Глава 1. Феномен лоббизма в современном мире
1.1. Понятие и формы лоббизма
1.2. Методы лоббизма
1.3. Функции лоббизма
Глава 2. Механизм функционирования лоббизма
2.1. Общие черты в механизме функционирования лоббизма
2.2. Различия в механизме функционирования лоббизма
2.3. Перспективы развития лоббизма в России
2.4. Лоббистская система США
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. Лоббизм на современном этапе является важным явлением политического процесса любого государства, т.к. в настоящее время он превратился в глобальную политическую практику. При этом в каждой стране факторы, определяющие особенности лоббирования, существенно различаются и ведут к созданию уникальных условий существования этого общественно-политического института. Эти условия, в свою очередь, диктуют уникальные методики и способы воздействия, применяемые группами интересов по всему миру в попытках достичь своей целей.
Актуальностью темы выпускной квалификационной работы является то, что в современной России лоббизм играет в некотором смысле позитивную роль. Учитывая, что институциональная среда находится на стадии формирования, а деятельность законодательных и исполнительных органов власти далеко не всегда поспевает за потребителями бизнеса, предприниматели вынуждены сами формировать модели рыночного поведения. Как только такие модели сформированы, отлажены и устраивают экономических агентов, участвующих во взаимодействии, бизнес становится заинтересован в их оптимальной легитимации. На этом этапе включаются механизмы лоббирования (в смысле донесения до органов законодательной власти интересов коммерческих структур).
Исходя из этого, целью данной выпускной квалификационной работы является выявление феномена лоббирования и анализ причин, которые обусловили их возникновение.
Поставленные цели требуют решения следующих исследовательских задач:
1. Рассмотреть основные подходы к пониманию феномена лоббизма и выделить термин «лоббизм» из поля смежных понятий;
2. Выделить факторы, влияющие на лоббизм и определяющие его конкретные особенности и формы проявления;
3. Выделить и описать методы, присущие лоббированию на современном этапе его существования;
4. Определить наиболее перспективные темы и направления дальнейших исследований в сфере лоббирования.
Объектом выпускной квалификационной работы является институт лоббизма как глобальный общественно - политический феномен, предметом - феномен лоббизма в современном мире и механизм функционирования лоббизма.
Научная новизна и значимость работы определяются актуальной постановкой проблемы, не имеющей всесторонней системной разработки. В данной выпускной квалификационной работе сделана попытка уточнить суть феномена лоббизма на современном этапе и выделить ключевые факторы, влияющие на него.
Методология исследования. В работе применены общенаучные методы индукции и дедукции, анализа и синтеза на основе которых, строится теоретическая часть работы и ее структура. Системный подход, который позволяет рассмотреть лоббизм как комплексный феномен, зависящий от множества факторов, и на основании этого выделить его характерные проявления и методики на современном этапе. Метод сравнительного анализа играет важнейшую роль в построении практических выводов во второй и третьей главах. Исторический подход позволяет наблюдать эволюцию института лоббирования указанных хронологических рамках, выделять значимые тенденции, строить обоснованные прогнозы на развитие нашей проблематики.
В ходе выполнения данной работы придерживались принципов историзма, объективности и научной доказательности, требующих сопоставления различных оценок и суждений.
Практическая значимость исследования. При написании выпускной квалификационной базы были использованы источники в виде федеральных законов «О финансово-промышленных группах и порядке их создания». Указ Президента РФ № 2096 от 5.12.1993; Конституция Российской Федерации;
Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон РФ, 31.07.1995 г.; Проект Федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» (от 16 янв. 1995 года)»; «Проект Федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» (от 17 мая 1995 года)»; В настоящее время обсуждается проект Федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти.
Научная новизна и значимость работы определяются актуальной постановкой проблемы, не имеющей всесторонней системной разработки. В данной выпускной квалификационной работе сделана попытка уточнить суть феномена лоббизма на современном этапе и выделить ключевые факторы, влияющие на него.
Практическая значимость исследования. Материалы, выводы и обобщения исследования могут быть использованы при подготовке студентов к экзаменам «Политологии», «Регионоведению», «политической региноналистике», при создании учебных пособий, разработке учебных курсов по данной теме. Они могут быть широко использованы в учебном процессе в высших и средних учебных заведениях, также и в школьной воспитательной работе.
