ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ 1968 Г 11
1.1. Предпосылки студенческого движения 1968 г. во Франции 11
1.2. Ход событий студенческого движения 1968 г во. Франции 17
1.3. Итоги студенческого движения 1968 г. во Франции 27
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ 1968 Г. В ШКОЛЬНОМ ПРЕДМЕТЕ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» 33
2.1. Студенческое движение 1968 г. во Франции на страницах школьного учебни
ка 33
2.2. Применение технологии case-study 35
2.3. Использование игровых технологий 45
Глава 3. СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ 1968 Г. ВО ВНЕУРОЧ
НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ 49
3.1. Принципы организации и требования ФГОС к реализации внеурочной дея
тельности 49
3.2. Классный час по студенческому движению во Франции в 1968 г. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
По прошествии более пятидесяти лет события 1968 г. продолжают волновать исследователей и политиков, их осмысление еще не завершено. В общественном сознании эти события трактуются по-разному, зачастую противоположно. Одни называют их революцией, другие говорят о «детской болезни левизны». Одни считают 1968 г. карнавальным бунтом; другие отмечают, что он принес вслед за собой контрреволюцию. Есть группа исследователей, которые считают, что успех революции определяется ее культурными и социальными последствиями. В самих событиях Красного мая 1968 г. на Западе, главной движущей силой которых стала молодежь, было много аффективного эмоционального компонента, а не реальной политической деятельности, но они четко обозначили начало кризисной фазы в эволюции современного общества1 .
Актуальность данной темы обусловлена тем, она посвящена жизнедеятельно - сти студенчества, которое и сейчас является активной общественной и политической силой в любом обществе. Студенты активны как в самой Франции, так и во всем мире, они, например, со ставляют большинство в движении антиглобалистов, экоактивистов, урбанистов, ратующих за преобразование городской среды и т. д., поэтому обращение именно к истории студенческого движения во Франции в 1968 г. представляется актуальным. Изучение опыта протестной молодежи Франции позволит выявить особенности молодежной активности, условия и факторы ее возникновения.
Степень изученности.
Работы по истории Красного мая во Франции в нашей стране появляются уже на рубеже 1960-х - 1970-х гг. Их авторы предпринимают попытки осмыслить как причины, так и особенности проявления студенческого движения во Франции.
1Арриги Д., Валлерстайн И., Хопкинс Т. 1989 как продолжение 1968-го // Неприкосновенный запас. 2008. №4. С. 8-30.
К ним относятся «История Франции»1, «История Франции: Пятая республика», «Политическая история Франции» М. Ц. Арзаканян3. Также отметим исследования, посвященные конкретным проявлениям студенческих движений протеста, обстоятельствам формирования идеологии студентов и анализу тех форм, в которые вылился студенческий протест. Особое внимание в них уделяется студенчеству как наиболее активной части молодежи, проблеме лидерства в студенческой среде, рассматриваются экономическое и социальное положение студентов в обществе, дается психологическая характеристика студентов как уникальной социальной группы. Так, В. Б. Ломейко4, А. Л. Семенов изучают студенческое движение на западе в целом и во Франции в частности, анализируют особенности его функционирования в качестве сообщества, определяют влияние образовательных реформ на его существование. П.Н. Решетов посвятил свои работы истории левых протестных движений и в мире в целом и во Франции в частности6. Другие авторы концентрируют свое внимание на поиске причин бунтарства студентов, определяя соотношение социальных, экономических, политических и психологических факторов на процесс вызревания протестной идеологии. Некоторые авторы рисуют социальный портрет бунтарей. В этом ключе работал, например, И.С. Кон. Именно он одним из первых стал анализировать психологический фактор в протестах молодежи7.
7Кон И.С. Студенческое волнение и теория «конфликта поколений» / И.С. Кон // Вопросы философии. — 1971. -№3. С. 56-69.
Отдельными аспектами темы студенческого протеста в Европе и во Франции занимались Ю. А. Замошкин, Н.В. Мотрошилова1, Э. Я. Баталов8 9, А. Р Брычков10.
С середины 1970-х в течение десяти лет вышли в свет труды, посвященные идеологии и идеологам молодежного движения (Э.Я. Баталов, Б. Капеци, Ю.Н Давыдов). Также отметим значимость работ К. Г. Мяло, который дал теоретико-философский анализ событий 1968 г.11.
