Введение 3
Раздел 1. Теоретические основы освоения художественных принципов модерна старшими подростками в процессе создания графических работ 6
§ 1.1. Исторические и теоретические аспекты художественного стиля «модерн» 6
§ 1.2. Особенности освоения художественных принципов модерна старшими подростками 16
§ 1.3. Выразительные возможности графики как способ освоения
художественных принципов искусства модерна старшими подростками 21
Выводы по 1 разделу 28
Раздел 2. Экспериментальная работа по освоению художественных принципов модерна старшими подростками в процессе создания графических работ 29
§ 2.1. Организация и анализ констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня освоения старшими подростками художественных принципов модерна 29
§ 2.2. Серия уроков по созданию графических работ и методические
рекомендации к ним, направленные на освоение художественных принципов стиля «модерн» старшими подростками 34
Выводы по 2 разделу 48
Заключение 51
Библиография 53
Приложение
Эстетическое воспитание в условиях реализации ФГОС общего образования - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать, оценивать прекрасное. Изучение предметной области «Искусство» обеспечивает осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности и способствует развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами.
Становление личности - процесс длительный, в возрасте 15 - 17 лет формируются основные социальные характеристики старшего подростка, в том числе эстетический вкус. Ценность каждого ученика заключается в своеобразии и неповторимости. В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность влияет свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентаций. Эстетический вкус становится не только инструментом формирования уникальности, но и способом ее общественного самоутверждения. Преподавателям необходимо направить формирование характеристики личности в правильное русло.
Обучающиеся развивают эстетическое отношение через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Стиль «модерн» является частью художественного наследия, которое способно формировать эстетический вкус.
Знакомство с стилями разных исторических эпох способствует развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого обучающегося модели мира.
Программы, направленные на изучение стиля «модерн» в частом случае, имеют урезанное содержание, и не учитывают уникальность стиля.
Практические уроки вовсе отсутствуют. Однако, практика играет исключительно важную роль в выработке у обучающихся навыков применения полученных знаний для решения практических задач в процессе совместной деятельности с преподавателями. Практические уроки призваны углубить, расширить и детализировать эти знания, содействовать выработке навыков профессиональной деятельности.
Урезанное содержание и отсутствие практических заданий у обучающихся в полной мере неспособно расширить и углубить культурологические представления о природе и сущности стиля «модерн» и не может развивать способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению особенностей стиля.
Таким образом, проблема освоения художественных принципов модерна актуальна на сегодняшний день.
Актуальность послужила поводом для выбора темы нашего исследования: «Освоение художественных принципов модерна старшими подростками в процессе создания графических работ».
Цель исследования:
Выявить актуальный уровень освоения художественных принципов модерна старшими подростками и составить серию уроков по созданию графических работ, направленную на освоение художественных принципов искусства модерна старшими подростками.
Объект исследования: освоение старшими подростками художественных принципов искусства модерна.
Предмет исследования: создание графических работ как способ освоения художественных принципов модерна старшими подростками.
Гипотеза исследования:
Уроки по созданию графических работ будут способствовать освоению художественных принципов стиля «модерн», если их содержание будет направлено на теоретическое и практическое осмысление понятия «художественный стиль», специфики языка стиля «модерн» и его отличия от языка других художественных стилей.
Задачи исследования:
• Изучить исторические и теоретические аспекты художественного стиля «модерн»;
• Выявить особенности освоения основных художественных принципов модерна старшими подростками;
• Изучить выразительные возможности графики как способа освоения художественных принципов искусства модерна старшими подростками;
• Создать, организовать и провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня освоения старшими подростками художественных принципов модерна;
• Составить серию уроков по созданию графических работ старшими подростками, направленную на освоение художественных принципов модерна.
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
• теоретический анализ литературы;
• тестирование;
• анализ продуктов творческой деятельности учащихся;
• педагогический эксперимент.
База исследования: МАОУ Гимназия № 1 «Универс», 9 «М» класс в количестве 18 обучающихся.
Изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет отметить ее актуальность и необходимость решения.
В трудах выдающихся педагогов и психологов рассматривается сущность культурных ценностей и особенности их формирования у школьников.
Объектом исследования в данной работе является освоение старшими подростками художественных принципов искусства модерна.
Стилистические принципы стиля модерн способствуют в формировании основных социальных характеристик старшего подростка, в том числе эстетический вкус. В процессе формирования на личность влияет свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентаций. Эстетический вкус становится не только инструментом формирования уникальности, но и способом ее общественного самоутверждения.
Стиль «модерн» стремится сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлекая в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Подростковый возраст - начало формирования устойчивой личностной позиции. В этот период у учеников возникает особый интерес к общим мировоззренческим проблемам, развивается эстетический вкус и эмоциональное отношение к миру, складывается сфера ценностных ориентаций.
Во второй главе нашей работы было проведено экспериментальное исследование освоения художественных принципов модерна старшими подростками.
Важно, что сегодня мы обозначили негативные проблемные тенденции, пока еще есть время, попытались направить процесс освоения художественных принципов модерна по положительному пути развития.