Степень изученности темы. Наиболее значительных успехов в этом направлении достигли зарубежные обществоведы, заинтересовавшиеся проблематикой функционального представительства групп интересов много десятилетий назад, особенно в развитых странах Запада и в США.
Еще в 1995 г. признанный специалист в этой области В. А. Лепехин отмечал, что не может назвать ни одного серьезного исследования групп 8 интересов, групп давления или лоббистских структур, проведенного российским обществоведом. Такое положение не во многом изменилось и в последние годы, а лоббизм вообще рассматривался однозначно как вредоносный продукт кризисного капиталистического общества, который непременно следовало «разоблачать».
Политическая реальность России 90-х годов ХХ века заставила сначала публицистов, а затем и обществоведов пристально заняться этой проблематикой. Но понадобилось время для наработки фактического материала и методологических подходов, прежде чем появились научные публикации на тему функционального представительства групповых интересов, преимущественно лоббизма, в которых рассматривались бы не только зарубежный опыт, но и «этапы большого пути» их в собственной стране. В последние пять-семь лет определились научные центры, сложились исследовательские коллективы, выделился круг авторитетных ученых, профессионально занимающихся названной теорией.
Пионером ее разработки стал Н.Г. Зяблюк , опубликовавший в 1976 г. книгу «США: лоббизм и политика», которая несла идеологический отпечаток своего времени, но ценна документальными достоинствами. В 90-е годы ХХ века он опубликовал несколько ярких работ о лоббизме в США и защитил по этой теме докторскую диссертацию, которая стимулировала теоретическое осмысление функционального представительства групповых интересов .
Существенный интерес представляет осмысление этой проблемы в ряде индивидуальных и коллективных публикаций и монографий второй половины минувшего десятилетия .Особенно познавательны публикации С.П. Перегудова, который практически и ввел в российскую политологию понятие «функциональное представительство» .
Значительную научную ценность представляют также публикации В. Белова, К. Вяткина, А.Ю. Зудина, Н. Иванова, М. Исаева, В.А.Лепехина, В.П. Макаренко, А. Малько, Д. Ольшанского, Н. Приходы, А. Хомича, И. Семененко, М. Лапина, Н. Лапиной, В. Лапаевой, О. Гаман-Голутвиной и ряда других авторов .
Заметный вклад в разработку проблемы внесли публикации в газетах, которые нередко звучат громче и весомее многих книг и журнальных публикаций (например, всероссийское обсуждение проблем лоббизма началось в сущности с газетной статьи В.Н. Даниленко и другие) .
Наконец, в последние годы в России появилось также значительное количество публикаций по смежным с лоббизмом видам функционального представительства интересов: корпоративизму, консультационной и экспертной системе, механизмам социального партнерства, службе связей с общественностью («паблик рилейшнз») и им подобным представительским институтам .
Таким образом, исследование лоббизма и его проявления имеет многоаспектный подход. Тем не менее, систематизация и исследование в области современных методик лоббирования на глобальном уровне до сих пор не являлись предметом специального изучения в отечественной науке. Принимая во внимания, отмеченные нами практическую и научную значимость разрабатываемой проблемы, очевидную перспективность ее исследования мы определяем цели и задачи исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 40-х годов ХХ века по настоящее время. Это соответствует периоду существования лобби в современном виде в рамках политических систем рассмотренных нами стран.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на подразделы, заключения, списка использованных источников и литературы.
На основании проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы.
Феномен лоббирования находится в сложном взаимодействии с рядом смежных понятий. В современных исследованиях он часто рассматривается в комплексе с PR, GR и Public affairs. В бытовом обиходе термин приобрел изначально не присущее ему значение и часто используется как замена слова «ходатайство». Важно понимать, что существуют следующие отличия выводящие лоббизм в отдельное поле исследования и отделяющие лоббизм от смежных с ним явлений:
1. Лоббизм не должен пониматься в бытовом смысле, который синонимичен английскому термину «advocacy». Напротив, должен преобладать юридический подход, вычленяющий лоббизм как узкоспециальную политическую функцию.
