Введение 3
Глава 1. Анализ методической литературы по физической подготовленности сноубордистов 7
1.1. Физическая подготовка в теории и практике спортивного
мастерства сноубордиста 7
1.2. Педагогический контроль ведущих качеств спортсменов... 15
Глава 2.Методы и организация исследования 25
2.1 . Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 27
Глава З. Результаты исследования и их обсуждение 28
3.1. Исследования структуры физических качеств, их комплексность 28
3.2. Взаимосвязь показателей физической подготовленности со спортивным результатом у высококвалифицированных сноубордистов 37
Выводы 44
Практические рекомендации 46
Библиографический список 47
Приложение 55
Отличительной особенностью сноуборда является высокая интенсивность спуска, бесконтактная борьба с соперником на протяжении всей трассы, высокая координация для баланса на одном канту (а не двух, как на лыжах). Во время спуска на спортсмена воздействуют ускорения, колебания барометрического давления. Двигательная деятельность сноубордистов обычно происходит в условиях среднегорья. Все это влияет на изменения вегетативных систем организма. Все это объясняет специфику и особенности тренировки сноубордистов как в годичной подготовке, так и на отдельных ее этапах (В. М. Волков, 1983; В. К. Бальсевич, 2000).
Заметим, что на сегодняшний день в России недостаточно научных трудов по сноуборду, в частности о его дисциплинах. Это можно объяснить только тем, что сноуборд как вид спорта начал развиваться в России относительно недавно, а зарубежные специалисты не очень торопятся выпускать пособия по обучению. СДЮШОР по сноуборду в Красноярске появилась не так давно. Секция была открыта в горнолыжной школе. Вступительные и аттестационные нормативы принимались по горнолыжной системе. Прошло несколько лет, а тесты для сноубордистов так и не придумали.
Противоречия. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил выявить следующие противоречия между:
развитием основных (ведущих) качеств спортсменов, от которых зависит успех выступления сноубордиста в соревнованиях и условиями реализации этой подготовленности по уровню мастерства;
возрастающими требованиями к подготовленности спортсменов, диктуемыми необходимостью постоянного повышения результатов, и отсутствием апробированных и доступных средств и методов подготовки высококвалифицированных сноубордистов.
Для оценки этих качеств в сноуборде используются контрольные упражнения (тесты), которые разработаны для горнолыжников. Однако, существующие подборки упражнений не обоснованы и являются в основном итогом практической работы их создателей. Поэтому полученные данные могут быть ненадежными и вводить в заблуждение.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия подготовленности высококвалифицированных спортсменов.
В соответствии с поставленной проблемой сформулирована тема исследования «Организационно-педагогические условия физической подготовленности высококвалифицированных сноубордистов»
Цель - выявление ведущих качеств в структуре физической подготовленности высококвалифицированных сноубордистов.
Объект исследования - физическая подготовка сноубордистов.
Предмет исследования - структура физической подготовленности высококвалифицированных сноубордистов.
Гипотеза исследования - предполагалось, что в структуре физической подготовленности сноубордистов ведущими качествами является: координационные способности и скоростно¬силовые способности.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по теме исследования.
2. Выявить тесты, характеризующие физическую подготовленность сноубордистов.
3. Определить структуру физической подготовленности сноубордистов и выявить ведущие физические качества.
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили работы в области:
1. здоровьесберегающей педагогики (Н. Л. Дочкина, 2012; Г. К. Зайцев, 1998; Э. М. Казин, 2002; А. А. Попов, 2011: Н. К. Смирнов, 2008);
2. теории и методики оздоровительной физической культуры (А. А. Васильков, 2008; В. К. Бальсевич, 1990; В. И. Ильинич, 2001; К. Д. Чермит, 2007);
3. теории и практики формирования здорового образа жизни (Н. П. Абаскалова, 2000; Р. А. Айзман, 1996; Э. Н. Вайнер, 2002; М. Я. Виленский, 2004; А. В. Чоговадзе,1993; А. Г. Щедрина, 2007).
Научная новизна исследования заключается в выявлении ведущих физических качеств у высококвалифицированных сноубордистов.
Теоретическая значимость работы заключается в:
- расширении знаний о основных критериях определения общей выносливости;
- в обосновании закономерностей физиологических и биологических процессов в организме при мышечной деятельности;
Практическая значимость - выявление ведущих физических качеств у сноубордистов позволит более грамотно строить тренировочный процесс, и развивать в большей степени те качества, которые превалируют в сноуборде.
