Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы развития пространственного мышления учащихся 10-11 классов 7
1.1 Возрастные особенности формирования пространственного мышления учащихся 7
1.2 Развитие пространственного мышления в процессе обучения 23
1.3 Анализ рабочей программы по геометрии в 10-11 классах 33 Глава II. Формирование пространственного мышления школьников 37 на уроках геометрии
2.1 Развитие пространственного мышления при построении сечений 37 многогранников
2.2 Методика обучения решению задач на построение сечений 42
2.3 Разработка методического материала для уроков по теме:«Сечение многогранников» 50
Заключение 57
Список использованной литературы
Приложение
Умение решать задачи является одним из основных показателей математического развития, глубины усвоения учебного материала. Общеизвестны высказывания "Математика - гимнастика ума" (А.В.Суворов), "Геометрия - витамин для мозга" (И.Ф.Шарыгин). Поэтому любой экзамен по математике, любая проверка знаний содержит в качестве основной и,пожалуй, наиболее трудной её части решение геометрических задач.
Долгие годы в школьной практике геометрия как учебный предмет строилась на дедуктивной основе и требовала для своего усвоения хорошо развитого теоретического мышления. Вместе с тем, основной целью изучения геометрии признавалось развитие пространственных представлений учащихся. Однако наглядные представления о пространственных свойствах и отношениях являлись в аксиоматической геометрии лишь своеобразной иллюстрацией ее аксиом, определений, теорем, понятий и выполняли в этом смысле вспомогательную роль.
Такое построение содержания математического образования отвечало закономерностям математики как науки, но не соответствовало природе детского мышления, которое целостно, многомерно опирается на образное восприятие предметного мира, организованного определенным образом в пространстве.
Большинство методистов, а также психологов считают, что в курсе школьной геометрии пространственное мышление должно выполнять не вспомогательную (иллюстративную), а основополагающую функцию, реализующую возможность человека ориентироваться в окружающем его реальном пространстве.
Одна из основных задач обучения в средней школе вообще и обучения геометрии в особенности состоит в обогащении пространственных представлений учащихся и развития их пространственного воображения. Без
хорошо развитого пространственного воображения немыслима плодотворная деятельность и продолжение образования.
У учащихся, приступающих к изучению систематического курса геометрии плоскостные(двумерные) представления более развиты, чем пространственные(трехмерные). Однако возможность младших школьников «работать» одновременно и в плоскости, и в пространстве тормозится из-за того, что учащиеся привыкают работать только с двумерными изображениями. Их богатый опыт, накопленный в практике оперирования реальными объемными предметами, как бы вытесняется при овладении планиметрией, поскольку содержанием и логикой этого предмета требуется оперирование только плоскостными изображениями.
Начиная работу с учащимися по построению сечений, мы сталкиваемся с проблемами, которые препятствуют им в решении задач. Во-первых, у учащихся отсутствует структурность построения пространственных фигур.
Во-вторых, соответственно материал, связанный с решением таких задач, не везде изучается достаточно полно. Это подтверждают результаты ЕГЭ 2014 года. Существует такая проблема, что в погоне за необъятным и необоснованным содержанием курса математики учителя не могут обеспечить усвоение даже базовых математических компетенций значительной частью учащихся. В качестве иллюстрации приведем пример из прошедшего экзамена. Задачу на поиск наибольшего значения функции с помощью производной выпускники решают В9 (34%), чем наглядную задачу по геометрии В10 (36%). В этом перекосе проявляется общая системная проблема - в условиях общности и единства образовательных программ учителя отрабатывают и заучивают алгоритмы решения стандартных задач вместо анализа простых математических моделей жизненных ситуаций. Поэтому геометрические и стереометрические задания вызывают у учеников сложности на экзаменах. Показателен факт, что задание С3 (система неравенств) по сравнению с геометрическим заданием С2 решали большее число участников с повышенным уровнем подготовки и положительные 4 результаты получили большее число экзаменуемых этой группы (74% по С2 и 45% по С3).Следовательно, даже для выпускников с повышенным и высоким уровнем подготовки алгебраическая составляющая школьного курса математики доминирует над геометрической. Аналогичная ситуация наблюдалась и в прошлые годы [13].
На сайте федерального института педагогических измерений можно ознакомиться с демоверсией ЕГЭ по математике 2015 года. В задании С2 есть изменение по сравнению с предыдущими годами, где теперь необходимо для успешного решения уметь строить сечения.
Таким образом, сказанное выше указывает на то, что у учащихся старших классов есть недостатки в подготовке, также показывает значимость пространственного мышления в формировании математической культуры, подтверждает актуальность выбранной темы "Развитие пространственное мышления на уроках геометрии в 10-11 классах".
