Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ГЕРОЕ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 6
1.1 Сущность понятия «герой», «положительный герой», «представления»,
«нравственность» 6
1.2 Критерии и уровни представлений о положительном герое у младшего
школьника 21
1.3. Развитие представлений о положительном герое в процессе урочной деятельности 24
Вывод по 1 главе 31
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИФИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ГЕРОЕ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 33
2.1. Этапы экспериментального исследования по изучению специфики
представлений о положительном герое у младшего школьника 33
2.2. Результат констатирующего эксперимента по изучению специфики
представлений о положительном герое у младшего школьника 43
2.3. Методические рекомендации по развитию представлений о положительном
герое в процессе урочной деятельности 51
Выводы по 2 главе 62
Заключение 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Ни для кого не секрет, что одной из основных проблем в современном обществе является проблема духовного-нравственного кризиса. В наше время довольно проблематично найти того, положительного героя, на которого можно ориентироваться, сложно определить, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные значения подмениваются неверными. Упадок духовности лишает смысла жизни нашего будущего поколения. Мировосприятие каждого человека наполнено образами внешнего мира, окружающей их реальности. Эти образы, переплетаясь и накладываясь друг на друга, создают особую мировоззренческую систему, которая и выражается в поведении людей, в их установках и предпочтениях, политических и социальных настроениях.
Именно «образ положительного героя» представляет собой один из важнейших элементов, необходимых для понимания духовного мира человека. Изучение позитивных образов необходимо для понимания вектора развития личности, особенно на этапе ее становления. Главная задача духовнонравственного воспитательного процесса в школе — это создание особенных условий для формирования духовности и нравственности подрастающего поколения. Нельзя сказать, что представления младших школьников о положительном герое находятся на высоком уровне. Есть трудности, с которыми сталкиваются опекуны, учителя, да и сами учащиеся:
1. недоступность позитивных эталонов для подрастающего поколения
2. систематическое смещение в худшую сторону моральнонравственной среды
3. сокращение объёмов культурной и досуговой работы с ребятами
4. смещение в худшую сторону физиологического становления юного поколения
5. недоступность действующих устройств закладывания ориентиров здорового вида жизни
раннее приобщение к вредным привычкам (наркомания,
табакокурение, алкоголизм)
7. отсутствие культуры поведения и речи (что показывают СМИ в собственных материалах)
8. присутствие большого числа неблагоприятного контента в онлайне и средствах массовой информации (жестокости, экстремизма, злости и т. д.)
Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.
В связи с проблемами, имеющимися в современной ситуации развития детей в нашей стране, тема данной работы значима и актуальна.
Цель исследования : изучить специфику представлений о положительном герое у младшего школьника и разработать методические рекомендации.
Объект исследования : представления о герое у младшего школьника.
Предмет исследования : специфика представлений о положительном герое у младшего школьника.
Гипотеза: мы предполагаем, что представления о положительном герое у младшего школьника будут иметь специфику и проявляться через:
• несформированность представлений младших школьников о сущности понятия положительный герой;
• слабо выраженные эмоциональные реакции на положительные поступки;
• несформированность положительных поведенческих реакций.
Задачи исследования :
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования.
2. Подобрать диагностические методики по теме исследования.
3. Провести констатирующий эксперимент и обработать результаты.
...
В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы:
Анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы позволил определить существенные черты, содержание понятия "положительный герой", уточнить его основные функции. Установлено, положительный герой затрагивает глубокие и важные сферы личности: потребности, мотивы, эмоции, реальное поведение, - поэтому они имеют существенное значение в нравственном становлении личности, являясь целью, средством и методом воспитания, критерием воспитанности, регулятором поведения и деятельности, основным мотивом и действенным стимулом самовоспитания. Особую значимость изучение специфики представлений о положительном герое младшим школьником, приобретает в младшем школьном возрасте.
Методика развития представлений о положительном герое младшим школьником основанная на средовом подходе к формированию и развитию личности, позволяет последовательно решать важные задачи: 1) помощь в выборе положительного героя; 2) организация процесса самовоспитания в соответствии с положительным героем.
Процесс развития представлений о положительном герое у младшего школьника - это действие, которой требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Поэтому особенно эффективным является формирование представлений ребенка в урочной деятельности, где одновременно происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В процессе учебной деятельности ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь.
Таким образом, гипотеза частично подтвердилась и представления о положительном герое у младшего школьника будут иметь специфику и проявляться через:
-несформированность представлений младших школьников о сущности понятия положительный герой;
• слабо выраженные эмоциональные реакции на положительные поступки; И не будут проявляться через:
• несформированность положительных поведенческих реакций.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерствово образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017. - 33 с.
2. Агапова, И. А. Авторские сценарии внеурочных занятий с младшими школьниками на темы этикета / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - Москва: Гостехиздат, 2011. - 256 с.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. - Казань; Изд-во Казанского ун-та, 2008. - 318 с.
4. Андреенко, Т. А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста / Т.А. Андреенко, О. В. Алекинова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29.
5. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. Учебное пособие для изучающих философию. - М.: Современные тетради, 2001. - 128 с.
6. Артеменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы: Справочник. - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
7. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие. - СПб.:
СПбАППО, 2015. -242 с.
8. Боликова, Л. Ю.Формирование духовно-нравственных установок у младших школьников / Л. Ю. Боликова, Ю. А. Сильнова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015 - № 2 (34). - С. 121-126.
9. Булгаков, С.Н. Два града: исследования о природе общественных идеалов / С.Н. Булгаков. - М.: Астрель, 2017. - 784 с.
10. Бунеев Р.Н. Системный подход к формированию нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения/ Р. Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 1. - С. 10-14.
11. Бунеева Е.В. Развитие интеллектуально-речевых умений учащихся как составляющей их функциональной грамотности// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 8. - с. 10-14.
12. Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста / А.Р. Бунятова // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 6 - С. 85-88
13. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
14. Водолазов, Г.Г. Идеалы и идолы. Мораль и политика. История, теория, личные судьбы / Григорий Водолазов. - М.: Культурная Революция, 2013.
• 864 c
15. Выдренкова А.А. Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - №3(5). - 2015. С. 170-173.
... всего 53 источников