Обучение геометрии в 7 классе с использованием компьютерных экспериментов и исследований на основе виртуальной лаборатории "Живая математика"
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения геометрии с использованием компьютерных исследований и экспериментов 5
1.1. Научно-методические основы использования лабораторных работ в
процессе обучения математике 5
1.2. Виды лабораторных работ по математике, их классификация и
дидактические принципы их проведения 13
1.3. Компьютерные исследования и эксперименты при обучении
математике 19
1.4. Возможности среды «Живая математика» как виртуальной лаборатории
при организации и проведении компьютерных экспериментов по планиметрии 26
Глава 2. Применение виртуальной лаборатории «Живая математика» при обучении геометрии в 7 классе с использованием компьютерных экспериментов 30
2.1. Обучение теме «Начальные геометрические сведения» 30
2.2. Обучение теме «Треугольники» 36
2.3. Обучение теме «Параллельные прямые» 48
2.4. Обучение теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» 48
2.5. Апробация результатов исследования 52
Заключение 55
Библиографический список 57
Глава 1. Теоретические основы обучения геометрии с использованием компьютерных исследований и экспериментов 5
1.1. Научно-методические основы использования лабораторных работ в
процессе обучения математике 5
1.2. Виды лабораторных работ по математике, их классификация и
дидактические принципы их проведения 13
1.3. Компьютерные исследования и эксперименты при обучении
математике 19
1.4. Возможности среды «Живая математика» как виртуальной лаборатории
при организации и проведении компьютерных экспериментов по планиметрии 26
Глава 2. Применение виртуальной лаборатории «Живая математика» при обучении геометрии в 7 классе с использованием компьютерных экспериментов 30
2.1. Обучение теме «Начальные геометрические сведения» 30
2.2. Обучение теме «Треугольники» 36
2.3. Обучение теме «Параллельные прямые» 48
2.4. Обучение теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» 48
2.5. Апробация результатов исследования 52
Заключение 55
Библиографический список 57
Математические эксперименты и исследования играют важную роль в математической подготовке школьников. Доказано, что их применение повышает эффективность обучения математике, математические знания усваиваются более глубже и полнее, формируются навыки самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, развиваются такие качества мышления как креативность, умение формулировать гипотезы, проводить логические рассуждения, обобщать, делать выводы и т.д.
Начиная с 1998 года за рубежом, а позднее и в России, появились так называемые системы динамической геометрии (СДГ), которые могут использоваться в том числе и как виртуальные лаборатории для проведения исследований и экспериментов при обучении математике. В 2014-15 учебном году нишу Красноярского краевого образовательного пространства по дисциплине «Математика» стала уверенно занимать одна из современных СДГ «Живая математика», возможностям использования которой при обучении геометрии в 7 классе посвящены наши исследования.
Цель исследования: Разработать компьютерное сопровождение курса геометрии в 7 классе на основе системы динамической геометрии «Живая математика» как виртуальной лаборатории для проведения математических исследований и экспериментов.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс в основной школе, ориентированный на использование информационных технологий при обучении математике.
Предмет исследования: Компьютерное сопровождение обучения геометрии в 7 классе на базе системы динамической геометрии «Живая математика».
Задачи исследования:
а) изучить учебную и научно-методическую литературу, посвященную теории и методике обучения с использованием эксперимента и исследования, в том числе в процессе геометрической подготовки школьников на основе виртуальных лабораторий;
б) проанализировать темы курса геометрии в 7 классе с точки зрения использования при их обучении СДГ «Живая математика» как средства для эксперимента и исследования;
в) изучить динамические, конструктивные и исследовательские возможности СДГ «Живая математика», которые могут быть использованы при обучении планиметрии, в том числе при проведении компьютерных исследований и экспериментов;
г) подготовить компьютерное сопровождение (GSP-файлы) для основных разделов курса геометрии в 7 классе в системе динамической геометрии «Живая математика»;
д) апробировать компьютерное сопровождение на уроках геометрии в 7 классе при прохождении педагогической практики, либо на лабораторном занятии по дисциплине «Профильные исследования» со студентами- бакалаврами - будущими учителями математики основной школы.