Цель - рассмотрение особенностей формирования пространственного мышления учащихся старших классов и разработка приемов на примере конкретной темы «Развитие пространственное мышления на уроках геометрии в 10-11 классах».
Объектом исследования является процесс обучения геометрии в старших классах.
Предмет исследования - пространственное мышление на уроках геометрии в 10-11 классах.
Цель, объект и предмет реализуется через систему задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические работы по проблеме исследования;
2. Проанализировать уровень развития пространственного мышления в старших классах в период педагогической практики;
3. Рассмотреть методику для формирования пространственного мышления на уроках геометрии;
4. Изучить возможности использования различных методов построения сечений для формирования пространственных представлений учащихся.
В своей работе мы исходим из предположения - наглядные представления школьников будут сформированы в рамках изучаемой темы, если:
1) содержание задач будет подобрано специальным образом;
2) будут использованы различные приемы, направленные на актуализацию наглядной составляющей при изучении геометрии.
Практическая значимость: разработка уроков по теме «Построение сечений многогранников».
В первой главе рассмотрены основные психолого-педагогические аспекты пространственного мышления учащихся старших классов, изложены общие принципы дидактики и их реализация, исходя из исследований ведущих специалистов в этой области И. С. Якиманской, И.Я. Каплуновича.
Во второй главе описана методика формирования пространственного мышления и используемые средства.
Для решения поставленных задач использовались методы:
наблюдение, изучения опыта учителя Данчай-оол Алины Седип-ооловны, тестирование старшеклассников, анализ результатов тестирования, наблюдение за учащимися.
Данная работа посвящена проблеме формирования развитие пространственного мышления учащихся старших классов на уроках геометрии.
Отметим, что развитие пространственного мышления школьников является важным не только для освоения конкретных профессий, но и для развития личности в целом.
Целью данной работы являлось: рассмотрение особенностей методики развития пространственного мышления учащихся старших классов при решении геометрических задач как важной составляющей современного математического образования.
Для достижения цели были выполнены задачи:
1. Были проанализировали психолого-педагогические работы по проблеме исследования;
2. Проанализирован уровень развития пространственного мышления в 15 учащихся в МБОУ СОШ с.Бурен-Хем;
3. Рассмотрена методика формирования пространственного мышления на уроках геометрии;
4. Изучены возможности использования методов построения сечений для формирования пространственных представлений учащихся;
В ходе нашего исследования были разработаны уроки по теме: «Построение сечений многогранников»и с использованием ИКТ.
На основании нашего исследования сделали некоторые выводы:
• Задачи на построение сечений вызывают сложности у учащихся, но и одновременно с этим интерес. Они активно участвуют в дискуссиях, предлагают свои способы решения различных задач.
• Задачи на построение сечений активно влияют на развитие пространственного мышления старших школьников.
• При использовании средств наглядности, не стоит ими злоупотреблять. Для достижения наилучших результатов обучения необходимо находить гармоничное сочетание с другими источниками информации.
Материалы данной дипломной работы можно использовать на уроках геометрии при изучении разделов стереометрии.
Поставленные задачи решены, тогда цель достигнута.
Количество литературы 33.
1. Александров, А. Д. Геометрия [Текст]: Учеб.для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Д. Александров, A. Л. Вернер, В. И. Рыжик.— М.: Просвещение, 1998,— 271 с.
2. Аргунов, Б. И. Геометрические построения на плоскости [Текст]: пособие для студентов педагогических институтов/ Б. И. Аргунов, М.Б. Балк. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1957. - 269 с.
3. Атанасян, Л. С. Геометрия.10-11 классы [Текст]: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - 22-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 255 с.
4. Баданова, Т. А. О возрастных и индивидуальных особенностях пространственного мышления учащихся/ Т. А. Баданова // Среднее профессиональное образование.- 2009. — № 2. — С. 70-73.
5. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов - Екатеринбург: Деловая книга, 2005 г. - 344 с.
6. Гуревич К. М. Психологическая диагностика [Текст]: Учебное пособие/ К.М.Гуревич, Акимова М. К., Борисова Е. М.- Питер, 2008 г. - 652 с.
7. Гусев, В.А. Практикум по элементарной математике: Геометрия [Текст]: Учеб.пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов и учителей/ В. А. Гусев, В. Н. Литвиненко, А. Г. Мордкович. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1992. - 352 с.
8. Гусев, В.А. Математика [Текст]: Справ.материалы: Кн. для учащихся/ В. А. Гусев, А. Г. Мордкович — 2-е изд.— М.: Просвещение, 1990.— 416 с.58
9. Дашина, Н.С. Психология и педагогика [Текст]: Общая педагогика/ Н.С.Дашина - Юнита 2. - М.: Современный Гуманитарный Университет,1999. - 60 с.
10. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. МАТЕМАТИКА, 11 класс [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: //www.fipi.ru 20 Dec 2013 17:09:34
11. Казаков, П. Г. Параллельные проекции и методы и решения конструктивных задач[Текст]: Пособие для студентов/ П. Г. Казаков - Минск: Народная асвета, 1978. — 104 с.
12. Крутецкий, В.А. Психология[Текст]: Учебник для учащихся пед. училищ/ В.А. Крутецкий- М.: Просвещение, 1980.
13. Троякова Г.А. Анализ ЕГЭ по математике по тувинскому региону - Кызыл, 2014.-138с
14. Мышление [Электронный ресурс]. - режим доступа http:
//azps.ru/handbook/m/mshl141.html 1 Jun 2014 19:05:30
15. Наглядные методы обучения и их роль в управлении вниманием младших школьников [Электронный ресурс]. - режим доступа http:
//www.psi.lib.ru/detsad/sbor/nmetob.htm 13 Jun 2014 12:35:17
16. Начертательная геометрия. Конспект лекций [Электронный ресурс]. - режим доступа http: //www.litmir.net/br/?b=112156. 20 Dec 2013 14:01:45
17. Немов Р. Психология.кн.2. Психология образования [Электронный ресурс].-режимдостуnаhttp:
//www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/index.php15Jun 2014 17:00:0959
18.Орехов, П. С. Изображения в стереометрии [Текст]: Учебно- методическое пособие / П. С. Орехов, О.В. Разумова, Е.Р. Садыкова. - Казань: Казан.ун-т,2014. - 71 с.
19.Основные виды мышления человека [Электронный ресурс]. - режим доступаИПр:
//www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=22&0a1=550&0o1=0&0s1=0 10 Jun 2014 15:55:09
20. Павлова А.А. Графика в средней школе [Текст]: Методические пособия для учителя графики/А.А.Павлова, Е.И. Корзинова. - М.: Владос, 2003г. - 96 с.
21. Понарин, Я.П. Элементарная геометрия: В 2 т. - Т.2: Стереометрия, преобразования пространства [Текст]: моногграфия / Я.П.Понарин. - М.: МЦНМО, 2006.
22. Прасолов, В. В. Задачи по стереометрии [Текст]: Учебное пособие: монография/ В. В. Прасолов. - М.: МЦНМО, 2010. - 352 с.: ил.
23. Прасолов В.В., Узлы, зацепления, косы и трёхмерные многообразия [Текст]: Учебное пособие/ В.В. Прасолов, А.Б. Сосинский - М.: МЦНМО, 1997. - 352 с.
24. Принадлежность прямой и точки плоскости [Электронный ресурс]. - режим доступа http: //
wwwold.informika.ru/text/database/geom/Geometry/GLAWA_23.HTML. 20 Dec 2013 12:20:07
25. Проблема использования многогранников на ранних этапах изучения стереометрии (анализ материалов учебников и из опыта работы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:
//nsportal.ru/shkola/geometriya/library/problema-ispolzovaniyamnogogrannikov- na-rannikh-etapakh-izucheniya-stereo. 20 Dec 2013 16:38:34
26. Сайт учителям математики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 60 http: //le-savchen.ucoz.ru 20 Dec 2013 19:54:16
27. Саранцев, Г.И. Обучение математическим доказательствам и
опровержениям в школе [Текст]: монография / Г. И. Саранцев.- М. :Владос, 2005.- 183 с.
28. Справочник по математике [Электронный ресурс]. - режим доступа: http: //www.terver.ru/trexgranmnogogran.php 20 Dec 2013 22:23:01
29. Тест структуры интеллекта Амтхауэра [Электронный ресурс]. - режим доступа: http: //psylab.info/ 15 Jun 2014 13:00:00 30.Четверухин, Н. Ф. Изображения в курсе геометрии [Текст]: Пособие для учителей и студентов/ Н. Ф. Четверухин— М.: Учпедгиз, 1958. — 217 с. 31.Четверухин, Н. Ф. Методы геометрических построений [Текст]: Пособие для учителей и студентов/ Н. Ф. Четверухин — М.: Учпедгиз, 1952. - 200 с.
32. Шарыгин, И. Ф. Задачи по геометрии: Стереометрия [Текст]: учебное пособие/ И.Ф.Шарыгин - М.: Наука. Главная редакция физико¬математической литературы, 1984. - 160 с.
33. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст]: монография/И.С. Якиманская - М.: Педагогика, 1980, — 240 с.61