Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре 12
1.1. Роль нормативно-правового обеспечения в модернизации
образования Российской Федерации 12
1.2. Система образовательного процесса в магистратуре 31
1.3. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в
магистратуре как средство управления образовательным процессом 41
Выводы по первой главе 54
Глава II. Моделирование нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в магистратуре 56
2.1. Принципы моделирования нормативно-правового обеспечения
образовательного процесса в магистратуре 56
2.2. Структура и содержание нормативно-правового обеспечения
образовательного процесса в магистратуре 66
2.3. Алгоритм создания нормативно-правового обеспечения
образовательного процесса в магистратуре 79
Выводы по второй главе 91
Заключение 92
Библиографический список 94
Приложения 107
Актуальность исследования. Создание нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в высшем учебном заведении в настоящее время является одним из основополагающих факторов, которые обеспечивают повышение качества профессионального образования, инновационность, эффективность, прогностичность самого образовательного процесса.
Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в системе высшего профессионального образования обусловлена радикальными изменениями, происходящими в обществе, связаны с политическими, социально-экономическими, образовательно-прогностическими условиями в России.
Эти изменения, а также введение в образовательный процесс новых направлений деятельности, требуют совершенствования нормативно-правового обеспечения, принятия более прогрессивных законодательных актов, направленных на устойчивое развитие образовательного процесса и обеспечивающих получение качественного образования.
Практика создания нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в вузе в целом, и в магистратуре в частности, свидетельствует о необходимости основательного системного изучения и учета особенностей функционирования и развития объекта правового регулирования, в данном случае образовательной деятельности в высшем учебном заведении — в магистратуре.
С этих позиций создание нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в магистратуре является педагогической проблемой, а педагогическое обоснование правового регулирования отношений субъектов образовательного процесса - актуальным вопросом в педагогической науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время эта проблема недостаточно освещена в педагогической литературе. Из имеющихся публикаций следует отметить работы Е.В. Буслаева, С.А. Емельяновой, К.А. Черненко и других.
Главным вопросом становится определение функциональной полноты нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в магистратуре с точки зрения задач и роли этого уровня образования в современном обществе.
Педагогические факторы имеют существенное значение в совершенствовании нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в магистратуре, в реализации прав граждан в области образования.
Вопросы педагогического обоснования правотворческой деятельности, системного моделирования нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в магистратуре, регулирующие отношения субъектов образовательного процесса, научного обоснования структуры, содержания и принципов разработки нормативно-правовой документации, а также проблемы формирования готовности педагогов к разработке нормативно-правовых документов и реализации законодательства об образовании остаются малоисследованными.
Рассмотрение нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в высшем учебном заведении, как сложного механизма, обеспечивающего функционирование образовательного учреждения для выполнения поставленных перед ним задач, исследование его педагогических обоснований определено современными требованиями к организации образовательной деятельности и регулированию отношений ее реализации.
Вышеизложенное определило актуальность исследования и обусловило выделение существующих противоречий между:
- государственными требованиями к правовой обеспеченности образовательной деятельности в вузе и неразработанностью алгоритма правотворческой деятельности;
- требованиями к уровню качества высшего образования и сложившейся в высшем учебном заведении системой нормативно¬правового обеспечения;
- педагогическими нормами к разработке нормативно-правового обеспечения и существующими способами разработки и реализации нормативно-правовой документации в высшем образовании;
- современным качеством нормативно-правовых документов, регулирующих отношения в сфере высшего образования и недостаточным уровнем готовности субъектов образовательной деятельности к участию в правотворчестве.
Необходимость исследования нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в вузе и конкретно в магистратуре по направлению подготовки «Педагогическое образование» позволило нам сформулировать замысел исследования, который заключается в понимании нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности как средства повышения качества образовательного процесса в магистратуре.
Выявленные противоречия, а также недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Нормативно-правовое обеспечение программы магистратуры по направлению «Педагогическое образование»».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать алгоритм создания нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре и опытно-экспериментальным путем проверить его результативность.
Объект исследования: нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в вузе.