Апробация результатов исследования. Материалы магистерской диссертации докладывались на XLI студенческой международной заочной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (Новосибирск, апрель 2016 г.); LIX международная заочная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки - от теории к практике» (Новосибирск, июнь 2016 г.).
Положения, выносимые на защиту:
1. В структуре физической подготовленности сноубордистов ведущими качествами является: координационные способности и скоростно-силовые способности.
2. Основным критерием определения общей выносливости спортсменов на тренировочных занятиях является время, в течение которого спортсмен способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.
Проанализировав специальную литературу по теме исследования можно сделать следующие выводы:
1. Ведущими качествами сноубордистов, по мнению специалистов, являются качества ловкости и выносливости в специфических проявлениях для сноуборда, а так же быстрота, сила и гибкость.
Проведенные исследования структуры физических качеств показали их комплексность. Все факторы, определяющие успешность выступлений в соревнованиях - комплексные, состоящие из многих, технических, физических, психологических и антропометрических качеств. Это показывает, что к моторике сноубордиста предъявляются высокие и разнообразные требования, причем в зависимости от условий спусков на первый план могут выходить разные физические качества.
2. На основе учебно-тренировочной программы СДЮШОР по горным лыжам и сноуборду для оценки физических качеств сноубордистов целесообразно использовать следующие тесты:
- челночный бег 3х10,
- прыжок в длину с места,
- 10-ой прыжок,
- бег 60м,
-бег 400м,
- запрыгивания на тумбу за 60 сек,
- наклон вперед стоя,
- поднос ног к перекладине,
- подтягивания.
3. Выявлены ведущие физические качества высококвалифицированных сноубордистов и наиболее информативные тесты, оценивающие ведущие физические качества сноубордистов высокой квалификации.
У мужчин:
- быстрота;
- скоростная выносливость;
- взрывная сила;
- скоростно-силовая выносливость;
- координационные способности.
У женщин:
- скоростно-силовая выносливость;
- взрывная сила.
1. Адамов, Ю.В. Совершенствование чувства снега и канта [Текст] / Ю. В. Адамов // Лыжный спорт / сост. В.Н. Манжосов [и др.]. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - Вып. 2. - С.43-44.
2. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека [Текст] / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 274 с. - ISBN 5-93512-006-2.
3. Бонне, О. Лыжи по-французски [Текст] / О. Бонне, Ж. Моруа - М.: Физкультура и спорт,1969. - 300 с.
4. Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх [Текст]/ М.С. Бриль.
- М.: Физкультура и спорт,1980. - 128с.
5. Вайцеховский, С.М. Книга тренера [Текст]/ С.М.
Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.: ил.
6. Васильков, А.А. Теория и методика спорта [Текст]: учебник /А.А. Васильев.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 379 с. - ISBN 978-5¬222-14232-5.
4. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский. - 3-е изд.
- М.: Советский спорт, 2013. - 216 с.: ил. - ISBN 978-5-9718-0609¬7.
5. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса [Текст] / Ю. В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с. - (Наука - спорту; Основы тренировки).
6. Волков, В.М. Тренировка горнолыжников [Текст]/ В.М. Волков, Л.П. Ремизов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 207с.
7. Волков, В.М. Спортивные способности детей [Текст]/ В.М. Волков, А.В. Ромашов, Н.Н. Николаев. - Смоленск, 1981. - 105 с.
8. Гальперин, С.И. Физиологические особенности детей [Текст] / С.И. Гальперин. - М.: Просвещение,1969. - 193с.
9. Гирис, В.С. Исследование прогностической значимости биодинамических параметров как критерия отбора прыгунов в длину[Текст ] / В.С. Гирис, В.Р. Кузнецов, П.З. Сирис // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №8 - С.29-31. - ISSN 0040-3601.
10. Годик, М.А. О методике тестирования физического состояния детей [Текст] /М.А. Годик, Т.А. Шанина, В.Ф. Шатикова // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №8 - С.17¬19. - ISSN 0040-3601.
11. Годик, М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук :13.00.04: [ГЦ0ЛИФК] / М.А. Годик. - М., 1982. - 48 с.
