Введение 3
Глава 1. Понятие интерактивной формы обучения в научно¬методической литературе 6
1.1. Место интерактивной формы обучения в современной образовательной системе 6
1.2. Интерактивное обучение в аспекте учебного взаимодействия 15
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Методические предпосылки использования интерактивной формы обучения для повышения познавательной активности на уроках русского языка 20
2.1. Познавательная активность как один из важнейших мотивов учения школьников 20
2.2. Повышение познавательной активности в интерактивном режиме 24
2.3. Использование технологий интерактивного обучениям на уроках русского языка 29
Выводы по второй главе 39
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности интерактивной формы обучения на уроках русского языка 40
3.1. Описание констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня познавательной активности учащихся 5 классов 40
3.2. Описание формирующего этапа эксперимента 45
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 55
Выводы по третьей главе 57
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложение 63
История педагогической науки подтверждает, что каждой стадии развития общества соответствуют свои формы обучения новых поколений, передачи им накопленных знаний, навыков, традиций.
В современном мире, в новом информационном обществе, активно происходят изменения по модернизации образовательного процесса как в России в целом, так и в отдельных регионах страны. В Республике Тыва с 2014 года реализуется государственная программа Республики Тыва «Развитие русского языка на 2014 - 2018 годы», в рамках которой предполагается изучение вопросов преподавания русского языка и литературы в системе непрерывного образования, сотрудничество с российскими научными, учебными организациями, языковыми центрами с целью обмена опытом и информацией и проведение совместных исследований и др. В 2015 году подписано распоряжение Правительства Республики Тыва «Об утверждении комплекса мер по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и литературы на 2016 - 2017 годы». Все это должно способствовать улучшению качества преподавания русского языка в условиях поликультурной и полиязыковой среды на всех уровнях общего образования.
Актуальность исследования определяется не только социальным заказом, но и потребностями современного человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного информационного общества.
В связи с этим вопросы активизации обучения относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. в настоящее время обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Все вышесказанное подтверждает, что в условиях современного общества профессиональная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с применением новых форм обучения становится важной составляющей его профессионализма. В этой связи в настоящее время во всех уровнях образования среди современных форм обучения видное место занимает интерактивная форма обучения.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
Цель данной работы заключается в выявлении преимуществ применения интерактивной формы обучения, способствующей повышению познавательной активности учащихся 5 класса на уроках русского языка.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
- проанализировать состояние проблемы использования интерактивных форм в теории и практике обучения русскому языку;
- определить условия повышения познавательной активности школьников посредством применения интерактивных форм обучения русскому языку;
- разработать условия организации урока русского языка в 5 классе школ с родным (тувинским) языком обучения с применением интерактивных форм;
- апробировать применение интерактивной формы обучения русскому языку посредством включения в целостный педагогический процесс.
Объектом исследования являются интерактивные формы обучения русскому языку в 5 классе школ с родным (тувинским) языком обучения.
Предметом исследования- процесс повышения познавательной активности учащихся 5 класса через использование интерактивных форм обучения русскому языку.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут применяться на уроках русского языка в школах с родным (тувинским) языком обучения.
Основными методами исследования явились:
- изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания различного дидактического материала;
- наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках;
- педагогический эксперимент, предназначенный для выявления эффективности интерактивного обучения на уроках русского языка.
Методологической и теоретической основой исследования стали:
- фундаментальные труды в области дидактики, психологии, методики обучения русскому языку в школе;
- исследования по проблемам развития познавательных интересов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе работы изложен теоретический материал по основам интерактивной формы обучения.
Вторая глава посвящена описанию применения интерактивных форм обучения для повышения познавательной активности на уроках русского языка.
В третьей главе работы описано опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности интерактивных форм обучения на уроках русского языка на базе 5 «А» и 5 «Б» классов МБОУ СОШ с. Кара- Чыраа Сут-Хольского района.
Заключение содержит обобщающие выводы по проделанной работе.
Для того, чтобы апробировать применение интерактивной формы обучения русскому языку посредством включения в целостный педагогический процесс, нами было проведено исследование, базой которого явилась МБОУ СОШ с. Кара-Чыраа Сут-Хольского района. Участвовали в нем 24 учащихся 5 классов. С целью выяснить, какие проблемы познавательной активности учащихся порождает традиционный процесс обучения, для учащихся 5 классов были предложены вопросы:
1. При подготовке уроков для меня важно запомнить, чем понять.