Предмет исследования: алгоритм создания нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что образовательный процесс в магистратуре будет более эффективным, если:
- нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в магистратуре рассмотрено как сложное социальное явление, организующее единое образовательное пространство в магистратуре;
- разработаны и обоснованы структура и содержание нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре на основе особенностей образовательной деятельности высшего учебного заведения;
- разработан алгоритм создания нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ состояния нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре.
2. Раскрыть принципы моделирования нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре.
3. Разработать структуру и содержание нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре.
4. Разработать алгоритм создания нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре и экспериментально проверить его результативность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- идеи непрерывного образования - С.Я. Батышев, B.C. Безруков, Б.С. Гершунский, A.M. Новиков, Ю.Н. Петров, В.Д. Шадриков и др.
- идеи целостности педагогического процесса - Ю.К. Бабанский, П.Ф. Каптерев, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский и др.
- дидактические основы педагогического процесса - С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Бесполько и др.
- теория социального управления - И.П.Радченко, В.Н. Садовский и др.
- теория управления образовательным учреждением - И.Ф. Исаева, B.C. Лазарев, С.М. Маркова, Ю.Н. Петров, Е.Н. Шиянова и др.
- научные основы образовательного права - Г.К. Сафаралиев, М.Ю. Федорова, В.И. Шкатулла, и др.
- педагогические основы нормативно-правового обеспечения — B.C. Библер, М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревский, М.А. Викулина, В.И. Добреньков, В.Я. Нечаев, и др.
- концепция системного построения процесса воспитания - В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.
- технологии и условия осуществления инновационных процессов в образовании - В.И. Андреев, А.А. Климов, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и др.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования:
-теоретико-методические анализ и синтез правовой, экономической, педагогической и методической литературы, нормативно-правовой, учебно-программной, управленческой и другой документации для системы высшего образования;
- сравнительно-сопоставительный анализ существующих точек зрения, метод обобщения и метод формулирования частных выводов и суждений;
- изучение и обобщение опыта организации нормативно-правового обеспечения деятельности высших учебных заведений;
- экспериментальные методы.
Базой исследования явилась магистратура по направлению «Педагогическое образование» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», магистерские программы «Педагогика профессионального образования», «Педагогика профессионального образования на основе проектно-ориентированной деятельности», «Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного работника образования».
Достоверность полученных результатов обеспечивается развернутым анализом проблемы, системным подходом к решению выделенных в исследовании задач, теоретико-методологической базой исследования, изучением большого количества нормативно-правовых документов, обеспечивающих образовательный процесс в магистратуре, апробацией разработанного алгоритма создания нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре, использование адекватных поставленным цели и задачам методов исследования.
Научная новизна исследования:
- осуществлен системный анализ состояния нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре; раскрыта и определена сущность нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре как инвариантного способа организации образовательного пространства, условия повышения качества высшего профессионального образования и профессионально-личностного роста сотрудников и обучающихся, а также как средство управления образовательным процессом в магистратуре;
- разработаны структура и содержание нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре, включающие нормативно-правовую документацию на концептуально-прогностическом, административно-управленческом, профессионально-педагогическом, организационно-деятельностном (поведенческом) уровнях;
- разработан алгоритм создания нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре, включающий совокупность взаимосвязанных действий по разработке нормативно-правовых актов, регулирующих отношения субъектов образовательного процесса в магистратуре.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что осуществлено системное исследование нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре как сложного социального явления, организующего единое образовательное пространство. Обосновано, что нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса выступает системообразующим фактором жизнедеятельности магистратуры.
Уточнены и обоснованы ведущие понятия исследования: «нормативно-правовое обеспечение», «нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности», «нормативно-правовой акт», «правотворческая деятельность».
Определены принципы разработки нормативно-правового обеспечения: функциональной полноты, концептуальной обоснованности, правотворческой деятельности.
Выделены виды (программно-стратегические, структурно-организационные, личностно-ориентированные) и свойства (актуальность, адресность, объективность, динамичность, структурность, социальная направленность) нормативно-правовых документов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретически разработан и практически реализован алгоритм создания нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре по направлению «Педагогическое образование» в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева».