В некоторых исследованиях этого времени молодежный протест рассмотрен как через призму внутриполитических проблем Франции, так и наступления мирового экономического кризиса 1972-1975 гг.12. Например, В. Г. Сироткина анализировала молодёжное выступление в конце 1960-х г. как один из факторов кризисных явлений тех лет. Со второй половины 1980-х гг. и до начала 1990-х гг. мы наблюдаем спад исследовательского интереса к теме исследования, нет крупных работ, посвященных студенческому движению во Франции. Авторами в основном рассматриваются отдельные сюжеты, так или иначе связанные с данным феноменом. Зачастую это уникальные сюжеты, так, например, И. С. Левикова изучает участие представителей различных молодежных субкультур в Красном мае6.
6Левикова С. И. Молодежная субкультура: учебное пособие. М., 2004.608 с.
С точки зрения динамики исследовательского интереса к проблеме период с середины 1990-х и 2000-х гг. был довольно противоречивым. С одной стороны, фундаментальных глубоких обобщающих работ, посвященных студенческому движению, не появилось. По прежнему затрагиваются некоторые аспекты протеста французской молодёжи. Например, А.Н. Тарасов изучая события мая 1968 г., пр- ходит к выводу, что они должны были случиться как фактор активизации антика- питалистических сил.
С другой стороны, появляется большое число публикаций публицистического и научно-популярного характера. Зачастую такие работы публикуются на популярных молодежных Интернет-площадках (http://www.angelfire.com;http:// avtonoin.org и др). Резюмируя историю развития исследоаваний по теме выпускной квалификационной работы подчеркнем, что в советской историографии чаще давались негативные характеристики студенческого движения, в современной же и российской и зарубежной историографии отмечаем стремления к более объективному анализу, что связано в том числе с большей доступностью исследовательского материала и источников по теме.
Собранный материал французской историографии свидетельствует о многовекторности подходов и неоднозначности оценок происходивших в 1960-е г. событий. Но отметим, что интерес к теме не утихает, она рассматривается как важнейший сюжет французской и европейской истории новейшего времени.
Объектом исследования служит студенческое движение во Франции в 1968 г.
Предмет исследования: проблемы и возможности реализации темы в учебной и внеучебной деятельности в школе
Цель: оценить потенциал реализации темы в учебной и внеучебной деятельности в школе.
Исходя из поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить особенности студенческого протестного движения во Франции в 1968 г.;
2) выявить предпосылки и условия возникноваения движения социального протеста в студенческой среде;
3) проанализировать итоги студенческого движения 1968 г. во Франции
4) разработка и применение технологии case-study на уроках изучения студенческого движения во Франции в 1968 г.
5) разработка внеурочной деятельности для изучения темы студенческое движение во Франции в 1968 г.
Методология исследования.
В выпускной квалификационной работе нами главным образом использовался классический исторический метод историзма, а также общенаучные методы анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация в процессе изучения исторических, педагогических и методических источников и литературы по проблеме исследования.
Характеристика источников.
Письменные.
Важными источниками по теме исследования являются работы теоретиков и вдохновителей студенческого движения, в первую очередь философские публикации французского философа Жана-Поля Сартра1. В 1960-е гг. он опубликовал ряд статей и дал многочисленные интервью, в которых поддержал требования студентов. На идеологию протестующих студентов повлияли произведения философа, представителя «франкфуртской школы» Герберта Маркузе2, которые также привлекались в процессе работы над ВКР. В последние годы на русский язык переведено ряд работ западных авторов, повлиявших на идеологию студенческого движения. Так, была опубликована знаменитая книга Ги Дебора «Общество спектакля». В это издание включены также статьи из журнала «Ситуационистский Интернационал» авторов, которые повлияли и на развитие французской философии, ина воззрения французских студентов. Речь, в частности, идет о работах Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийара, Ж-Ф. Лиотара3
1Сартр Ж-П. [Текст] / Ж-П. Сартр. — М., 1997.— 428 с.
2Маркузе Г. Эрос и цивилизация; Одномерный человек.М., 2002. 526 с.
