Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Кейс-метод как средство формирования финансовой грамотности обучающихся при изучении хозяйства России

Работа №157145

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2024
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования финансовой грамотности с помощью кейс-метода в образовательном процессе 6
1.1. Финансовая грамотность: понятие, составляющие и значение 6
1.2. Роль и значение финансовой грамотности населения 11
1.3. Педагогические технологии, приемы и методы, используемые при
обучении финансовой грамотности обучающихся школьного возраста 16
1.4. Кейс-метод: сущность, особенности и преимущества использования в
образовательном процессе 20
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности применения кейс- метода в формировании финансовой грамотности при изучении хозяйства России 30
2.1. Разработка диагностического материала по выявлению знаний по
финансовой грамотности 30
2.2. Кейсы как средство формирования финансовой грамотности при
изучении хозяйства России 37
2.3. Оценка эффективности использования кейс-метода в формировании
финансовой грамотности при изучении хозяйства России 48
Выводы 53
Заключение 54
Список используемых источников 55
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 65
Приложение Г 68


Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Последствия и угрозы низкой финансовой грамотности населения выражаются в росте числа финансовых злоупотреблений, в накоплении населением избыточной кредитной задолженности, неэффективном распределении личных сбережений [11].
Финансовые условия могут вызывать у людей серьезные проблемы, а поскольку финансовый выбор становится все более сложным, повышение финансовой грамотности становится обязательным аспектов в обучении. Для многих подростков возраста 15 лет финансы являются частью повседневной жизни благодаря тому, что они пользуются такими финансовыми услугами как счет в банке, а также зарабатывают деньги посредством официальной или неофициальной подработки [26]. Окончив обязательное школьное образование, молодые люди берут на себя больше студенческих долгов, сталкиваются с кризисом доступного жилья и им труднее экономить финансовые ресурсы на будущее. Хотя звучат призывы к проведению национальной политики по решению этих экономических проблем среди молодежи, некоторые исследователи приводят аргументы в пользу раннего развития финансовой грамотности у молодежи, даже начиная с дошкольного возраста [41].
Согласно международному мониторинговому исследованию качества общего образования (далее - PISA) традиционными областями оценивания являются: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность. Исследование финансовой грамотности является дополнительной опцией исследования PISA, в которой Российская Федерация принимает участие с 2012 года [34].
В рекомендациях Совета организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) по принципам и лучшим практикам финансового образования зафиксировано, что «финансовое образование должно начинаться в школе. Люди должны начинать учиться финансовым вопросам как можно раньше» (ОЭСР, 2005) [12].
В условиях реализации ФГОС третьего поколения введены новые возможности получения актуальных и востребованных навыков и знаний для обучающихся, в том числе и знания по финансовой грамотности. На уровне ФГОС в средней школе обучающиеся начнут узнавать о вопросах финансовой грамотности более углубленно. Среди предметов, на которых будут объяснять основы финансов, выделяют географию.
В содержании школьного предмета «География» содержится большое количество важных вопросов науки и практического характера. Виды деятельности, которые включают в требуемые результаты по освоению модулей по финансовой грамотности в рамках обучения школьной географии очень тесно связаны с жизнью, являются практикоориентированными. В 9 классе на примере главы «Хозяйство России» углубленно раскрываются разделы финансовой грамотности: современные деньги и операции с ними, услуги финансовых организаций, человек и государства.
Цель - выявление эффективности кейс-метода в формировании финансовой грамотности при изучении хозяйства России...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Кейсы можно использовать на уроках географии при изучении нового материала, а также при закреплении материала. Обучающиеся во время решения кейсов углубляют свои знания в предметной области с помощью поиска решений. Кейс-метод позволяет интегрировать знания из разных предметных областей, что способствует более целостному пониманию материала. Кейсы должны быть актуальными и реалистичными, отражая текущие события и тенденции в мировой экономике. Это помогает обучающимся видеть практическое применение знаний.
Были разработаны кейсы по темам: «Энергетика России», «Сельское хозяйство России», «Туризм в России». Кейсы могут применяться на уроках географии при изучении следующих тем: «Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)», «Агропромышленный комплекс», «Инфраструктурный комплекс». Суть кейса «Энергетика России» состоит в том, что обучающимся необходимо посчитать сколько обойдется содержание криптофермы. Кейс «Туризм в России» характеризуется наличием заданий по разработке бюджета для нового туристического путешествия. Суть кейса «Сельское хозяйство России» состоит в том, чтобы помочь фермеру распланировать свой бюджет и избежать рисков при выращивать овощей и фруктов на следующий год.
С помощью решения кейсов на уроке географии, у обучающихся формируются предметные и метапредметные универсальные учебные действия. Благодаря кейсам обучающиеся учатся анализировать ситуации, используя свои знания в области географии и финансов. Учатся оценивать экономические риски и прогнозировать последствия. А также развивают критическое мышление и коммуникационные навыки.
Кейсы можно использовать на уроках географии при изучении нового материала, а также при закреплении материала. Обучающиеся во время решения кейсов углубляют свои знания в предметной области с помощью поиска решений. Кейс-метод позволяет интегрировать знания из разных предметных областей, что способствует более целостному пониманию материала. Кейсы должны быть актуальными и реалистичными, отражая текущие события и тенденции в мировой экономике. Это помогает обучающимся видеть практическое применение знаний.
Были разработаны кейсы по темам: «Энергетика России», «Сельское хозяйство России», «Туризм в России». Кейсы могут применяться на уроках географии при изучении следующих тем: «Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)», «Агропромышленный комплекс», «Инфраструктурный комплекс». Суть кейса «Энергетика России» состоит в том, что обучающимся необходимо посчитать сколько обойдется содержание криптофермы. Кейс «Туризм в России» характеризуется наличием заданий по разработке бюджета для нового туристического путешествия. Суть кейса «Сельское хозяйство России» состоит в том, чтобы помочь фермеру распланировать свой бюджет и избежать рисков при выращивать овощей и фруктов на следующий год.
С помощью решения кейсов на уроке географии, у обучающихся формируются предметные и метапредметные универсальные учебные действия. Благодаря кейсам обучающиеся учатся анализировать ситуации, используя свои знания в области географии и финансов. Учатся оценивать экономические риски и прогнозировать последствия. А также развивают критическое мышление и коммуникационные навыки.