Начиная с 1998 года за рубежом, а позднее и в России, появились так называемые системы динамической геометрии (СДГ), которые могут использоваться в том числе и как виртуальные лаборатории для проведения исследований и экспериментов при обучении математике. В 2014-15 учебном году нишу Красноярского краевого образовательного пространства по дисциплине «Математика» стала уверенно занимать одна из современных СДГ «Живая математика», возможностям использования которой при обучении геометрии в 7 классе посвящены наши исследования.
Цель исследования: Разработать компьютерное сопровождение курса геометрии в 7 классе на основе системы динамической геометрии «Живая математика» как виртуальной лаборатории для проведения математических исследований и экспериментов.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс в основной школе, ориентированный на использование информационных технологий при обучении математике.
Предмет исследования: Компьютерное сопровождение обучения геометрии в 7 классе на базе системы динамической геометрии «Живая математика».
Задачи исследования:
а) изучить учебную и научно-методическую литературу, посвященную теории и методике обучения с использованием эксперимента и исследования, в том числе в процессе геометрической подготовки школьников на основе виртуальных лабораторий;
б) проанализировать темы курса геометрии в 7 классе с точки зрения использования при их обучении СДГ «Живая математика» как средства для эксперимента и исследования;
в) изучить динамические, конструктивные и исследовательские возможности СДГ «Живая математика», которые могут быть использованы при обучении планиметрии, в том числе при проведении компьютерных исследований и экспериментов;
г) подготовить компьютерное сопровождение (GSP-файлы) для основных разделов курса геометрии в 7 классе в системе динамической геометрии «Живая математика»;
д) апробировать компьютерное сопровождение на уроках геометрии в 7 классе при прохождении педагогической практики, либо на лабораторном занятии по дисциплине «Профильные исследования» со студентами- бакалаврами - будущими учителями математики основной школы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь в написании работ!
Применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по математике, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.
Итогами экспериментальной работы является то, что применение динамической среды «Живая геометрия» в процессе обучения геометрии способствует:
• развитию навыков самостоятельного мышления;
• формированию положительного и ответственного отношения к учебе, прослеживается рост успеваемости;
• повышению самооценки учащегося, самокритичности;
• появлению заинтересованности и потребности в получении дополнительных знаний;
• раскрытию интереса к научной деятельности;
• высокий эстетический уровень оформления работ, делает изучение геометрии привлекательным.
В заключение отметим некоторые общие принципы организации компьютерного эксперимента при решении геометрических задач:
1. Каждая обсуждаемая фигура изображается на экране компьютера;
2. Все положения, допускающие прямую проверку (равенство длин и углов, нахождение точки на линии, пересечение линий в одной точке и т.п.) должны быть проверены;
3. Учащиеся сопровождают решение задачи анализом того, насколько формулируемые ими положения сохраняются при вариациях исходных элементов чертежа;
4. Проведение компьютерных экспериментов может быть предложено даже самым слабым учащимся. Следует обратить особое внимание на понимание условия задачи и способность средствами программы динамической геометрии изобразить условие. Анализ затруднений в такой ситуации может яснее, чем на традиционном уроке, выявить математические пробелы.
Таким образом, можно говорить о том, что поставленная нами цель достигнута, сформулированные задачи выполнены.
Итогами экспериментальной работы является то, что применение динамической среды «Живая геометрия» в процессе обучения геометрии способствует:
• развитию навыков самостоятельного мышления;
• формированию положительного и ответственного отношения к учебе, прослеживается рост успеваемости;
• повышению самооценки учащегося, самокритичности;
• появлению заинтересованности и потребности в получении дополнительных знаний;
• раскрытию интереса к научной деятельности;
• высокий эстетический уровень оформления работ, делает изучение геометрии привлекательным.
В заключение отметим некоторые общие принципы организации компьютерного эксперимента при решении геометрических задач:
1. Каждая обсуждаемая фигура изображается на экране компьютера;
2. Все положения, допускающие прямую проверку (равенство длин и углов, нахождение точки на линии, пересечение линий в одной точке и т.п.) должны быть проверены;
3. Учащиеся сопровождают решение задачи анализом того, насколько формулируемые ими положения сохраняются при вариациях исходных элементов чертежа;
4. Проведение компьютерных экспериментов может быть предложено даже самым слабым учащимся. Следует обратить особое внимание на понимание условия задачи и способность средствами программы динамической геометрии изобразить условие. Анализ затруднений в такой ситуации может яснее, чем на традиционном уроке, выявить математические пробелы.
