ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА Я У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА Я ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Теоретические подходы к пониманию образа Я. Структура образа Я детей
старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития образа Я детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования образа Я
у детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
ОБРАЗА Я ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования сформированности образа Я в старшем
дошкольном возрасте 33
2.3. Реализация педагогических условий формирования образа Я у детей
старшего дошкольного возраста 43
2.4. Анализ результатов проведенной работы 50
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА Я ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Теоретические подходы к пониманию образа Я. Структура образа Я детей
старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития образа Я детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования образа Я
у детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
ОБРАЗА Я ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования сформированности образа Я в старшем
дошкольном возрасте 33
2.3. Реализация педагогических условий формирования образа Я у детей
старшего дошкольного возраста 43
2.4. Анализ результатов проведенной работы 50
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Одним из важнейших психолого-педагогических условий развития детей старшего дошкольного возраста является формирование личностных психологических новообразований, характерных возрасту. Наиболее значительным новообразованием дошкольного возраста является формирование представлений о себе как физическом и социальном субъекте.
Слова, однажды сказанные русским педагогом К.Д. Ушинским о том, что воспитание растущего человека, требует его всестороннего и глубокого познания, не только не потеряли своей значимости и актуальности до настоящего времени, но и были положены в основу создания работы, посвященной исследованию проблемы формирования и диагностики образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
В современном российском образовании на первое место выходит формирование первичных личностных представлений подрастающего поколения. Проблема формирования образа Я ребенка дошкольного возраста - важная социальная и педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования.
На данный момент в нашей стране вопросам развития детей дошкольного возраста уделяется особое внимание. Президент Российской Федерации, В.В. Путин, своим указом объявил период с 2018 по 2027 год Десятилетием детства и определил вектор развития системы образования на «детствосбережение» [18]. А Представитель Мосгордумы в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Комитета СФ по социальной политике Инна Святенко, фракция партии «Единая Россия» (в Мосгордуме) говорит: «Дети - будущее нашей многонациональной страны. Создавать благоприятные условия для формирования личности ребенка, приобщения его к важным знаниям и истинным нравственным ценностям - это приоритетная задача государства и общества».
Вместе с тем исследования сформированности образа Я детей дошкольного возраста весьма ограничены.
А. Г. Филипова считает, что исследования детства в российской науке не носят системного характера. «Распределение возрастных групп информантов детей в социологических исследованиях выглядит следующим образом: дошкольники - 3,1 % исследований, младшие школьники - 8,6 %, подростки - 71,1 %, юношество - 69,5 %» [46, с. 82]. Подобная тенденция отмечается и зарубежными авторами [51;52;53].
Поэтому в настоящее время все чаще идет речь о пути развития личности каждого человека и одновременно о его интеграции (адаптации) в социальные отношения группы. Эффективность решения данных вопросов определяется компетентностью педагогов и родителей, которые стоят у истоков формирования личности и образа Я детей. Это обусловливает необходимость исследования того, что же представляет собой процесс формирования образа Я в старшем дошкольном возрасте [18].
Проблема формирования образа Я - одна из важнейших в психологии и педагогике. Это важный и длительный процесс, который начинается в раннем детстве. Задача педагога в ДОУ - создать необходимые педагогические условия для благоприятного формирования образа Я.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно -
экспериментальным путем проверить результат педагогических условий формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования образа Я в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать методики для определения уровня
сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить особенности сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить педагогические условия формирования образа Я у
детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать педагогические условия и оценить результаты развивающей работы.
...
Слова, однажды сказанные русским педагогом К.Д. Ушинским о том, что воспитание растущего человека, требует его всестороннего и глубокого познания, не только не потеряли своей значимости и актуальности до настоящего времени, но и были положены в основу создания работы, посвященной исследованию проблемы формирования и диагностики образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
В современном российском образовании на первое место выходит формирование первичных личностных представлений подрастающего поколения. Проблема формирования образа Я ребенка дошкольного возраста - важная социальная и педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования.
На данный момент в нашей стране вопросам развития детей дошкольного возраста уделяется особое внимание. Президент Российской Федерации, В.В. Путин, своим указом объявил период с 2018 по 2027 год Десятилетием детства и определил вектор развития системы образования на «детствосбережение» [18]. А Представитель Мосгордумы в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Комитета СФ по социальной политике Инна Святенко, фракция партии «Единая Россия» (в Мосгордуме) говорит: «Дети - будущее нашей многонациональной страны. Создавать благоприятные условия для формирования личности ребенка, приобщения его к важным знаниям и истинным нравственным ценностям - это приоритетная задача государства и общества».
Вместе с тем исследования сформированности образа Я детей дошкольного возраста весьма ограничены.
А. Г. Филипова считает, что исследования детства в российской науке не носят системного характера. «Распределение возрастных групп информантов детей в социологических исследованиях выглядит следующим образом: дошкольники - 3,1 % исследований, младшие школьники - 8,6 %, подростки - 71,1 %, юношество - 69,5 %» [46, с. 82]. Подобная тенденция отмечается и зарубежными авторами [51;52;53].
