РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАУКЕ 6
1.1. Возрастная характеристика детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Способности детей старшего дошкольного возраста: понятие, виды,
структура, компоненты и факторы развития 10
1.3. Особенности развития познавательных способностей детей старшего
дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 28
2.1. Организация и ход исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 31
2.3. Методические рекомендации по развитию познавательных
способностей детей старшего дошкольного возраста 38
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАУКЕ 6
1.1. Возрастная характеристика детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Способности детей старшего дошкольного возраста: понятие, виды,
структура, компоненты и факторы развития 10
1.3. Особенности развития познавательных способностей детей старшего
дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 28
2.1. Организация и ход исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 31
2.3. Методические рекомендации по развитию познавательных
способностей детей старшего дошкольного возраста 38
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для познавательного развития, особенно в рамках дошкольной образовательной организации, где развитие способностей детей является актуальной проблемой, ведь именно в ДОУ происходит в большинстве случаев организованная педагогическая работа в познавательном развитии детей. Проблемой является поиск эффективных средств познавательного развития детей, поскольку именно дошкольный период жизни наиболее благоприятен к становлению познавательных способностей.
Этот период важен тем, что возникает специализация познавательных способностей благодаря ведущей деятельности (игровой) и углублению многих новых видов деятельности (творческой, познавательной и т.п.) [15]. Специфика развития познавательных способностей детей 5-6 лет в том, что кроме возрастных особенностей развития психики, на эти способности детей начинает влиять социальный и личностный фактор - усвоение новых социальных ролей детьми, новых требований к ним. Кроме того, значительно влияет на познавательные способности детей 5-6 лет стремительное физическое и психическое развитие, особенно в когнитивной сфере, а также личностное развитие [26].
Известно, что дошкольник, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения необходимой информации и успешно развивается. В случае затруднения развития познавательных способностей, в рамках проводимой в образовательном учреждении развивающей работы, возникает необходимость искать новые формы, способы, организовывать занятия, опираясь на особенности ведущего типа деятельности, и используя главные новообразования в познавательной деятельности. Поэтому важно изучать, какие именно актуальные способности и как развиваются в настоящее время у современных детей, в частности, у детей старшего дошкольного возраста [4], и осуществлять поиск средств для развития.
Проблема в том, что подбор развивающих средств, при всем их многообразии, методически сложно осуществить из-за того, что каждое новое поколение детей развивается в новой социальной и предметной обстановке. И поэтому каждый раз необходимо осуществлять поиск новых средств развития для каждого нового поколения детей, которые приходят в образовательное учреждение. В этом главная сложность - отсутствуют готовые решения по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из проблемы поиска таких средств возникла необходимость проведения исследования, рассматриваемого в данной работе.
Цель: исследование возможности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, через комплекс разработанных мероприятий.
Объект: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: Комплекс мероприятий будет способствовать развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, если при его разработке будут учтены дефициты, выявленные в процессе диагностирования; будет учтена последовательность развития компонентов мышления.
Задачи:
• Охарактеризовать развитие детей старшего дошкольного возраста;
• Проанализировать проблему способностей детей старшего дошкольного возраста: понятие, виды, структура, компоненты и факторы развития;
• Изучить особенности познавательного развития в старшем дошкольном возрасте;
• Организовать и провести исследование познавательных
способностей детей старшего дошкольного возраста;
• Проанализировать полученные результаты;
• Разработать и реализовать педагогический эксперимент по
развитию способностей детей старшего дошкольного возраста
База исследования: в проведенном исследовании развития познавательных способностей принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в г. Железногорске.
Методы и методики исследования:
• Тест Равена
• Батарея методик диагностики психических процессов: «интуитивный речевой и визуальный анализ-синтез»; «речевые и визуальные аналогии»; «речевые и визуальные классификации»; «абстрактное мышление».
Теоретическая значимость - в том, что были обобщены сведения теоретического характера по проблеме исследования.
Практическая значимость работы в том, что был получен опыт реализации методических рекомендаций по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, выводов, списка литературы и приложений.
Этот период важен тем, что возникает специализация познавательных способностей благодаря ведущей деятельности (игровой) и углублению многих новых видов деятельности (творческой, познавательной и т.п.) [15]. Специфика развития познавательных способностей детей 5-6 лет в том, что кроме возрастных особенностей развития психики, на эти способности детей начинает влиять социальный и личностный фактор - усвоение новых социальных ролей детьми, новых требований к ним. Кроме того, значительно влияет на познавательные способности детей 5-6 лет стремительное физическое и психическое развитие, особенно в когнитивной сфере, а также личностное развитие [26].
Известно, что дошкольник, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения необходимой информации и успешно развивается. В случае затруднения развития познавательных способностей, в рамках проводимой в образовательном учреждении развивающей работы, возникает необходимость искать новые формы, способы, организовывать занятия, опираясь на особенности ведущего типа деятельности, и используя главные новообразования в познавательной деятельности. Поэтому важно изучать, какие именно актуальные способности и как развиваются в настоящее время у современных детей, в частности, у детей старшего дошкольного возраста [4], и осуществлять поиск средств для развития.
Проблема в том, что подбор развивающих средств, при всем их многообразии, методически сложно осуществить из-за того, что каждое новое поколение детей развивается в новой социальной и предметной обстановке. И поэтому каждый раз необходимо осуществлять поиск новых средств развития для каждого нового поколения детей, которые приходят в образовательное учреждение. В этом главная сложность - отсутствуют готовые решения по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из проблемы поиска таких средств возникла необходимость проведения исследования, рассматриваемого в данной работе.
Цель: исследование возможности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, через комплекс разработанных мероприятий.
