Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №157227

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2021
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАУКЕ 6
1.1. Возрастная характеристика детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Способности детей старшего дошкольного возраста: понятие, виды,
структура, компоненты и факторы развития 10
1.3. Особенности развития познавательных способностей детей старшего
дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 28
2.1. Организация и ход исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 31
2.3. Методические рекомендации по развитию познавательных
способностей детей старшего дошкольного возраста 38
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 62


В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для познавательного развития, особенно в рамках дошкольной образовательной организации, где развитие способностей детей является актуальной проблемой, ведь именно в ДОУ происходит в большинстве случаев организованная педагогическая работа в познавательном развитии детей. Проблемой является поиск эффективных средств познавательного развития детей, поскольку именно дошкольный период жизни наиболее благоприятен к становлению познавательных способностей.
Этот период важен тем, что возникает специализация познавательных способностей благодаря ведущей деятельности (игровой) и углублению многих новых видов деятельности (творческой, познавательной и т.п.) [15]. Специфика развития познавательных способностей детей 5-6 лет в том, что кроме возрастных особенностей развития психики, на эти способности детей начинает влиять социальный и личностный фактор - усвоение новых социальных ролей детьми, новых требований к ним. Кроме того, значительно влияет на познавательные способности детей 5-6 лет стремительное физическое и психическое развитие, особенно в когнитивной сфере, а также личностное развитие [26].
Известно, что дошкольник, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения необходимой информации и успешно развивается. В случае затруднения развития познавательных способностей, в рамках проводимой в образовательном учреждении развивающей работы, возникает необходимость искать новые формы, способы, организовывать занятия, опираясь на особенности ведущего типа деятельности, и используя главные новообразования в познавательной деятельности. Поэтому важно изучать, какие именно актуальные способности и как развиваются в настоящее время у современных детей, в частности, у детей старшего дошкольного возраста [4], и осуществлять поиск средств для развития.
Проблема в том, что подбор развивающих средств, при всем их многообразии, методически сложно осуществить из-за того, что каждое новое поколение детей развивается в новой социальной и предметной обстановке. И поэтому каждый раз необходимо осуществлять поиск новых средств развития для каждого нового поколения детей, которые приходят в образовательное учреждение. В этом главная сложность - отсутствуют готовые решения по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из проблемы поиска таких средств возникла необходимость проведения исследования, рассматриваемого в данной работе.
Цель: исследование возможности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, через комплекс разработанных мероприятий.
Объект: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: Комплекс мероприятий будет способствовать развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, если при его разработке будут учтены дефициты, выявленные в процессе диагностирования; будет учтена последовательность развития компонентов мышления.
Задачи:
• Охарактеризовать развитие детей старшего дошкольного возраста;
• Проанализировать проблему способностей детей старшего дошкольного возраста: понятие, виды, структура, компоненты и факторы развития;
• Изучить особенности познавательного развития в старшем дошкольном возрасте;
• Организовать и провести исследование познавательных
способностей детей старшего дошкольного возраста;
• Проанализировать полученные результаты;
• Разработать и реализовать педагогический эксперимент по
развитию способностей детей старшего дошкольного возраста
База исследования: в проведенном исследовании развития познавательных способностей принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в г. Железногорске.
Методы и методики исследования:
• Тест Равена
• Батарея методик диагностики психических процессов: «интуитивный речевой и визуальный анализ-синтез»; «речевые и визуальные аналогии»; «речевые и визуальные классификации»; «абстрактное мышление».
Теоретическая значимость - в том, что были обобщены сведения теоретического характера по проблеме исследования.
Практическая значимость работы в том, что был получен опыт реализации методических рекомендаций по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, выводов, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования было выяснено, что для развития познавательных способностей (как общих, так и специальных) дошкольное детство является сензитивным периодом.
Познавательные способности - это способности познания окружающего мира. Основой формирования и развития познавательной способности является познавательная деятельность. Познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие. В качестве основных компонентов познавательных способностей выступают прогнозирование, восприятие, мышление, память. Другие отнесены к вспомогательным - ощущение, представление, воображение, психомоторные. Выделяются два типа познавательных способностей - невербальные и вербальные.
В старшем дошкольном возрасте развиваются специфические способности: художественные - декоративно-прикладные и изобразительные; театрально-речевые, лингвистические; музыкальные; логико¬математические; организаторские, конструктивно-технические. Развиваются познавательные способности, центральное место в их структуре занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций, способность к перцептивному моделированию и социализованной речи, способность к обобщению переживаний.
В ходе проведенного эмпирического исследования проводилось изучение познавательных способностей старших дошкольников и проводилась проверка эффективности разработанной программы развития познавательных способностей для старших дошкольников.
После первичной диагностики была выявлена группа испытуемых, у которых преимущественно низкие результаты по нескольким изучаемым показателям, среди общей группы показателей. Это были такие показатели как слабый уровень развития визуального структурного мышления, понятийного логического мышления, абстрактного мышления.
После того, как были определены наиболее нуждающиеся в развитии познавательные способности, была проведена специальная развивающая работа, в экспериментальной группе. Развивающие занятия с детьми в экспериментальной группе проводились 3 раза в неделю в течении 2-х месяцев. В контрольной группе не проводилось никакой специальной работы, для того чтобы при последующем сравнении с экспериментальной группой можно было выяснить, есть ли позитивный эффект от проведенной развивающей работы.
После реализации развивающей работы был проведен повторный этап диагностики - контрольный, для выявления динамики изменений, в итоге было выяснено, что с помощью комплекса мероприятий, удалось развить познавательные способности в экспериментальной группе. В то же время в контрольной группе испытуемых значимой положительной динамики не выявлено, зафиксированы лишь незначительные изменения, которые можно объяснить естественным темпом возрастного развития детей. Таким образом, разработанные занятия эффективны, и гипотеза была подтверждена.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИД Юрайт 2014. 811 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер. 2001. 288 с.
3. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. М., 2009. 25 с.
4. Аббасова Л.И., Малярова Н.П. Психолого-педагогические
основы познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста // International scientific review. 2019. №LXV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy- poznavatelnyh-interesov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата
обращения: 05.06.2021).
5. Бондаренко А.В., Шинкарева Н.А. Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 4 (7). С. 38-40.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 2008. 205 с.
7. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Педагогика, 2004. 322 с.
8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 320 с.
9. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 218 с.
10. Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. 264 с.
11. Баранник Н.В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2015. № 24 (104). С. 916-919. URL: https://moluch.ru/archive/104/24585/(дата обращения: 05.06.2021).
12. Богатова Е.А. Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера // Молодой ученый. 2017. № 46 (180). С. 276-279. URL: https://moluch.ru/archive/180/46528/(дата обращения: 05.06.2021).
13. Брунер Дж. Психология познания. М.: Академия, 2007. 350 с.
14. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.: Юрайт, 2020. 171 с.
15. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. М.: Юрайт, 2013. 510 c.
16. Венгер А.А. Педагогика способностей. М.: Просвещение, 1988. 106 с.
17. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Академия, 2008. 336 с.
18. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 336 c.
19. Вахрушева Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. М.: Форум, 2015. 187 с.
20. Власова Т.В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Казань: Бук, 2015. 47 с.
21. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2020. 254 с.
22. Григорьева О.А., Шинкарева Н.А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек 6-го года жизни // Современная педагогика. 2015.№ 10. С. 62- 63.
23. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. Гонина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 425 с.
24. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 425 с.
25. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие. М.: Творческий центр Сфера, 2016. 96 с.
26. Дыбина О.В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации. М.: Национальный книжный центр, 2015. 304 с.
27. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2013. 96 с.
28. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер.2000. 358 с.
29. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 38с.
30. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: учебное пособие для вузов. Москва: [Изд-во МПСИ], 2006. 223 с.
31. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для пед. вузов / Под ред. Л.Г. Нисканен. М.: Академия, 2002. 201 с.
32. Изотова Е.И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Ч. 1. М.: Юрайт, 2020. 223 с.
33. Изотова Е.И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Ч. 2. М.: Юрайт, 2020. 241 с.
34. Знаменщикова Н.В., Шинкарёва Н.А. Особенности проявления
любознательности у детей старшего дошкольного возраста // БГЖ. 2018. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-
lyuboznatelnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 05.06.2021).
35. Зотова И.В., Фадеева Н.В. Особенности процесса формирования
познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы Науки. 2017. № 21 (103). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-formirovaniya- poznavatelnoy-deyatelnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 05.06.2021).
36. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник. М.: Academia, 2017. 288 c.
37. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
38. Калашников М.М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии // Вестник БГУ. 2014. № 1. С. 45-52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-ponyatiya-sposobnostey-v- pedagogike-i-psihologii(дата обращения: 01.10.2019).
39. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез. 2012. 80 с.
40. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. 79 с.
41. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «Академия», 2003. 384 с.
42. Мухина B.C. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО Пресс, 2000. 480 с
43. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2020. 412 с.
44. Погребецкая Ю.А. Исследовательская деятельность дошкольников (опыты и эксперименты): метод. пособие. Челябинск.: Титул, 2016. 58 с.
45. Полякова М.Н. Развитие познавательно-исследовательского
поведения у детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №. 3 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelno-issledovatelskogo- povedeniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 05.06.2021).
46. Прохорова С.Ю. «Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования». Ульяновск, 2011. 205 с.
47. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Астрель, 1994. 365 с.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 713 с.
49. Светличная Л.В. Психология способностей: Учебное пособие. М.: РУТ (МИИТ), 2017. 48 с.
50. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: Детство- Пресс, 2013. 128с.
51. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. М.: Флинта, 2016. 256 c.
52. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. 4-е издание, стереотип. М.: Академия, 2008. 348с.
53. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. С. 3-12.
54. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2. С. 12-18
55. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / Под ред. О.В. Хухлаевой. М.: Юрайт, 2019. 367 с.
56. Хмелькова Е.В. К проблеме познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Вестник Марийского государственного университета. 2016. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme- poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti-doshkolnikov(дата обращения: 05.06.2021).
57. Чернокова Т.Е., Иванова В.В. Формирование познавательного
интереса к социальным явлениям у детей 5-6 лет посредством экспериментирования // СДО. 2018. № 8 (90). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-k- sotsialnym-yavleniyam-u-detey-5-6-let-posredstvom-eksperimentirovaniya(дата обращения: 05.06.2021).
58. Шадриков В.Д. Вопросы психологической теории способностей //
Психология. Журнал ВШЭ. 2010. № 3. С. 41-56. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-psihologicheskoy-teorii-sposobnostey(дата обращения: 01.10.2019).
59. Шаповаленко И. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.
60. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 575 с.
61. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 575 с.
62. Шинкарёва Н.А., Евдокимова О.А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры // Проблемы и перспективы развития образования Материалы V Международной научной конференции. 2014. С. 102-104.
63. Шинкарёва Н.А., Евдокимова О.А. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Материалы IV Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики» (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). 2013. С. 72-74.
64. Шинкарёва Н.А., Андреева А.И. Организационно-педагогические условия и особенности развития любознательности у детей шестого года жизни в ДОО // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-i- osobennosti-razvitiya-lyuboznatenosti-u-detey-shestogo-goda-zhizni-v-doo(дата обращения: 05.06.2021).
65. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 2006. 385 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