Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕСТЕ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫСШЕМУ ИНЖЕНЕРНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 6
1.1. Концептуально-понятийные вопросы технического моделирования как
современного образовательного направления 6
1.2. Вопросы организации подготовки школьников в общеобразовательных
учреждениях к высшему инженерно-техническому образованию 13
1.3. Образовательные технологии технического моделирования в сфере
внешкольного дополнительного образования 21
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСКО-ПРАКТИЧЕСКОГО СОСТЯЗАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (ХАКАТОНА) С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 26
2.1. Хакатон как социальная технология организации творческих проектных
разработок 26
2.2. Образовательные хакатоны как современная педагогическая технология 32
2.3. Модельная разработка хакатона для школьников на платформе
технического моделирования 36
2.4. Оценка возможностей и перспектив использования хакатонов для
развития интересов школьников к инженерно-технической сфере 44
Заключение 46
Список литературы 49
Современный мир стремительно технологически развивается. Творцами всех технологических инноваций являются люди. Поэтому одной из ключевых задач инновационно-технологического развития является задача формирования молодого научно-технологического и инженерно-технического кадрового потенциала нашего общества.
В этой связи перед современным обществом все острее становится проблема по воспитанию будущих талантливых ученых-исследователей и разработчиков, инженеров и конструкторов, приводящая к необходимости организации подготовки школьников к поступлению в инженерно-технические вузы. Такая подготовка непременно связана как со знаниевым аспектом, так и с аспектом творческого развития учащихся. Соединение в едином образовательном комплексе теоретических знаний, практических навыков и творческих составляющих деятельностей школьников стало важнейшим подходом развития современного образования, ориентированного на инновации. Одним из наиболее результативных содержательных направлений в этом отношении является техническое моделирование, которое призвано и способно расширить знания учащихся об окружающей действительности, машинах, механизмах, их использовании в хозяйстве и т.п. через создание практических прикладных контекстов деятельности школьников. Решая задачи создания тех или иных моделей, дети прямо или опосредованно знакомятся с определёнными сферами профессиональной деятельности и с различными профессиями, а также с научными, исследовательскими и разработческими составляющими этих профессий, что очень важно для их профессиональной ориентации и формирования интересов к творческому инженерному труду.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий педагогических действий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Именно этим характеризуется техническое моделирование, в котором всегда присутствуют элементы новизны для деятельности учащихся по содержанию и формам организации деятельности. Поэтому техническое моделирование может служить одним из важнейших направлений интенсификации образовательных процессов, т.е. процессов разработки и внедрения таких форм и методов педагогических образовательных действий, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к познанию, самостоятельности и творчеству.
В данной исследовательской работе рассматриваются вопросы влияния образовательных практик технического моделирования на профессиональную ориентацию, личностное развитие, формирование интеллектуального и творческого потенциала школьников. Это является факторами, способствующими профессиональному выбору школьников высшего инженерно-технического образования и их приходу в соответствующие вузы.
Одним из частных вариантов организации практик технического творчества школьников с элементами технического моделирования может стать набирающий всё большую известность и популярность современный образовательный формат - хакатон, авторская модельная разработка которого представлена в данной работе.
Объект исследования: Современные теории и практики подготовки школьников к получению технико-технологически ориентированного высшего образования.
Предмет исследования: Использование образовательного направления технического моделирования для профессиональной ориентации школьников и их подготовки к высшему инженерно-техническому образованию.
Цель исследования:
Разработать модельный вариант творческо-состязательного мероприятия для школьников - хакатона - с элементами технического моделирования как целевого способа педагогических действий по подготовке школьников к инженерно-техническому высшему образованию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные источники по разным аспектам проблематики подготовки школьников к инженерно-техническому образованию и проблематики применения методов технического моделирования для решения педагогических задач творческого развития школьников.
...
В результате проведённого исследовательского анализа различных источников, освещающих проблемы формирования кадрового потенциала для современной инженерно-технической, технико-технологической сферы была осмыслена важность использования различных педагогических, образовательных подходов к решению задач привлечения талантливых школьников к выбору ими инженерно-технических специальностей и к их поступлению в инженерно-технические вузы. Задачи формирования нового российского инженерно-технического кадрового потенциала не могут быть решены только за счёт ресурсов общеобразовательных институтов. Вместе с системой общего образования должны активно включаться в работу по инженерно-технической профессиональной ориентации школьников институты официального и неформального дополнительного образования. Включение этих институтов как важной составляющей такой деятельности расширяет традиционное поле образовательных форматов работы со школьниками и порождает новые виды организации образовательных практик.