2. Лоббизм - это и корректирующий, и контролирующий механизм гражданского общества по отношению к государству, механизм обратной связи между ними. Так как само понятие обратной связи и моделей коммуникации характерно скорее всего для PR, то, вероятно, из-за этого данной дисциплине в последние годы и приписывают лоббистские нагрузки. При этом, такой подход не совсем корректен, так как лоббизм лишь применяет нормальные, не специфические, широко распространенные техники индивидуальной и массовой коммуникации в области политического, для достижения неполитических целей.
3. Существует так же ряд понятий, таких как Publik Affairs или Publik Policy, которые чаще всего просто являются эвфемизмом понятия «лоббизм» особенно в тех странах, где оно имеет негативную коннотацию. Эти же термины призваны, зачастую, подчеркнуть наличие у лоббистов дополнительных, и относительно новых для них задач по гармонизации собственных отношений с обществом. Иначе говоря, это и есть «лоббизм с человеческим лицом».
Существуют различные трактовки понятия «лоббизм», но ни одна из них не может дать всеобъемлющего понимания данного термина. Как правило, этого не требуется, так как каждое из определений происходит с целью описать реальность конкретной лоббистской системы. В том случае, если мы хотим максимально точно охарактеризовать лоббистскую систему той или иной страны мы можем подходить к вопросу комплексно и учитывать влияние на нее ряда ключевых факторов. В процессе исследования мы пришли к выводу, что особенности лоббизма в любой политической системе закладываются следующими универсальными факторами: территориальным устройством государства, партийной системой страны, наличием законодательного регулирования, влиянием СМИ, уровнем коррупции и особенностями сети НКО.
Применяя указанные выше факторы, мы провели анализ лоббистских систем России, США и Великобритании. Он показал, что в случае со всеми тремя странами наиболее заметное влияние на особенности лоббистской системы страны оказывали законодательное регулирование и уровень коррупции. Неудивительно, что исследования в этих направлениях весьма распространены.
В частности, мы показали, что наличие или отсутствие законодательного регулирования позволяет судить о следующих параметрах:
- является институт лоббизма принятым в стране или нет;
- является ли лоббистская деятельность технически сложной или простой;
- каков уровень риска при ведении лоббистской деятельности на территории государства.
Соответственно, наличие законодательного регулирования говорит о легитимности лобби в стране, усложнения лоббистской деятельности в организации и сопровождении и снижения уровней риска по коррупции, имиджу организации и неэффективному лоббированию. Отсутствие законов о лоббировании говорит об обратном.
К сожалению, законодательное регулирование не может быть переработано в некий цифровой показатель, не может служить количественным индикатором развития уровня лобби в стране. В определенном смысле это можно назвать преимуществом, так как индикаторы вида «да/нет», «+/-«, воспринимаются интуитивно проще, чем счетные рейтинги, так как в последнем случае нужно быть знакомым с методикой их расчета.
Говоря о пользе такого показателя как уровень коррупции, мы подразумеваем, его общепринятое измерение через международный рейтинг восприятия коррупции. В упомянутом индексе есть возможность выделять не только общую информацию о коррупционной составляющей в стране, что уже достаточно полезно, но и получить данные по важным для исследования лоббизма сферам жизни общества, таким как коррумпированность политических партий, отдельных социальных групп и институтов, таких как выборы. Важнейшим преимуществом с точки зрения исследователя является принципиальная возможность сравнить индексы разных стран. Эти цифры, разные, но полученные с помощью одинаковых методик сбора данных, помогают интуитивно понять разницу между двумя странами.
Заметное влияние на лоббизм в стране имеют также территориальное устройство страны и особенности сети НКО, однако проследить точный уровень их воздействия затруднительно в виду заметных исследовательских препятствий. Среди них стоит отметить отсутствие единого способа учета НКО и невозможность собрать статистические данные по соотношению рынка лоббизма стран с их территориальным устройством.
Методы лоббизма широко известны и применяются повсеместно, однако некоторые из них более популярны и успешны.
Ротация элит, или «политика вращающихся дверей», получает в последние годы новое измерение в виде обмена кадрами не только между бизнесом и властью, но и другими участниками лоббистской деятельности. В частности, наметилась тенденция к переходу политиков в научные круги и ученых - в политику.