Положения выносимые на защиту:
1. Основаниями разработки структуры и содержания нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре явились следующие положения: зависимость профессионально-образовательной деятельности от уровня развития педагогической науки, образовательной практики, тенденции развития современного педагогического образования; нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в магистратуре должно разрабатываться на основе принципов функциональной полноты, концептуальной обоснованности, правотворческой деятельности; правотворческая деятельность педагогов высшего учебного заведения должна быть ориентирована на реализацию системного, личностно-ориентированного, социально-педагогического подходов и на разработку содержания нормативно-правовой документации, реализацию отношений субъектов в области педагогической, научной, учебно-методической и социально-воспитательной деятельности.
2. Состав нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре определяется системной целостностью и преемственностью концептуально-прогностической, административно-управленческой, профессионально-педагогической, организационно-деятельностной документации, определяющей структуру, содержание, формы и результативность образовательной деятельности в вузе.
3. Алгоритм создания нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре рассматривается нами как совокупность взаимосвязанных действий по формированию самостоятельного правового поля субъектов образовательного процесса в магистратуре, включающий целевой, процессуально-поисковый, рефлексивнооценочный, официально-утверждающий.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования апробировались и внедрялись последовательно на всех этапах его проведения. Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты были представлены на X Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе», посвященная памяти выдающегося ученого-педагога, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента Российской академии образования Марии Ивановны Шиловой (1933-2015) (Красноярск, 9-11 июня 2016 год), II international research and practice conference «Science, education, society: trends and prospecrs» (September 30, 2016, Gatos (CA), USA); I Международной научно-практической конференции «Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития» (Казань, 11 ноября 2016 года); I Международной научно-практической конференции аспирантов, студентов, магистрантов «Наука, технология, техника: перспективы исследования и разработки» (Калининград, 11 ноября 2016 года). Также по результатам исследования была опубликована статья в журнале ВАК «Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева» (№ 3 [37], 2016 год, С. 46-49). Все статьи внесены в библиографический список.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, 2 рисунков, 3 таблиц, 4 приложений, 126 страниц.
1. Доказано, что функционирование и развитие информационных, социально-педагогических, социокультурных, профессионально¬педагогических систем, приводящих образовательную деятельность в новое качественное состояние, невозможно без глубокого исследования нормативно-правовой базы высшего учебного заведения.
2. Определена сущность нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в магистратуре как способа организации образовательного пространства магистратуры, условия повышения качества высшего образования и профессионально-личностного роста сотрудников и обучающихся, а также как средство управления образовательным процессом магистратуры.
3. Уточнены и обоснованы ведущие понятия исследования: «нормативно-правовое обеспечение», «нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в магистратуре», «нормативно-правовой акт», «правотворческая деятельность».
4. Определены принципы разработки нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в магистратуре, в качестве которых выступают: принцип функциональной полноты, принцип концептуальной обоснованности, принцип правотворческой деятельности.
5. Выявлена сущность правотворческой деятельности педагогов высшего учебного заведения, которая должна быть ориентирована на реализацию системного, личностно-ориентированного, социально-педагогического подходов и на разработку содержания нормативно-правовой документации, реализацию отношений деятельности субъектов в области педагогической, научной, учебно-методической и социально-воспитательной деятельности.
6. Создан алгоритм правотворческой деятельности в магистратуре, который
рассматривается нами как необходимый механизм в самоорганизации сторон образовательных правоотношений по формированию самостоятельного правового поля образовательной деятельности в магистратуре и включает в себя следующие этапы: целевой, процессуально-поисковый, рефлексивно-оценочный, официально-
утверждающий.
7. Разработана рабочая программа дисциплины «Нормативные документы работника образования» для магистерской программы «Педагогика профессионального образования на основе проектно-ориентированной деятельности».
8. Результаты опытно-экспериментального исследования показали, что разработанное нормативно-правовое обеспечение в магистратуре создает единое педагогическое пространство, обеспечивающее повышение качества образовательного процесса, способствует формированию готовности педагогов к правотворческой деятельности.
1. Антипова Т. Правила применения нормативных правовых актов [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.ру»: garant.ru URL: http://base.garant.ru/5126186(дата обращения17.11.2016).