Объект: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: Комплекс мероприятий будет способствовать развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, если при его разработке будут учтены дефициты, выявленные в процессе диагностирования; будет учтена последовательность развития компонентов мышления.
Задачи:
• Охарактеризовать развитие детей старшего дошкольного возраста;
• Проанализировать проблему способностей детей старшего дошкольного возраста: понятие, виды, структура, компоненты и факторы развития;
• Изучить особенности познавательного развития в старшем дошкольном возрасте;
• Организовать и провести исследование познавательных
способностей детей старшего дошкольного возраста;
• Проанализировать полученные результаты;
• Разработать и реализовать педагогический эксперимент по
развитию способностей детей старшего дошкольного возраста
База исследования: в проведенном исследовании развития познавательных способностей принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в г. Железногорске.
Методы и методики исследования:
• Тест Равена
• Батарея методик диагностики психических процессов: «интуитивный речевой и визуальный анализ-синтез»; «речевые и визуальные аналогии»; «речевые и визуальные классификации»; «абстрактное мышление».
Теоретическая значимость - в том, что были обобщены сведения теоретического характера по проблеме исследования.
Практическая значимость работы в том, что был получен опыт реализации методических рекомендаций по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, выводов, списка литературы и приложений.
В ходе проведенного исследования было выяснено, что для развития познавательных способностей (как общих, так и специальных) дошкольное детство является сензитивным периодом.
Познавательные способности - это способности познания окружающего мира. Основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. Познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие. В качестве основных компонентов познавательных способностей выступают прогнозирование, восприятие, мышление, память. Другие отнесены к вспомогательным - ощущение, представление, воображение, психомоторные. Выделяются два типа познавательных способностей - невербальные и вербальные.
В старшем дошкольном возрасте развиваются специфические способности: художественные - декоративно-прикладные и изобразительные; театрально-речевые, лингвистические; музыкальные; логико¬математические; организаторские, конструктивно-технические. Развиваются познавательные способности, центральное место в их структуре занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций, способность к перцептивному моделированию и социализованной речи, способность к обобщению переживаний.
В ходе проведенного эмпирического исследования проводилось изучение познавательных способностей старших дошкольников и проводилась проверка эффективности разработанной программы развития познавательных способностей для старших дошкольников.
После первичной диагностики была выявлена группа испытуемых, у которых преимущественно низкие результаты по нескольким изучаемым показателям, среди общей группы показателей. Это были такие показатели как слабый уровень развития визуального структурного мышления, понятийного логического мышления, абстрактного мышления.
После того, как были определены наиболее нуждающиеся в развитии познавательные способности, была проведена специальная развивающая работа, в экспериментальной группе. Развивающие занятия с детьми в экспериментальной группе проводились 3 раза в неделю в течении 2-х месяцев. В контрольной группе не проводилось никакой специальной работы, для того чтобы при последующем сравнении с экспериментальной группой можно было выяснить, есть ли позитивный эффект от проведенной развивающей работы.
После реализации развивающей работы был проведен повторный этап диагностики - контрольный, для выявления динамики изменений, в итоге было выяснено, что с помощью комплекса мероприятий, удалось развить познавательные способности в экспериментальной группе. В то же время в контрольной группе испытуемых значимой положительной динамики не выявлено, зафиксированы лишь незначительные изменения, которые можно объяснить естественным темпом возрастного развития детей. Таким образом, разработанные занятия эффективны, и гипотеза была подтверждена.
Познавательные способности - это способности познания окружающего мира. Основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. Познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие. В качестве основных компонентов познавательных способностей выступают прогнозирование, восприятие, мышление, память. Другие отнесены к вспомогательным - ощущение, представление, воображение, психомоторные. Выделяются два типа познавательных способностей - невербальные и вербальные.
В старшем дошкольном возрасте развиваются специфические способности: художественные - декоративно-прикладные и изобразительные; театрально-речевые, лингвистические; музыкальные; логико¬математические; организаторские, конструктивно-технические. Развиваются познавательные способности, центральное место в их структуре занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций, способность к перцептивному моделированию и социализованной речи, способность к обобщению переживаний.
В ходе проведенного эмпирического исследования проводилось изучение познавательных способностей старших дошкольников и проводилась проверка эффективности разработанной программы развития познавательных способностей для старших дошкольников.
После первичной диагностики была выявлена группа испытуемых, у которых преимущественно низкие результаты по нескольким изучаемым показателям, среди общей группы показателей. Это были такие показатели как слабый уровень развития визуального структурного мышления, понятийного логического мышления, абстрактного мышления.
После того, как были определены наиболее нуждающиеся в развитии познавательные способности, была проведена специальная развивающая работа, в экспериментальной группе. Развивающие занятия с детьми в экспериментальной группе проводились 3 раза в неделю в течении 2-х месяцев. В контрольной группе не проводилось никакой специальной работы, для того чтобы при последующем сравнении с экспериментальной группой можно было выяснить, есть ли позитивный эффект от проведенной развивающей работы.
После реализации развивающей работы был проведен повторный этап диагностики - контрольный, для выявления динамики изменений, в итоге было выяснено, что с помощью комплекса мероприятий, удалось развить познавательные способности в экспериментальной группе. В то же время в контрольной группе испытуемых значимой положительной динамики не выявлено, зафиксированы лишь незначительные изменения, которые можно объяснить естественным темпом возрастного развития детей. Таким образом, разработанные занятия эффективны, и гипотеза была подтверждена.
Подобные работы
- Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Особенности и эффективность применения
проектной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
КИНЕЗИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - Методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию в условиях дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020



