ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие читательский интерес в психолого-педагогической литературе . 6 1.2 Лэпбук: общая характеристика понятия, формы работы с пособием 11
1.3. Педагогические условия развития читательского интереса 19
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛЭПБУКАНА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Проведения исследования и анализ результатов 28
2.2. Рекомендации использования лэпбука как средства развития
читательского интереса с учетом условий 35
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
В настоящее время, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, дошкольному образованию поставлена задача «обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности» [55].
В современное время высоких информационных технологий люди стали гораздо меньше читать, книга начинает утрачивать свое воспитательное значение. Сейчас дети дошкольного возраста намного раньше овладевают умениями пользоваться компьютером или телевизором, чем чтением книг. Ребенок лучше ориентируется в знании клавиатуры, чем в оглавлении книги, а читательский опыт формируется при просмотре мультфильмов.
Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно поэтому нужно уже в дошкольном возрасте привлечь ребенка к чтению, развивать его читательский интерес.
Различным аспектам изучения читательских интересов детей посвящены труды Е.В. Квятковского, Е.П. Крупника, В.А. Левина, Н.Г. Морозовой, Ю.В. Шарова. Решение ряда аспектов проблемы формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста находит свое отражение в трудах В.Г. Горецкого, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климановой, З.И. Романовской, Н.Н. Светловской и другие.
Читательский интерес как изобразительно-положительное отношение социального объекта (личности, группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным потребностям, его читательской психологии рассматривает Н.Н. Светловская. В читательском интересе выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному прочтению их. Как сравнительно устойчивое свойство личности читательский интерес формируется и проявляется путем многократного возникновения и обобщения временных состояний заинтересованности.
Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий, позволяющих эффективно формировать читательский интерес в старшем дошкольном возрасте посредством технологии «лэпбук».
Актуальность нашего исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста по средствам лэпбука.
Цель исследования: выделить педагогические условия, при которых лэпбук будет являться эффективным средством развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: лэпбук будет эффективным средством развития читательского интереса при следующих условиях:
1. содержание лэпбука соответствует возрасту детей, их потребностям и интересам;
2. ребенку предоставляется возможность самостоятельно обследовать, изучить и применить лэпбук в различных видах деятельности;
3. ребенок вовлекается в образовательную деятельность с использованием лэпбука.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность понятия «читательский интерес» и уточнить его содержание применительно к дошкольному возрасту;
2. дать характеристику технологии лэпбук;
3. рассмотреть педагогические условия развития читательского интереса детей дошкольного возраста;
4. определить методики проведения диагностики развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
5. проанализировать результаты исследования;
6. разработать рекомендации использования лэпбука как средства развития читательского интереса с учетом условий.
Для решения выдвинутых задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение научно-методической
литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование; математические
методы обработки результатов исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней выявлены педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста и разработаны рекомендации с учетом этих условий. Эти рекомендации могут быть использованы в практической работе педагогами дошкольных организаций.
Анализ различных подходов современных педагогов к определению понятия «читательский интерес» позволяет рассматривать читательский интерес как личностное образование, определяющее направленность духовно - эмоциональной и интеллектуальной сферы человека на книгу и ее содержание в процессе чтение (слушание). Компонентами читательского интереса являются: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, регулятивный.
Развитие у детей читательского интереса связывается с формированием представлений о книге, жанрах, писателях и поэтах, с привитием уважительного отношения к книге, стимулированием стремления читать (слушать) литературные произведения, с формированием читательских предпочтений, собственной позиции к прочитанному литературному произведению.
Осуществление диагностики читательского интереса с учетом выделенных компонентов происходило по уточненным нами показателям. В мотивационно-ценностном компоненте исследовалось проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя и желания читать (слушать) книгу (произведение). В интеллектуальном компоненте изучались: наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым; наличие вопросов о книге, авторах и содержании; наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. В регулятивном компоненте было выявлялось: умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге; умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге, ее содержанию.
Результаты диагностики показали необходимость построения более эффективной работы с детьми по развитию читательского интереса.
Гипотеза исследования была подтверждена, лэпбук будет эффективным средством развития читательского интереса при следующих условиях:
1. содержание лэпбука соответствует возрасту детей, их потребностям 42
и интересам;
2. ребенку предоставляется возможность самостоятельно обследовать, изучить и применить лэпбук в различных видах деятельности;
3. ребенок вовлекается в образовательную деятельность с использованием лэпбука.
Поставленные задачи решены:
1. раскрыта сущность понятия «читательский интерес», установлено его содержание применительно к дошкольному возрасту;
2. дана характеристика технологии лэпбук;
3. рассмотрены педагогические условия развития читательского интереса детей дошкольного возраста ;
4. определены методики проведения диагностики развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста ;
5. проанализированы результаты исследования;
6. разработаны рекомендации использования лэпбука как средства развития читательского интереса с учетом условий.
1. Афанасьева Л.И. Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2017. № 2. С.72-78.
2. Астафьева О.В. Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля дошкольника // Всероссийская интернет конференция. 2019. № 5. С. 23-26.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М.: «Академия», 2012. 300 с.
4. Алексеевская А.Т. Формирование читательского интереса у дошкольников. М.: «Академия», 2018.18 с.
5. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге // Начальная школа плюс до и после. 2015. № 3. С. 35-37.
6. Айзерман А.С. Опыт писателя и опыт читателя // Дошкольное воспитание. 2019. № 7. С. 23-27.
7. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук - «наколенная книга» // Обруч. 2015. № 4. С. 29-30.
8. Барташева Н.В. Воспитание будущего читателя // Дошкольное воспитание. 2014. № 8. С. 28-34.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Просвещение», 2018. 286 с.
10. Балашихина И.В. Любимое чтение в детском саду // Дошкольное воспитание. 2017. № 5. С. 12-18.
11. Болотская С.Т. Приобщение детей к художественной литературе // Дошкольное образование. 2018. № 4. С. 50-56.
12. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ практическое пособие для воспитателей и методистов. М.: «Владос», 2018. 176 с.
13. Братухина Л.П. Развитие читательских интересов младших школьников. М.: «Владос», 2012. 76 с.
14. Боголюбская М.К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. М.: Просвещение», 2018. 224с.
15. Выготский Л.С. Психология личности. М.: «Просвещение», 2018. 202с.
...
55 источников