2. Читая параграф, я всегда выделяю главное.
3. Обычно я не пытаюсь найти связь того, что изучается сейчас, с тем, что мы проходили раньше.
4. Для меня важно понять причину явления, события.
5. Я выясняю значение незнакомых слов.
6. Я люблю следить за рассуждением учителя, одноклассника, за объяснением того, как получен результат.
7. Мне интересно многое из того, что изучают в школе.
8. Я стараюсь найти ответы на вопросы, задаваемые учителем.
9. Если в объяснении учителя мне что-то непонятно, я обязательно выясню это.
10. Я не всегда могу точно определить, что я знаю, а чего не знаю.
Анализ полученных данных показал, что в результате интерактивного обучения значительно повысилась познавательная активность учащихся 5 класса. Если до эксперимента на первом месте стояли «знания», то после эксперимента - умение «понять» (91,6%). Это свидетельство того, что обучение осуществляется на основе сознательного усвоения материала. При этом большинство детей пытается находить связь с ранее изученным материалом. Только 8,3% учащихся слабо владеют умением контролировать себя в процессе учения и потому «не всегда могут точно определить, что знают и чего не знают».
Следует отметить, что интерактивное обучение позволило повысить не только познавательную активность, но и мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Как показали наблюдения, наиболее ценным является то, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Таким образом, наше предположение о том, что если проводить уроки русского языка в интерактивной форме, то эффективность занятий и уровень развития познавательной активности у учащихся в процессе обучения повысятся, подтверждено.
Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
Таким образом, освоение учителем современных методов, приемов и технологий есть самый верный путь к повышению познавательной активности учащихся, а значит, к использованию интерактивной формы обучения.
1. А.А. Аладьина, М.Е. Минайдарова, Х.Т.Абдрахманова. Роль интерактивных методов обучения в формировании креативной личности. - Таразский государственный педагогический институт - Тараз, 2015.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2003.
3. . Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 2006.
4. Б. Блум. Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания». - М.,1956.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320с.
6. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 32-40.
7. Болотов В. А., Вальдман И. А. Как оценивать образовательные достижения школьников. // Журнал руководителя управления образованием. 2014. № 1. С. 30-37.
8. Болотов В. А. Потому что умные. // Директор школы. 2014. № 2(185).С. 57-63.
9. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников. - М., 2011.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - С.-Пб.: Союз, 2002.
11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 230с.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000.
13. Дьяченко В. К. Дидактика: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образования: в 2-х томах. — М : Народное образование, 2006. Т. 1. — 400с. ; Т. 2. — 384 с.
14. Дьяченко В. К. Реформирование школы и образовательные технологии : в 2 ч. — Красноярск, Новокузнецк: ИПК РО, 1999.
15.Закон РК "Об образовании" от 27 июля 2007 года № 319-III.
16.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. 17.Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.:Знание, 1960., 162с.
18.Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта.// Знание - сила. - 1997г. №4.
19. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2.
20. Красновский Э. А. Экзаменационное сочинение и развитие самостоятельности учащихся [Текст] / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - N 5. - С. 21-28
21. Красновский Э. А. О сущности понятия «продуктивность обучения» при изучении дисциплин гуманитарного цикла [Текст] / Э.А. Красновский // Ученик в обновляющейся школе. - М., 2002. - С. 460¬463
22. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. - М.:
Издательский дом Российской академии образования, 2003.
23. Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и принципы обучения. М.,1967.
24. Моляко В.А. Психологические проблемы творческой одаренности. - Киев:Знамя, 1995.
25. Нестандартные задания на уроках русского языка.// Русская словесность. №5, 2000, стр.16-19.
26. Низамова. М.Н. Когнитивные предпосылки усвоения русской грамматики.
// Менеджмент в образовании. - 2005. - № 2. - С.71-75.
27. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
28. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. Красило А. И. и др. М., - 2005г.
29. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 -е изд. - М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
30. Сухомлинский В.А. О воспитании - М.: Просвещение, 1975г.
31. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 2007г.-160с.
32.Эльконин Д.Б. Психология обучения. - М.: Знание, 1984. -230с.
33. http://www.twirpx.com/file/288338/