Среди современных педагогических направлений, имеющих важное значение при работе со школьниками, способствующих пробуждению и формированию интересов и склонностей учащихся к технико-технологическим, инженерным проблемам значимое место занимает направление технического моделирования. Изучение различных аспектов технического моделирования в современном педагогическом контексте позволило сформировать актуальное для собственной педагогической деятельности понятийное представление о техническом моделировании как об особом виде конструкторско- технологической деятельности обучающихся. Под техническим моделированием принято понимать создание обучающимися макетов и действующих моделей технических объектов и средств. Такое представление технического моделирования формирует его разноплановый педагогический потенциал для включения в образовательную деятельность со школьниками в рамках общего и дополнительного образования.
Особую роль техническое моделирование, как удалось увидеть и понять в ходе исследования, может играть в вопросах организации целевых педагогических мероприятий инженерно-технической профориентационной направленности, поскольку может формировать ситуации развития учащихся, включающие широкий комплекс познавательных, мотивационных, практикодеятельностных и других личностно-значимых факторов. С наибольшей эффективностью направление технического моделирования может быть использовано не в рамках классно-урочной системы, а в организационных форматах дополнительного образования.
Одним из таких современных организационных форматов дополнительного образования, который приобретает сегодня всё большую известность и популярность для образовательной деятельности со школьниками, в частности, ориентированной в инженерно-технологические сферы, является организационный формат неформальной образовательной деятельности - хакатон. В работе проведено разноаспектное исследование как самого терминологического понятия «хакатон», так и системных особенностей организации хакатонов как инновационно-технологических, разработческих практик взрослых, а также творческо-образовательных практик школьников. Высвечены основные организационные моменты и требования для проведения хакатонов. Отдельное место в исследовании отведено образовательным хакатонам для понимания и оценки возможностей их использования при работе с учащимися для решения задач развития инженерно-технических интересов школьников и их профессиональной ориентации на получение высшего инженерно-технического образования.
...
1. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России / Макаров В.Л. // Наука и жизнь. - 2003 - №5
2. Unger M., Polt W. The Knowledge Triangle between Research, Education and Innovation - A Conceptual Discussion. Foresight and STI Governance, vol. 11, no 2, 2017, pp. 10-26.
3. Национальная технологическая инициатива. Режим доступа: http://www.nti2035.ru/nti/
4. Цитаты известных личностей. Режим доступа: https://ru.citaty.net/tsitaty/622251-lev-nikolaevich-tolstoi-schaste-ne-v-tom-chtoby- delat-vsegda-chto-khochesh/
5. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование / М.: Просвещение, 1982. 158 с.
6. Васин С.А., Талащук А.Ю., Бандорин В.Г., Грабовенко Ю. А., Морозова Л.А., Редько В.А. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учебник для вузов. / М.: Машиностроение-1, 2004. 692 с.
7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М. - 2002. 127 с.
8. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. - 2002. 1456 с.
9. Наумова А.И. Образовательный фактор технического моделирования в формировании профессионализма современных инженеров и преподавателей технологии. / Наумова А.И. // XX Международный форум студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодежь и наука XXI века»: Педагог в условиях цифрового образования - сб. мат. науч.-методич. конф. студ., аспир. и молодых учёных - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2019. С. 65-67
10. Шутова И. П. Особенности обучения конструированию и моделированию технических устройств в системе начального профессионального образования / Шутова И. П., Ляпунов А. А. // Молодой ученый. - 2016. — №6.2. - С. 139-141.
11. Дмитриенко Л.В. Проекционное черчение. Учебно-методическое пособие / Дмитриенко Л.В. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. 62с.
12. Лучанская Л.А. Подготовка школьников для поступления в вуз на технические специальности / Лучанская Л.А., Секачева О.И. // Известия ТулГУ. Технические науки. 2015. - № 9 - С. 180-184
13. Инженерные классы. Режим доступа:
http://www.kursk-school18.ru/index.php?
option=com content&view=article&id=647&Itemid=171
14. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. Мн.: Университетское, 2002. 256 с.
15. Москвина Т.В. Проектная деятельность как эффективное средство воспитания конкурентоспособной личности в современном образовании // Сборник конференции НИЦ «Социосфера». 2011. № 41. С. 170-172.
... всего 51 источников