Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 1968 Г. ВО ФРАНЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

Работа №156969

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы80
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ 1968 Г 11
1.1. Предпосылки студенческого движения 1968 г. во Франции 11
1.2. Ход событий студенческого движения 1968 г во. Франции 17
1.3. Итоги студенческого движения 1968 г. во Франции 27
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ 1968 Г. В ШКОЛЬНОМ ПРЕДМЕТЕ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» 33
2.1. Студенческое движение 1968 г. во Франции на страницах школьного учебни­
ка 33
2.2. Применение технологии case-study 35
2.3. Использование игровых технологий 45
Глава 3. СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ 1968 Г. ВО ВНЕУРОЧ­
НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ 49
3.1. Принципы организации и требования ФГОС к реализации внеурочной дея­
тельности 49
3.2. Классный час по студенческому движению во Франции в 1968 г. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

По прошествии более пятидесяти лет события 1968 г. продолжают волно­вать исследователей и политиков, их осмысление еще не завершено. В обще­ственном сознании эти события трактуются по-разному, зачастую противополож­но. Одни называют их революцией, другие говорят о «детской болезни левизны». Одни считают 1968 г. карнавальным бунтом; другие отмечают, что он принес вслед за собой контрреволюцию. Есть группа исследователей, которые считают, что успех революции определяется ее культурными и социальными последствия­ми. В самих событиях Красного мая 1968 г. на Западе, главной движущей силой которых стала молодежь, было много аффективного эмоционального компонента, а не реальной политической деятельности, но они четко обозначили начало кри­зисной фазы в эволюции современного общества1 .
Актуальность данной темы обусловлена тем, она посвящена жизнедеятельно - сти студенчества, которое и сейчас является активной общественной и политиче­ской силой в любом обществе. Студенты активны как в самой Франции, так и во всем мире, они, например, со ставляют большинство в движении антиглобалистов, экоактивистов, урбанистов, ратующих за преобразование городской среды и т. д., поэтому обращение именно к истории студенческого движения во Франции в 1968 г. представляется актуальным. Изучение опыта протестной молодежи Франции позволит выявить особенности молодежной активности, условия и факторы ее возникновения.
Степень изученности.
Работы по истории Красного мая во Франции в нашей стране появляются уже на рубеже 1960-х - 1970-х гг. Их авторы предпринимают попытки осмыслить как причины, так и особенности проявления студенческого движения во Франции.
1Арриги Д., Валлерстайн И., Хопкинс Т. 1989 как продолжение 1968-го // Неприкосновенный запас. 2008. №4. С. 8-30.
К ним относятся «История Франции»1, «История Франции: Пятая республика», «Политическая история Франции» М. Ц. Арзаканян3. Также отметим исследова­ния, посвященные конкретным проявлениям студенческих движений протеста, обстоятельствам формирования идеологии студентов и анализу тех форм, в кото­рые вылился студенческий протест. Особое внимание в них уделяется студенче­ству как наиболее активной части молодежи, проблеме лидерства в студенческой среде, рассматриваются экономическое и социальное положение студентов в об­ществе, дается психологическая характеристика студентов как уникальной соци­альной группы. Так, В. Б. Ломейко4, А. Л. Семенов изучают студенческое движе­ние на западе в целом и во Франции в частности, анализируют особенности его функционирования в качестве сообщества, определяют влияние образовательных реформ на его существование. П.Н. Решетов посвятил свои работы истории левых протестных движений и в мире в целом и во Франции в частности6. Другие авто­ры концентрируют свое внимание на поиске причин бунтарства студентов, опре­деляя соотношение социальных, экономических, политических и психологиче­ских факторов на процесс вызревания протестной идеологии. Некоторые авторы рисуют социальный портрет бунтарей. В этом ключе работал, например, И.С. Кон. Именно он одним из первых стал анализировать психологический фактор в протестах молодежи7.
7Кон И.С. Студенческое волнение и теория «конфликта поколений» / И.С. Кон // Вопросы фило­софии. — 1971. -№3. С. 56-69.
Отдельными аспектами темы студенческого протеста в Европе и во Франции за­нимались Ю. А. Замошкин, Н.В. Мотрошилова1, Э. Я. Баталов8 9, А. Р Брычков10.
С середины 1970-х в течение десяти лет вышли в свет труды, посвященные идео­логии и идеологам молодежного движения (Э.Я. Баталов, Б. Капеци, Ю.Н Давы­дов). Также отметим значимость работ К. Г. Мяло, который дал теоретико-фило­софский анализ событий 1968 г.11.
