Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа №157220

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 7
1.1. Роль эмоциональной сферы в психическом развитии детей
дошкольного возраста 7
1.2. Критерии эмоционального благополучия детей старшего
дошкольного возраста и факторы, влияющие на него 17
1.3. Проектная деятельность как условие обеспечения эмоционального
благополучия детей дошкольного возраста 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 37
2.1. Описание базы и методик исследования 37
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 43
2.3. Рекомендации педагогическому коллективу и родителям по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного
возраста через проектную деятельность 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


Современная социокультурная обстановка в России характеризуется положительными изменениями в вопросах защиты и охраны детства в стране. На фоне этих стремительных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от развития его интеллекта [16, 17].
В современной социокультурной обстановке, прослеживаются такие тенденции, о которых нам свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, в которых выявлено, что проявления эмоционального неблагополучия у детей стало наиболее распространенным явлением (А.И. Захаров, О.И. Бадулина, Ю.М. Миланич, А.Д. Кошелева и др.). В силу интенсивного эмоционального развития дошкольное детство является таким этапом, в котором повышен риск возникновения эмоционального неблагополучия. В особенности эта проблема актуальна для старших дошкольников, в связи с тем, что в это время закладываются основные личностные механизмы, эмоции и чувства соподчинены и подчиняют себе все сферы жизни ребенка старшего дошкольного возраста, оказывают влияние на становление его личности, характера, особенностей поведения в будущем.
Дети дошкольного возраста обладают особенностями эмоционального развития - это связано с их психофизическими особенностями. Эмоции имеют важную роль в жизнедеятельности детей. С помощью эмоций дети воспринимают действительность и реагируют на нее [13].
Динамика, темп и ритм современной жизни, социальное разделение и экономические кризисы приводят к повышению агрессивности и эмоциональной нестабильности в жизни людей, что свидетельствует об эмоциональной неустойчивости личности и проявляется это уже в дошкольном возрасте. Именно эти тенденции побуждают обратиться к рассмотрению эмоционального благополучия на ранних этапах онтогенеза [9].
Актуальность изучения проблемы эмоционального благополучия подчеркивает в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования (далее ФГОС ДО), стандарт выдвигает в качестве главенствующей задачи охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, такую же задачу ставит перед собой метод проектов.
Эмоциональная сфера - неотъемлемый компонент личности ребенка, она является двигателем дальнейшего развития дошкольника. Благополучие в данной сфере активизирует ребёнка, повышает уровень развития и расширяет поле индивидуальности ребенка. Именно поэтому необходимо уделять этой сфере главенствующую роль в развитии ребенка
У ребенка не хватает ресурсов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками [18].
В старшем дошкольном возрасте, часто наблюдается постоянные эмоциональные переживания, такие как раздражительность и тревожность, как отмечают многие авторы и практические психологи системы дошкольного образования.
Выплескивая агрессию или пребывая в поникшем состоянии, дети, при помощи такого выражения своих чувств, пытаются прожить конкретную ситуацию, противостоять эмоциональному негативизму, который возникает в процессе взаимодействия с окружающими людьми и искажает духовную связь ребенка с миром.
Изучение эмоционального состояния ребенка дошкольника было всегда актуально. Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем выдвинуто утверждение о том, что только согласованное функционирование аффекта и интеллекта, а именно их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности [4,11].
М.В. Бехтерев выявил в своих исследованиях необходимость воспитывать у ребенка положительные эмоции и устранять угнетающие эмоции. Он полагал, что положительные эмоции, выражающиеся веселым состоянием, имеют огромную роль для организма в целом так как бодрый и веселый ребенок сильнее и трудоспособнее, легче справляется с жизненными задачами, чем ребенок испытывающий раздражение. П.В. Симонов, наоборот, описывал необходимость воспитания как положительных, так и отрицательных эмоций, для подготовки человека к реальной жизни, своеобразная подготовка личности к противостоянию разным явлениям окружающей среды.
Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн приходят к выводу о тесном взаимодействии мышления и эмоций. С.Л. Рубинштейн выделял мышление как реальный психический процесс уже само является единством эмоционального и интеллектуального [11, 28].
В связи с этим возникает необходимость освоения специалистами педагогических технологий, направленных на регулирование эмоционального состояния детей, на овладение детьми таких способов поведения, которые позволили бы преодолевать напряженность и возможную стрессовость возникающих ситуаций без существенных эмоциональных потерь, на формирование у детей позитивного эмоционально-оценочного отношения к различным жизненным изменениям [17].
Интеграция мышления и эмоций происходит в грамотно организованной педагогом деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста важным для эмоционального благополучия становится понимание и осознание собственных возможностей, отношения со сверстниками, ощущение своей значимости, этого можно достичь при организации в воспитательно-образовательном процессе проектной деятельности.
Федеральный стандарт дошкольного образования гласит о необходимости признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, этот принцип реализуется в процессе реализации проектной деятельности.
Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность, направленная на достижение поставленной цели, так же объединяет в себе составляющую эмоциональной сферы и когнитивной [8].
Проект предполагает самостоятельную работу над проблемой, развитие инициативы ребенка, для этого используется творчески-исследовательский подход.
Взаимодействие, организованное в рамках проектной деятельности, отражается на самооценке, поведении и на формирование Я-концепции, что является критерием эмоционального благополучия на социально психологическом уровне, согласно концепции К.Е. Изарда [21].
Содержание проектов может быть максимально разнообразным. Помимо особенностей организации данной деятельности, влияющих на эмоциональную сферу, ситуацию успешности ребенка в группе, педагог, наполняя содержание проекта, так же включает инструменты, оптимизирующие эмоциональное состояние детей [13].
При использования проектной деятельности можно выявить интересы ребенка, развивается партнерское взаимодействие между детьми и взрослыми, происходит активное поддержание детской инициативы. Организация проектной деятельности отталкивается от индивидуального детского интереса.
В исследованиях выявлено, что без организации развивающих мероприятий эмоциональная сфера не развивается, ее необходимо качественно развивать. Следовательно, развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться как одна из наиболее важных и приоритетных задач воспитания детей старшего дошкольного возраста [27].
Цель исследования изучение обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Объект исследования: эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: обеспечение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме, определить роль эмоциональной сферы в развитии детей старшего дошкольного возраста.
2. Выделить условия и факторы эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать содержание проектной деятельности, как условия обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
4. Подобрать и реализовать диагностические методики,
позволяющие изучить особенности эмоционального состояния ребенка старшего дошкольного возраста.
5. Разработать проект, направленный на обеспечение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: обеспечение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста будет более эффективно при условии включения в образовательный процесс организации проектной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе была проанализирована психолого-педагогическая, методическая литература по проблеме эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста. Выделены особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, рассмотрены взгляды исследователей относительно эмоциональной сферы. Была выделена сложная структура изучаемого понятия, сделан вывод о том, что в данный момент исследователи не могут вывести единое определение, которое бы раскрыло всю полноту эмоциональных состояний и понятия «эмоции». В работе за основу взят подход к изучению эмоций К.Е Изарда.
В ходе написания работы были выявлены факторы обуславливающие эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста на современном этапе развития общества, критерии, благодаря которым можно проследить эмоцию от первого уровня, до завершающего социально- психологического.
Раскрыта сущность метода проекта и особенностей его организации, доказана взаимосвязь особенностей организации этого метода и его влияние на эмоциональное благополучие ребенка. А также на основе проведенного теоретического исследования создана примерная схема реализации проекта направленного на гармонизацию и обеспечение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с использованием разных форм и видов детской деятельности.