2. Бакшеева З.К., Строгова Н.Е., Зайцева М.С. Организация педагогической практики студентов-бакалавров на основе компетентностного подхода в педагогическом вузе: материалы X Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе», посвященная памяти выдающегося ученого-педагога, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента Российской академии образования Марии Ивановны Шиловой (1933-2015) / ред.кол. Краснояр.гос.пед.ун- т им. В.П. Астафьева.- Красноярск. - 2016. - С. 148-155.
3. Бакшеева З.К., Строгова Н.Е., Зайцева М.С. Основные механизмы педагогической практики в профессиональной подготовке будущего учителя российской школы: материалы II international research and practice conference «Science, education, society: trends and prospecrs» (September 30, 2016, Gatos (CA), USA). С. 68-80.
4. Бакшеева З.К., Строгова Н.Е., Зайцева М.С. Совершенствование педагогической практики студентов-бакалавров с позиции компетентностного подхода//Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2016. № 3 [37]. - С.46-49.
5. Безруков В.С. Словарь нового педагогического мышления / В.С. Безруков. - Екатеринбург, 1992. - 89 с.
6. Болотов В. А., Вальдман И.А., Ковалёва Г.С., Пинская М.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в Евразии. - 2013. - № 1. - С. 85-121.
7. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://vslovare.ru/slovo/printzip(дата обращения 03.12.2016).
8. Белова С. Н. Проблема оценивания структурных компонентов качества образовательного процесса в вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2014. - № 3 (31). - 8 с.
9. Бекоева М.И. Многоуровневая система высшего профессионального образования как объект научно-педагогического анализа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 1 - С. 352-354.
10. Буслов Е.В., Волохова Е.Д., Ермошин Г.Т. и др. Обзор и анализ законодательства в области образования в Российской Федерации: аналитический отчет.- Уфа : Восточный университет, 1999.-36 с.
11. Вавилова Л.Н. Методист профессиональной образовательной
организации: содержание деятельности и проблемы
профессионального становления // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 3 (15). - С. 24-31.
12. Васильева Л.И. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе: Дис... канд. пед. наук. Н. Новгород. - 2006. - 144 с. [Электронный ресурс] // URL: http://www.dslib.net/vseobwaja-istoria/politika-i-dejatelnost-junesko-v- oblasti-obrazovanija-vtoraja-polovina-xx-veka.html(дата обращения: 03.11.2016).
13. Винокуров М.А. Направления совершенствования системы высшего образования в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 5. - С. 5-9.
14. Волохова Е.Д. Формирование законодательства в образовании России в условиях федерализма: становление, перспективы. М.: МПГУ, 2001. - 160 с.
15. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.- 528 с.
16. «Всеобщая декларация прав человека», принятой Организацией
Объединенных Наций 10 декабря 1948г. [Электронный ресурс] // URL: http ://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/ declarations/declhr (дата
обращения 17.10.2016).
17. Гомбоева М.И., Замошникова Н.Н. Методики измерения эффективности научно-исследовательской деятельности в вузе и их функциональная определённость в системе обеспечения внутренних гарантий качества // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. - 2013. - № 4 (51). - С.195-202.
18. Горбатко Е.С. Правовые аспекты обеспечения модели управления интеграцией основного и дополнительного высшего образования на основе процессного подхода // Бизнес в законе. Экономико¬юридический журнал. - 2013. № 4. - С. 206-209.
19. Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2004. - № 6. - С. 12-16.
20. Горшунов А.П. Новые подходы к управлению образовательным учреждением СПО в условиях реализации ФГОС // Научные исследования в образовании. - 2012. - № 4. - 10 с.
21. Гуськова М.В., Звонников В.И. Взаимодействие работодателей и вузов: вчера, сегодня, завтра // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 6. Том 18. - С. 48-52.
22. Денисова О.П., Шуберт Ю.Ф. Система подготовки к аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 9. - С. 22-26.
23. Денисова О.П. Компетентностный подход как механизм обеспечения качества подготовки к аккредитации учреждений высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского
государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 3. - С. 66-70.
24. Доктрина развития российской науки» [Электронный ресурс] // URL:
http:// catalog.inforeg.ru/Inet/GetOrganization/1273 (дата обращения:
03.10.2016).