12. Годик, М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния детей [Текст]/ М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошин // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №7 - С.24-32. - ISSN 0040-3601.
13. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учебник для студ. вузов [Текст]/ В.И. Дубровский. - 2-е изд., доп. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 512с.: ил. - ISBN 5-691-01006-9.
14. Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена [Текст]/ В.М. Дьячков. - 3-е изд., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 180 с.
15. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Академия, 2004. - 272 с.
16. Жубер, Ж. Горные лыжи: техника и мастерство [Текст] /
Ж. Жубер; [пер. с фр.]; предисл. Ж. Жубера. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 435с.: ил.
17. Жубер, Ж. Самоучитель горнолыжника [Текст]: учебное пособие / Ж. Жубер; пер. с франц. Л.П. Ремизова. - М.: физкультура и спорт, 1974. - 216 с.: ил.
18. Жубер, Ж. Современный горнолыжный спорт [Текст] / Ж. Жубер, Ж. Вюарне. - М.: Физкультура и спорт, 1959. - 68 с.: ил.
19. Зайлер, А. Мой путь к трем золотым медалям [Текст] / А. Зайлер. - М.: Физкультура и спорт, 1957. - 119 с.
20. Зациорский, В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека [Текст]/ В.М. Зациорский, А.С. Аруин, В.Н. Селуянов; под ред. В.М. Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 193с. - (Наука-спорту).
21. Зациорский, В. М. Основы спортивной метрологии [Текст] / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с: ил.
22. Зимкин, Н.В. О значении центральных двигательных и вегетативных функций для развития выносливости [Текст] / Н.В. Зимкин // Выносливость и пути ее развития: сб. статей. - М.: Физкультура и спорт,1966. - С.20-42.
23. Зырянов, В. А. Подготовка горнолыжника [Текст] / В.А. Зырянов. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 191с.
24. Колли, Ж.-К. На лыжах вместе с Килли [Текст] / Ж.-К. Колли; пер. с фр. Л. Ремизова. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 192 с.: ил. - (Звёзды мирового спорта).
25. Котелли, Ф. Лыжи будущего: пер. с итал. [Текст] / Ф. Котелли, М. Котелли. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 104с.
26. Кузнецов, В.В. Исходные характеристики легкоатлетов [Текст] / В.В. Кузнецов, В.В. Петровский, В.М. Шустин. - Киев: Здоровье,1979. - 241с.
27. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой [Текст]: систематичность, адаптация, здоровье / Л.М. Куликов. - М.: ФОН, 1995. - 395с.
28. Лисовский, А.Ф. Контроль за технической и тактической подготовленностью в горнолыжном спорте: проблемы и решения [Текст] / А.Ф. Лисовский // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №10. - С.24-26, 39-40. - ISSN 0040-3601.
29. Лисовский, А.Ф. Двигательные качества горнолыжника и методика их оценки [Текст] / А.Ф. Лисовский, Н.И. Лисовская. - Чайковский: ЧГИФК,1988. - 103с.
30. Лисовский, А.Ф. Подвижные игры в подготовке юных горнолыжников: учеб. пособие / А.Ф. Лисовский, Н.И. Лисовская, Ю.Ф. Барков. - Чайковский: ЧГИФК, 2002. - 95 с.
31. Лыжный спорт [Текст]: учебник для ин-тов и техн. физ. культ. / под ред. В. Д. Евстратов, Г. Б. Чукардин, Б. И. Сергеев. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 319 с.: ил.
32. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта: учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Воениздата, 1997. - 304с.
33. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет [Текст]: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. - 3-е изд. - СПб.: Лань, 2003. - 160 с.
34. Миненков, Б.В. Зимний спорт для всех [Текст] / Б.В. Миненков. - М.: Знание,1983. - 63с.
35. Моруа, Ж. Лыжи по-французски [Текст] / Ж. Моруа, О. Боннэ. - М.: Физкультура и спорт, 1978.- 203 с;
36. Московченко, О.Н. Индивидуальные особенности
морфофункциональных типов физического развития к
климатической адаптации [Текст] / О. Н. Московченко // Вестник КрасГАУ. - Красноярск, 2004. - Вып. 5. - С. 102-108.
37. Набатникова, М.Я. Основы управления подготовкой
юных спортсменов [Текст] / М. Я. Набатникова. - М.:
Физкультура и спорт, 1982. - 129 с.
