Институт обжалования незаконных действий и решений органов государственной власти и управления
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты института обжалования действий и решений органов государственной власти и управления.. 6
1.1. Понятие и сущность обжалования решений и незаконных действий и
органов государственной власти и управления 6
1.2. Основы обжалования действий (бездействия) и решений органов
государственной власти и управления гражданами 11
Глава 2. Оспаривание решений, действий (бездействия) органов
государственной власти и местного самоуправления 19
2.1 Развитие законодательных положений, регламентирующих обращения граждан, юридических лиц 19
2.2. Проблемы оспаривания решений, действий (бездействия) органов
государственной власти, местного самоуправления, возникающие из процессуальных норм 44
2.3. Обобщение судебной практики по делам о незаконных действиях и
решениях органов государственной власти 51
Заключение 75
Список использованных источников и литература 78
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты института обжалования действий и решений органов государственной власти и управления.. 6
1.1. Понятие и сущность обжалования решений и незаконных действий и
органов государственной власти и управления 6
1.2. Основы обжалования действий (бездействия) и решений органов
государственной власти и управления гражданами 11
Глава 2. Оспаривание решений, действий (бездействия) органов
государственной власти и местного самоуправления 19
2.1 Развитие законодательных положений, регламентирующих обращения граждан, юридических лиц 19
2.2. Проблемы оспаривания решений, действий (бездействия) органов
государственной власти, местного самоуправления, возникающие из процессуальных норм 44
2.3. Обобщение судебной практики по делам о незаконных действиях и
решениях органов государственной власти 51
Заключение 75
Список использованных источников и литература 78
Актуальность темы исследования. В теоретическом и практическом смысле актуальность проблематики предопределена преобразованиями, которые происходят во всех сферах общественной жизни России (политической, правовой, экономической) становлением правового государства и реализацией идеи гражданского общества. В современных условиях возможность по оспариванию ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной и муниципальной власти, иных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих приобретает особое значение, позволяя определить степень демократизации общества, в том числе возможность населения по устранению препятствий в осуществлении принадлежащих им благ. При этом доступность средств борьбы с правонарушениями, совершаемыми представителями власти, зависит не только от фактической обстановки в стране и от деятельности правоприменителя, но и от совершенства законодательства.
Неоднозначность действующих правовых норм, пробелы в федеральных законах, правовые коллизии между ними на сегодняшний день оказывают существенное влияние на реализацию субъективных гарантий, закрепленных в Конституции РФ и нормах международного права ч. 2 ст. 46 Конституции гарантирует обжалование в суд любых решений, а также действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Вместе с тем с учетом положения ч. 1 ст. 46, которое гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, следует полагать, что и ч. 2 ст. 46 гарантирует каждому право обжалования в суд любых решений (действий), которые, по мнению лиц, подающих жалобу, затрагивают (нарушают) их права и свободы.
Схожий круг проблем возникает при соотношении правовых норм, регламентирующих производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) представителей власти в гражданском и арбитражном процессе. Идентичность данных видов судебной деятельности продиктована, прежде всего, их правовой природой, однако в Российской Федерации наблюдаются существенные отличия между ними, что порождает большое количество теоретических и практических проблем. Их разрешение на государственном уровне сегодня малоэффективно, поэтому основная нагрузка - по формированию качественного нормативного элемента приходится на современную правовую доктрину.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с институтом обжалования незаконных действий и решений органов государственной власти и управления.
Предмет исследования составляют процессуально-правовые нормы, регламентирующие производство по делам об оспаривании решений, действий органов государственной власти и управления.
Целью исследования является анализ института обжалования решений, действий органов и органов государственной власти и управления.
Из поставленной цели необходимо выявить следующие задачи:
- исследовать понятие и сущность обжалования незаконных действий и решений органов государственной власти и управления;
- проанализировать основы обжалования незаконных действий и решений органов государственной власти и управления;
- охарактеризовать развитие законодательных положений, регламентирующих обращение граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления;
- выявить проблемы оспаривания решений, действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, возникающие из процессуальных норм;
- выявить проблемы реализации прав граждан, юридических лиц на обжалование, не устраненные судебными решениями с нарушением норм процессуального права;
- выявить проблемы реализации прав граждан, юридических лиц на обжалование, не устраненные судебными решениями с нарушением норм материального права.
Методология исследования. Изучение и описание в настоящей работе института обжалования незаконных действий и решений органов государственной власти и управления вызвало необходимость применения различных общенаучных и специально юридических методов исследования: диалектического, логического, системного структурного, системно-функционального, анализа и синтеза.
Степень научной разработанности. По данной теме исследования существует недостаточное количество источников научной литературы. В научных работах проанализированы положения, регулирующие общие процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, и высказаны предложения по их совершенствованию.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, отражающих сущность выбранной темы исследования, заключения и списка использованных источников и литературы.