25. Емельянова С.А. Нормативно-педагогическое обеспечение как
условие повышения эффективности образовательного процесса в учебном заведении. // Дис... канд. Пед. наук. - Н.Новгород, ВГИПА, 2005. - 173 с. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.dslib.net/vseobwaja-istoria/politika-i-dejatelnost-junesko-v- oblasti-obrazovanija-vtoraja-polovina-xx-veka.html(дата обращения: 03.11.2016).
26. Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. [Электронный ресурс] // URL: http://constitution.garant.rU/act/right/10164235/chapter/1/(дата обращения 17.11.2016).
27. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/10105933/(дата обращения 19.11.2016).
28. Закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года [Электронный ресурс] // URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/(дата обращения: 03.12.2016).
29. Зайцева М.С., Тыжнов Н.С., Строгова Н.Е. Педагогическое обеспечение программы магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития, 11 ноября 2016 г. - Казань: НОО «Профессиональная наука», 2016. - С. 369-374.
30. Зайцева М.С., Строгова Н.Е. Основная образовательная программа как базовый документ для проектирования и разработки учебно-
методического обеспечения магистратуры // материалы X Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе», посвященная памяти выдающегося ученого-педагога, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента Российской академии образования Марии Ивановны Шиловой (1933-2015). - ред.кол.
Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2016. - С. 519¬523.
31. Ильмушкин А.Г. Ведущие принципы моделирования
управленческой компетентности менеджера в условиях модернизации российского образования // Современные проблемы науки и образования. 2012. - № 1. - С. 1-11. [Электронный ресурс] // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/veduschie-printsipy-modelirovaniya- upravlencheskoy-kompetentnosti-menedzhera-v-usloviyah-modernizatsii- rossiyskogo-obrazovaniya(дата обращения: 03.12.2016).
32. Кагазежев М.Н., Иванова З.З. Современные принципы структурирования образовательных программ // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. - № 3.- С. 137-140.
33. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // URL: http://window.edu.ru/resource/207/41207/files/lexed01.pdf(дата обращения 17.11.2016).
34. Комплексная целевая программа развития образования»
[Электронный ресурс] // URL:
http://base.garant.ru/71044750/#ixzz4SE1Cj6lu(дата обращения
17.11.2016) .
35. Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении
некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) [Электронный ресурс] // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/ (дата
обращения 10.11.2016).
36. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.zakonrf.info/konstitucia(дата обращения 17.11.2016).
37. Концепция ФЦП развития образования на 2016-2020 годы была утверждена распоряжением Правительства от 29 декабря 2014 года №2765-р» [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/docs/1826(дата обращения 17.11.2016).
38. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшей школы [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/9L5(дата обращения: 03.12.2016).
39. Крысин Л.П. Современный словарь иностранных слов. - М.: АСТ- Пресс, 2014. - 416 с.
40. Леднев В.С. Государственный образовательный стандарт: содержание общего [Электронный ресурс] // URL: http://www.profile- edu.ru/gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-soderzhanie-obshhego- srednego-obrazovaniya.html(дата обращения: 03.12.2016).
41. Лицензия на право ведения образовательной деятельности [Электронный ресурс] // URL: http://www.kspu.ru/official/1170/(дата обращения: 03.12.2016).
42. Ляшенко М. А. Политика и деятельность ЮНЕСКО в области
образования, вторая половина XX века: Дис. ... канд. ист. наук. - Москва, 2001. 200 с. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.dslib.net/vseobwaja-istoria/politika-i-dejatelnost-junesko-v- oblasti-obrazovanija-vtoraja-polovina-xx-veka.html (дата обращения: 03.11.2016).
43. Мамонтова М.Ю. Развитие квалиметрической компетентности педагогических работников в условиях реформирования общероссийской системы оценки качества образования: содержательный аспект // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. - С. 96-101.
44. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. - М.: ИКД «Зерцало-М».2008. 528 с.
45. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 416 с.
46. Мижериков В.И. Управление общеобразовательным учреждением. Словарь-справочник.- М.: Академия, 2010. - 384 с.