В некоторых исследованиях этого времени молодежный протест рассмотрен как через призму внутриполитических проблем Франции, так и наступления ми­рового экономического кризиса 1972-1975 гг.12. Например, В. Г. Сироткина анали­зировала молодёжное выступление в конце 1960-х г. как один из факторов кризис­ных явлений тех лет. Со второй половины 1980-х гг. и до начала 1990-х гг. мы на­блюдаем спад исследовательского интереса к теме исследования, нет крупных ра­бот, посвященных студенческому движению во Франции. Авторами в основном рассматриваются отдельные сюжеты, так или иначе связанные с данным феноме­ном. Зачастую это уникальные сюжеты, так, например, И. С. Левикова изучает участие представителей различных молодежных субкультур в Красном мае6.
6Левикова С. И. Молодежная субкультура: учебное пособие. М., 2004.608 с.
С точки зрения динамики исследовательского интереса к проблеме период с се­редины 1990-х и 2000-х гг. был довольно противоречивым. С одной стороны, фун­даментальных глубоких обобщающих работ, посвященных студенческому движе­нию, не появилось. По прежнему затрагиваются некоторые аспекты протеста французской молодёжи. Например, А.Н. Тарасов изучая события мая 1968 г., пр- ходит к выводу, что они должны были случиться как фактор активизации антика- питалистических сил.
С другой стороны, появляется большое число публикаций публицистическо­го и научно-популярного характера. Зачастую такие работы публикуются на по­пулярных молодежных Интернет-площадках (http://www.angelfire.com;http:// avtonoin.org и др). Резюмируя историю развития исследоаваний по теме выпускной квалификационной работы подчеркнем, что в советской историографии чаще да­вались негативные характеристики студенческого движения, в современной же и российской и зарубежной историографии отмечаем стремления к более объектив­ному анализу, что связано в том числе с большей доступностью исследовательско­го материала и источников по теме.
Собранный материал французской историографии свидетельствует о многовек­торности подходов и неоднозначности оценок происходивших в 1960-е г. собы­тий. Но отметим, что интерес к теме не утихает, она рассматривается как важней­ший сюжет французской и европейской истории новейшего времени.
Объектом исследования служит студенческое движение во Франции в 1968 г.
Предмет исследования: проблемы и возможности реализации темы в учебной и внеучебной деятельности в школе
Цель: оценить потенциал реализации темы в учебной и внеучебной деятельности в школе.
Исходя из поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить особенности студенческого протестного движения во Франции в 1968 г.;
2) выявить предпосылки и условия возникноваения движения социального протеста в студенческой среде;
3) проанализировать итоги студенческого движения 1968 г. во Франции
4) разработка и применение технологии case-study на уроках изучения студен­ческого движения во Франции в 1968 г.
5) разработка внеурочной деятельности для изучения темы студенческое дви­жение во Франции в 1968 г.
Методология исследования.
В выпускной квалификационной работе нами главным образом использовался классический исторический метод историзма, а также общенаучные методы ана­лиз, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация в процессе изучения истори­ческих, педагогических и методических источников и литературы по проблеме исследования.
Характеристика источников.
Письменные.
Важными источниками по теме исследования являются работы теоретиков и вдохновителей студенческого движения, в первую очередь философские публика­ции французского философа Жана-Поля Сартра1. В 1960-е гг. он опубликовал ряд статей и дал многочисленные интервью, в которых поддержал требования студен­тов. На идеологию протестующих студентов повлияли произведения философа, представителя «франкфуртской школы» Герберта Маркузе2, которые также при­влекались в процессе работы над ВКР. В последние годы на русский язык переве­дено ряд работ западных авторов, повлиявших на идеологию студенческого дви­жения. Так, была опубликована знаменитая книга Ги Дебора «Общество спектак­ля». В это издание включены также статьи из журнала «Ситуационистский Ин­тернационал» авторов, которые повлияли и на развитие французской философии, ина воззрения французских студентов. Речь, в частности, идет о работах Ж. Деле­за, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийара, Ж-Ф. Лиотара3
1Сартр Ж-П. [Текст] / Ж-П. Сартр. — М., 1997.— 428 с.
2Маркузе Г. Эрос и цивилизация; Одномерный человек.М., 2002. 526 с.
3Дебор Г.Э. Общество спектакля.М., 2000.183 с.