38. Новиков, А.Д. Теория и методика физического воспитания [Текст] / А. Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - № 3. - 176 с.
39. Об общей физиологической характеристике и способах определения выносливости у спортсменов [Текст] // Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте: метод. рекомендации / под ред. Н. В. Зимкина. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - С. 6-19.
40. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать: [Текст] [монография] / Н.Г. Озолин. - М.: Астрель: АСТ, 2004. - 863 с.: ил. - ISBN 5-17-012478-3; ISBN 5-271-02939¬5.
41. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки [Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 480 с.
42. Орехов, Л.И. Основы тренировки горнолыжника [Текст] / Л.И. Орехов, П.А. Дельвер. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 296с.
43. Основы математической статистики [Текст]: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. В.С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.: ил.
44. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 284 с.
45. Платонов, В.Н. Проблемы и перспективы оптимизации тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта [Текст] / В.Н. Платонов // Построение спортивной тренировки в циклических видах спорта. - Киев, 1978. - С. 532.
46. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения [Текст]: учебник / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808с.
47. Платонов, В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм: отечественный и зарубежный опыт. История и современность [Текст]/ В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2010. - 310 с.: ил. - (Спорт без границ). - ISBN 978-5-9718-0447-5.
48. Преображенский, В.С. Крутые повороты. Карманный тренер для занимающихся самостоятельно [Текст] / В. С. Преображенский // Физкультура и спорт. - 1985. - №1. - С.10-20.
49. Радыгина, Д.Е. Психодиагностика спортивных способностей [Текст] / Т.А. Радыгина, В.С. Третилова. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 173 с.
50. Ростовцев, Д.Е. Горнолыжный спорт [Текст] / Д.Е. Ростовцев. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 269 с.
51. Ростовцев, Д. Е. Подготовка горнолыжника [Текст] / Д. Е. Ростовцев. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 176 с.: ил.
52. Салманов, Г.Д. Горнолыжный спорт за рубежом [Текст] / Г.Д. Салманов; предисл. Ю. С. Преображенского. - М.: Физкультура и спорт,1988. - 119 с.: ил.
53. Смирнов, Ю. И. Оценка технической подготовки горнолыжника [Текст] / Ю.И. Смирнов, Ю.А. Дельвер // Лыжный спорт: сб. статей / сост. В.С. Мартынов, В.С. Преображенский. -
М.: Физкультура и спорт, 1978. - С.37-40.
54. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов [Текст]: хрестоматия / [под. ред. И.П. Волкова]. - СПб.: Питер, 2002. - 382 с.
55. Теория и методика физического воспитания: учебник для техникумов физической культуры [Текст]: учеб. для техникумов физ. культ. / под ред. Г.Д. Харабуги. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 320 с.: ил.
56. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - [4-е изд., стер.]. - М.: Советский спорт, 2010.- 464 с. - ISBN 978-5-9718-0431-4.
57. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник для институтов физической культуры / под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543с.
58. Уроки горных лыж [Текст] / [сост. Г. Д. Салманов; пер. с англ. Г. Д. Салманов]. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 114 с.: ил.
59. Учение о тренировке. Введение в общую методику тренировки [Текст] / [пер. с нем.]; под ред. Д. Харре. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 328 с.: ил.
60. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт,1974. - 232 с.
61. Филиппович, В.И. О принципе спортивной ориентации детей и подростков в связи с возрастной изменчивостью структуры двигательных способностей [Текст]/ В.И. Филиппович // Теория и практика физической культуры. - 1977. - №4. - С.42-48.
62. Физиология человека [Текст]: учебник / под ред. Н.В. Зимкина. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 496с.
63. Фомин, Н.А. Основы возрастной физиологии спортсменов / Н.А. Фомин. - Челябинск, 1975. - 115с.
64. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 7-е изд., стер. - М., 2009. - 480 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-6214¬3.
65. Чередова, В.П. Обучение и тренировка юных слаломистов [Текст] / В.П. Чередова. - М.: Физкультура и спорт, 1954. - 166с.
66. Яковлев, В.Г. Подвижные игры [Текст]: учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 143 с.: ил.
67. Ялакас, С.И. Школа горнолыжника [Текст] / С.И. Ялакас. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 119 с.: ил.