1. Апанасенко О.Н. Кейс-метод в практике школьного образования. Западно-Сибирский МОЦ, 2020. 62 с.
2. Ваганова О.И. Метод кейсов в профессиональном обучении: Учебно-методическое пособие / Ваганова О.И. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. 57 с.
3. Варданян М. Р., Палихова Н. А., Черкасова И. И., Яркова Т. А. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие на основе метода case-study. Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2009. 188 с.
4. Винникова И.С., Полякова Ю.О., Леонтьева Д.А. Особенности применения цифровых технологий на уроках финансовой грамотности» коллектив авторов // Проблемы современного педагогического образования. 2021. С. 64 - 68].
5. Демкович А. Кредитная активность и рост задолженности
россиян. 15 с. URL:
https://dialot.ru/upload/iblock/d66/b3owxvzwjo5unu351i32dnogrmzoajm7.pdf (дата обращения 18.05.2024)].
6. Доброгорская Е.В. Особенности реализации технологии проектной деятельности на уроках финансовой грамотности // Академия педагогических проектов Российской Федерации. URL: https://xn-- d1abbusdciv.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%B 1%D 1 %80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D 1 %80%D 1 %81 %D0%BA%D0%B0%D 1 %8F-%D0%B5-%D0%B2-
%D0%BF%D 1 %83%D0%B 1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D 1 %86% D0%B8%D 1 %8F-2/ (дата обращения 19.02.2024)].
7. Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология
профессионально ориентированного обучения. URL:
http://evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 14.03.2024).
8. Дорина Д.А. Роль учителя в применении кейс-метода при формировании финансовой грамотности // Методика обучения дисциплинам естественно-научного цикла: проблемы и перспективы: материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 2023. С. 34 - 35.
9. Дорина Д.А. Фрагмент электронной рабочей тетради по финансовой грамотности для обучающихся старших классов // Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации: отечественный и зарубежный опыт: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2022. С. 40 - 43.
10. Дорина Д.А., Дорофеева Л.А. Взаимодействие STEAM - технологии и кейс-метода при формировании финансовой грамотности на уроке географии // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник материалов IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Орехово-Зуево, 2023 С. 165 - 168.
11. Жиянова Н.Э., Рихсиева М.М. Современные вопросы повышения финансовой грамотности населения // Science and Education. 2023. №4. С. 1005 - 1010.
12. Иванова Т.Б. Повышение финансовой грамотности: обзор международного опыта // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2012. №1 (20). С. 222 - 229
13. Исаев Ю. Самые закредитованные регионы 2023 года. Бробанк. 2024. URL: https://brobank.ru/samye-zakreditovannye-regiony-2023/ (дата обращения 19.05.2024)].
14. Камалетдинова А.Б., Литвинова Т.Н. Обучающие игры в развитии профессиональных компетенций будущих менеджеров // Экономика, экология и общество России в XXI столетии: сборник научных трудов 11 -й Международной научно-практической конференции. Часть 3. - СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2009. С. 120 - 131.
15. Кокина А.О. Три важных компонента финансовой грамотности и их роль в повышении культуры финансового поведения молодежи // Science Time. 2022. С. 37 - 40...43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