Таким образом, можно говорить о том, что поставленная нами цель достигнута, сформулированные задачи выполнены.
1. Атанасян Л.С., Базылев В.Т. Геометрия. ч II. / Л.С. Атанасян, В.Т. Базылев. - М.: Просвещение, 1987г.
2. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян - М.: Просвещение, 2001. - 384с.
3. Атанасян Л.С. Геометрия 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян - М.: Просвещение, 2003. - 206с.
4. Боровкова О.А. «Живая геометрия» в действии / О.А. Боровкова// Математика в школе - 2007. - №4. - С. 37-43.
5. Дидактические Основы использования математического эксперимента в процессе обучения. Н.Н. Хромова. - URL.: http://cor.edu.27.ru/dlrstore/d128d14c-f319-4e0f-901a-3ed453834ee2/konspecty lectziy/konspecty lectziy.htm
6. Динамическая стереометрия. Дубровский В.Н. / Специализированный учебно-научный центр МГУ, Москва. - URL.: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id sec=154&id thesis=6387
7. Дубровский В.Н. Стереометрия с компьютером /
Компьютерные инструменты в образовании - 2003. - N6 - С. 3-11.
Дубровский В.Н.
8. Жафяров А.Ж. Параметрическая паутина. Математика. ЕГЭ-уровень С: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. 457с.
9. Живая математика: Сборник методических материалов. - М.: ИНТ. - 176 с.
10. Задачи по планиметрии. Глава 1. URL.:http://www.hi- edu.ru/CentrDovusBooks/Math/geom/geometr 1.pdf
11. Задачи по стереометрии. Глава 2. URL.:http://www.hi- edu.ru/CentrDovusBooks/Math/geom/geometr 2.pdf
12. Информационные технологии в организации
геометрического эксперимента. Мартынова Е.В. //
http://www.mce.su/rus/presentations/p151743/
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 176с.
14. Компьютерные эксперименты при решении геометрических
задач. Середа А.В. 18 мая 2009г. - URL.:
http://www.geometrie.ru/index.php?option=com content&view=article&id=69:2009-05-18-02-23-48&catid=4:icet-inet-paper&Itemid=13
15. Майер В.Р. Решение треугольников с параметрами. Компьютерное сопровождение: учебное пособие / В.Р. Майер, А.В. Анциферова, Т.В Апакина - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 192с.
16. Моделирование на компьютере конструктивных задач по
геометрии. Баркова Т.М. 18 мая 2009г - URL.:
http://www.geometrie.ru/index.php?option=com content&view=article&id=64:2009-05-18-01-45-34&catid=4:icet-inet-paper&Itemid=13
17. Новые концепции и проблемы преподавания геометрии. 1
мая 2011г. //
http://ggaliba.ucoz.ru/publ/stati sorokinoj n n/novye koncepciiiproblemyprepodavanijageometrii/3-1-0-8
18. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
19. Позднякова Е.В.Организация учебных исследований на основе компьютерной программы «Живая геометия». / Е.В. Позднякова, Е.В. Жукова Н.А. // Совремненные проблемы науки и образования - 2005. - №1. - С. 46-48.
20. Построение сечений многогранников с использованием
компьютерной программы «Живая геометрия». Л.Н. Сафонова / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL.:
http://festival.1 september.ru/articles/610888/
21. Применение УМК «Живая математика» на уроках
геометрии в 7-9 классах. Янченко О.В. 17 мая 2011г. //http://www.it-
n.ru/board.aspx?cat no=41772&tmpl=Thread&BoardId=41775&ThreadId=376493
22. Сборник задач по геометрии. / С.А. Ануфриенко, А.М. Гольдин, С.А. Кремешкова, В.В. Расин, Е.В. Смирнова. - Екатеринбург, 2011. - 199с.
23. Сборник олимпиадных задач по геометрии для учащихся 8¬11 классов / В.В. Абдулкин, Л.Р. Бусаркина, В.Р. Майер, О.М. Нарчук и др. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 204с.
24. Экспериментальная математика. А.И. Сгибнев. URL.: http://www.sch-int.ru/intel/data/uploaded/docs old/articles/sgibnev/euler3.pdf
2. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян - М.: Просвещение, 2001. - 384с.