Неоднозначность действующих правовых норм, пробелы в федеральных законах, правовые коллизии между ними на сегодняшний день оказывают существенное влияние на реализацию субъективных гарантий, закрепленных в Конституции РФ и нормах международного права ч. 2 ст. 46 Конституции гарантирует обжалование в суд любых решений, а также действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Вместе с тем с учетом положения ч. 1 ст. 46, которое гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, следует полагать, что и ч. 2 ст. 46 гарантирует каждому право обжалования в суд любых решений (действий), которые, по мнению лиц, подающих жалобу, затрагивают (нарушают) их права и свободы.
Схожий круг проблем возникает при соотношении правовых норм, регламентирующих производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) представителей власти в гражданском и арбитражном процессе. Идентичность данных видов судебной деятельности продиктована, прежде всего, их правовой природой, однако в Российской Федерации наблюдаются существенные отличия между ними, что порождает большое количество теоретических и практических проблем. Их разрешение на государственном уровне сегодня малоэффективно, поэтому основная нагрузка - по формированию качественного нормативного элемента приходится на современную правовую доктрину.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с институтом обжалования незаконных действий и решений органов государственной власти и управления.
Предмет исследования составляют процессуально-правовые нормы, регламентирующие производство по делам об оспаривании решений, действий органов государственной власти и управления.
Целью исследования является анализ института обжалования решений, действий органов и органов государственной власти и управления.
Из поставленной цели необходимо выявить следующие задачи:
- исследовать понятие и сущность обжалования незаконных действий и решений органов государственной власти и управления;
- проанализировать основы обжалования незаконных действий и решений органов государственной власти и управления;
- охарактеризовать развитие законодательных положений, регламентирующих обращение граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления;
- выявить проблемы оспаривания решений, действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, возникающие из процессуальных норм;
- выявить проблемы реализации прав граждан, юридических лиц на обжалование, не устраненные судебными решениями с нарушением норм процессуального права;
- выявить проблемы реализации прав граждан, юридических лиц на обжалование, не устраненные судебными решениями с нарушением норм материального права.
Методология исследования. Изучение и описание в настоящей работе института обжалования незаконных действий и решений органов государственной власти и управления вызвало необходимость применения различных общенаучных и специально юридических методов исследования: диалектического, логического, системного структурного, системно-функционального, анализа и синтеза.
Степень научной разработанности. По данной теме исследования существует недостаточное количество источников научной литературы. В научных работах проанализированы положения, регулирующие общие процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, и высказаны предложения по их совершенствованию.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, отражающих сущность выбранной темы исследования, заключения и списка использованных источников и литературы.
В Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на обжалование решений и действий (бездействия), вынесенных или совершенных исполнительными органами власти и местного самоуправления в отношении граждан.
В настоящее время большая доля судебных дел приходится на дела по оспариванию гражданами, юридическими лицами решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, разрешаемых с 15.09.2015 г. судами как в порядке гражданского искового, так и в порядке административного искового производства. К сожалению, статистика разрешенных дел этой категории говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев суды отказывают гражданам, юридическим лицам в удовлетворении их требований, предъявленных к органам, имеющим властные полномочия.
Действие в России как такового прецедентного права российскими правоведами не признается. Однако суды при принятии ими решений часто основываются не только на разъяснениях Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, бывшего Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации и на их решениях, но и на решениях высших судов субъектов Российской Федерации, а также судов федерального значения, в случае если многими такими судами принимались одинаковые решения по сходным делам. В связи с этим важное значение для разрешения последующих дел приобретает исход подобных дел, ранее рассмотренных судами.
Очень серьезные проблемы, имеющие место с нарушением процессуальных и материальных норм права в делах по требованиям, предъявляемым к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам гражданами и юридическими лицами, как представляется, возникают по причине снижения уровня квалификации судебного корпуса и не во всем удачного хода реформ судебной системы. Также на лицо и явная коррупционность при принятии судами некоторых решений. Отчасти, по этой причине страдают принципы равноправия и состязательности - рассмотрение таких дел, в которых затрагиваются интересы государственных или муниципальных органов, превращается в своеобразный поединок с судьями, а не в состязание сторон или их представителей.
По статье 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но в действительности, получая от них финансирование, поддерживают прерогативу интересов государства над интересами населения, которое проживает на территории соответствующих муниципальных образований.
Внушает некоторый оптимизм то обстоятельство, что в России достаточно грамотных и по-настоящему образованных правоведов, адвокатов, юристов, корпоративных юристов (не только в зрелом возрасте и с огромным опытом, но и молодых), имеющих активную гражданскую позицию и не желающих мириться с такой ситуацией с правосудием в стране. Кроме того, граждане и объединения граждан в частом противостоянии с незаконными решениями и действиями государственной власти сами приобретают опыт грамотной и даже квалифицированной защиты своих прав и интересов .
Примерно 100 участникам Петербургского юридического форума 2016 года было предложено (на разные вопросы ответили от 69 до 97 юристов) высказаться по поводу 25 заранее сформулированных предложений, касавшихся 12 выбранных экспертами проблем «трансформации судебной системы» (от слова «реформа» организаторы предпочли уйти, чтобы не обострять заранее понятные спорные моменты).