Профессиональные и отраслевые ассоциации существовали в разных странах достаточно давно, но далеко не всегда выступали как активные и успешные лоббисты. Однако, на текущий момент насыщенность лоббистского рынка такова, что парламентариям удобнее вступать в контакт с лоббистами видя в них некоего «коллективного переговорщика». Именно эту роль на себя и берут указанные организации, защищая интересы своих членов. Рост влияния данного метода лоббирования вписывается в рамки еще одной тенденции, отмеченной в работе. Профессионализм рынка лоббирования растет, что требует участия в нем все большего числа высокоспециализированных работников.
1. «О финансово-промышленных группах и порядке их создания». Указ Президента РФ № 2096 от 5.12.1993.
2. Конституция Российской Федерации. - М. ПРИОР, 1996. - 80 с.
3. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон РФ, 31.07.1995 г., № 119 // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 31. - Ст. 2990.
4. Проект федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» // Бизнес и политика. -1995. - № 2. - С. 41-43.
5. Проект федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» от 17 мая 1995 // Лепехин В.А. Лоббизм. - М., 1995. Приложение. - С. 77-83.
6. Федеральный закон «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» (Проект) // Государство и право. - 1998. - № 1. - С. 106-111.
7. Амелин В. Н. Социология политики. - М МГУ, 1992. - С. 183.
8. Анохин М. Политический лоббизм: Сущность, формы, методы. Политическое управление. - М.: РАГС,, 1996. - С.245-260.
9. Артюхов В. Финансово-промышленные группы репетируют очередную политическую осень / В. Артюхов, В. Музалев, В. Незнамов и др. // Власть. - 1997. - № 8. - С. 72-80.
10. Афанасьев М. Н. Правящие элиты России: Образ деятельности // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 3. - С. 46-56.
11. Баранов С.Д. Группы давления в политическом процессе современной России (Теоретико-методологический анализ). - М.: МГУ, 1998.
12. Баукин В.Г. Групповые интересы в системе социального управления. - Санкт-Петербургский университет Универ. издат. консорц,, 1995.
13. Белов В.Г. Управление и общественные отношения. - М "Наука" Сибирское отделение,., 1985.
14. Блондель Ж. Политическое лидерство. - М.: Луч, 1992.- 135 с.
15. Богатуров А. Бизнес назрел // Век. - 2000. - № 46. - С. 1.
16. Бурдье П. Социология политики. - М., Socio-Logos, 1993.
17. Вайнштейн А. Губкинская аномалия: Производство и социальная сфера // Экономика и жизнь. - 1995. - № 43.
18. Галкина Т. П. Социология управления: От группы к команде: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.
19. Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России. - М.: Интеллект,1998. - 416 с.
20. Глухов В. В. Организация управленческого консультирования. - СПб. Лань,, 1995.
21. Голосов Г. В. Сравнительная политология: Учебник. - Новосибирск, Европ. ун-та в С.-Петербурге, 1995. - С. 95-106.
22. Зудин А. Ю. Россия: Бизнес и политика: Стратегии власти в отношениях с группами давления бизнеса // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 5. - С. 17-25.
23. Лепехин В. А. Лоббизм. - М. Государственной Думы,, 1995. - 111 с.
24. Лепехин В. А. Российский лоббизм и проблемы его законодательного регулирования // Новая ежедневная газета. - 1994. - 16 июня. - С. 4.
25. Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования. // Политические исследования. - 1998. - № 4. - С. 119-121.
26. Мартынов Г. Коммуникационная среда: Мир и общественное развитие // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №1. - С. 27-33.
27. Никитов В.А. Информационные обеспечения государственного управления. - М.: Славянский диалог, 2000. - 415 с.
28. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учеб. для подгот. госслужащих. - М.: Статут, 1999. - 592 с.
29. Огарь И. В. Социально-философский анализ проблемы взаимодействия социальной группы и власти. - Барнаул. Алтайский государственный ун¬т,, 1995.
30. Павлов В. Г. Инициативный законопроект о лоббизме // Государство и право. - 1998. - № 12. - С. 47-54.
