Ведение 3
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по теме работы 7
1.1 Игры в учебном процессе школьников 12
1.2 Психолого-педагогические основы формирования
познавательного интереса 18
• Особенности организации учебного процесса со школьниками 5-х классов 25
Глава 2. Разработка тематических игр для формирования познавательного интереса у школьников 35
2.1 Содержание тематических игр для формирования
познавательного интереса у школьников 5-х классов на уроках ОБЖ 39
2.2 Реализация тематических игр для формирования познавательного
интереса у школьников 5-х классов на уроках ОБЖ 42
2.3 Теоретический и статистический анализ результатов
внедрения тематических игр 43
Заключение 48
Список литературы 49
Приложения
Формирование познавательного интереса в обучении решалась на протяжении всей истории развития педагогической науки и школы, поскольку интерес - это движущая сила в познании окружающего мира, основа изобретений и открытий. Развитием познавательного интереса у школьников в процессе обучения занимались такие известные просветители как: Ян Амос Каменский, Жан Жак Руссо и другие. Важное место в своей деятельности отводили формированию познавательного интереса у детей и такие известные педагоги, как Л.Н. Толстой, А.Д. Писарев, К.Д. Ушинский, отмечавшие, что интерес не только средство успешного обучения, но и важный стимул для нравственного развития детей. «Игровая деятельность имеет важное значение в становлении ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» писал А.С. Макаренко.
В педагогической практике познавательный интерес представляет собой способ повышения активности обучающихся в процессе получения знаний, эффективный инструмент учителя, практикуемый для формирования внимания школьников. развития их мышления и творческих способностей, активизации эмоционального фона образовательного процесса. Познавательный интерес мотивирует школьника на активное участие в получении знаний, самостоятельно приобретать новые знания, принимать участие во всех мероприятиях класса и школы.
Формирование познавательного интереса обучающихся в современной школе является очень актуальной задачей, поскольку в настоящее время наблюдается тенденция к снижению мотивации учения. Связано это с перегрузкой учащихся большим объемом учебной информации, зачастую однообразием методического однообразия учителя, отсутствия условий для творческой реализации ребенка. В связи с этим каждому учителю необходимо уделять особо внимание развитию познавательного интереса обучающихся при проведении своих уроков.
Так, школьный предмет ОБЖ благодаря особенностям своей структуры обладает большим потенциалом в развитии познавательного интереса обучающихся как через получение обширных теоретических знаний, так и через формирование определенного объема практических умений и навыков. Одним из средств, способствующих формированию у школьников глубоких знаний и твердых умений, необходимых для грамотных действий в опасных ситуациях, являются различного рода игры и игровые ситуации.
Есть мнение, что первые серьезные игры людей были военным. Например, в России учебные военные игры начал внедрять Петр I, организовавший «потешное войско», с которым проводил систематические военные упражнения и учения. В практику школы игра была введена в конце XVIII века для лучшего освоения детьми азбуки. Сегодня в преподавании используется огромное количество самых разнообразных игровых технологий, способствующих решению многих учебно-воспитательных
задач.
В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы обучающихся, поскольку игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлеченности, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. В ходе игры у обучаемых формируются такие стороны психики, от которых будут зависеть успешность отношений с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях. Современный учитель ОБЖ должен разбираться в разнообразии существующих технологий игрового моделирования и уметь выбрать самую необходимую для решения педагогических задач.
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована следующая тема выпускной квалификационной работы: «Тематические игры как средства формирования познавательного интереса школьников на уроках ОБЖ».
...
Таким образом, на основании проведенного
исследования можно утверждать, что познавательный интерес — это, несомненно, оеновной мотив учения школьников. При наличии познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает продуктивно. При правильной педагогической организации учебной деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательный интерес может стать устойчивой чертой личности школьника и, следовательно, будет оказывать сильное положительное влияние на его развитие. Активизация познавательной
деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Первое, что является предметом познавательного интереса для детей - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса ребенка к учению.
Использование тематических игр на уроках ОБЖ приносит отличные результаты формирования познавательного интереса, приобретения знаний и умений по данному предмету. Таким образом: задачи исследования решены, цель достигнута.
• Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш.А.
Амонашвили. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496с.
• Аникеева Н.Б. Воспитание игрой/Н.Б. Аникеева. - М.: «Просвещение»,
1987. - 144 с.
• Бондарский В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к
самообразованию/ В.Б. Бондарский. - М.: «Просвещение», 1985. - 124 с.
• Варшава Б.Е. психологический словарь/ Б.Е. Варшава, Л.С. Выготский. -
Санкт-Петербург: Тропа Троянова; Иваново: Роща Академии, 2008. - 390 с.
• Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: «Просвещение», 1998.
- 340 с.
• Гинзбург М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет. особенности
психического развития 6-7 летнего возраста/ М.Р. Гинзбург; ред. Д.Б. Эльконин. - Москва, 2007. - 184 с.
• Голуб Б.А. Основы общей дидактики: учебное пособие для студ. пед.
вузов/ Б.А. Голуб. - Москва ВЛАДОС, 1999. - 96 с.
• Дусавицкий А.К., Формула интереса / А. К. Дусавицкий. - М. :
Педагогика, 1989. - 172 с. : ил.; 17 см. - (Познай себя. Психология - школьнику).
• Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер,
2001. - 752 с.
• Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе/Е.П.
Кайдаш//Начальная школа. - 1993.- №12 - с. 12-14
• Киселева Э.М., Попова Р.И. Структурно-содержательная характеристика
вариативного модуля подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. /Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012.№5. с. 151-158
• Коджаспирова Г.М. педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед.
учеб. заведений/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Академия, 2003. - 176 с.
• Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности/
Е.Коротаева; отв.ред.М.А. Ушакова, Е.С. Воронова. - Москва, 2003. - 176 с.
• Краткий психологический словарь/ ред. А.В. Петровский, М.Г.
Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. - 2-е изд., расширенное, испр. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.
• Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ/В.А.
Крутецкий.- Москва: «Просвящение», 1980. - 352 с.
• Кузнецова Н.В. Игра как нетрадиционная форма организации
образовательного процесса по ОБЖ/ Кузнецова Н.В. // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2011 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - с. 158-159
... всего 31 источников