Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ

Работа №157002

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы132
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Подходы к изучению истории культуры в школе в нормативных документах и методической литературе 15
1.1 Вопросы истории культуры в нормативных документах среднего
общего образования 15
1.2 Методологческие и методические подходы к преподаванию вопросов
культуры в школе 25
Глава 2. Культурная жизнь и культурная политика России 1990-2000-х гг. в
современных учебниках истории 31
2.1 Анализ содержательного аспекта изложения культуры России 1990¬
2000-х гг. в современных учебниках истории 31
2.2 Анализ методического аппарата освоения вопросов культуры
современной России в учебниках истории 38
Глава 3. Методические рекомендации по преподаванию истории культуры
России 1990-2000-х гг. на уроках истории в 10-11 классах 46
3.1 Психолого-педагогические особенности старшеклассников 46
3.2 Методические разработки по изучению культуры современной России
на уроках истории и во внеурочной деятельности 49
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложения 70


Актуальность темы исследования.
Школьное образование, в том числе и историческое, во все времена выполняло важную роль - формировало мировоззрение нового поколения. Современный мир - это сложная система, понимание которой невозможно без знания законов исторического развития. А также важной составляющей является понимание ценностных аспектов бытия, которые лежат в основе деятельности стран, народов и каждого конкретного человека на различных этапах их существования. Именно поэтому все более актуальным становится изучение содержания исторического процесса с точки зрения культуры. Понимание этого нашло отражение в принятых Министерством образования Российской Федерации основополагающих документах, которые определили концепцию изучения истории в школе. Данная концепция говорит о том, что формирование гармонично развитой личности, которая уважает прошлое не только своего народа, но и других, происходит в процессе изучения особенностей исторического и культурного развития различных государств мира и своего Отечества.
На данном этапе изучение вопросов истории и культуры, на основании нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, реализуется через системно-деятельностный и компетентностный подходы. Стандарт предполагает, что учащиеся в процессе изучения курса истории должны «овладеть базовыми историческими знаниями, ... приобрести опыт историко -культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов» . ФГОС СОО направлен на «формирование важнейших культурно-исторических компетенций для гражданской, этно - национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества». Формирование новой концепции изучения истории, в рамках цивилизационного и культурно- антропологического подходов, также подтверждается и реализуется через историко-культурный стандарт. В данном документе особое место отводится изучению отечественной истории и культуры, выявлению роли отдельной личности в историческом процессе, взаимовлиянию различных народов и культур в рамках многонационального и многоконфессионального Российского государства на всех этапах его развития. Однако учебники, по которым обучаются российские старшеклассники, не претерпели каких-либо существенных изменений. Одной из проблем современных учебников по отечественной истории выступает излишняя политизация учебного материала. Большая часть учебного времени отводится на изучение вопросов внутренней и внешней политики, и лишь малая часть на изучение вопросов культуры в разные периоды истории. Так, например изучению темы «Современная культура России» отводится только один параграф, который чаще всего находится в конце главы, посвященной тому или иному периоду отечественной истории.
Школьные учебники и учебные пособия не ориентированы на раскрытие культурологического материала в том объеме, который помог бы сформировать гражданина современного общества, который знает и уважает культуру своей страны. На практике, как правило, учителя выбирают один метод работы по данной теме - лекция, а ученики готовят сообщения по тому или иному вопросу. Те, методические рекомендации, которые существуют на данный момент, утратили свою современность, поэтому нужно создавать новый методический аппарат для изучения тем по культуре, что делает тему исследования актуальной...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Проанализировав основные нормативные акты по преподаванию курса истории в школе, мы можем сказать о том, что культурно - исторический материал играет немаловажную роль в формировании у школьников представлений о духовном наследии, оставленном предшествующими поколениями, воспитании гражданственности, патриотизма и чувства гордости за свой народ, создавший выдающиеся памятники искусства и внесший богатейший вклад в сокровищницу мировой культуры. Тема «Культурная жизнь современной России (1990-е-2000-е гг.)» является актуальной для изучения, т.к. современные стандарты образования ориентируют на изучение истории как непрерывного процесса обретения национальной идентичности, следовательно, ни один из этапов культурного развития страны не должен оставаться без внимания. Кроме того, понимание особенностей современной культурной жизни невозможно без изучения историко-культурных процессов последних десятилетий.
Но в освоении материала по культуре возникает ряд трудностей, которые обусловлены несколькими факторами: недостаточное освещение вопросов культуры в учебниках; минимальное количество выделенных на темы культуры часов; подготовка материалов для уроков по изучению культуры; подбор эффективных форм и методов изучения. Все эти проблемы увеличиваются многократно в отношении вопросов культурного развития современной России, темы, которая располагается в самом конце учебной программы по отечественной истории.
Для поиска решений по преодолению выделенных трудностей при преподавании тем культуры были проанализированы три учебника, соответствующие стандартам образования и входящие в перечень рекомендуемых на 2019-2020 гг.: «История России» под ред. А.В. Торкунова, «История России: начало XX - начало XXI в.» под авторством О.В. Волобуева, С.П. Карпачева, П.Н. Романова и «История. Конец XIX - начало XXI века» авторов Н.В. Загладина, Ю.А. Петрова. При анализе было выявлено, что в учебниках преобладают разделы о политическом и экономическом устройстве государства. На культурное развитие выделяется один параграф в конце главы. Также на сегодняшний день информация по изучаемой теме преподносится с точки зрения персоналистского подхода. Но, на наш взгляд, самым подходящим является интегрированный подход, в котором история рассматривается не только с точки зрения политики и экономики, но и с точки зрения социальной и культурной сферы жизни общества, и у учащихся складывается понимание о едином историческом пространстве.
При анализе содержательной части параграфов было отмечено, что у авторов нет единой оценки состояния культурной сферы жизни общества в 1990х-2000х гг. Преимущественно тексты носят описательный и повествовательный характер, многие сферы культуры, в которых происходили весьма яркие и важные для понимания специфики культуры данной эпохи процессы, остаются без внимания авторов. Дополнительного текста, пояснительного и внетекстовых компонентов, по нашему мнению, в учебниках недостаточно, чтобы ученик погрузился в изучаемую эпоху.
Что же касается методического аппарата, то он достаточно обширен. Вопросы и задания направлены на достижение различных результатов учащихся. В них содержатся задания на анализ ситуаций, сравнение, выделение положительных и отрицательных черт, поиск дополнительной информации, выражение и аргументацию своего собственного мнения и т.д. Вместе с тем заданий, способствующих формированию интегрированного, системного представления об эпохе, недостаточно...


1. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс] : пояснительная записка. - URL: ййр://минобрнауки.рф (Дата обращения 04.12.2019)
2. Об образовании в Российской Федерации : федер. Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - М. : Проспект, 2013. - 160 с.
3. Примерная образовательная программа среднего общего образования //
Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/primernaya- osnovnaya-obraz-programa-srednego-obshego-obrazov.html (Дата
обращения 10.12.2019)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2012. - 45 с.
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата
обращение 30.09.2019)
Учебные пособия
1. Волобуев, О.В. История России: начало XX - начало XXI в. 10 кл. : учебник / О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов. - М.: Дрофа, 2016. - 367 с.
2. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Ч. 2: 10 класс: к учебнику под ред. А.В. Торкунова «История России. 10 класс». ФГОС (к новому учебнику) / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.И. Макарова, Л.А. Соколова. - М. : «Просвещение». - 127 с.
3. Загладин, Н.В., Петров, Ю.А. История. Конец XIX - начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Н.В. Загладин, Ю.А. Петров. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 448 с.
4. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3
ч. Ч. 3. / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Морукови др.]; под ред. А.В. Торкунова. - М. :Просвещение, 2016. - 160 с.
5. Чернова, М.Н. Рабочая тетрадь по истории России. В 3 частях. Ч. 3: 10 класс: к учебнику под ред. А.В. Торкунова «История России. 10 класс». ФГОС (к новому учебнику) / М.Н. Чернова. - М. : Издательство «Экзамен», 2018. - 95 с.
Электронный источник
1. Проект «Исторические материалы» / Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. - URL: http://istmat.info/node/21369 (Дата обращения: 17.11.2019)
2. СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ЦТ /
Образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс]. - URL: https://sdamgia.ru/ (Дата обращения: 1.12.2019)
3. Были 90-х: непридуманные истории нашей юности /
Телеканал «Мир 24 » [Электр онный ресурс ] . - URL:
https://mir24.tv/news/13907625 (Дата обращения: 10.052019)
Литература
1. Абдулаев, Э. Н. О некоторых приемах изучения истории культуры [Текст] / Э. Н. Абдулаев // Преподавание истории в школе : науч. - теорет. и метод. журн. - 2010. - N 5. - С. 8-12
2. Барабанов, В. В. Методика обучения истории в школе: учебник для
студ. Учреждений высш. Образования / [В. В. Барабанов, Н. Н.
Лазукова, Э. В. Ванина и др.]; под ред. В. В. Барабанова, Н. Н. Лазуковой. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 432 с.
3. Барсенков, А. С., Вдовин, А. И. История России. 1917—2004: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. — М. : Аспект Пресс, 2005. - 816 с.
4. Безруких, Е. Г. Интегрированное обучение как средство организации современного учебного процесса / Е. Г. Безруких // Проблемы педагогики, 2015. - №6
5. Брандт М.Ю. Школьный учебник истории как предмет исследования // Историческая наука и образование на рубеже веков. - М., 2004. - С. 218-227.
6. Буа И.-А., Бухло Б., Краусс Р., Фостер Х. Искусство с 1900 года. Модернизм. Антимодернизм. Постмодернизм - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 821 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Л. М. Штутина, Л. М. Малова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка/ Л. С. Выготский. - М.: Эксмо. - 2004. - 320-329с.
9. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: Практ. пособие для учителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 176 с.
10. Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной России : справочно-методическое пособие для учителей / Е.Е. Вяземский. - М., 1997. - 224 с.
11. Вяземский, Е. Е. Стрелова, О. Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
12. Гнедовский, М. Б., Зеленцова, Е. В., Культура в России: государственный проект или гражданские инициативы? / М. Б. Гнедовский, Е. В. Зеленцова // Институт культурной политики. - (http://www.cpolicy.ru/analytics/gdedovsky zelentsova.html).
13. Жидков, В. С., Соколов, К. Б. Культурная политика России: теория и история. Учебное пособие для вузов / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. - М.: Академический проспект, 2001. - 592 с.
14. Загладин, Н. В., Семененко, И. С. Отечественная культура XX - начала XXI века: Искусство и художественная жизнь, наука, образование, спорт : учеб. пособие для учащихся ст. кл. / Н. В. Загладин, И. С. Семененко. - М. : Русское слово, 2005. - 303 с.
15. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Ростов-на- Дону : Феникс,1997. - 480 с...44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