Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности в современной школе 8
1.1. Проект как средство развития творческих способностей учащихся в
педагогической деятельности 8
1.2. Одаренные дети в условиях реализации ФГОС 15
1.3. Проектная деятельность на уроках технологии 26
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Улучшение качества проекта как средства развития творческих способностей обучающихся 38
2.1. Исследование экспериментальной группы на определения уровня
личностных качеств 38
2.2. Анализ проектов. Сильные и слабые стороны 41
2.3. Методические рекомендации по организации проектной работы на
уроках технологии 48
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 61
Приложение 1 64
Приложение 2 66
Приложение 3
Актуальность исследования. На современном этапе развития, общество предъявляет образованию задачу подготовки разносторонне образованной, творческой, морально и физически здоровой личности. Существующее противоречие между уровнем образования и воспитания молодого специалиста и требованиями общества приводят к плохой адаптации человека в новых условиях, коллективе.
Актуальность развития творческих способностей обуславливается тем, что многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности - «Человека творческого».
Творчество есть выход за пределы заданного (пастернаковское «поверх барьеров»). Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, - сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.
Развитие творческих способностей у школьников зависит от того, какие методы обучения и воспитания применяются. Выдающимися педагогами и психологами, были разработаны условия, принципы, критерии и методы обучения и воспитания, позволяющие существенно повысить развитие творческих способностей школьников.
В 20-е годы XX века в США Д.Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком был описан метод проектов. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании [7]. В России же идеи проектного обучения возникли еще в 1905 году. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания [27].
В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным». Часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе или о подготовке к внеклассному мероприятию. Тогда как технология метода проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов...
В заключение проделанного нами исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Изучив теоретические аспекты организации проектной деятельности при обучении в современной школе, нами были сделаны следующие выводы:
Применение метода проекта в сфере обучения и воспитания особенно активизировалось во второй половине 1990-х гг. в связи с развитием идей стандартизации образования.
Анализируя мнения различных авторов о том, что собой представляет проектная деятельность, мы выявили, несколько подходов к определению этого понятия. Так, К.Н. Поливана, считает, что проектирование (проектная деятельность) - это обязательно практическая деятельность. Тогда как Дж.К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, но, все же, обобщая мнения ученых, мы можем сказать, что проектная деятельность является инновационной в современной школе, и подразумевает под собой самостоятельную, практическую деятельность учащихся, которая направлена на решение учебных задач, в которой учитель выступает в качестве помощника, консультанта.
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения - основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным.
В соответствии с концепцией ФГОС личностными результатами является «сформировавшаяся образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса; самому образовательному процессу и его результатам». В процессе учебно-исследовательской деятельности достигаются личностные результа¬ты, которые должны отражать формирование у учащихся - коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
Под метапредметными результатами в концепции ФГОС понимаются «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных - ситуациях».
В концепции ФГОС под универсальными учебными действиями понимается «совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».
В соответствии с установленными ФГОС требованиями достижение личностных и метапредметных результатов обеспечивается в результате освоения программы развития - универсальных учебных действий, которая должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
2. Введение курса «Проектно-исследовательская деятельность», как вариативной части образовательного процесса учебного плана позволяет рассматривать его как одно из условий развития творческих способностей детей. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
Творческий проект на уроках технологии - это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Проектная деятельность дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
3. При исследовании экспериментальной группы детей на предмет выявления уровня личностных качеств, мы использовали методику оценки общей одаренности автора А.И Савенкова.
Результаты проведенного исследования показали, что любознательность развита на более высоком уровне у 60% детей.
У 40% опрошенных детей на высоком уровне находятся: словарный запас, способность к оценке и перфекционизм.
У 30% детей на более высоком уровне развиты такие качества как сверхчувствительность к проблемам, изобретательность, способность к рассуждению.
И у 20% детей отмечаются высокий уровень таких характеристик, как способность к прогнозированию и настойчивость.
Наилучший результат при проведении тестирования показала Настя М. и слабыми результатами обладали Екатерина Б., и Галины Д.. Мы составили графики, которые дали нам наглядное представление о том, в каком направлении необходимо работать.
В течение экспериментального периода обучали детей проектной деятельности. Знакомили детей с основными этапами работы над проектами. Учили работать в группе и индивидуально. По окончании второго этапа нашего эксперимента мы предложили детям придумать свои темы для индивидуального творческого проекта и выполнить его. В результате работы над индивидуальным заданием родилась идея создания творческого проекта "Снежная фантазия" автором, которого является Анастасия М. и "Мягкая игрушка" Екатерины Б.. Анализируя проекты детей, мы пришли к выводу о том, что проекты, сильно отличаются друг от друга и по составлению и по практической значимости. По нашему мнению причиной этому являются заниженный уровень личностных качеств, необходимых для одаренных детей.
4. Нами были разработаны методические рекомендации по организации проектной работы на технологии. Основными этапами работы являются:
1. Выбор площадки реализации предполагаемого проекта;
2. Исследование творческого потенциала детей;
3. Выбор темы предполагаемого проекта;
4. Реализация проекта;
5. Подведение итогов, оценка проекта.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в условиях проектной деятельности у одаренных детей развиваются творческие способности, уровень которых зависит от наличия определенных личностных качеств. Именно поэтому нашим выбором явилась проектная деятельность. Она включает в себя элементы разных видов и жанров самостоятельной работы, тем не менее, значительно превосходит их с точки зрения мотивационного процесса, так как позволяет не только познакомить учащегося с основными типами самостоятельных исследовательских работ, но также дает возможность подключить творческую составляющую. В проектной деятельности у учащегося появляется возможность проявить себя, свою самостоятельность в принятии решений, контролировать собственный образовательный процесс. Важно, чтобы этот вид деятельности не был жестко обязательным и не оценивался, по крайней мере, первое время. Необходимо дать понять учащимся, что этот вид деятельности интересен для них и полезен для образовательного процесса.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об образовании в Российской Федерации" // "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
3. Абрамова С. В. Проектная работа старшеклассников. Москва: Просвещение, 2011. С. 5.
4. Астафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс/ Б.В. Асафьев. - Л.:Музыка, 1963г
5. Брыкова, О.В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе / О. В. Брыкова. - Спб.: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. - 106 с..
6. Гончарова М. А., Демина Г. А., Решетникова Н. В. Метод проектов в контексте компетентностного обучения // Научно-практический журнал «Школьные технологии». 2012. № 4.
7. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. - М., 2000.
8. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. - М., 1994.
9. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский: Избр. пед. соч. - М., Учпедгиз, 1989. - 416 с
10. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова: учеб.пособ. для высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент «Академия», 2005. - 288 с
11. Концепция федеральных; государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.Л. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
12. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 1981. № 11. С. 84—96.
13. Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. - 2002. - № 9. - С. 13-17
14. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010г. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1720321/ (дата обращения: 21.05.2017).
15. Павлов, И.П. Полное собрание трудов / И.П. Павлов. - М. - Л., 1951. - Т. III...30