Введение 3 - 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА 6- 30
1.1 Сущность понятий «воображение», «творческое
воображение» 6-12
1.2 Особенности развития творческого воображения младшего
школьника 12- 19
1.3 Развитие творческого воображения младшего школьника в процессе
внеурочной деятельности 19-27
Выводы по главе 1 28-30
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА 32- 56
2.1 Этапы опытно- экспериментальной работы 31- 34
2.2 Выявление актуального уровня развития творческого воображения
младшего школьника 34-40
2.3 Программа развития творческого воображения младшего школьника посредством занятий в кружке «Секреты
воображения» 40-51
Выводы по главе 2 52-53
Заключение 54-56
Список литературы 57-61
Приложения
Проблема развития творческого воображения является довольно актуальной в наше время. Никакой вид человеческой деятельности не может обойтись без воображения. Джанни Родари, известный итальянский детский писатель, говорил: «Воображение и наука - не соперники, не враги, а союзники, руки и ноги одного тела, дочки и матери одного интеллекта.... Ведь богатая фантазия нужна не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом».
Следовательно, воображение необходимо не только писателю или художнику. Оно важно и для математика, инженера или рабочего. Воображение нужно человеку так же, как умение логически мыслить.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
В младшем школьном возрасте воображение, формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, может переходить и в другие виды деятельности. Изучение процесса творчества и путей развития творческого воображения чрезвычайно важно для эффективной подготовки творчески мыслящих людей во всех видах профессионального труда. Поэтому во всех звеньях школы (начальной, средней, высшей) следует обращать внимание на максимальную стимуляцию устойчивых творческих интересов, целеустремленности творческих поисков, настойчивости в разрешении творческих задач.
Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Учителя, обеспечивая реализацию условий развития творческого воображения при обучении учащихся, с одной стороны, способствуют его становлению, а с другой, определяют большую вероятность сохранения творческого воображения и в дальнейшей деятельности взрослого человека.
Научно-теоретические основы развития воображения заложены в трудах Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, М.М. Рубинштейна, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Челпанова, Д.Б. Эльконина. Также развитие воображения рассматривалось зарубежными исследователями: В. Вундтом, Ж. Пиаже, Т. Рибо, К. Юнгом.
Цель - изучить особенности развития творческого воображения младшего школьника и разработать программу развития.
Объект - творческое воображение младшего школьника.
Предмет - особенности развития творческого воображения младшего школьника.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности творческого воображения младшего школьника будут проявляться через создание большого количества образов и использование различных категорий ответов, разработку стереотипных образов, а также образов с низкой степенью детализации и проработки.
Задачи исследования:
1) изучить психолого- педагогическую литературу по теме исследования;
2) определить значение занятий внеурочной деятельностью для развития творческого воображения младшего школьника;
3) подобрать методики для выявления актуального уровня развития творческого воображения младшего школьника;
4) выявить актуальный уровень развития творческого воображения младшего школьника;
5) разработать программу развития творческого воображения посредством занятий в кружке «Секреты воображения».
Методы, использованные в работе: изучение теоретической и научнометодической литературы по теме исследований, констатирующий эксперимент.
База исследования: 4 «А» класс МАОУ СШ № 32 г. Красноярска.
Мы рассмотрели понятия «воображение» и «творческое воображение», изучили подходы ученых и выбрали критерии для определения уровня развития творческого воображения. Используя различные методики, нами был выявлен актуальный уровень развития творческого воображения младшего школьника и на основе этих результатов мы предложили программу развития творческого воображения.
А. Г. Маклаков характеризовал воображение как «процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений».
Творческое воображение, по определению Теплова Б.М., это «самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты».
Внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать многие ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки. В понятие внеурочная деятельность включается система занятий и общения учащихся в школе после уроков. Сюда входят и элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленной на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда.
После изучения теоретического материала по исследуемой проблеме, с помощью специально подобранных методик, нами были измерены критерии развития творческого воображения, предложенные Э. Торренсом.
Для выявления уровня беглости воображения, нами был использован субтест из вербальной батареи тестов Э. Торренса, для измерения уровня развития гибкости- субтест из батареи тестов Дж. Гилфорда, оригинальность творческого воображения была измерена с помощью субтеста из образной батареи тестов Э. Торренса, методика «Вербальная фантазия» использовалась для выявления уровня развития тщательности разработки образов.
Согласно проведенного исследования, у 2 человек из 23, что составляет 8.7% от общего числа, уровень воображения находится на высоком уровне. 8 человек (34.78%) имеют средний уровень развития воображения. У 13 человек (56.52%), что составляет большинство класса, выявлен низкий уровень развития воображения.
Проанализировав полученные данные, мы сделали вывод, что количественные показатели воображения, такие как беглость и гибкость находятся на среднем уровне развития, а качество процесса воображения, характеризующееся оригинальностью и тщательностью проработки образов, находится на низком уровне.
В связи с этим, нами была разработана программа кружка «Секреты воображения» для коррекции этих недостатков и развития уровня творческого воображения.
Данная программа рассчитана на 36 академических часа, предназначена для учеников 4 классов.
Она состоит из трех этапов: введения, основного этапа, заключения. На вводном занятии обозначаются цели и задачи курса, проводится входная диагностика. Основной этап включает в себя 4 раздела, каждый из которых направлен главным образом на развития одного из критериев: беглости, гибкости, оригинальности, тщательности разработки образов воображения. Включает в себя различные творческие задания и следующие виды деятельности: составление рассказов и сказок, конструирование, моделирование, рисование, импровизации, этюды, театральные зарисовки пантомимы, экскурсии, решение проблемных ситуаций, работа со словесным материалом, ролевые игры, лепка, беседа.
На заключительном этапе в качестве творческого итога выступает театрализованное представление, которые дети готовят полностью сами. Так же на этом этапе мы подводим итоги нашей работы.
В программу вошли специально подобранные задания и учтены все условия, при которых развивается творческое воображение.
1. Асмолов, А. Г. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные действия в начальной школе. От действия к мысли / А. Г. Асмолов. - М. : Просвещение, 2008. - 159 с.
2. Барышева Т. А. Структура, диагностика и методы развития художественно-творческих способностей // Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования. - СПб: Питер, 2005. - 360 с.
3. Ванник М. Э. Развиваем творческое воображение у детей // Наши дети.
• 2005. - №4. - С. 21-22.
4. Ванник М.Э. Творческое воображение на уроках: Учитель. / М.Э. Ванник // Учебно-методическое издание- 2005. - № 5-6. - С.14-15.
5. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2002. - 224 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 169 с.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1965. - 145 с.
8. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2006. - 256 с.
9. Гамезо М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.
10. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 256 с. - (Серия «Библиотека школьного психолога»).
11. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста. - М.: Флинта,
2015. - 255 с.
12. Григорьева Г. Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности
• М.: Академия, 2000. - 342 с.
13. Гунина Ю. А. Программа по развитию творческого воображения младших школьников // Социальная сеть работников образования URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/09/19/programma- po-razvitiyu-tvorcheskogo-voobrazheniya (дата обращения: 21.05.2018).
14. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: 1998
• С. 180-205.
15. Давыдова О. В. Развитие воображения // Начальная школа. - 2005. - №7. - С. 8- 9.
... всего 61 источников