Организационно-педагогические условия физической подготовленности высококвалифицированных сноубордистов
|
Введение 3
Глава 1. Анализ методической литературы по физической подготовленности сноубордистов 7
1.1. Физическая подготовка в теории и практике спортивного
мастерства сноубордиста 7
1.2. Педагогический контроль ведущих качеств спортсменов... 15
Глава 2.Методы и организация исследования 25
2.1 . Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 27
Глава З. Результаты исследования и их обсуждение 28
3.1. Исследования структуры физических качеств, их комплексность 28
3.2. Взаимосвязь показателей физической подготовленности со спортивным результатом у высококвалифицированных сноубордистов 37
Выводы 44
Практические рекомендации 46
Библиографический список 47
Приложение 55
Глава 1. Анализ методической литературы по физической подготовленности сноубордистов 7
1.1. Физическая подготовка в теории и практике спортивного
мастерства сноубордиста 7
1.2. Педагогический контроль ведущих качеств спортсменов... 15
Глава 2.Методы и организация исследования 25
2.1 . Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 27
Глава З. Результаты исследования и их обсуждение 28
3.1. Исследования структуры физических качеств, их комплексность 28
3.2. Взаимосвязь показателей физической подготовленности со спортивным результатом у высококвалифицированных сноубордистов 37
Выводы 44
Практические рекомендации 46
Библиографический список 47
Приложение 55
Отличительной особенностью сноуборда является высокая интенсивность спуска, бесконтактная борьба с соперником на протяжении всей трассы, высокая координация для баланса на одном канту (а не двух, как на лыжах). Во время спуска на спортсмена воздействуют ускорения, колебания барометрического давления. Двигательная деятельность сноубордистов обычно происходит в условиях среднегорья. Все это влияет на изменения вегетативных систем организма. Все это объясняет специфику и особенности тренировки сноубордистов как в годичной подготовке, так и на отдельных ее этапах (В. М. Волков, 1983; В. К. Бальсевич, 2000).
Заметим, что на сегодняшний день в России недостаточно научных трудов по сноуборду, в частности о его дисциплинах. Это можно объяснить только тем, что сноуборд как вид спорта начал развиваться в России относительно недавно, а зарубежные специалисты не очень торопятся выпускать пособия по обучению. СДЮШОР по сноуборду в Красноярске появилась не так давно. Секция была открыта в горнолыжной школе. Вступительные и аттестационные нормативы принимались по горнолыжной системе. Прошло несколько лет, а тесты для сноубордистов так и не придумали.
Противоречия. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил выявить следующие противоречия между:
развитием основных (ведущих) качеств спортсменов, от которых зависит успех выступления сноубордиста в соревнованиях и условиями реализации этой подготовленности по уровню мастерства;
возрастающими требованиями к подготовленности спортсменов, диктуемыми необходимостью постоянного повышения результатов, и отсутствием апробированных и доступных средств и методов подготовки высококвалифицированных сноубордистов.
Для оценки этих качеств в сноуборде используются контрольные упражнения (тесты), которые разработаны для горнолыжников. Однако, существующие подборки упражнений не обоснованы и являются в основном итогом практической работы их создателей. Поэтому полученные данные могут быть ненадежными и вводить в заблуждение.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия подготовленности высококвалифицированных спортсменов.
В соответствии с поставленной проблемой сформулирована тема исследования «Организационно-педагогические условия физической подготовленности высококвалифицированных сноубордистов»
Цель - выявление ведущих качеств в структуре физической подготовленности высококвалифицированных сноубордистов.
Объект исследования - физическая подготовка сноубордистов.
Предмет исследования - структура физической подготовленности высококвалифицированных сноубордистов.
Гипотеза исследования - предполагалось, что в структуре физической подготовленности сноубордистов ведущими качествами является: координационные способности и скоростно¬силовые способности.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по теме исследования.
2. Выявить тесты, характеризующие физическую подготовленность сноубордистов.
3. Определить структуру физической подготовленности сноубордистов и выявить ведущие физические качества.