Предмет исследования создание графических работ, как метод освоения художественных принципов стиля «модерн», был выбран нами неслучайно, поскольку, произведения искусства и творческая деятельность являются кратчайшим путем донесения до сознания обучающегося принципов стилизации формы. Кроме того, создавая графическую тематическую композицию.
Проведенные уроки среди подростков расширили возможности понимания и принятия старшими подростками принцип стилизации, помогли глубже понять значимость культуры для человека и общества в целом. Кроме того, большое значение имеет то, что на основе полученных знаний, умений и навыков и приобретенных на уроках по созданию графической работы старший подросток развивает эстетический вкус и понимает ценность стиля модерн в культурном мире. У обучающегося повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставит радость другим.
Таким образом, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что эффективным методом освоения художественных принципов стиля «модерн» у старших подростков является создание графической работы на уроках изобразительного искусства.
1. Андреева, А. Ю. История костюма. Эпоха, стиль, мода. От Древнего Египта до модерна / А.Ю. Андреева, Г.И. Богомолов. - М.: Паритет, 2008. - 120 с.
2. Барбер, Б. Искусство рисунка: Путь к совершенству / Б. Барбер. - М.: АСТ, 2004. - 208 с.
3. Бердслей О. 66 избранных рисунков / Бердслей, О. - М.: Ренессанс, 1991. - 160 с.
4. Богдеско И. Т. Каллиграфия / Богдеско. И. Т. - СПБ.:Агат, 2005. - 176с.
5. Борисова Е. А. Русский модерн / Борисова Е.А., Стернин Г.Ю., - М.: Современный художник, 1990. - 352с.
6. Борисова Е.А. Неорусский стиль в русской архитектуре предреволюционных лет / Из истории русского искусства второй половины XIX начала XX вв. М.: Искусство, 1978. - 240с.
7. Борисовская Н.А. Бакст Л. С. М.: Искусство, 1979. - 120с.
8. Бородина А.С. Жизнь и творчество Отто Экмана - пионера германского графического дизайна / Бородина А.С. / Дом Бурганова. Пространство Культуры. М.: - 2010. - №4 - 20с.
9. Боровский Д. А. Плакат модерна/ В кн.: Музей 10. Художественные собрания СССР: Сборник статей. - М.: Советский художник, 1989. - 114 - 116с.
10. Вестник графического дела. Иллюстрированный графический журнал. / Под ред. М. Д. Рудометова. 1897. - №34с.
11. Ветрова И. Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству учеб. пособие для студентов вузов /Ветрова И.Б./- М.: Ижица, 2004. - 176с.
12. Гацура, Г. Мебель и интерьеры Модерна / Генрих Г. - М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2009. - 234 с.
13. Голынец С. В. Портретист Серебряного века /Голынец С. В./ Вестник ЮУрГУ. - 2009. - №9 - 15с.
14. Горюнов, В.С. Архитектура эпохи модерна / В.С. Горюнов, М.П. Тубли. - М.: Стройиздат, 2012. - 360c.
15. Дмитриева Н А. Символизм и модерн // Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1996. - 361с.
16. Домогацкая, В.Ю. Английская книжная графика модерна / В.Ю. Домогацкая. - М.: СПб: Санкт Петербург Оркестр, 2012. - 368 с.
17. Жиль Н. Густав Климт. Мир в женских образах / Жиль Н. - М.: Арт- Родник, 2011 - 50с.
18.Зайцев Г.Б. Зарубежное изобразительное искусство XIX начала XX веков Взгляд на развитие. М.: Искусство. 1979. - 255с.
19. Иконникова С.Н. Большаков В.П. Теория культуры. Учебное пособие / Иконникова С.Н. Большаков В.П/., - Санкт - Петербург «Издательский дом «Питер», 2015. - 179с.
20. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна /Кириллов В.В./ М.: Искусство, 1979. - 342с.
21. Кириллов, В. В. Архитектура "северного модерна" / В.В. Кириллов. - М.: Ленанд, 2014. - 160с.
22. Кириков Б. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома / Кириков Б. - М.: Коло, 2012. - 576 с.
23. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. /Кирцер Ю.М./ М.: Высшая школа,2005. - 144с.
24. Костерина М.Г. Национальное и интернациональное в творчестве художников модерна/ Костерина. М.Г./ Культура и текст. М.: - 2012. - №1 - 99с.
25. Коршунова Т. Т. Костюм в России XVIII - начала XX века/ Коршунова Т. Т./ Из собрания Государственного Эрмитажа. СПб.: АО «Славия- Интербук»: 1993. - 213с.
26. Костерина М.Г. Универсальность стиля модерн в изобразительном искусстве рубежа XIX - XX веков/Костерина М.Г./ Культура и текст. М.: 2006. - 255с.
27. Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митъкин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. - М.: 1987. - 208 с.
28. Кудряшов К.В. Архитектурная графика. /Кудряшов К.В. /М.: Стройиздат, 1990г - 39 с.
