уровень развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.
3. Выявить соотношение социометрического статуса и эмоционального интеллекта подростков.
4. Разработать рекомендации по учету особенностей эмоционального интеллекта в межличностных отношениях.
Теоретико-методологическую основу составили:
- системно-субъектный подход (А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, Е.А. Сергиенко);
- принципы развития (Л.И. Анциферова, Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков);
- концепции эмоционального интеллекта Майера-Сэловея-Карузо, Р. Бар-Она, Д. Гоулдмана.
- основные положения возрастной психологии и психологии подростка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Ж. Пиаже, Ю.А. Клейберг, А.И Захаров).
В процессе исследования были использованы следующие методы и методики:
Теоретические методы - анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение литературы.
Эмпирические методы - опросные методы (методика Н.Холла, Майера-Сэловея-Карузо в адаптации Е.А. Сергиенко и И.И. Ветровой (в дальнейшем - MSCEIT).), социометрический анализ ситуации в малой группе.
Методы анализа данных - обобщение с помощью процентных долей, коэффициента согласованности х Пирсона.
Исследование проводилось в одной из средних образовательных организаций г. Красноярска. В исследовании приняли участие 22 человека в возрасте от 14 до 15 лет, среди них 5 мальчиков и 17 девочек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 50 источников, и приложений.
Весомая часть этих требований связана с качествами и характеристиками, которые относят к понятию «эмоциональный интеллект». К данному свойству относят способность к самооценке переживаний, пониманию чувств и эмоций другого человека, к понятному и конструктивному выражению своих эмоций; а также способность с учетом эмоциональных проявлений и переживаний эффективно работать в команде и проектных группах, поддерживать коллег и друзей, помогать им в решении проблем [6].
Эмоциональный интеллект может развиваться в течение жизни, сензитивным периодом для его развития является подростковый возраст. Именно в этом возрасте человек учится на новом уровне взаимодействовать с другими людьми, у него формируется самосознание, он становится способен не только к восприятию чужих переживаний, но и к их анализу. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками, появляются дружеские отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, процессами аффиляции и взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Становятся важными эмоциональные привязанности, повышается чувствительность к переживаниям других, своих потребностей, распознавание и идентификация эмоций, расширяется словарный запас эмоциональных состояний, контроль своих и чужих эмоций. Подросток открывает мир чувств, задумываясь о том, что именно он переживает и почему.
Выстраивание отношений в группе также может быть связана с эмоциональной поддержкой, заражением состояниями, влиянием на переживание других, что может приводить к тому, что более чувствительные, эмпатийные или умеющие увлекать и вдохновлять других могут быть становится предпочитаемыми в межличностных взаимодействиях.
Изучение эмоционального интеллекта активно развивается с конца ХХ в. Появилось несколько концепций эмоционального интеллекта (Р. Бар¬Он, Д. Гоулдман, Д.В. Люсин, П. Майер, Дж. Сэловей и др.), данное качество рассматривается в разных видах деятельности, общении (Т. Бредберри, Д. Гривз, В.П. Кутеева, А.С. Петровская, Е.Е. Мазур, ГН Юлина и др.). И.Н. Андреева отмечает, что высокоразвитый внутриличностный интеллект способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые дают возможность устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми.
Раскрытию особенностей эмоционального интеллекта в подростковом возрасте посвящены работы Е.С. Иванова, Ю.В. Давыдова, Ю.А. Кочеткова, М.В. Климаковой, А.В. Дегтярева. В работах А.А. Александровой, И.Н.Андреевой, Ю.В. Давыдовой, Т.В. Гудковой рассматриваются особенности эмоционального интеллекта относительно половой принадлежности, возрастного развития, стиля учебной деятельности и др.
Таким образом, учитывая значимость эмоционального интеллекта в подростковом возрасте и актуальность развития межличностных отношений и сотрудничества можно говорить об актуальности нашей работы.
Цель исследования - выявить соотношение эмоционального интеллекта подростков и их социометрического статуса.
Объект: эмоциональный интеллект подростков.
Предмет: соотношение эмоционального интеллекта подростков и их социометрического статуса.
