Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сочинение по картине как средство развития связной речи младших школьников

Работа №157102

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы195
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Лингвометодические основы процесса развития речи младших
школьников 6
1.2 Особенности восприятия произведения изобразительного искусства в
процессе работы над сочинением по картине 17
1.3 Сочинение по картине как один из видов работы по развитию речи младших
школьников 23
Выводы по главе I 36
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ РАБОТЫ С СОЧИНЕНИЯМИ ПО КАРТИНЕ 37
2.1 Исследование актуального уровеня развития связной письменной речи младших школьников 37
2.2 Развитие связной письменной речи учащихся посредством написания
сочинений по картинам 50
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 60
Выводы по главе II 69
Заключение 7 2
Список литературы 7 4
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г

Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами коллектива. Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современней методике русского языка, так как степень успешности обучения младшего школьника определяет уровень речевого развития. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения требует, чтобы у младших школьников было «сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека», поскольку русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования и имеет огромное значение в становлении и развитии личности ребенка. Связная речь - смысловое развернутое высказывание, ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание, является одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей. В научных исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого и др., посвященных тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования
связной устной и письменной речи младших школьников.
На современном этапе развития школьного образования большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Так методисты М.Р. Львов и Т. А. Ладыженская отмечают, что «связной речью считается речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляя собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную
функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной
самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты». Одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение связной письменной речи, поиск соответствующих
способов и приёмов, а также форм и средств развития речевой деятельности у д етей.
Для формирования связной письменной речи необходимо раскрыть творческие возможности каждого ученика, организовать работу над различными видами сочинений, изложений, диктантов, в частности на основе восприятия произведений картин. Произведение живописи, как считает К. Д. Ушинский, позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт. Картина может служить одним из эффективным средств развития речи учащихся, формирования у них коммуникативно- речевых умений. Работа с произведением живописи активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность.
Цель данной работы: выявить эффективность использования сочинений по картине в процессе развития речи учащихся.
Объект: процесс развития связной речи у младших школьников.
Предмет: методика работы с сочинением по картине.
Гипотеза: процесс развития связной письменной речи будет
эффективным, если к традиционной методике написания сочинений добавить эмоциональный компонент.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень связной письменной речи младших школьников (констатирующий эксперимент).
3. Разработать программу, способствующую развитию связной письменной речи младших школьников с использованием сочинений по картине.
4. Выполнить количественный и качественный анализ полученных
результатов.
В работе принялись следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования; эксперимент, анализ письменных работ (сочинения) учащихся, количественный и качественный анализ полученных результатов.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одной из главных задач курса русского языка является обучение учащихся правильной письменной и устной речи. Успешному решению этой задачи способствует широкое использование на уроках русского языка сочинений, основанных на произведениях живописи, поскольку в процессе выполнения такой работы, дети учатся излагать логично и последовательно свои мысли, использовать языковые средства при создании своего текста, организовывать структуру речевого высказывания, выделять микротемы.
Произведения изобразительного искусства играют огромную роль, повышают интеллектуальный уровень учащихся. Работа с произведением живописи активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность. Произведения известных художников обогащают знания детей об окружающей действительности, способствуют развитию эстетического вкуса и восприятия. Рассматривая процесс восприятия произведений живописи, мы выяснили, что ключевую роль в процессе восприятия произведений искусства играют эмоции младшего школьника, которые являются особой формой психологического отражения, которая в фор ме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъек тивное к ним отношение. Правильно организованное художественное восприятие произведений живописи способствует не только развитию эстетического вкуса, нравственных установок и культуры учащегося в целом, но и положительно влияет на развитие высших психических функций, в том числе и связной речи.
В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования нами были выбраны критерии, которые в качественном и количественном отношении отражают уровень развития связной письменной речи младших школьников. Результаты констатирующего среза показали, что такой параметр как общее количество грамматических орфографических и пунктуационных ошибок характеризуются низкими показателями, а такие параметры как количество речевых ошибок, логичность, связность и целостность текста имеют средний уровень развития.
Разработанная нами программа была направлена на формирование связной письменной речи младших школьников, в качестве средства развития речи мы использовали сочинения по картине. В качестве основной формы работы на уроке была выбрана групповая, что способствовало формированию коммуникативной компетенции младших школьников, построению эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, который показал положительную динамику развития письменной связной речи. Показатели, полученные после проведения эксперимента, превосходили показатели констатирующего среза. Данные результаты позволяют нам говорить о том, что формирование полноценного речевого развития школьников посредством сочинений по картине является возможным в рамках начальной школы.
Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале нашего исследования была подтверждена.


1. Александрова, Е. А. Культурология. История идей и их воплощений. Учебное пособие / Е.А. Александрова. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 144 с.
2. Баранов, М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М.Т. Баранов. - М.: Просв., 2013. - 384 с.
3. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа, - 2007 - №4 - С 47 — 51
4. Буяновер А.Б. Упражнения по предупреждению речевых и грамматических ошибок: Пособие для учителя. - К.: Рад. Шк., 1990 - 136 с.
5. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Е. Ю. Кашаева. - Ростов н/Д, 2010. - 539 с.
6. Воробьева, В. И. Сочинение по картина в начальных классах / В. И. Воробьёва, С. К. Тивикова. - Тула: Родничок6 М.: Астрель: АСТ 2006. - 220с.
7. Гайбарян, О.Е. Школьный словарь синонимов и антонимов / О.Е. Гайбарян. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 382 с.
8. Горелов, А. А. История русской культуры. Учебник / А.А. Горелов. - М.: Юрайт, 2015. - 388 с.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.
10. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младшего школьника // Начальная школа, - 2007 - №6 - С 76 — 79
11. Джежелей О.В. Помогайка. - М.: АО"Столетие" , 1994.
12. Егармина Т.Г. Предупреждение речевых недочетов у второклассников // Начальная школа, - 2009 - №6 - С 12 — 15
13. Еще раз о словарной работе // Начальная школа, - 1998 - №7 - С 83 -86
14. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 2009
15. Использование методики скороговорения для развития речи младших школьников // Начальная школа , - 2000 - №11 - С 34 -35
16. Кабанова-Малер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М, 1981
... всего 58 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