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили работы в области:
1. здоровьесберегающей педагогики (Н. Л. Дочкина, 2012; Г. К. Зайцев, 1998; Э. М. Казин, 2002; А. А. Попов, 2011: Н. К. Смирнов, 2008);
2. теории и методики оздоровительной физической культуры (А. А. Васильков, 2008; В. К. Бальсевич, 1990; В. И. Ильинич, 2001; К. Д. Чермит, 2007);
3. теории и практики формирования здорового образа жизни (Н. П. Абаскалова, 2000; Р. А. Айзман, 1996; Э. Н. Вайнер, 2002; М. Я. Виленский, 2004; А. В. Чоговадзе,1993; А. Г. Щедрина, 2007).
Научная новизна исследования заключается в выявлении ведущих физических качеств у высококвалифицированных сноубордистов.
Теоретическая значимость работы заключается в:
- расширении знаний о основных критериях определения общей выносливости;
- в обосновании закономерностей физиологических и биологических процессов в организме при мышечной деятельности;
Практическая значимость - выявление ведущих физических качеств у сноубордистов позволит более грамотно строить тренировочный процесс, и развивать в большей степени те качества, которые превалируют в сноуборде.
Апробация результатов исследования. Материалы магистерской диссертации докладывались на XLI студенческой международной заочной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (Новосибирск, апрель 2016 г.); LIX международная заочная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки - от теории к практике» (Новосибирск, июнь 2016 г.).
Положения, выносимые на защиту:
1. В структуре физической подготовленности сноубордистов ведущими качествами является: координационные способности и скоростно-силовые способности.
2. Основным критерием определения общей выносливости спортсменов на тренировочных занятиях является время, в течение которого спортсмен способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.
Заметим, что на сегодняшний день в России недостаточно научных трудов по сноуборду, в частности о его дисциплинах. Это можно объяснить только тем, что сноуборд как вид спорта начал развиваться в России относительно недавно, а зарубежные специалисты не очень торопятся выпускать пособия по обучению. СДЮШОР по сноуборду в Красноярске появилась не так давно. Секция была открыта в горнолыжной школе. Вступительные и аттестационные нормативы принимались по горнолыжной системе. Прошло несколько лет, а тесты для сноубордистов так и не придумали.
Противоречия. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил выявить следующие противоречия между:
развитием основных (ведущих) качеств спортсменов, от которых зависит успех выступления сноубордиста в соревнованиях и условиями реализации этой подготовленности по уровню мастерства;
возрастающими требованиями к подготовленности спортсменов, диктуемыми необходимостью постоянного повышения результатов, и отсутствием апробированных и доступных средств и методов подготовки высококвалифицированных сноубордистов.
Для оценки этих качеств в сноуборде используются контрольные упражнения (тесты), которые разработаны для горнолыжников. Однако, существующие подборки упражнений не обоснованы и являются в основном итогом практической работы их создателей. Поэтому полученные данные могут быть ненадежными и вводить в заблуждение.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия подготовленности высококвалифицированных спортсменов.
В соответствии с поставленной проблемой сформулирована тема исследования «Организационно-педагогические условия физической подготовленности высококвалифицированных сноубордистов»
Цель - выявление ведущих качеств в структуре физической подготовленности высококвалифицированных сноубордистов.
Объект исследования - физическая подготовка сноубордистов.
Предмет исследования - структура физической подготовленности высококвалифицированных сноубордистов.
Гипотеза исследования - предполагалось, что в структуре физической подготовленности сноубордистов ведущими качествами является: координационные способности и скоростно¬силовые способности.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по теме исследования.
2. Выявить тесты, характеризующие физическую подготовленность сноубордистов.
3. Определить структуру физической подготовленности сноубордистов и выявить ведущие физические качества.
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили работы в области:
1. здоровьесберегающей педагогики (Н. Л. Дочкина, 2012; Г. К. Зайцев, 1998; Э. М. Казин, 2002; А. А. Попов, 2011: Н. К. Смирнов, 2008);
2. теории и методики оздоровительной физической культуры (А. А. Васильков, 2008; В. К. Бальсевич, 1990; В. И. Ильинич, 2001; К. Д. Чермит, 2007);
3. теории и практики формирования здорового образа жизни (Н. П. Абаскалова, 2000; Р. А. Айзман, 1996; Э. Н. Вайнер, 2002; М. Я. Виленский, 2004; А. В. Чоговадзе,1993; А. Г. Щедрина, 2007).