Гипотеза исследования: существует связь эмоционального интеллекта и социометрического статуса в подростковом возрасте: подростки с более высоким социометрическим статусом имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ представлений и концепций эмоционального интеллекта.
2. Определить уровень развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.
3. Выявить соотношение социометрического статуса и эмоционального интеллекта подростков.
4. Разработать рекомендации по учету особенностей эмоционального интеллекта в межличностных отношениях.
Теоретико-методологическую основу составили:
- системно-субъектный подход (А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, Е.А. Сергиенко);
- принципы развития (Л.И. Анциферова, Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков);
- концепции эмоционального интеллекта Майера-Сэловея-Карузо, Р. Бар-Она, Д. Гоулдмана.
- основные положения возрастной психологии и психологии подростка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Ж. Пиаже, Ю.А. Клейберг, А.И Захаров).
В процессе исследования были использованы следующие методы и методики:
Теоретические методы - анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение литературы.
Эмпирические методы - опросные методы (методика Н.Холла, Майера-Сэловея-Карузо в адаптации Е.А. Сергиенко и И.И. Ветровой (в дальнейшем - MSCEIT).), социометрический анализ ситуации в малой группе.
Методы анализа данных - обобщение с помощью процентных долей, коэффициента согласованности х Пирсона.
Исследование проводилось в одной из средних образовательных организаций г. Красноярска. В исследовании приняли участие 22 человека в возрасте от 14 до 15 лет, среди них 5 мальчиков и 17 девочек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 50 источников, и приложений.
Настоящая работа была посвящена теме выявления закономерностей в развитии эмоционального интеллекта и положением в социальной группе у подростков.
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что существую несколько подходов к изучению эмоционального интеллекта: рассматривание его как черт личности и как когнитивных способностей. Первый подход наиболее полно представлен моделью Бар-Она, в нем эмоциональный интеллект рассматривается как набор личностных характеристик, что позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми. Во втором подходе, наиболее ярко который представлен в модели Майера-Сэловея-Карузо, акцент делается на способность человека обрабатывать специфическую информацию, касающуюся проявления и возникновения эмоций, и в последующем управления эмоциями, как своими, так и чужими.
В подростковом возрасте исследования эмоционального интеллекта становятся актуальны; проведение данных исследований может быть осложнено несформированностью Я-концепции, сильным влиянием мнения сверстников, малым количеством эмоционального словарного запаса, отсутствием культуры выражения эмоций в современном российском обществе.
Эмоциональный интеллект подростков был изучен с двух аспектов: как оценка своих способностей и как умение решения задач, связанных с эмоциональной сферой. Анализ исследований эмоционального интеллекта у подростков позволил выделить, что подростки склонны недооценивать уровень своего развития эмоционального интеллекта, имеют ярко выраженный дефицит эмоциональной осведомленности, умения контролировать свои эмоции и самомотивации.
Для выявления статуса подростков внутри группы было проведено социометрическое исследование, выявившее наличие в группе представителей всех четырех статусов: «звезды», «принимаемые», «отверженные» и «изолированные».
Сопоставление уровней развития эмоционального интеллекта и социометрических статусов в группе показало, что прямой зависимости между высоким эмоциональным интеллектом и популярностью нет, есть только косвенная, выражающаяся в том, что люди с высоким эмоциональным интеллектом являются теми, кто скрепляет класс.
Более глубокий анализ данных исследования показал, что успешность «звезд», как и не успешность «отверженных» и «изолированных», связаны с умением воспринимать, оценивать и выражать свои эмоции, а также с умением понимать свои и чужие эмоциональные состояния и управлять ими. При этом было выявлено, что «звезды» и «принимаемые» замыкают свои положительные выборы друг на друге, в то время как «отверженные» и «изолированные» выбирают «звезд» и «принимаемых», что трактуется как желание смены статуса.
Были разработаны рекомендации для взрослых, которые занимаются с этим классом. Цель этих рекомендация: улучшения психологический обстановки в классе и помощи подросткам с низким социометрическим статусом этот статус поменять.
Для «изолированных» - совмещение индивидуальной работы по развитию компонентов эмоционального интеллекта и просветительской деятельности с остальным классом, направленной на темы «инклюзия» и «толерантность».
