Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА Я У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №157098

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА Я ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Теоретические подходы к пониманию образа Я. Структура образа Я детей
старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития образа Я детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования образа Я
у детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
ОБРАЗА Я ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования сформированности образа Я в старшем
дошкольном возрасте 33
2.3. Реализация педагогических условий формирования образа Я у детей
старшего дошкольного возраста 43
2.4. Анализ результатов проведенной работы 50
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Одним из важнейших психолого-педагогических условий развития детей старшего дошкольного возраста является формирование личностных психологических новообразований, характерных возрасту. Наиболее значительным новообразованием дошкольного возраста является формирование представлений о себе как физическом и социальном субъекте.
Слова, однажды сказанные русским педагогом К.Д. Ушинским о том, что воспитание растущего человека, требует его всестороннего и глубокого познания, не только не потеряли своей значимости и актуальности до настоящего времени, но и были положены в основу создания работы, посвященной исследованию проблемы формирования и диагностики образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
В современном российском образовании на первое место выходит формирование первичных личностных представлений подрастающего поколения. Проблема формирования образа Я ребенка дошкольного возраста - важная социальная и педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования.
На данный момент в нашей стране вопросам развития детей дошкольного возраста уделяется особое внимание. Президент Российской Федерации, В.В. Путин, своим указом объявил период с 2018 по 2027 год Десятилетием детства и определил вектор развития системы образования на «детствосбережение» [18]. А Представитель Мосгордумы в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Комитета СФ по социальной политике Инна Святенко, фракция партии «Единая Россия» (в Мосгордуме) говорит: «Дети - будущее нашей многонациональной страны. Создавать благоприятные условия для формирования личности ребенка, приобщения его к важным знаниям и истинным нравственным ценностям - это приоритетная задача государства и общества».
Вместе с тем исследования сформированности образа Я детей дошкольного возраста весьма ограничены.
А. Г. Филипова считает, что исследования детства в российской науке не носят системного характера. «Распределение возрастных групп информантов детей в социологических исследованиях выглядит следующим образом: дошкольники - 3,1 % исследований, младшие школьники - 8,6 %, подростки - 71,1 %, юношество - 69,5 %» [46, с. 82]. Подобная тенденция отмечается и зарубежными авторами [51;52;53].
Поэтому в настоящее время все чаще идет речь о пути развития личности каждого человека и одновременно о его интеграции (адаптации) в социальные отношения группы. Эффективность решения данных вопросов определяется компетентностью педагогов и родителей, которые стоят у истоков формирования личности и образа Я детей. Это обусловливает необходимость исследования того, что же представляет собой процесс формирования образа Я в старшем дошкольном возрасте [18].
Проблема формирования образа Я - одна из важнейших в психологии и педагогике. Это важный и длительный процесс, который начинается в раннем детстве. Задача педагога в ДОУ - создать необходимые педагогические условия для благоприятного формирования образа Я.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно -
экспериментальным путем проверить результат педагогических условий формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования образа Я в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать методики для определения уровня
сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить особенности сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить педагогические условия формирования образа Я у
детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать педагогические условия и оценить результаты развивающей работы.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы была поставлена цель исследования: выявление педагогических условий организации педагогического процесса формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование уровня сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста было направлено на решение следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования образа Я в старшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать методики для определения уровня сформированности образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить особенности сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить педагогические условия формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать педагогические условия и оценить результаты развивающей работы.
Для решения данных задач были изучены и переработаны такие источники, как: книги, журналы, монографии, диссертации в
русскоязычных и англоязычных источниках.
Была выдвинута гипотеза исследования: предполагается, что соблюдение педагогических условий (организация среды с учетом возможности самоидентификации; использование комплекса сюжетно­ролевых игр) способствует формированию образа Я у детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности «образа Я» детей старшего дошкольного возраста были использованы методики:
1. Беседа «Расскажи о себе», разработанная А.М. Щетининой. (когнитивный компонент образа Я и аффективный компонент образа Я).
2. «Неоконченные ситуации», разработанная А.М. Щетининой, Л.В.
Кирс для изучения поведенческого компонента образа Я.
Анализ научной литературы показал необходимость формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста с учетом соблюдения педагогических условий.
Были определены уровни развития когнитивного и аффективного компонента сформированности образа Я. Результаты исследования сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста показали следующие результаты.
1. Уровень развития когнитивного компонента образа Я - средний, дети с помощью взрослого могут описывать себя, называть свои качества, но аргументировать могут лишь отдельные оценки.
2. Развитие аффективного компонента образа Я на среднем уровне, требуется помощь в развитии адекватной самооценки и самопринятия.
3. Поведенческий компонент образа Я в старшем дошкольном возрасте имеет так же средний уровень сформированности. В ходе исследования эти дети домысливали поступок, соответствующий общепринятым правилам, однако не могли его аргументировать. Это напрямую связано с развитием когнитивного и аффективного компонентов, так как поведенческий компонент образа Я является производным от первых двух.
Учитывая уровень сформированности образа Я детей старшего дошкольного возраста, были предложены следующие педагогические условия формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста:
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы;
2. Использование комплекса сюжетно-ролевых игр для развития уровня самооценки и принятия у детей старшего дошкольного возраста, способствующие формированию когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов образа Я.
...


1. Агарагимова В.К. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коллективизма старших дошкольников в условиях детского сада / В. К. Агарагимова, П. В. Валиева, С. С. Г. Гасанова // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4(83). С. 59-60.
2. Акимова М. К. Самосознание и психологическое коррекционное воздействие / М. К. Акимова, С. В. Персиянцева // Психологические проблемы смысла жизни и акме : Электронный сборник материалов XXV Международного симпозиума, Москва, 26-27 апреля 2021 года. Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2021. С. 73-76.
3. Амбросова В.И. Особенности образа «Я» детей старшего дошкольного возраста / В. И. Амбросова // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. 2012. № 1. С. 8-13.
4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2000. С. 124.
5. Ахмедханова Р.А. Психологические особенности развития самосознания детей дошкольного возраста / Р. А. Ахмедханова // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Тамбов, 31 июля 2015 года. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 20-22.
6. Базарова Я.М. Сюжетно-ролевая игра как основа формирования личности ребенка дошкольного возраста / Я. М. Базарова // Наука и образование сегодня. 2020. № 12(59). С. 117-119.
7. Белова Е.С. Особенности самосознания одаренных детей дошкольного возраста / Е. С. Белова // 7-я Российская конференция по экологической психологии : Тезисы, Москва, 28-29 сентября 2015 года. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Нестор-История», 2015. С. 65-68.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 47.
10. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001
11. Бурыкина М.Ю. Взаимосвязь самосознания детей старшего дошкольного возраста и родительского отношения к ним в семьях матерей-педагогов / М. Ю. Бурыкина // Образование и общество. 2009. № 4(57). С. 71-75.
12. Василенко Н. А. О проблеме формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Н. А. Василенко // Научный альманах. 2017. № 4-2(30). С. 208-211. DOI 10.17117/na.2017.04.02.208.
13. Вербианова О.М., Груздева О.В. Психология ребенка: младенчество, ранний и дошкольный возраст: учеб. пособие/ В.В. Игнатова, Е.В. Гордиенко. Краснояр. гос. пед ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 140 с.
14. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. М., 2005
15. Волкова Т.Г. Анализ образа Я как продукта самосознания
личности / Т. Г. Волкова. Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 1-4. URL:
https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2415/ (дата обращения: 22.05.2021).]
... всего 112 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