3Дебор Г.Э. Общество спектакля.М., 2000.183 с.
Вторую группу источников составляют программные документы, эссе, речи самих молодых людей: активистов и участников бунта, а также свидетелей майских событий 1968 г.1.
В числе таких источников отметим также интервью одного из лидеров студенческого движения Даниэля Кон-Бандита, а также французского историка Р Арона, который с высоты лет негативно оценивает события «Красного мая», называя их конфликтом «отцов и детей».
Еще одним источником, отличающимся от охарактеризованных выше, является книга французского журналиста и писателя Патрика Рамбо «1968». В этой документально-художественной работе представлена живая история студенческого движения с точки зрения стороннего наблюдателя. Она отличается детализиро- ванностью описаний.
Аудиовизуальные источники.
Отметим важность привлекаемых аудиовизуальных источников. Группу аудиовизуальных источников составили документальные фильмы: «Май 68 г. Подоплека восстания» (2018), «Тот незабываемый месяц май»(2018) режиссера Доминика Дрейфуса. А также художественные фильмы: «Китаянка»6 (1967), «Все в порядке»7 (1972), «Йонас, которому в 2000 году исполнится 25 лет»8 (1976), «Побег»9 (1978) , «Мечтатели» (2003 год), «Постоянные любовники» (2004), «Рожденный в 68-м»11 (2008).
6« Китаянка» (реж. Жак-Люк Годар. 1967 г.).
7« Все в порядке» (реж. Жак-Люк Годар, Жан-Пьер Горин, 1972 г.).
8«Йонас, которому в 2000 году исполнилось 25 лет» (реж. Ален Таннер. 1976 г.).
9«Побег» (реж. Жерар Урри, 1978 г.).
«Мечтатели»1 (2003 год), «Постоянные любовники»18 19 (2004),«Рожденные в 68-м» (2008).
Нормативно-правовые документы.
К ним относятся Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования21, приказ «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Структура работы.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы и приложений. Основная часть работы состоит из трех глав. В первой главе рассматривается влияние социальных факторов на рост протестных настроений у молодежи. Стремительный рост абсолютного числа студентов привел к повышению их удельного веса в обществе, к превращению этой категории учащихся в широкую социальную прослойку.
Это привело к сосредоточению массы молодежи в жестко централизованной университетской системе, которая не перестраивалась после наполеоновской реформы 1806 г. . В то же время традиционная для Франции ведущая роль гуманитарного образования привела в 60-е г. к переполнению соответствующих факультетов, а 5Приказ No 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/ (дата обращения: 22.02.2022).
это означало, что примерно 80% их выпускников в будущем предстояло стать безработными.
...
60-е гг. ХХ века однозначно вошли в историю общественно-политической жизни Франции, как десятилетие, отмеченное подъемом массового студенческого движения. Внимательно изучив и проанализировав данное событие возникают следующие выводы.
На мой взгляд предпосылками к молодёжному движению послужили сложившиеся социально-политические условия, таки образом сформировавшим молодых людей 1960-х-гг. как особую группу французского общества. И эта группа уже не видела себя в рамках сложившейся старой системы. Отдельную роль сыграло благоприятная экономическая обстановка, послевоенный пик рождаемости, кризис системы высшей школы, появление средств массовой коммуникации.
В целом уровень политической активности студентов был на порядок выше, чем остальных групп молодежи, да и населения в целом, у студентов был более радикальный настрой. Протест студентов отражал не только групповые и частные интересы, но и интересы основной массы, которые шли под идеологическими лозунгами. Наступление новой эпохи, эпохи постиндустриального общества так же оказало определенную роль на социально-психологические причины, которые формировали протестные настроения у студентов.