Вторую группу источников составляют программные документы, эссе, речи самих молодых людей: активистов и участников бунта, а также свидетелей майских со­бытий 1968 г.1.
В числе таких источников отметим также интервью одного из лидеров студенче­ского движения Даниэля Кон-Бандита, а также французского историка Р Арона, который с высоты лет негативно оценивает события «Красного мая», называя их конфликтом «отцов и детей».
Еще одним источником, отличающимся от охарактеризованных выше, является книга французского журналиста и писателя Патрика Рамбо «1968». В этой доку­ментально-художественной работе представлена живая история студенческого движения с точки зрения стороннего наблюдателя. Она отличается детализиро- ванностью описаний.
Аудиовизуальные источники.
Отметим важность привлекаемых аудиовизуальных источников. Группу аудиови­зуальных источников составили документальные фильмы: «Май 68 г. Подоплека восстания» (2018), «Тот незабываемый месяц май»(2018) режиссера Доминика Дрейфуса. А также художественные фильмы: «Китаянка»6 (1967), «Все в поряд­ке»7 (1972), «Йонас, которому в 2000 году исполнится 25 лет»8 (1976), «Побег»9 (1978) , «Мечтатели» (2003 год), «Постоянные любовники» (2004), «Рожден­ный в 68-м»11 (2008).
6« Китаянка» (реж. Жак-Люк Годар. 1967 г.).
7« Все в порядке» (реж. Жак-Люк Годар, Жан-Пьер Горин, 1972 г.).
8«Йонас, которому в 2000 году исполнилось 25 лет» (реж. Ален Таннер. 1976 г.).
9«Побег» (реж. Жерар Урри, 1978 г.).
«Мечтатели»1 (2003 год), «Постоянные любовники»18 19 (2004),«Рожденные в 68-м» (2008).
Нормативно-правовые документы.
К ним относятся Федеральный государственный образовательный стандарт ос­новного общего образования21, приказ «О федеральном перечне учебников, реко­мендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккре­дитацию образовательных программ начального общего, основного общего, сред­него общего образования».
Структура работы.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и ли­тературы и приложений. Основная часть работы состоит из трех глав. В первой главе рассматривается влияние социальных факторов на рост протестных настро­ений у молодежи. Стремительный рост абсолютного числа студентов привел к по­вышению их удельного веса в обществе, к превращению этой категории учащихся в широкую социальную прослойку.
Это привело к сосредоточению массы молодежи в жестко централизованной уни­верситетской системе, которая не перестраивалась после наполеоновской рефор­мы 1806 г. . В то же время традиционная для Франции ведущая роль гуманитарно­го образования привела в 60-е г. к переполнению соответствующих факультетов, а 5Приказ No 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к ис­пользованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных про­грамм начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ре­сурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/ (дата обраще­ния: 22.02.2022).
это означало, что примерно 80% их выпускников в будущем предстояло стать без­работными.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


60-е гг. ХХ века однозначно вошли в историю общественно-политической жизни Франции, как десятилетие, отмеченное подъемом массового студенческого движе­ния. Внимательно изучив и проанализировав данное событие возникают следую­щие выводы.
На мой взгляд предпосылками к молодёжному движению послужили сложившиеся социально-политические условия, таки образом сформировавшим молодых людей 1960-х-гг. как особую группу французского общества. И эта группа уже не видела себя в рамках сложившейся старой системы. Отдельную роль сыграло благопри­ятная экономическая обстановка, послевоенный пик рождаемости, кризис системы высшей школы, появление средств массовой коммуникации.
В целом уровень политической активности студентов был на порядок выше, чем остальных групп молодежи, да и населения в целом, у студентов был более ра­дикальный настрой. Протест студентов отражал не только групповые и частные интересы, но и интересы основной массы, которые шли под идеологическими ло­зунгами. Наступление новой эпохи, эпохи постиндустриального общества так же оказало определенную роль на социально-психологические причины, которые формировали протестные настроения у студентов.