47. Национальная доктрина образования в Российской Федерации»
[Электронный ресурс] // URL: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe- pravo/knigi/yagofarov2005/413.php(дата обращения: 17.11.2016).
48. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника: Перевод с румынского / Нашиц А.; Под ред.: Керимов Д.А. (Послесл.), Мицкевич А.В.; Пер.: Фодор И. - М.: Прогресс, 1974. - 256 с.
49. Нормативно-правовое обеспечение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru/support/37/4/1(дата обращения:
27.10.2016) .
50. «Об основных ориентирах в делах в сфере образовательной политики России» [Электронный ресурс] // URL: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/3460 (дата обращения: 17.11.2016).
51. «Об основных направлениях развития воспитания в сфере образования» [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html(дата обращения: 27.10.2016).
52. «Образовательная политика России на современном этапе (о
модернизации образования)» [Электронный ресурс] // URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm (дата обращения:
27.10.2016) .
53. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] // URL: http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/princip/26153/(дата обращения 03.12.2016).
54. Петров Ю.Н. Научная школа «Непрерывное инженерно¬педагогическое образование». - Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. - 112 с. https://refdb.ru/look/1879547-pall.html0 (дата обращения: 08.12.2016).
55. План действий Правительства РФ в области социальной политики и
модернизации экономики на 2000-2001 г.г. реформирование
образования) от 26 июля 2000 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28100/ (дата
обращения: 10.10.2016).
56. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования в КГПУ им.В.П.Астафьева и его филиалах, утвержденное приказом от 04.03.2015 №82(п) [Электронный ресурс] // URL: http://www.kspu.ru/page-13113.html(дата обращения: 09.11.2016).
57. Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в КГПУ им. В.П. Астафьева и его филиалах Принято на заседании Ученого совета КГПУ им. В.П. Астафьева Протокол № 9 от 31.08.2016 Утверждено Приказом КГПУ им. В.П. Астафьева № 395(п) от 07.09.2016.
58. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов: [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru/(дата обращения:
14.10.2016) .
59. Постановление Правительства РФ Национальной доктрины образования в РФ от 04 октября 2000 г. [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html(дата обращения: 10.10.2016).
60. Правила приема граждан на обучение по образовательным
программам бакалавриата и магистратуры на 2017 год в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» // КГПУ им. В.П. Астафьева [Электронный ресурс] // URL:
http://www.kspu.ru/upload/documents/2016/09/28/4e6caff176d133b45d9e3 cdf94fe3b72/pravila-priyoma-na-2017-god-v-federalnoe-gosudarstvennoe- byudzhetnoe-obrazovatel.pdf (дата обращения: 19.11.2016).
61. Правила приёма на 2017 год в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева // КГПУ им. В.П. Астафьева [Электронный ресурс] // URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2016/09/28/4e6caff176d133b45d9e3 cdf94fe3b72/pravila-priyoma-na-2017-god-v-federalnoe-gosudarstvennoe- byudzhetno e-obrazovatel.pdf (дата обращения: 19.11.2016).
62. Приказ «О хозяйственном механизме в народном образовании» от 10 января 1990г., которым были введены в действие «Основные положения хозяйственного механизма в народном образовании», одобренные Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе [Электронный ресурс] // URL: http://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_99465(дата обращения: 19.11.2016).
63. Приказа Минобразования РФ «Об основных направлениях деятельности Министерства образования РФ в 2000 году и первоочередных мерах по их реализации» от 10 марта 2000 г. [Электронный ресурс] // URL: http://ivo.garant.ru/#/basesearch(дата обращения: 10.10.2016).
64. Приказ Минобразования РФ от 01 апреля 2003 г. № 1313 «О модернизации педагогического образования» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/901867014(дата обращения:
10.12.2016) .
65. Распоряжение правительства рф от 29.12.2001 n 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [Электронный ресурс] // URL: https://www.lawmix.ru/pprf/52881(дата обращения: 10.10.2016).
66. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 512 с.
67. Румянцева О.С. Системный мониторинг качества образовательной среды вуза // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4. - С. 64-66.
