СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-х КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Предпосылки развития и этапы формирования письма.
Психофизиологическая структура письма 6
1.2. Основные проявления оптической дисграфии и их причины 26
1.3. Особенности проявления оптической дисграфии при общем
недоразвитии речи и задержке психического развития 40
1.4. Обзор диагностических методик по выявлению и коррекции
оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития 44
Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО
АНАЛИЗ 51
2.1. Организация и методика исследования 51
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 57
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных проявлений оптической дисграфии у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы при общем недоразвитии речи и задержки
психического развития 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 98
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Предпосылки развития и этапы формирования письма.
Психофизиологическая структура письма 6
1.2. Основные проявления оптической дисграфии и их причины 26
1.3. Особенности проявления оптической дисграфии при общем
недоразвитии речи и задержке психического развития 40
1.4. Обзор диагностических методик по выявлению и коррекции
оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития 44
Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО
АНАЛИЗ 51
2.1. Организация и методика исследования 51
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 57
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных проявлений оптической дисграфии у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы при общем недоразвитии речи и задержки
психического развития 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 98
Актуальность исследования. Сформированность зрительнопространственной функции, которая отвечает за зрительный анализ и синтез, зрительный мнезис, зрительный гнозис, пространственные представления одна из самых важных факторов успешного обучения школьников.
Если у обучающегося данная функция недостаточно сформирована, то у ребенка, как следствие будут выявлены проблемы нарушения письма, чтения и многого другого.
Сложность в овладении письма будет выражена в пропуске, перестановке, замене букв, слогов, слитном и зеркальном написании, добавлении лишних элементов написания букв. Также можно наблюдать несоответствие размера букв по высоте (буквы часто выходят за пределы строки), плохую ориентацию на странице тетради, повторное списывание и пропуск строк. Чаще всего подобные нарушения присутствуют у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, такими как тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, умственная отсталость и так далее.
Актуальность выделенной проблемы определила тему исследования:
сравнительный анализ проявления оптической дисграфии у обучающихся 2-х
классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Цель: провести сравнительный анализ проявления оптической
дисграфии у обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
В соответствии с целью исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать логопедическую, психологопедагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать и провести констатирующий эксперимент в общеобразовательной школе среди обучающихся с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
3. Составить методические рекомендации по устранению дисграфических ошибок, связанных с недостаточной сформированностью зрительно пространственных представлений у обучащихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Объект исследования: письмо обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Предмет исследования: проявления оптической дисграфии у
обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития будут обнаружены проявления оптической дисграфии, которые будут выражаться в следующих ошибках:
• замена букв;
-пропуск элементов букв или их добавление;
• зеркальное написание и др.
Методы исследования:
Теоретический метод - анализ специальной литературы по проблеме исследования;
Экспериментальный метод - проведение констатирующего эксперимента;
Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая база исследования:
Констатирующий эксперимент был проведен на базе МБОУ Школы №97, МБОУ Школы № 90, МБОУ Школы №93 г. Железногорска. В выборке участвовали 50 обучающихся 2-х классов с общим недоразвитие речи и задержкой психического развития. В самом эксперименте приняли участие 20 обучающихся 2-х классов (10 с общим недоразвитие речи, 10 с задержкой психического развития).
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме исследования, что позволило определить цель, предмет, объект, задачи, гипотезу исследования.
...
Если у обучающегося данная функция недостаточно сформирована, то у ребенка, как следствие будут выявлены проблемы нарушения письма, чтения и многого другого.
Сложность в овладении письма будет выражена в пропуске, перестановке, замене букв, слогов, слитном и зеркальном написании, добавлении лишних элементов написания букв. Также можно наблюдать несоответствие размера букв по высоте (буквы часто выходят за пределы строки), плохую ориентацию на странице тетради, повторное списывание и пропуск строк. Чаще всего подобные нарушения присутствуют у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, такими как тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, умственная отсталость и так далее.
Актуальность выделенной проблемы определила тему исследования:
сравнительный анализ проявления оптической дисграфии у обучающихся 2-х
классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Цель: провести сравнительный анализ проявления оптической
дисграфии у обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
В соответствии с целью исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать логопедическую, психологопедагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать и провести констатирующий эксперимент в общеобразовательной школе среди обучающихся с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
3. Составить методические рекомендации по устранению дисграфических ошибок, связанных с недостаточной сформированностью зрительно пространственных представлений у обучащихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Объект исследования: письмо обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Предмет исследования: проявления оптической дисграфии у
обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития будут обнаружены проявления оптической дисграфии, которые будут выражаться в следующих ошибках:
• замена букв;
-пропуск элементов букв или их добавление;
• зеркальное написание и др.