Анализ идей того времени позволяет сделать вывод, что влияние на молодых людей Франции 1960-х годов оказали представители четырех философских школ и направлений. Таких как «Франкфуртская школа», Сартр , который придавал опре­деленную форму философии экзистенциализма, философия экологического анар­хизма А.Горца и ситуационизм во главе с Ги Дебором. Ситуационизм- направление в западном марксизме, возникшее в результате отпочкования от троцкизма, харак­теризуется критикой капитализма и партийной бюрократии. Развивали маоист­скую идею культурной революции до продуцирование контркультуры. Субъектом революции становилась творческая молодежь. Современный капитализм в свою очередь воспринимался прежде всего как общество потребления, которое проти­воположно производству - сущности человека. По этой причине отчужденный от производства потребитель рассматривался практически как «недочеловек» — ми­шень критики. Основные идеи на которые опирались протестные движения сту­дентов - это в первую очередь критика буржуазной системы, был сделан акцент на политической борьбе, восприятие общества как одномерного и репрессивного. Идею свободы позаимствовали из экзистенциализма, французское общество того времени рассматривало его как смесь философии стиля жизни и религии. Тем са­мым Ж.П. Сартр стал для молодежи культовой фигурой.
Споры по поводу событий 1968 г. ведутся по сей день, и ученые не могут прийти к единому мнению касательно описываемых событий. Некоторые считают, что это и не было никакой революцией, потому что не было выработано единой идеологии действий. Наоборот, они называют события «красного мая» 1968 г. обычным со­циальным взрывом «против той удушливой атмосферы застоя, в которой суще­ствовало французское общество».
Другие авторы придерживаются понятия «ранняя революция», сравнивая данные события с первым самолетом, который не решил вопрос освоения воздушного про­странства, но задачи на будущее определил достаточно четко. Такое мнение имеет место быть, так как многие изменения, вызванные студенческими волнениями, произошли на много позже. По мнению некоторых авторов благодаря событиям 1968 г. создание социального государства во Франции подошло к своему заверше­нию.
Тема студенческого движения в учебниках представлена кратко. Перед препо­давателем стоит задача в рамках уроках рассмотреть тему как можно шире, чтобы у обучающихся сложилось полное представление о данном событии. Чтобы они смогли проанализировать сложившую ситуацию и сделать соответствующие вы­воды. Благодаря современным технология преподавания у учителя появляется воз­можность провести урок в формате ролевой игры, мозгового штурма, с примене­нием технологии case-study и т.д. Внедрить в учебный процесс перечисленные об­разовательные технологии, позволяет проявлять глубину и интенсивность знаний, закреплять умения и навыки в различных сферах деятельности; развивать крити­ческое мышление, умение самостоятельно планировать свое обучение, самостоя­тельную деятельность; развивать коммуникативные навыки; проявлять творческие способности; умение оценивать свои способности.


1. Айвазова С.Г. Левый радикализм в идейно-политической жизни Франции. М., 1986.146 с.
2. Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции. М., 2003. 157 с.
3. Арриги Д., Валлерстайн И., Хопкинс, Т. 1989 как продолжение 1968-го // Не­прикосновенный запас. 2008. №4. С. 8—30.
4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов но­вого поколения // Педагогика. 2009. No 4. С. 18-22.
5. Баталов Э.Я. Философия бунта (Критика идеологии левого радикализма). М., 1973. 222 с.
6. Брычков А.Р. Бунт в альма-матер. Борьба и проблемы студентов в развитых капиталистических странах. М., 1971. 48 с.
7. Ворошилова Н.В., Толмачева А.В. Современные технологии обучения истории и обществознанию: учебное пособие / Красноярский государственный педаго­гический университет имени В.П. Астафьева. Красноярск. 2021. С.69.
8. Грачев А.С. Поражение или урок? Об опыте и последствиях молодежных сту­денческих выступлений 1960 — 70-х гг. на Западе. М., 1977. 223 с.
9. Давыдов Ю.Н. Экзистенциализм, левое искусство и новый левый экстремизм ( социально-психологический экскурс) // Современное западное искусство. К критике буржуазной художественной культуры ХХ века. М., 1972. С. 9-69.
10. Дамье В.В. Философия франкфуртской школы [Электронный ресурс] / В.В. Дамье. — 2004. — URL: http://avtonom .org/lib/theory/damier frankfurt.html
11. Енин А.В. Внеурочная деятельность: теория и практика 1-11 классы. - М., 2015. 288 с.
12. Замошкин, Ю.А., Мотрошилова, Н.В. «Новые левые» - их мысли настроения // Вопросы философии. 1971. № 4. С. 43— 58.
13. История Франции. / Под ред. А.З. Манфреда. М., 1973. Т.3. 1973. 600 с.
14. Камалеева А.Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в об­разовании// Современные исследования социальных проблем: электронный на­учный журнал. 2013. No 6. С. 24-24.
15. Кара-Мурза С. Г. Экспорт революции. Ющенко, Саакашвили. М., 2005. - 525 с.
... всего 34 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