Научная новизна исследования заключается в выявлении ведущих физических качеств у высококвалифицированных сноубордистов.
Теоретическая значимость работы заключается в:
- расширении знаний о основных критериях определения общей выносливости;
- в обосновании закономерностей физиологических и биологических процессов в организме при мышечной деятельности;
Практическая значимость - выявление ведущих физических качеств у сноубордистов позволит более грамотно строить тренировочный процесс, и развивать в большей степени те качества, которые превалируют в сноуборде.
Апробация результатов исследования. Материалы магистерской диссертации докладывались на XLI студенческой международной заочной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (Новосибирск, апрель 2016 г.); LIX международная заочная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки - от теории к практике» (Новосибирск, июнь 2016 г.).
Положения, выносимые на защиту:
1. В структуре физической подготовленности сноубордистов ведущими качествами является: координационные способности и скоростно-силовые способности.
2. Основным критерием определения общей выносливости спортсменов на тренировочных занятиях является время, в течение которого спортсмен способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.
Проанализировав специальную литературу по теме исследования можно сделать следующие выводы:
1. Ведущими качествами сноубордистов, по мнению специалистов, являются качества ловкости и выносливости в специфических проявлениях для сноуборда, а так же быстрота, сила и гибкость.
Проведенные исследования структуры физических качеств показали их комплексность. Все факторы, определяющие успешность выступлений в соревнованиях - комплексные, состоящие из многих, технических, физических, психологических и антропометрических качеств. Это показывает, что к моторике сноубордиста предъявляются высокие и разнообразные требования, причем в зависимости от условий спусков на первый план могут выходить разные физические качества.
2. На основе учебно-тренировочной программы СДЮШОР по горным лыжам и сноуборду для оценки физических качеств сноубордистов целесообразно использовать следующие тесты:
- челночный бег 3х10,
- прыжок в длину с места,
- 10-ой прыжок,
- бег 60м,
-бег 400м,
- запрыгивания на тумбу за 60 сек,
- наклон вперед стоя,
- поднос ног к перекладине,
- подтягивания.
3. Выявлены ведущие физические качества высококвалифицированных сноубордистов и наиболее информативные тесты, оценивающие ведущие физические качества сноубордистов высокой квалификации.
У мужчин:
- быстрота;
- скоростная выносливость;
- взрывная сила;
- скоростно-силовая выносливость;
- координационные способности.
У женщин:
- скоростно-силовая выносливость;
- взрывная сила.
1. Ведущими качествами сноубордистов, по мнению специалистов, являются качества ловкости и выносливости в специфических проявлениях для сноуборда, а так же быстрота, сила и гибкость.
Проведенные исследования структуры физических качеств показали их комплексность. Все факторы, определяющие успешность выступлений в соревнованиях - комплексные, состоящие из многих, технических, физических, психологических и антропометрических качеств. Это показывает, что к моторике сноубордиста предъявляются высокие и разнообразные требования, причем в зависимости от условий спусков на первый план могут выходить разные физические качества.
2. На основе учебно-тренировочной программы СДЮШОР по горным лыжам и сноуборду для оценки физических качеств сноубордистов целесообразно использовать следующие тесты:
- челночный бег 3х10,
- прыжок в длину с места,
- 10-ой прыжок,
- бег 60м,
-бег 400м,
- запрыгивания на тумбу за 60 сек,
- наклон вперед стоя,
- поднос ног к перекладине,
- подтягивания.
3. Выявлены ведущие физические качества высококвалифицированных сноубордистов и наиболее информативные тесты, оценивающие ведущие физические качества сноубордистов высокой квалификации.
У мужчин:
- быстрота;
- скоростная выносливость;
- взрывная сила;
- скоростно-силовая выносливость;
- координационные способности.
У женщин:
- скоростно-силовая выносливость;
- взрывная сила.