Предложены методики для определения эмоционального состояния дошкольника, опирающиеся на цвет в рисунках ребенка. Так как цвет как экстерорецепторный раздражитель не только вызывает какую-либо эмоцию, но и является уникальным средством для отражения эмоциональных переживаний ребенка.
Реализация предложенных методик дала выявить такую тенденцию как неоднородность эмоционального состояния у исследуемой группы, наше внимание привлекло наличие состояний, отрицательно сказывающихся на активности ребенка, что говорит о необходимости организации работы, направленной на гармонизацию эмоциональной сферы детей, то есть для обеспечения эмоционального благополучия.
Гипотеза исследования подтверждена, так как анализ теоретико-методологической литературы помог выявить влияние проектной деятельности на эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста. Это помогло в разработке самого проекта «Мой мир эмоций», который можно рекомендовать в работу дошкольным организациям.
Цель исследования достигнута, решение задач описано ранее, входе работы над исследованием гипотеза была доказана.



1. Бирюк Л.В. Психология эмоций: Учебное пособие. М.: «Март», 2006. 256 с.
2. Бодраченко Н.Е. Играем Чуковского // Ребенок в детском саду. 2018. №02. С. 25-27.
3. Бразман М.Э., Дорофеева Э.Т., Щербатов В.А. О дифференциации некоторых эмоциональных состояний методом измерения цветовой чувствительности. // Проблемы моделирования психической деятельности. Новосибирск, 1967. С. 171-174.
4. Бреслов Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл, Академия, 2004. 356 с.
5. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2006. 96 с.
7. Веккер Л.М. Психические процессы. СПб.: Изд-во
Ленинградского университета, 1981. Т. 2. 325 с.
8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС. М: Мозаика-Синтез, 2014. 64 с.
9. Воробьева В.Н. В стране эмоций: Учебное пособие. М.: «Академия Развития», 2007. 315 с.
10. Вологдина К.А. Теоретические подходы к исследованию эмоционального благополучия в современной психологии. // Непрерывное образование: актуальное состояние, проблемы и перспективы [Текст]: сб. статей / Под. ред. Ю.В. Братчиковой. Екатеринбург: Урал. гос. пед. Ун-т., 2013. С. 63-68.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т 5. М.: Педагогика, 1983.369 с.
12. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002. 694 с.
13. Основы проектной деятельности школьника / Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В; под ред. Когана Е.Я. Самара: Учебная литература, 2006. 224 с.
14. Григорьева Н. Развитие эмоциональной сферы // Дошкольное воспитание, №2. 2010. С.12-15 .
15. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. Айри-пресс. М.: 2006. 160 с.
16. Данилова О.Ю. Проблема эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека // Сибирский педагогический журнал, №1, 2007. С. 192-200 .
17. Доманецкая Л.В Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста: Учебное пособие к спецкурсу по психологии. Красноярск гос. пед ун-т им. В.П Астафьева, 2008. 160 с.
18. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 2. М.: Владос, 2012. 49 с.
19. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учебное пособие. М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. 336 с.
20. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. 346 с.
21. Изард К.Е. Психология эмоций. СПб.: Питер,2006. 464 с.
22. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б., Под. ред. Киселёва Л.С. М: Аркти, 2005. 96 с.
23. Кузнецова Т. Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий.
2011. С. 77-80.
24. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.48 с.
25. Можейко А.В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников: Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфере, 2009. 128 с.
26. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240 с.
27. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. М.: Сфера, 2008.176 с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер,2007. 720 с.
29. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов.3-е изд., перераб. СПб.: Питер,2009. 304 с.
30. Торшилова Е.М. «Шалун или Мир дому твоему»: программа и методика эстетического развития дошкольников. М.: Художественное образование, 1998. 220 с.
31. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
32. Шевченко М.А Психологические и рисуночные тесты для взрослых и детей. М.: АСТ, Кладезь, 2015. 128 с.
33. Урунтаева Г.А Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», «ВЛАДОС», 1995. 291 с.
34. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольника. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