ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Предпосылки развития и этапы формирования письма.
Психофизиологическая структура письма 6
1.2. Основные проявления оптической дисграфии и их причины 26
1.3. Особенности проявления оптической дисграфии при общем
недоразвитии речи и задержке психического развития 40
1.4. Обзор диагностических методик по выявлению и коррекции
оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития 44
Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО
АНАЛИЗ 51
2.1. Организация и методика исследования 51
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 57
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных проявлений оптической дисграфии у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы при общем недоразвитии речи и задержки
психического развития 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 98
Актуальность исследования. Сформированность зрительнопространственной функции, которая отвечает за зрительный анализ и синтез, зрительный мнезис, зрительный гнозис, пространственные представления одна из самых важных факторов успешного обучения школьников.
Если у обучающегося данная функция недостаточно сформирована, то у ребенка, как следствие будут выявлены проблемы нарушения письма, чтения и многого другого.
Сложность в овладении письма будет выражена в пропуске, перестановке, замене букв, слогов, слитном и зеркальном написании, добавлении лишних элементов написания букв. Также можно наблюдать несоответствие размера букв по высоте (буквы часто выходят за пределы строки), плохую ориентацию на странице тетради, повторное списывание и пропуск строк. Чаще всего подобные нарушения присутствуют у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, такими как тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, умственная отсталость и так далее.
Актуальность выделенной проблемы определила тему исследования:
сравнительный анализ проявления оптической дисграфии у обучающихся 2-х
классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Цель: провести сравнительный анализ проявления оптической
дисграфии у обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
В соответствии с целью исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать логопедическую, психологопедагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать и провести констатирующий эксперимент в общеобразовательной школе среди обучающихся с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
3. Составить методические рекомендации по устранению дисграфических ошибок, связанных с недостаточной сформированностью зрительно пространственных представлений у обучащихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Объект исследования: письмо обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Предмет исследования: проявления оптической дисграфии у
обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у обучающихся 2-х классов с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития будут обнаружены проявления оптической дисграфии, которые будут выражаться в следующих ошибках:
• замена букв;
-пропуск элементов букв или их добавление;
• зеркальное написание и др.
Методы исследования:
Теоретический метод - анализ специальной литературы по проблеме исследования;
Экспериментальный метод - проведение констатирующего эксперимента;
Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая база исследования:
Констатирующий эксперимент был проведен на базе МБОУ Школы №97, МБОУ Школы № 90, МБОУ Школы №93 г. Железногорска. В выборке участвовали 50 обучающихся 2-х классов с общим недоразвитие речи и задержкой психического развития. В самом эксперименте приняли участие 20 обучающихся 2-х классов (10 с общим недоразвитие речи, 10 с задержкой психического развития).
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме исследования, что позволило определить цель, предмет, объект, задачи, гипотезу исследования.
...
В настоящее время проявление у обучающихся оптической дисграфии является одной из самых актуальных задач логопедии. Все больше и больше времени уделяется на изучение и корректировку данной категории специфических ошибок. С каждым годом в начальную школу поступают дети с проявлением различных видов дисграфий.
Проблеме дисграфий посвящено большое количество публикаций и исследований, не смотря на это актуальность ее исследования не снижается. Письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Незрелость или недостаточное функционирование отдельных участков мозга могут приводить к несформированности операций письма, а также к недоразвитию зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, а это, в свою очередь, вызывает специфические трудности в формировании и овладении процессом письма.
Актуальность проблемы подтвердило и наше исследование, продемонстрировавшее необходимость коррекционной логопедической работы по преодолению проявлений оптической дисграфии у детей, участвовавших в исследовании. В ходе проведенного нами констатирующего эксперимента мы можем сказать, что у всех обучающихся выявлена оптическая дисграфия.
В ходе проведенного исследования у обучающихся 2-х классов с ОНР и ЗПР были выявлены следующие неточности, характерные для оптической формы дисграфии: неверное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с видоизменениями самих элементов; добавление лишних элементов букв; написание сходных элементов; недописывание элементов букв; зеркальное написание букв.
На основе полученных данных в ходе исследования, нами были разработаны методические рекомендации для детей с проявлением оптической дисграфии. Разработанный комплекс коррекционных заданий, направлен на развитие зрительно-пространственных функций, а также зрительной памяти и контроля.
Методические рекомендации составлены с учетом основных логопедических принципов, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, а также последовательности подачи обучающего материала. Предоставленный комплекс упражнений можно использовать на разных этапах коррекции и с разной группой учащихся (с ОНР и ЗПР). В случае возникновения оптической дисграфии, а также ее проявлениях, с помощью специально организованной и систематической логопедической работы можно преодолеть недостатки письма.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - 1955. - Вып. 70. - С. 105-149.
2. Ананьев, Б.Г. Пространственное различение / Б.Г. Ананьев. - Л.: Наука, 1955. - 268 с.
3. Асманова, А.А. Психофизиологическая структура процесса
письма / А.А. Асманова // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.- практ. конф. № 10(45) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://sibac.info/archive/meghdis/10(45).pdf. - (дата обращения: 09.10.2019).
4. Ахутина Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции / Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева // Шк. здоровья. - 1997. - №3. - С 38-42
5. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. - М.: Воронеж, 2001, с. 7-20.
6. Ахутина, Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет / Т.В. Ахутина, М.Ю. Игнатьева, М.Ю. Максименко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. - 1996. - № 2. - С. 51-58.
7. Ахутина, Т.В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти / А.Р. Лурия. сб. докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: Рос. психологич. об-во, 1998. - С. 289-298.
8. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический анализ индивидуальных особенностей переработки лексической информации / Т.В. Акутина, Е.В. Каширская // Вопр. психологии. - 2000. - № 3. - С. 47 - 51.
9. Ахутина, Т.В. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М.: Изд-во В. Секачева, 2016. - 244 с.
10. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - М.,1947. - 512 с.
11. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2-х т. - М.: Изд-во АН РСФСР, 1963. - Т. 2. - 344 с.
12. Бурина Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников. 1-5 класс: учеб. - метод. пособие. Традиционные подходы и нестандартные приемы. - СПб.: Каро, 2016, 192 с.
13. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - М., 1967. - 354 с.
14. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушения чтения и письма у младших школьников. - М.: НКЦ, 2015, 320 с.
15. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л. С. Волкова - М.: ВЛАДОС, 2009, 703 с.
... всего 61 источников