68. Санникова А.И. Система гарантий качества подготовки специалиста в образовательной организации высшего образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. - 2014. - № 2-2. - С. 8-14.
69. Селиверстова О.И. Модернизация системы образования в свете присоединения России к ВТО // Высшее образование в России. - 2013. - № 2. - С. 9-16.
70. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах [Электронный ресурс] // URL: http://pedlib.ru/Books/1/0444(дата обращения 17.11.2016).
71. Скворцов В.Н. Современные проблемы качества в образовательных системах // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - № 2. Том 6. - С. 135-139.
72. Сластенин В.А, Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособ. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд-во «Академия»,
2014. - 608 с.
73. Слепухин А. Ю., Понукалин А. А Политика качества образования как форма глобального социального контроля // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2014. - № 1 (77). Том 4.- С. 253-257.
74. Словарь педагогических терминов [Электронный ресурс] // URL: http://afag-eyubova.blogspot.rU/p/blog-page_6541.html(дата обращения
17.11.2016) .
75. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] // URL: http://labor_protection.academic.ru/840/%D0%9B%D0%9E%D0%9A %D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%AB%D0%95_%D0%9D %D0%9E%D0%A0%D0%9C %D0%90%D0%A2%D0%98%D0%92%D0%9D%D0%AB%D0%95_ %D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%AB (дата обращения 17.11.2016).
76. Станулевич О.Е. Многоаспектный подход к оценке качества образования // Среднее профессиональное образование. - 2013. № 2. С. 52-54.
77. Статья 43 Конституции РФ, принятой в 1993 г. [Электронный
ресурс] // URL: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-43-krf (дата
обращения: 17.11.2016).
78. Степанов В.И. Некоторые проблемы внедрения в частных вузах европейской системы трансфера зачетных единиц (ECTS) // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11(139). - С. 162-166.
79. Стратегия развития образовательных систем» [Электронный ресурс] // URL: http://www.stgau.ru/cuko/docs/koncepcija1620.pdf(дата обращения: 17.11.2016).
80. Студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс] // URL: http:// studbooks.net/883815/pravo/priznaki_normativnyh_pravovyh_aktov(дата обращения: 17.11.2016).
81. Сырых В.М. Логические основания общей теории права: в 2 т. Т. 1: Элементный состав. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2001. 528 с.
82. Трудовой, Гражданский кодексы РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.trudkod.ru/, http://stgkrf.ru/(дата обращения: 17.11.2016).
83. Тыжнов Н.С., Зайцева М.С., Строгова Н.Е. Понятие «здоровье» в трудах древнегреческих философов // сборник I Международной научно-практической конференции аспирантов, студентов, магистрантов «Наука, технология, техника: перспективы исследования и разработки», 11 ноября 2016 г. - Калининград: НОО «Профессиональная наука», 2016. - С. 522-525.
84. Указ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991г. [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/18(дата обращения 17.11.2016).
85. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлениям магистратуры [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5/117(дата обращения 11.04.201).
86. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании»» от 13 января 1996 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.ru/#/basesearch/(дата обращения 11.04.201).
87. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.ru/#/basesearch(дата обращения 11.04.2016).
88. Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.ru/#/basesearch/(дата обращения 17.11.2016).
89. Федеральный закон от 01.12.2007 N 309-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного
образовательного стандарта» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72965 (дата
обращения 11.04.201).
90. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: // Консультант Плюс: consultant.ru URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата
обращения 17.11.2016).
91. Федеральная программа развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. - URL: httpV/фцпро.рф (дата обращения 11.04.201).
92. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / М.Ю. Федорова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с. - (Сер. Бакалавриат).
93. Хисматуллина З. Н. Эволюция стандартов высшего образования: от ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенций // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 22. Том 16. - С. 397-401.
94. Черненко К.А. Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов инженерных войск.// Кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Н.Новгород, ВГИПА, 2005.
95. Чечина Н.А. Актуальные проблемы науки гражданского процессуального права // Правоведение. -1975. - № 6. - С. 73 - 79.
96. Эпова Н.П. Проектирование процессов управления качеством образовательной услуги и научно-методической деятельности в учреждении ДПО // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 1 (18). - С. 27-40.