Таким образом, в числе наиболее остро стоящих перед судебной системой проблем участники форума назвали: недостаточное участие арбитражных и присяжных заседателей в принятии судебных решений (92% ответов); зависимость нижестоящих судебных инстанций от вышестоящих (90%); зависимость судей от председателей судов (90%); кадровый состав судейского сообщества и механизм рекрутинга судей (90%); существующую модель судебной карьеры (90%). Как видно, вопрос о взаимоотношении судов с исполнительной властью или не был задан или участники предпочли на него не отвечать.
Увы, юриспруденция в России механическая - суды и чиновники зачастую не вникают в саму суть права и подменяют его защиту рассмотрением вопроса о соблюдении формальностей. Ровно в противоположность закрепленному в статье 18 Конституции правилу о том, что смысл деятельности законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления определяется правами и свободами человека и обеспечивается правосудием. Этим же определяется содержание и применение законов.
В настоящее время большая доля судебных дел приходится на дела по оспариванию гражданами, юридическими лицами решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, разрешаемых с 15.09.2015 г. судами как в порядке гражданского искового, так и в порядке административного искового производства. К сожалению, статистика разрешенных дел этой категории говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев суды отказывают гражданам, юридическим лицам в удовлетворении их требований, предъявленных к органам, имеющим властные полномочия.
Действие в России как такового прецедентного права российскими правоведами не признается. Однако суды при принятии ими решений часто основываются не только на разъяснениях Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, бывшего Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации и на их решениях, но и на решениях высших судов субъектов Российской Федерации, а также судов федерального значения, в случае если многими такими судами принимались одинаковые решения по сходным делам. В связи с этим важное значение для разрешения последующих дел приобретает исход подобных дел, ранее рассмотренных судами.
Очень серьезные проблемы, имеющие место с нарушением процессуальных и материальных норм права в делах по требованиям, предъявляемым к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам гражданами и юридическими лицами, как представляется, возникают по причине снижения уровня квалификации судебного корпуса и не во всем удачного хода реформ судебной системы. Также на лицо и явная коррупционность при принятии судами некоторых решений. Отчасти, по этой причине страдают принципы равноправия и состязательности - рассмотрение таких дел, в которых затрагиваются интересы государственных или муниципальных органов, превращается в своеобразный поединок с судьями, а не в состязание сторон или их представителей.
По статье 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но в действительности, получая от них финансирование, поддерживают прерогативу интересов государства над интересами населения, которое проживает на территории соответствующих муниципальных образований.
Внушает некоторый оптимизм то обстоятельство, что в России достаточно грамотных и по-настоящему образованных правоведов, адвокатов, юристов, корпоративных юристов (не только в зрелом возрасте и с огромным опытом, но и молодых), имеющих активную гражданскую позицию и не желающих мириться с такой ситуацией с правосудием в стране. Кроме того, граждане и объединения граждан в частом противостоянии с незаконными решениями и действиями государственной власти сами приобретают опыт грамотной и даже квалифицированной защиты своих прав и интересов .
Примерно 100 участникам Петербургского юридического форума 2016 года было предложено (на разные вопросы ответили от 69 до 97 юристов) высказаться по поводу 25 заранее сформулированных предложений, касавшихся 12 выбранных экспертами проблем «трансформации судебной системы» (от слова «реформа» организаторы предпочли уйти, чтобы не обострять заранее понятные спорные моменты).
Таким образом, в числе наиболее остро стоящих перед судебной системой проблем участники форума назвали: недостаточное участие арбитражных и присяжных заседателей в принятии судебных решений (92% ответов); зависимость нижестоящих судебных инстанций от вышестоящих (90%); зависимость судей от председателей судов (90%); кадровый состав судейского сообщества и механизм рекрутинга судей (90%); существующую модель судебной карьеры (90%). Как видно, вопрос о взаимоотношении судов с исполнительной властью или не был задан или участники предпочли на него не отвечать.
Увы, юриспруденция в России механическая - суды и чиновники зачастую не вникают в саму суть права и подменяют его защиту рассмотрением вопроса о соблюдении формальностей. Ровно в противоположность закрепленному в статье 18 Конституции правилу о том, что смысл деятельности законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления определяется правами и свободами человека и обеспечивается правосудием. Этим же определяется содержание и применение законов.
Подобные работы
- Право на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц: теория и практика реализации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Конституционное право на обжалование действий и решений должностных лиц (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Судебная защита прав и свобод граждан от незаконных действий государственных органов и должностных лиц
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Судебный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Рассмотрение судом административных дел об оспаривании решений,действий (бездействия) органов государственной власти (на примере решении, действий (бездействия) учреждений ГУФСИН России по Красноярскому краю)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Акты органов исполнительной власти об установлении тарифов «ГМК «Норильский
никель»
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Правовые акты органов исполнительной власти
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Оспаривание нормативных правовых актов органов исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности в арбитражном суде (Российский технологический университет)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - Актуальные проблемы привлечения юридических лиц к ответственности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2600 р. Год сдачи: 2024