Поэтому в настоящее время все чаще идет речь о пути развития личности каждого человека и одновременно о его интеграции (адаптации) в социальные отношения группы. Эффективность решения данных вопросов определяется компетентностью педагогов и родителей, которые стоят у истоков формирования личности и образа Я детей. Это обусловливает необходимость исследования того, что же представляет собой процесс формирования образа Я в старшем дошкольном возрасте [18].
Проблема формирования образа Я - одна из важнейших в психологии и педагогике. Это важный и длительный процесс, который начинается в раннем детстве. Задача педагога в ДОУ - создать необходимые педагогические условия для благоприятного формирования образа Я.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно -
экспериментальным путем проверить результат педагогических условий формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования образа Я в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать методики для определения уровня
сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить особенности сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить педагогические условия формирования образа Я у
детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать педагогические условия и оценить результаты развивающей работы.
...
В рамках данной работы была поставлена цель исследования: выявление педагогических условий организации педагогического процесса формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование уровня сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста было направлено на решение следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования образа Я в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать методики для определения уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить особенности сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить педагогические условия формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать педагогические условия и оценить результаты развивающей работы.
Для решения данных задач были изучены и переработаны такие источники, как: книги, журналы, монографии, диссертации в
русскоязычных и англоязычных источниках.
Была выдвинута гипотеза исследования: предполагается, что соблюдение педагогических условий (организация среды с учетом возможности самоидентификации; использование комплекса сюжетноролевых игр) способствует формированию образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности «образа Я» детей старшего дошкольного возраста были использованы методики:
1. Беседа «Расскажи о себе», разработанная А.М. Щетининой. (когнитивный компонент образа Я и аффективный компонент образа Я).
2. «Неоконченные ситуации», разработанная А.М. Щетининой, Л.В.
Кирс для изучения поведенческого компонента образа Я.
Анализ научной литературы показал необходимость формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста с учетом соблюдения педагогических условий.
Были определены уровни развития когнитивного и аффективного компонента сформированности образа Я. Результаты исследования сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста показали следующие результаты.
1. Уровень развития когнитивного компонента образа Я - средний, дети с помощью взрослого могут описывать себя, называть свои качества, но аргументировать могут лишь отдельные оценки.
2. Развитие аффективного компонента образа Я на среднем уровне, требуется помощь в развитии адекватной самооценки и самопринятия.
3. Поведенческий компонент образа Я в старшем дошкольном возрасте имеет так же средний уровень сформированности. В ходе исследования эти дети домысливали поступок, соответствующий общепринятым правилам, однако не могли его аргументировать. Это напрямую связано с развитием когнитивного и аффективного компонентов, так как поведенческий компонент образа Я является производным от первых двух.
Учитывая уровень сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста, были предложены следующие педагогические условия формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста:
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы;
2. Использование комплекса сюжетно-ролевых игр для развития уровня самооценки и принятия у детей старшего дошкольного возраста, способствующие формированию когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов образа Я.
...
Исследование уровня сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста было направлено на решение следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования образа Я в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать методики для определения уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить особенности сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить педагогические условия формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать педагогические условия и оценить результаты развивающей работы.
Для решения данных задач были изучены и переработаны такие источники, как: книги, журналы, монографии, диссертации в
русскоязычных и англоязычных источниках.
Была выдвинута гипотеза исследования: предполагается, что соблюдение педагогических условий (организация среды с учетом возможности самоидентификации; использование комплекса сюжетноролевых игр) способствует формированию образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности «образа Я» детей старшего дошкольного возраста были использованы методики:
1. Беседа «Расскажи о себе», разработанная А.М. Щетининой. (когнитивный компонент образа Я и аффективный компонент образа Я).
2. «Неоконченные ситуации», разработанная А.М. Щетининой, Л.В.
Кирс для изучения поведенческого компонента образа Я.
Анализ научной литературы показал необходимость формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста с учетом соблюдения педагогических условий.
Были определены уровни развития когнитивного и аффективного компонента сформированности образа Я. Результаты исследования сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста показали следующие результаты.
1. Уровень развития когнитивного компонента образа Я - средний, дети с помощью взрослого могут описывать себя, называть свои качества, но аргументировать могут лишь отдельные оценки.
2. Развитие аффективного компонента образа Я на среднем уровне, требуется помощь в развитии адекватной самооценки и самопринятия.
3. Поведенческий компонент образа Я в старшем дошкольном возрасте имеет так же средний уровень сформированности. В ходе исследования эти дети домысливали поступок, соответствующий общепринятым правилам, однако не могли его аргументировать. Это напрямую связано с развитием когнитивного и аффективного компонентов, так как поведенческий компонент образа Я является производным от первых двух.
Учитывая уровень сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста, были предложены следующие педагогические условия формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста:
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы;
2. Использование комплекса сюжетно-ролевых игр для развития уровня самооценки и принятия у детей старшего дошкольного возраста, способствующие формированию когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов образа Я.
...
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ
(НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016