31. Панарин А. С. Глобальное информационное общество: Вызовы и ответы // Власть. - 2001. - № 1. - С. 14-19.
32. Паппэ Я. Отраслевые лобби в правительстве России (1992-1996 гг.). - М.: Моск. центр Карнеги, 1996. - С. 1-13.
33. Паренти М. Демократия для немногих. - М.: Прогресс, 1990. - 501 с.
34. Пащенцев Е.Н. «Паблик рилейшнз»: От бизнеса до политики. - М.: Финпресс, 2000. - 240 с.
35. Перегудов С. П. Группы интересов и российское государство / С.П.Перегудов, Н.Ю.Лапина, И. С. Семененко. - М Эдиториал УРСС,,1999. - 352 с.
36. Перегудов С. П. Корпоративизм и неокорпоративизм // Бизнес и политика. - 1995. - № 8. - С. 34-35.
37. Перегудов С.П. Корпоративный капитал в российской политике // Политические исследования. - 2000. - № 4. С. 72-81.
38. Перегудов С.П. Крупная российская корпорация в системе власти // Политические исследования. - 2001. - № 3. - С. 16-20.
39. Перегудов С.П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства // Политические исследования. - 1998. - № 1. - С. 137¬148.
40. Перегудов С.П. Новый российский корпоративизм: Демократический или бюрократический? // Политические исследования. - 1997. - № 2. - С. 23-26.
41. Перегудов С.П. Новый российский корпоративизм: Олигархический или демократический? // Полития. - 1998. - Лето .- № 2 (8).
42. Перегудов С.П. Политическое представительство: Опыт Запада и проблемы России // Политические исследования. - 1993. - № 4. - С. 118-119.
43. Перов А. Экономические группы интересов в России: Золотодобывающая промышленность // Бизнес и политика. - 1996. - № 3. - С. 17-21.
44. Политическая наука: Новые направления / Под ред. Р.Гудина. - М., 1999.
45. Политологический словарь / Отв. ред. Ю.С. Борцов. - Ростов н/Д., 1997. - 608 с.
46. Политология. Энциклопедический словарь. -М.: Издательство
Московского коммерческого университета, 1993.
47. Прогноз основных тенденций развития субъектов РФ в 2000 г. // Власть. - 1999. - № 9.
48. Пугачёв В. П. Введение в политологию / В.П.Пугачёв, А.И.Соловьёв - М.,1998. - 48 с.
49. Пятенко С. В. Развитие рынка маркетинговых и аудиторско-конституционных услуг в России // Бизнес и политика. - 1997. - № 10. - С.38-43.
50. Работяжев Н. К вопросу о генезисе и сущности номенклатурного капитализма в России // Мировая экономика и международные отношения.- 1998. - № 2. - С. 38-51.
51. Ромашов О. В. Реформы в России глазами предпринимателей // Социологические исследования. - 1996. - № 9. - С. 63-68.
52. Российская ассоциация развития малого предпринимательства // Бизнес и политика. - 1996. - № 11. - С.1.
53. Российские группы интересов - особый случай или подтверждение правила // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 1.-С. 99.
54. Россия в поисках стратегии: Общество и власть: Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1999 г. / Под ред. Г.В.Осипова. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.
55. Савин А. Ю. Финансово-промышленные группы в России. - М. Финстатинформ Москва,, 1997. - С. 71.
56. Садлер Дж. Повышение качества государственных услуг: Опыт Великобритании // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 3.-С. 52-55.
57. Семененко И. С. Лоббизм и представительство интересов бизнеса в Европейском Союзе // Бизнес и политика. - 1995. - № 2. - С. 44-49.
58. Семененко И. С. Трансформация критериев самоидентификации в социокультурном и политическом пространстве: Западная парадигма и российский контекст // Политические исследования. - 2000. - № 3. - С. 80-89.
59. Семененко И.С. Перспективы социального партнерства в России и опыт запада // Политические исследования. - 1998. - № 4.
60. Серова Е. Экономические группы интересов в российской деревне // Бизнес и политика. - 1995. - № 9. - С. 33-40.
61. Сидельников Ю.В. Экспертиза: Состояние и тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. - 1997. - № 2. - С. 122-130.
62. Симония Н. А. Бюрократический капитализм в России и третьем мире // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 7.
