ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретический анализ особенностей умственной
работоспособности младших школьников 7
1.1 Понятие умственной работоспособности 7
1.2 Особенности умственной работоспособности детей младшего
школьного возраста 11
1.3 Пути повышения уровня умственной работоспособности младших
школьников 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 21
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по повышению уровня умственной
работоспособности младших школьников 23
2.1 Организация и методы исследования уровня умственной
работоспособности у учащихся четвертого класса 23
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего
эксперимента 28
2.3 Программа формирующего эксперимента 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 47
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Приложения 56
Младший школьный возраст - очень важный и сложный период в жизни каждого человека. Все в жизни ребенка меняется в 6-7 лет: отношения со сверстниками, взрослыми, виды деятельности. Игра, как ведущая деятельность, сменяется учением. Появляются новые обязанности перед собой и обществом, усваиваются новые нормы поведения, изменяется уклад жизни.
Также происходят и изменения в физиологическом плане (изменения в росте, весе, скелете, головном мозге и т.д. ).
Дети младшего школьного возраста нуждаются в особенно бережном и внимательном отношении. Необходимо помнить о том, что младший школьный возраст является важным периодом в развитии организма, и не всегда стремление за успехами в учебе оправдано с точки зрения той «физиологической цены», которую «платит» ученик за свои большие достижения в учебе. [42]
К сожалению, высокие учебные нагрузки, дополнительные занятия, увлечение телевизором и компьютерными играми, вредная пища, стрессы, пассивный отдых и редкое пребывание на свежем воздухе год за годом медленно, но верно снижают уровень умственной работоспособности младших школьников, губят их здоровье. Поэтому, на первое место выдвигается вопрос об улучшении психофизиологического состояния младших школьников в учебном процессе как средстве повышения уровня их умственной работоспособности.
Первый учитель является несомненным авторитетом для своих учеников, и именно он должен сформировать правильное отношение к своему физиологическому состоянию. [34].
Поэтому, каждый учитель начальных классов в процессе своей работы должен осознавать важность поддержания оптимального
психофизиологического состояния каждого ученика, уметь диагностировать его, корректировать его, формировать культуру здоровья, систематически подчеркивать жизненную важность его сохранения.
В связи с изложенным, проблема исследования формулируется следующим образом: «Как организовать работу со школьниками так, чтобы повысить уровень их умственной работоспособности в соответствии с требованиями учебно-воспитательного процесса».
Вопросы умственной работоспособности рассматривали в своих работах физиологи и психологи Г.В. Фольборт, И.М. Сеченов, Н.Е. Веденский, М.В. Антропова,В. Шультье, Э.Крепелин и другие.
В рамках решения данной проблемы тема выпускной квалификационной работы сформулирована следующим образом: КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ «ГИМНАСТИКА МОЗГА» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»
Цель исследования: изучить уровень умственной работоспособности младших школьников, актуализировать специальный комплекс упражнений «Гимнастика мозга» для повышения уровня их умственной
работоспособности в учебном процессе.
Объект: процесс повышения уровня умственной работоспособности младших школьников в учебном процессе.
Предмет: комплекс упражнений «Гимнастика мозга» как средство повышения уровня умственной работоспособности младших школьников в учебном процессе...
Младший школьный возраст - важный этап в развитии ребенка. В этот период происходят изменения как в деятельностном, так и физиологическом плане.
Учебные возможности и успехи учеников начальной школы в значительной мере зависят от уровня их умственной работоспособности. Чем выше ее уровень, тем лучше дети учатся, овладевают умениями, развиваются их интеллектуальные способности. При снижении уровня умственной работоспособности у учащихся можно наблюдать снижение интереса к учебной деятельности, появление неуверенности в себе. Кроме этого, снижается способность запоминания и усвоения информации. Могут появиться головные боли, раздражительность, сонливость, или же наоборот, излишняя двигательная активность. Нарушение умственной
работоспособности младших школьников также может являться одной из причин школьной дезадаптации, которая может проявляться в недостаточности концентрации внимания, непереносимости сенсорных раздражителям, слабое переключение с одного материала на другой и т.д.
В связи с этим появляется потребность повышения уровня умственной работоспособности в учебном процессе. Наиболее универсальным методом является проведение физ.минуток. Конечно, многие современные учителя учитывают потребность ребенка в отдыхе во время уроков и предлагают детям отдохнуть, выполнив несколько стандартных упражнений, полагая, что они разгрузят ребенка. Но чаще всего, эти общие упражнения помогают ребенку не отдохнуть, а лишь отвлечься, не принося при этом никакой психофизиологической помощи. Ведь эти упражнения, чаще всего, не несут никакой новизны и являются однонаправленными, а сам факт их проведения формален. Учителю необходимо помнить о целенаправленном проведении физ.минуток и их индивидуальном характере. На одних уроках требуется зрительная гимнастика, на других голосовая, а на некоторых даже комплексная.
В связи со сложившейся тенденцией мы сформулировали проблему нашего исследования таким образом: «Как организовать работу со школьниками так, чтобы повысить уровень их умственной
работоспособности в соответствии с требованиями учебно-воспитательного процесса». Проанализировав педагогическую и физиологическую
литературу, мы пришли к выводу, что использование на уроках упражнений, входящих в состав «Гимнастики мозга» американского ученого П. Деннинсона, может помочь в ее решении.
«Гимнастика мозга» состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений, направленных на взаимодействие и активное использование обоих полушарий мозга...
1. Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996.
2. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. - М., 1998.
3. Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г и др. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990.
4. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987, 63 с.
5. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1967. - 251с.
6. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2, с. 9-14.
7. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 49-60.
8. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 33-48.
9. Бароненко В.А., Терентьева И.С. Иерархия взаимосвязей показателей умственной работоспособности, мотивационно-эмоциональной сферы, физического развития и здоровья при адаптации к педагогическому пространству учеников 3-5-го классов общеобразовательной школы.// Тезисы докладов международного симпозиума «Вариабельность сердечного ритма». - Ижевск, 2003 г,- с.191-195.
10. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 1996, №2, с. 35-37.
11. Башкирева, Т В. Функциональное и психоэмоциональное состояние детей и учащейся молодежи : монография / Т В. Башкирева ; РГПУ им. С. А. Есенина. - Рязань : РГПУ, 2005. - 160 с
12. Безруких М.М. «Знаете ли вы своего ученика?»-М.: Просвещение, 1997г.
13. Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. - М., «Физкультура и спорт», 1990.
14. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 с.
15. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5...46