Для учащихся, занимаемых статус «отверженных» - групповые занятия на развитие восприятия, понимания и выражения эмоций, и формирование занятий таким образом, чтобы они могли проявиться свои сильные стороны - сознательное управление эмоциями, и использование эмоций для повышения эффективности.
Для всего класса, с целью улучшения психологического климата, рекомендованы мероприятия, направленные на устранение дефицита эмоциональной осведомленности и умения управлять эмоциями: беседы, обсуждение искусства, музыки, литературы, практические тренинги, дебаты.
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что существую несколько подходов к изучению эмоционального интеллекта: рассматривание его как черт личности и как когнитивных способностей. Первый подход наиболее полно представлен моделью Бар-Она, в нем эмоциональный интеллект рассматривается как набор личностных характеристик, что позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми. Во втором подходе, наиболее ярко который представлен в модели Майера-Сэловея-Карузо, акцент делается на способность человека обрабатывать специфическую информацию, касающуюся проявления и возникновения эмоций, и в последующем управления эмоциями, как своими, так и чужими.
В подростковом возрасте исследования эмоционального интеллекта становятся актуальны; проведение данных исследований может быть осложнено несформированностью Я-концепции, сильным влиянием мнения сверстников, малым количеством эмоционального словарного запаса, отсутствием культуры выражения эмоций в современном российском обществе.
Эмоциональный интеллект подростков был изучен с двух аспектов: как оценка своих способностей и как умение решения задач, связанных с эмоциональной сферой. Анализ исследований эмоционального интеллекта у подростков позволил выделить, что подростки склонны недооценивать уровень своего развития эмоционального интеллекта, имеют ярко выраженный дефицит эмоциональной осведомленности, умения контролировать свои эмоции и самомотивации.
Для выявления статуса подростков внутри группы было проведено социометрическое исследование, выявившее наличие в группе представителей всех четырех статусов: «звезды», «принимаемые», «отверженные» и «изолированные».
Сопоставление уровней развития эмоционального интеллекта и социометрических статусов в группе показало, что прямой зависимости между высоким эмоциональным интеллектом и популярностью нет, есть только косвенная, выражающаяся в том, что люди с высоким эмоциональным интеллектом являются теми, кто скрепляет класс.
Более глубокий анализ данных исследования показал, что успешность «звезд», как и не успешность «отверженных» и «изолированных», связаны с умением воспринимать, оценивать и выражать свои эмоции, а также с умением понимать свои и чужие эмоциональные состояния и управлять ими. При этом было выявлено, что «звезды» и «принимаемые» замыкают свои положительные выборы друг на друге, в то время как «отверженные» и «изолированные» выбирают «звезд» и «принимаемых», что трактуется как желание смены статуса.
Были разработаны рекомендации для взрослых, которые занимаются с этим классом. Цель этих рекомендация: улучшения психологический обстановки в классе и помощи подросткам с низким социометрическим статусом этот статус поменять.
Для «изолированных» - совмещение индивидуальной работы по развитию компонентов эмоционального интеллекта и просветительской деятельности с остальным классом, направленной на темы «инклюзия» и «толерантность».
Для учащихся, занимаемых статус «отверженных» - групповые занятия на развитие восприятия, понимания и выражения эмоций, и формирование занятий таким образом, чтобы они могли проявиться свои сильные стороны - сознательное управление эмоциями, и использование эмоций для повышения эффективности.
Для всего класса, с целью улучшения психологического климата, рекомендованы мероприятия, направленные на устранение дефицита эмоциональной осведомленности и умения управлять эмоциями: беседы, обсуждение искусства, музыки, литературы, практические тренинги, дебаты.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - Личностные особенности детей младшего школьного возраста с
разными видами одаренности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Тревожность как психологический феномен и его специфика у подростков (Московский государственный психолого-педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Причины возникновения конфликтов у младших школьников и условия их преодоления (Тольяттинский государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у студентов вуза (Московский Институт Психоанализа)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Особенности совладающего поведения студентов с различной
социальной успешностью
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Оптимизация общения офицеров налоговой полиции в процессе профессиональной подготовки (19.00.13 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1999