63. Симония Н. Глобализация и неравномерность мирового развития // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 3. - С. 35-44.
64. Симонов В. В. Российская банковская система: «Реформы ради реформ МВД» или для развития национальной экономики // Власть. - 2001. - № 7.-С. 22-27.
65. Система представительства российского бизнеса: Формы коллективного воздействия. - М.: Центр полит. технологий, 1997. - 173 с.
66. Системы представительства в российском бизнесе: Формы коллективного действия / Под ред. И.Н.Бунина // Власть. - 1997. - № 2. - 36-43.
67. Слепенков И.М. Основы теории социального управления / И.М.Слепенков, Ю.Л.Аверин. - М.: 1991.
68. Слиска Л. Становление российского парламентаризма: Региональный аспект // Власть. - 2001. - № 7. - С. 3-8.
69. Смирнов В. В. Лоббизм в России и за рубежом: Политико-правовые проблемы / В.В.Смирнов, С.В.Зотов // Государство и право. - 1996. - № 1. - С. 112-121.
70. Смирнов С. Бизнес заброшен, государство с него только “снимает сливки” // Век. - 2000. - № 21. - С. 9.
71. Смирнов С. Устав от обещаний, надеясь на дела // Экономика и жизнь. - 1998. - №2.- С. 1.
72. Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению // Политические исследования. - 2001. - № 3. - С. 103-112.
73. Соколов В. Национальные экономические интересы: Выработка консенсуса // Мировая экономика и международные отношения. - 1996.- №3.
74. Социальное управление: Курс лекций. - М.: РАГС, 2000.
75. Социология управления // Социологические исследования. - 1996. - № 10.
76. Сравнительная политология: Учебник. - Новосибирск, 1995.
77. Студенцов В. Корпоративное управление в России: По ком звонит колокол? // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - №11. - С. 51-61; № 12. - С. 76-86.
78. Третьяков В. Политическая мина вот-вот взорвется // Независимая газета. - 1999. - 4 марта. - С. 1.
79. Тропаревская Л.Е. «Долги наши тяжкие» / Л.Е.Тропаревская, Т.П.Володина // Бизнес и политика. - 1997. - № 5.
80. Тюльников В. Конституционный бизнес; традиции, опыт, практика: На примере британских консультационных фирм // Бизнес и политика. - 1995. - № 12. - С. 38-42.
81. Управленческое консультирование: Пер. с англ. / Под ред. М. Курба. - М., 1992. - 261 с.
82. Фадеев В. Ю. Государство и малый бизнес: Стимулы и противоречия // Власть. - 2001. - №1. - С. 34-42.
83. Фридмэн Л. Введение в американское право. - М. Прогресс - Универс Формат,, 1993. - С. 3-91.
84. Харченко В.Е. Человеческий капитал: проблемы накопления и исследования. - Белгород, БелГТАСМ, , 2001.
85. Холодковский К. Политическая институционализация: процессы противоречия // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 1. - С. 43.
86. Хомич А. Иностранный капитал в странах АСЕАН // Бизнес и политика. - 1995. - № 11. - С. 46-52.
87. Хомич А. Лоббизм в странах АСЕАН // Бизнес и политика. - 1995. - № 9. - С. 44-49.
88. Хоренко Н. Российский лоббизм: Саморегуляция или государственный контроль? // Бизнес и политика. - 1996. - № 5. - С. 36-37.
89. Шамхалов Ф. Лоббизм во взаимодействии государства и бизнеса: Материалы к лекциям и семинарам // Российский экономический журнал. -
1999. - № 1. - С., 103-110.
90. Шапкин И. Представительные организации российского капитала и власть // Бизнес и политика. - 1996. - № 1. - С. 53-56.
Интернет-ресурсы
1. www.duma.ru - Государственная Дума РФ
2. www.council.gov. ru - Совет Федерации РФ.
3. www.govemment.ru - Правительство РФ.
4. www.kremlin.ru - Администрация президента РФ.
5. www.oprf.ru - Общественная палата РФ
6. www.lobbizm.ru - вся информация о лоббизме, лоббистах и лоббировании
7. www.lobbying.ru - российский профессиональный портал о лоббизме