Введение 3
Глава 1. Анализ особенностей организации процесса обучения физике учащихся инженерно - технологических классов 6
1.1 Особенности профильного обучения физике на современном этапе
развития образования 6
1. 2 Формирование фундаментальных понятий в процессе обучения физике 13
Выводы по первой главе 24
Глава 2 Методика обучения физике учащихся инженерно- технологических классов 25
2.1 Дидактическое проектирование прикладных аспектов раздела
«Механика» - как первое организационно-методическое условие 25
2.2 Межпредметные связи механики с математикой - как второе
организационно-методическое условие 28
2.3 Методическое обеспечение процесса обучения физике — как третье
организационно методическое условие 35
2.4 Организация и проведение педагогического эксперимента по проверке
«Организационно-методических условий обучения физике учащихся в инженерно-технологических классов» 59
Заключение 68
Библиографический список 70
Приложение
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о физических явлениях, законах и показывает практико-ориентированную их направленность, формирует экспериментальные компетенции учащихся.
В школах в процессе обучения физике формируются профильные классы. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся.
Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым учеником индивидуальной образовательной программой. Сама жизнь уже убедительно показала, что мало эффектно, учить «всех всему». Обучение учащихся должно быть организованно с учетом их интересов, склонностей, способностей и дальнейших жизненных планов.
Именно поэтому в настоящее время в условиях социально-экономического развития России остро встает вопрос о профильном обучении учащихся, в так называемых, инженерно - технологических классах. Они существуют всего лишь три года, поэтому учителя физики испытывают определенные затруднения в методике обучения учащихся физике в данных классах, так как пока недостаточно разработан методический материал по проблемам преподавания различных дисциплин в инженерно-технологических классах, в том числе и физики. Следовательно, тема диссертации актуальна и решает выделенную проблему на определенном уровне.
Проблема исследования состоит в разработке организационно-методических условиях обучения физике инженерно - технологических классов.
Объект исследования: процесс обучения физике учащихся инженерно - технологических классов.
Предмет исследования: организационно-методических условий в процесс обучения физике учащихся инженерно- технологических классов.
Была сформулирована следующая гипотеза исследования: качество обучения физике учащихся инженерно - технологических классов можно повысить, если в процессе обучения физике использовать специально разработанные организационно-методические условия:
1. Дидактическое проектирование прикладных аспектов раздела
«Механика» - как первое организационно-методическое условие;
2. Межпредметные связи механики с математикой - как второе организационно-методическое условие;
3. Методическое обеспечение процесса обучения физике — как третье организационно-методическое условие;
4.Организация педагогического эксперимента по проверке организационно-методических условий обучения физике учащихся инженерно-технологических классов.
В соответствии с выделенным объектом и предметом исследования и сформированной гипотезой были поставлены следующие задачи:
6. Изучить состояние исследуемой проблемы в практике школьного обучения физике.
7. Провести теоретический анализ проблемы исследования в контексте межпредметных связей физики, математики и теоретической механики.
8. Выделить и проанализировать основные понятия с учетом прикладных вопросов содержания физики на примере раздела «Механика».
9. Разработать элективный курс «Теоретическая механика в школьном курсе физики»
10. Провести педагогический эксперимент.
Решение поставленных задач потребовало следующих методов исследования:
4. Анализ учебной и методической литературы, связанной с различными методами активизации познавательной деятельности учащихся профильных классов;
5. Систематизация и обобщение материала по разделу физики «Механика»;
6. Анкетирование и педагогический эксперимент.
Исследование проводилось с учащимися в МБОУ СШ № 27 г. Красноярска.
Проблема, рассмотренная в магистерской дессертации, актуальна и раскрыта, на определенном уровне. Выделены пять основных понятий в физике. Разработан элективный курс «Теоретическая механика в школьном курсе физики», который рассчитан на 36 часов. В элективном курсе разработали следующие модули: модуль 1 «Основные направления в развитии теоретической механики», модуль 2 «Краткая теория движения ракет», модуль 3 «Движение тел с переменной массой». Данный элективный курс рекомендован для учащихся инженерно-технологических классов.
Был проведен педагогический эксперимент в средней общеобразовательной организации, который показал низкий уровень сформированности у учащихся основных понятий по разделу «Механика». Это еще раз подтвердило, что для учащихся инженерно - технологических классов необходимо введение в учебный процесс элективных курсов по различным разделам физики.
В результате выполнения магистерской диссертации были решены следующие задачи:
1. Изучено состояние исследуемой проблемы в практике школьного обучения физике.
2. Проведен теоретический анализ раздела «Механика».
3. Выделены основные понятия для организации познавательной деятельности учащихся и выделены темы по математике, необходимые для освоения содержания элективного курса.
4. Разработано содержание элективного курса «Теоретическая механика в школьном курсе физики».
5. Проведен педагогический эксперимент по выявлению уровня сформированности у учащихся основных понятий по разделу «Механика».
Проблема, рассмотренная в магистерской диссертации, актуальна и требует своего дальнейшего исследования, направленного на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике и на коррекцию разработанного элективного курса. Анализ проблемы показал, что выделенные ее аспекты требуют дальнейшего исследования.
1. Астахов А.В., Широков Ю.М. Курс физики: Т. 1 Механика. Кинетическая теория материи. - М.: Наука, 1977. - 384 с.
2. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. - М.: Высш. шк., 1989.- 608 с.
3. Европейское физическое общества. - Режим доступа: http:/www.epfl.ch/.
4. Зверева Н. М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1980.
5. Игнатова В.В., ВКР «Методика преподавания элективного курса в инженерно - технологическом классе», 2016.-59 с.
6. Космодемьянский А. А., Теоретическая механика и современная техника. Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1975.
7. Левич В. Г., Вдовин Ю. А., Мямлин В. А. Курс теоретической физики. Т. II. М., «Наука», 1971.
8. Латынцев С. В., Прокопьева Н. В. Л 27 Физика: механика, электродинамика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / С.В. Латынцев, Н.В. Прокопьева. Изд. 2-е, стереотип. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012. - 201 с.
9. Курс физики: Учебник для вузов: В 2 т. Т. 1./Под. ред. В. Н. Лозовского. - СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 576 с. - (Учебник для вузов. Специальная литература).
10. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1986.
11. Морозов, Е.П., Пидкасистый, П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности / Е.П. Морозов, П.И. Пидкасистый // Советская педагогика. 1991. - № 10. - С. 88-93.
12. МИФ: математика, информатика, физика (журнал для школьников). - Режим доступа: http:/www.virlib .lunnet.net/mif
13. М 99 Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский ; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 366 с.
14. Репкина Н.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск: «Пеленг», 1993.
15. Тесленко В. И., Аёшин В. В. Нанотехнологии: настоящее и будующее. Предпрофильный элективный курс: методическое пособие / В. И. Тесленко, В. В. Аёшина; Краснояр. гос. пед. ун - т им. В. П. Астафьева. - Красноярск , 2009. - 2016 с.
16. Тесленко В. И., Трубицина Е. И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебное пособие / В.И. Тесленко, Е.И. Трубицина; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 323 с.
17. Трафимов Т.И. Курс физики. - М.: Высш. шк., 1985. - 432 с.
18. Усова А.В. Педагогические основы формирования у учащихся
обобщенных учебно-познавательных умений.
19. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. Институтов - М.: Просвещение, 1979.