ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения внимания неуспевающих младших школьников 6
1.1. Понятие «неуспевающий ученик» в психолого-педагогической литературе.... 6
1.2. Суть понятия «внимание» в отечественной и зарубежной литературе 14
1.3. Особенности внимания младших школьников 20
1.4. Методы и приемы, способствующие развитию внимания неуспевающих
младших школьников 23
Выводы по главе I 26
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по изучению развития внимания неуспевающих младших школьников 27
2.1. Критерии и методики изучения внимания неуспевающих младших
школьников 27
2.2. Методическая организация исследования 31
2.3. Рекомендации по развитию внимания неуспевающих младших школьников 42
Выводы по главе II 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Начиная с 7 лет, основным видом деятельности ребенка становится обучение в школе. В это время происходит значительное изменение в протекании всех психических процессов младшего школьника. Изменяется и внимание, которое, после вступления ребенка в новый этап жизни, должно отвечать новым высоким требованиям. В каждый момент урока направление внимания идет только на какое- то одно конкретное действие, не принимая в расчет то, что происходит параллельно, также теряя в воспоминаниях предыдущий вид деятельности. Слабая концентрация внимания на уроке в дальнейшем - пробелы в знаниях ученика и, как следствие, низкая успеваемость не только по одному предмету, но и по всем дисциплинам начальной школы.
Внимание является одним из компонентов успешного протекания любой деятельности младшего школьника. Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной, активной. Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперин и другие.
Дети приходят в школу с разной степенью готовности к обучению. Плохо подготовленный к школе ученик часто сталкивается с неумением сосредоточиться на темах урока, на получении и систематизации новых знаний, что влияет на трудности в обучении. В дальнейшем каждый ученик по-разному развивается на протяжении младшего школьного возраста, и его развитие, в основном, осуществляется в учебной деятельности как ведущей в этом возрастном периоде. Сталкиваясь с трудностями, одни благополучно справляются с ними или просят помощи взрослых для разрешения возникших проблем, другие же накапливают проблемы, возникающие в процессе обучения, что со временем и выражается в низкой учебной успеваемости, слабом темпе усвоения нового материала, по причине непроработанных трудностей, возникших при прохождении предыдущих тем.
Младший школьный возраст характеризуется очень высокой познавательной и физической активностью ребенка, любознательностью и тягой к новому. Поэтому неуспеваемость в младшем школьном возрасте очень тревожная проблема, требующая тщательного и внимательного рассмотрения, и максимально быстрого решения.
Педагогическим показателем успешности усвоения знаний служит школьная успеваемость: степень продвижения в учебном материале и овладение соответствующими умениями, оцениваемыми в баллах.
Проблемой неуспеваемости занимались такие ученые, как П.П. Блонский, Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, В.С. Цетлин, М.А. Данилов, Н.И. Мурачковский, Н.А. Менчинская, Л.И. Божович, Л.С. Славина и др.
У школьника, как бы талантлив он ни был, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание его недостаточно развито, и он часто бывает невнимательным или рассеянным на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы. Кроме того, в младшем школьном возрасте от успешности учебной деятельности, то есть успеваемости, зависит развитие личности.
Актуальность данной темы заключается в том, что неуспеваемость школьника в младших классах негативно сказывается на дальнейшем обучении и развитии. Процесс изучения и своевременного определения проблемы и принятия мер очень важен именно в данном периоде.
Цель исследования: выявить особенности развития внимания неуспевающих младших школьников и разработать рекомендации по развитию внимания неуспевающих младших школьников.
Объект: особенности развития внимания младших школьников.
Предмет: особенности развития внимания неуспевающих младших школьников.
В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, рассмотреть ключевые понятия: «неуспеваемость», «неуспевающий ученик», «внимание»;
2. Рассмотреть особенности внимания младших школьников;
3. Ознакомиться с приемами развития внимания неуспевающего младшего школьника;
4. Подобрать диагностический инструментарий для изучения особенностей внимания неуспевающих младших школьников;
5. Эмпирически выявить особенности развития внимания неуспевающих младших школьников;
6. Разработать рекомендации по развитию внимания неуспевающих младших школьников.
Гипотеза исследования:
Внимание неуспевающих младших школьников характеризуется низким уровнем концентрации, распределения, а также средним уровнем объема, переключаемости, устойчивости, в отличие от успевающих младших школьников.
Методы и методики исследования:
Теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ классного журнала.
Эмпирические: тестирование. Количественный и качественный анализ данных. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база:
Исследование проводилось на базе параллели вторых классов МАОУ «Средняя школа № 149» г. Красноярск. Участие в эксперименте приняли учащиеся 2-х классов. Группы успевающих и неуспевающих формировались на основе проанализированного документа (классный журнал), посредством которого мы выбрали неуспевающих младших школьников, которые в течение двух четвертей преимущественно получали отметки 3 и ниже.