Методы исследования:
Теоретический метод - анализ специальной литературы по проблеме исследования;
Экспериментальный метод - проведение констатирующего эксперимента;
Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая база исследования:
Констатирующий эксперимент был проведен на базе МБОУ Школы №97, МБОУ Школы № 90, МБОУ Школы №93 г. Железногорска. В выборке участвовали 50 обучающихся 2-х классов с общим недоразвитие речи и задержкой психического развития. В самом эксперименте приняли участие 20 обучающихся 2-х классов (10 с общим недоразвитие речи, 10 с задержкой психического развития).
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме исследования, что позволило определить цель, предмет, объект, задачи, гипотезу исследования.
...
В настоящее время проявление у обучающихся оптической дисграфии является одной из самых актуальных задач логопедии. Все больше и больше времени уделяется на изучение и корректировку данной категории специфических ошибок. С каждым годом в начальную школу поступают дети с проявлением различных видов дисграфий.
Проблеме дисграфий посвящено большое количество публикаций и исследований, не смотря на это актуальность ее исследования не снижается. Письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Незрелость или недостаточное функционирование отдельных участков мозга могут приводить к несформированности операций письма, а также к недоразвитию зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, а это, в свою очередь, вызывает специфические трудности в формировании и овладении процессом письма.
Актуальность проблемы подтвердило и наше исследование, продемонстрировавшее необходимость коррекционной логопедической работы по преодолению проявлений оптической дисграфии у детей, участвовавших в исследовании. В ходе проведенного нами констатирующего эксперимента мы можем сказать, что у всех обучающихся выявлена оптическая дисграфия.
В ходе проведенного исследования у обучающихся 2-х классов с ОНР и ЗПР были выявлены следующие неточности, характерные для оптической формы дисграфии: неверное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с видоизменениями самих элементов; добавление лишних элементов букв; написание сходных элементов; недописывание элементов букв; зеркальное написание букв.
На основе полученных данных в ходе исследования, нами были разработаны методические рекомендации для детей с проявлением оптической дисграфии. Разработанный комплекс коррекционных заданий, направлен на развитие зрительно-пространственных функций, а также зрительной памяти и контроля.
Методические рекомендации составлены с учетом основных логопедических принципов, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, а также последовательности подачи обучающего материала. Предоставленный комплекс упражнений можно использовать на разных этапах коррекции и с разной группой учащихся (с ОНР и ЗПР). В случае возникновения оптической дисграфии, а также ее проявлениях, с помощью специально организованной и систематической логопедической работы можно преодолеть недостатки письма.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Проблеме дисграфий посвящено большое количество публикаций и исследований, не смотря на это актуальность ее исследования не снижается. Письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Незрелость или недостаточное функционирование отдельных участков мозга могут приводить к несформированности операций письма, а также к недоразвитию зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, а это, в свою очередь, вызывает специфические трудности в формировании и овладении процессом письма.
Актуальность проблемы подтвердило и наше исследование, продемонстрировавшее необходимость коррекционной логопедической работы по преодолению проявлений оптической дисграфии у детей, участвовавших в исследовании. В ходе проведенного нами констатирующего эксперимента мы можем сказать, что у всех обучающихся выявлена оптическая дисграфия.
В ходе проведенного исследования у обучающихся 2-х классов с ОНР и ЗПР были выявлены следующие неточности, характерные для оптической формы дисграфии: неверное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с видоизменениями самих элементов; добавление лишних элементов букв; написание сходных элементов; недописывание элементов букв; зеркальное написание букв.
На основе полученных данных в ходе исследования, нами были разработаны методические рекомендации для детей с проявлением оптической дисграфии. Разработанный комплекс коррекционных заданий, направлен на развитие зрительно-пространственных функций, а также зрительной памяти и контроля.
Методические рекомендации составлены с учетом основных логопедических принципов, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, а также последовательности подачи обучающего материала. Предоставленный комплекс упражнений можно использовать на разных этапах коррекции и с разной группой учащихся (с ОНР и ЗПР). В случае возникновения оптической дисграфии, а также ее проявлениях, с помощью специально организованной и систематической логопедической работы можно преодолеть недостатки письма.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Преодоление нарушений письма у младших школьников
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Преодоление нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - Игровые средства преодоления системного недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - Игровые средства преодоления системного недоразвития речи у умственно
отсталых младших школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