3. Атанасян Л.С. Геометрия 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян - М.: Просвещение, 2003. - 206с.
4. Боровкова О.А. «Живая геометрия» в действии / О.А. Боровкова// Математика в школе - 2007. - №4. - С. 37-43.
5. Дидактические Основы использования математического эксперимента в процессе обучения. Н.Н. Хромова. - URL.: http://cor.edu.27.ru/dlrstore/d128d14c-f319-4e0f-901a-3ed453834ee2/konspecty lectziy/konspecty lectziy.htm
6. Динамическая стереометрия. Дубровский В.Н. / Специализированный учебно-научный центр МГУ, Москва. - URL.: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id sec=154&id thesis=6387
7. Дубровский В.Н. Стереометрия с компьютером /
Компьютерные инструменты в образовании - 2003. - N6 - С. 3-11.
Дубровский В.Н.
8. Жафяров А.Ж. Параметрическая паутина. Математика. ЕГЭ-уровень С: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. 457с.
9. Живая математика: Сборник методических материалов. - М.: ИНТ. - 176 с.
10. Задачи по планиметрии. Глава 1. URL.:http://www.hi- edu.ru/CentrDovusBooks/Math/geom/geometr 1.pdf
11. Задачи по стереометрии. Глава 2. URL.:http://www.hi- edu.ru/CentrDovusBooks/Math/geom/geometr 2.pdf
12. Информационные технологии в организации
геометрического эксперимента. Мартынова Е.В. //
http://www.mce.su/rus/presentations/p151743/
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 176с.
14. Компьютерные эксперименты при решении геометрических
задач. Середа А.В. 18 мая 2009г. - URL.:
http://www.geometrie.ru/index.php?option=com content&view=article&id=69:2009-05-18-02-23-48&catid=4:icet-inet-paper&Itemid=13
15. Майер В.Р. Решение треугольников с параметрами. Компьютерное сопровождение: учебное пособие / В.Р. Майер, А.В. Анциферова, Т.В Апакина - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 192с.
16. Моделирование на компьютере конструктивных задач по
геометрии. Баркова Т.М. 18 мая 2009г - URL.:
http://www.geometrie.ru/index.php?option=com content&view=article&id=64:2009-05-18-01-45-34&catid=4:icet-inet-paper&Itemid=13
17. Новые концепции и проблемы преподавания геометрии. 1
мая 2011г. //
http://ggaliba.ucoz.ru/publ/stati sorokinoj n n/novye koncepciiiproblemyprepodavanijageometrii/3-1-0-8
18. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
19. Позднякова Е.В.Организация учебных исследований на основе компьютерной программы «Живая геометия». / Е.В. Позднякова, Е.В. Жукова Н.А. // Совремненные проблемы науки и образования - 2005. - №1. - С. 46-48.
20. Построение сечений многогранников с использованием
компьютерной программы «Живая геометрия». Л.Н. Сафонова / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL.:
http://festival.1 september.ru/articles/610888/
21. Применение УМК «Живая математика» на уроках
геометрии в 7-9 классах. Янченко О.В. 17 мая 2011г. //http://www.it-
n.ru/board.aspx?cat no=41772&tmpl=Thread&BoardId=41775&ThreadId=376493
22. Сборник задач по геометрии. / С.А. Ануфриенко, А.М. Гольдин, С.А. Кремешкова, В.В. Расин, Е.В. Смирнова. - Екатеринбург, 2011. - 199с.
23. Сборник олимпиадных задач по геометрии для учащихся 8¬11 классов / В.В. Абдулкин, Л.Р. Бусаркина, В.Р. Майер, О.М. Нарчук и др. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 204с.
24. Экспериментальная математика. А.И. Сгибнев. URL.: http://www.sch-int.ru/intel/data/uploaded/docs old/articles/sgibnev/euler3.pdf
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.
Подобные работы
- Методика обучения тригонометрии учащихся 10-11 классов с использованием компьютерной среды GeoGebra
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ
ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССАХ В СТИЛЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ СТЕРЕОМЕТРИИ В 10 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Информационные технологии как средство развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Преодоление интеллектуальных трудностей старшеклассников в
изучении математики средствами электронных образовательных
ресурсов
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ПАКЕТА «ЖИВАЯ ГЕОМЕТРИЯ» В ПРОЦЕССЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016