В соответствии с поставленной целью, нами были изучены литературные источники различного характера, исследования в области психолого-педагогической и возрастной психологии, благодаря чему нам удалось решить обозначенные задачи. Мы рассмотрели ключевые понятия: «неуспеваемость», «неуспевающий ученик», «внимание».
Среди множества определений понятия «неуспеваемость» мы выделили для себя следующее: «Неуспеваемость - ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы» [6]. С этим понятием тесно связано понятие «неуспевающий ученик». Мы остановились на определении И.П. Подласого: «Это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся с ним рядом дети» [28]. Под вниманием же мы понимаем «избирательную направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.» [30]
Проблема школьной неуспеваемости исследовалась и продолжает исследоваться многими психологами и педагогами, каждый из них имеет свою трактовку, характеристику неуспеваемости и ее причин. Мы же решили исследовать неуспеваемость через особенности внимания детей младшего школьного возраста.
Мы рассмотрели особенности развития внимания младших школьников и выяснили, что успеваемость тесно связана с развитием таких свойств внимания, как концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость. Внимание на начальной стадии обучения не развито, слабо организовано, имеет небольшой объем, слабо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих его процессы. Для того, чтобы внимание сложилось, необходимо правильно организовывать деятельность ребенка в школе. Поэтому мы рассмотрели различные методы и приемы, способствующие развитию внимания неуспевающих младших школьников, основная цель которых, как писал Н.Ф. Добрынин - обеспечение занятости школьников работой на уроке, причем работой, требующей активности, сосредоточенности. Организовать эту работу следует в соответствии с интересами и возможностями школьника и таким образом, чтобы она не позволяла ему думать о чем-то другом. Главным образом, предлагается подача изучаемого материала через игровую деятельность.
Итак, мы выявили необходимость изучить особенности развития внимания неуспевающих младших школьников. Для этого мы выделили критерии и подобрали наиболее подходящие методики для выявления актуального уровня развития внимания. Исследование проводилось среди успевающих и неуспевающих младших школьников для наглядного сравнения уровня внимания. Результаты нашего исследования подтвердили выдвигаемую нами гипотезу, которая состояла в том, что внимание неуспевающих младших школьников характеризуется низким уровнем концентрации, распределения, а также средним уровнем объема, переключения, устойчивости, в отличие от успевающих младших школьников.
Таким образом, мы выявили необходимость в разработке рекомендаций по повышению уровня развития внимания. На основе результатов нашего исследования и специальной литературы, мы отобрали наиболее подходящие методы и приемы, а также упражнения и игры, которые можно проводить как в урочное, так и во внеурочное время.
Подводя итоги, можем сказать, что проблема неуспеваемости может решиться с течением времени, посредством повышения уровня развития внимания и восстановления имеющихся пробелов в знаниях.
1. Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
2. Альманах психологических тестов. - 3-е изд. - М.: КСП, 1996. - 397 с.
3. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. - М.: АПН РСФСР, 1964. - 50 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 2003. - 325 с.
5. Блонский П.П. Педология в массовой школе первой ступени. — М.: Работник просвещения, 1930. - 200 с.
6. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 696 с.
7. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. - М.: Просвещение, 2005. - 521 с.
8. Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Кащеева А.В. Социально-педагогический словарь. - Саратов: ИЦ «Наука», 2007. - 116 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2005. — 1136 с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. - М. - 1976. - 186 с.
11. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. - М.: ЧеРо, 2001. - 542 с.
12. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М. : Академия, 1999. - 118 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. Психология внимания. Хрестоматия по психологии. - М.: ЧеРо, 2001. - 704 с.
14. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. - М.: Юрайт , 2019. - 249 с.
15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Питер, 2009. - 208 с.
16. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
17. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. - М.: ЧеРо, 2001. - 136 с.
18. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
19. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1965. 289 с.
20. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость. Причины, психокоррекция, психопрофилактика. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
21. Маклаков А.Г. Возрастные этапы развития психики человека: монография. — СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. — 119 с.
22. Марусева И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии). - М.: Директ-Медиа, 2015. - 625 с.
23. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М.: Педагогика, 1971. - 272 с.
24. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. - Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 146 с.
25. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. - Минск: Народная асвета, 2003. - 80 с.
26. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. - 4-е изд. - М.: Владос, 2001. - 640 с.
27.Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. - 208 с.
28. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. - М.: Владос, 2002. - 332 с.
29. Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью. - Вопросы психологии, 1982. № 2. С. 51-59
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Питер, 2002. - 720 с.
31. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. - М.: Академия, 2008. - 367 с.
32. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. - М.: Педагогика, 2009. - 211 с.
33. Шадриков В.Д. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты.
— М.: Альма Матер, 2009. — 532 с.
34. Шардаков М.К. К вопросу о воспитании внимания у школьников. - «Советская педагогика», 1947. - 82 с.