29. Кустодиев Б. Живопись, рисунок, книжная графика, театрально-декорационное искусство; /Кустодиев Б./ М.: Аврора - 1983. - 262 с.
30. Левяш И.Я. Культурология / И.Я Левяш И.Я., - М.: Айрис-пресс, 2004. - 576с.
31. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник - М.: Эксмо, 2005. - 52с.
32. Лукач Д. Конец двадцатого века и конец эпохи модерна / Лукач Д.- М.: Наука. Ленинградское Отделение, 2003. - 256с.
33. Ломоносова, М.Т. Графика и живопись /Ломоносова, М.Т./ М.: АСТ - 2003. - 140с.
34. Мазаев А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма / А. И. Мазаев. - М.: Наука, 1992. - 354с.
35. Макарова В. В. Дизайн помещений. Стили интерьера на
примерах/Макарова В.В, / М.: БХВ-Петербург 2011- 137с.
36. Мишина М.В. Явгильдина З.М. Эволюция методов развития
графических умений, обучающихся в отечественном художественном образовании/ Мишина М.В. Явгильдина З.М./ Филология и культура. М.: 2014. - №1(35) 286 - 289с.
37. Муравьева, И. А. Век Модерна: Панорама столичной жизни. Том 1 / И.А. Муравьева. - М.: Издательство Пушкинского Фонда, 2004. - 272с.
38. Неклюдова М.Г., Традиции и новаторство русских художников XIX века, «Искусство», М., 1991 - 147с.
39. Рассел Д. Архитектура модерна / Рассел Д. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 191с.
40. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок / Н.Н. Ростовцев. - М.: ЁЁ Медиа, 1984. - 67с.
41. Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ / Сарабаньев Д. В., - М.: Советский художник, 1980. - 238с.
42. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы / Сарабьянов Д. В., - М.: Искусство, 1989. - 103с.
43. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX- XX века / Сарабьянов Д. В., - М.: АСТ- Пресс, 2001. - 87с.
44. Стернин, Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века Г. Ю. Стернин. М. Сов. художник, 1984. - 52с.
45. Тайчинов М.Г Воспитание и самостановление школьников. - М: просвещение, 1982. - 160с.
46. Терешина М. Академический рисунок. Уроки великих мастеров /Терешина М./ М.: Эксмо, 2014. - 204c.
47. Титова Г. Мейерхольд и Комиссаржевская. Модерн на пути к Условному театру / Титова Г. - М.: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2006. - 176c.
48. Тиц А.А., Воробьева Е.В. Пластический язык архитектуры. / Тиц А.А., Воробьева Е.В. / М.: Стройиздат, 1986 - 23с.
49. Турчин В. С. Образ двадцатого. В прошлом и настоящем Текст. / В. С. Турчин. - М.: Прогресс Традиция, 2003. - 648 с.202.
50. Хогарт Б. Игра света и тени для художников: Учебное пособие / Хогарт Б; Пер. с англ. В. С. Матвеева - Тула: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 240с.
51. Харди У. Путеводитель по стилю Ар Нуво/ Харди У./ М. Радуга, - 2008. - 109с.
52. Хлебнова Т. Дизайн в стиле модерн /Хлебнова Т./ М.: Арт-Родник - 2010. - 96c.
53. Шипкарук М., Голосовская А., Евсеева Т. Мода и модельеры /ред. группа: Шипкарук М., Евсеева Т., Леспяк О. - М.: Мир энциклопедии Аванта, 2011. - 150с.
54.Чихольд Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера / М. Издательство студии Артема Лебедева. 2011. - 80с.
55. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. - М.: Педагогика, 1989. - 221с.
56. Белов Д. Две основы эстетического вкуса [Электронный ресурс]/ Белов
Д.//Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования - 2014. http://www.art-
education.ru/AE-magazine.pdf (Дата обращения 20.12.2017).
57. Давыдова Н. Роль Мировой художественной культуры в развитии
нравственных качеств личности подростка [Электронный ресурс]/ Давыдова Н.// Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - 2014. 1-4с. -Режим доступа https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-
khudozhestvennaya-kultura/library/ (Дата обращения 22.12.2017).
58.Зайцев А. Лев Бакст. Пушкинский музей отмечает 150-летие знаменитого художника и сценографа большой выставкой [Электронный ресурс] / Зайцев А.// Лента. ру. новостной журнал - 2016. - Режим доступа http://bakst.lenta.ru/ (Дата обращения
09.06.2017).
59. Носков Д. История стиля модерн в интерьере [Электронный ресурс]
/Носков Д.// МирТесен 2012г. -Режим доступа
http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43389581664/ISTORIYA-STILYA- MODERN-V-INTERERE(Дата обращения 22.12.2017).
60. Рубан М. Л. Эстетическое воспитание и развитие подростка как один из факторов социализации личности [Электронный ресурс] /Рубин М. Л.// Педагогическая мастерская. Открытый урок. 1 сентября - 2005. - Режим доступаhttp://xn--i 1 abbnckbmcl9fb.xn--p 1 ai/(Дата обращения 5.05.2018).