Анализ идей того времени позволяет сделать вывод, что влияние на молодых людей Франции 1960-х годов оказали представители четырех философских школ и направлений. Таких как «Франкфуртская школа», Сартр , который придавал определенную форму философии экзистенциализма, философия экологического анархизма А.Горца и ситуационизм во главе с Ги Дебором. Ситуационизм- направление в западном марксизме, возникшее в результате отпочкования от троцкизма, характеризуется критикой капитализма и партийной бюрократии. Развивали маоистскую идею культурной революции до продуцирование контркультуры. Субъектом революции становилась творческая молодежь. Современный капитализм в свою очередь воспринимался прежде всего как общество потребления, которое противоположно производству - сущности человека. По этой причине отчужденный от производства потребитель рассматривался практически как «недочеловек» — мишень критики. Основные идеи на которые опирались протестные движения студентов - это в первую очередь критика буржуазной системы, был сделан акцент на политической борьбе, восприятие общества как одномерного и репрессивного. Идею свободы позаимствовали из экзистенциализма, французское общество того времени рассматривало его как смесь философии стиля жизни и религии. Тем самым Ж.П. Сартр стал для молодежи культовой фигурой.
Споры по поводу событий 1968 г. ведутся по сей день, и ученые не могут прийти к единому мнению касательно описываемых событий. Некоторые считают, что это и не было никакой революцией, потому что не было выработано единой идеологии действий. Наоборот, они называют события «красного мая» 1968 г. обычным социальным взрывом «против той удушливой атмосферы застоя, в которой существовало французское общество».
Другие авторы придерживаются понятия «ранняя революция», сравнивая данные события с первым самолетом, который не решил вопрос освоения воздушного пространства, но задачи на будущее определил достаточно четко. Такое мнение имеет место быть, так как многие изменения, вызванные студенческими волнениями, произошли на много позже. По мнению некоторых авторов благодаря событиям 1968 г. создание социального государства во Франции подошло к своему завершению.
Тема студенческого движения в учебниках представлена кратко. Перед преподавателем стоит задача в рамках уроках рассмотреть тему как можно шире, чтобы у обучающихся сложилось полное представление о данном событии. Чтобы они смогли проанализировать сложившую ситуацию и сделать соответствующие выводы. Благодаря современным технология преподавания у учителя появляется возможность провести урок в формате ролевой игры, мозгового штурма, с применением технологии case-study и т.д. Внедрить в учебный процесс перечисленные образовательные технологии, позволяет проявлять глубину и интенсивность знаний, закреплять умения и навыки в различных сферах деятельности; развивать критическое мышление, умение самостоятельно планировать свое обучение, самостоятельную деятельность; развивать коммуникативные навыки; проявлять творческие способности; умение оценивать свои способности.
1. Айвазова С.Г. Левый радикализм в идейно-политической жизни Франции. М., 1986.146 с.
2. Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции. М., 2003. 157 с.
3. Арриги Д., Валлерстайн И., Хопкинс, Т. 1989 как продолжение 1968-го // Неприкосновенный запас. 2008. №4. С. 8—30.
4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. No 4. С. 18-22.
5. Баталов Э.Я. Философия бунта (Критика идеологии левого радикализма). М., 1973. 222 с.
6. Брычков А.Р. Бунт в альма-матер. Борьба и проблемы студентов в развитых капиталистических странах. М., 1971. 48 с.
7. Ворошилова Н.В., Толмачева А.В. Современные технологии обучения истории и обществознанию: учебное пособие / Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева. Красноярск. 2021. С.69.
8. Грачев А.С. Поражение или урок? Об опыте и последствиях молодежных студенческих выступлений 1960 — 70-х гг. на Западе. М., 1977. 223 с.
9. Давыдов Ю.Н. Экзистенциализм, левое искусство и новый левый экстремизм ( социально-психологический экскурс) // Современное западное искусство. К критике буржуазной художественной культуры ХХ века. М., 1972. С. 9-69.
10. Дамье В.В. Философия франкфуртской школы [Электронный ресурс] / В.В. Дамье. — 2004. — URL: http://avtonom .org/lib/theory/damier frankfurt.html
11. Енин А.В. Внеурочная деятельность: теория и практика 1-11 классы. - М., 2015. 288 с.
12. Замошкин, Ю.А., Мотрошилова, Н.В. «Новые левые» - их мысли настроения // Вопросы философии. 1971. № 4. С. 43— 58.
13. История Франции. / Под ред. А.З. Манфреда. М., 1973. Т.3. 1973. 600 с.
14. Камалеева А.Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании// Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2013. No 6. С. 24-24.
15. Кара-Мурза С. Г. Экспорт революции. Ющенко, Саакашвили. М., 2005. - 525 с.
... всего 34 источников