ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НА УРОКАХ ПО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ШКОЛЕ
|
Введение 3
1. Особенности глобализации культуры питания в современном мире 10
1.1 Истоки глобализации культуры питания 10
1.2 Сущность глобализации культуры питания 16
1.3 Последствия глобализации культуры питания 29
2. Изучение особенностей глобализации культуры питания в современном мире на уроках по обществознанию и новейшей истории 34
2.1 Учебники по обществознанию и новейшей истории в контексте перспектив изучения особенностей глобализации культуры питания в современном мире 34
2.2. Методические разработки для преподавания проблемы на уроках по обществознанию и новейшей истории 37
Заключение 45
Список источников и литературы 48
Приложение 1. Реклама «Coca - Cola» 56
Приложение 2. «McDonald’s» 59
Приложение 3 KFC 61
Приложение 4. Starbucks 63
Приложение 5. «Восточное влияние» 64
Приложение 6. Технологическая карта урока. 6 класс 66
Приложение 8 Технологическая карта урока. 7 класс 78
Приложение 8. Технологическая карта урока. 11 класс 93
1. Особенности глобализации культуры питания в современном мире 10
1.1 Истоки глобализации культуры питания 10
1.2 Сущность глобализации культуры питания 16
1.3 Последствия глобализации культуры питания 29
2. Изучение особенностей глобализации культуры питания в современном мире на уроках по обществознанию и новейшей истории 34
2.1 Учебники по обществознанию и новейшей истории в контексте перспектив изучения особенностей глобализации культуры питания в современном мире 34
2.2. Методические разработки для преподавания проблемы на уроках по обществознанию и новейшей истории 37
Заключение 45
Список источников и литературы 48
Приложение 1. Реклама «Coca - Cola» 56
Приложение 2. «McDonald’s» 59
Приложение 3 KFC 61
Приложение 4. Starbucks 63
Приложение 5. «Восточное влияние» 64
Приложение 6. Технологическая карта урока. 6 класс 66
Приложение 8 Технологическая карта урока. 7 класс 78
Приложение 8. Технологическая карта урока. 11 класс 93
Актуальность темы исследования. В XXI в. можно выделить новую тенденцию, проявившую себя в интересе к сфере повседневного питания. Еда стала неразрывной частью массовой культуры.
В современном мире появляются ряд новых кулинарных книг, журналов, телевизионных шоу, посвященных кулинарной тематике. Проходят выставки и конкурсы. Стала хорошо развита сфера общественного питания.
Интерес в современном мире стал представлять процесс приготовления пищи, а также её употребления.
Все это указывает на то, что процессы приготовления и потребления пищи перестают быть просто способами удовлетворения биологической потребности и становятся одной из важных частей повседневной жизни современного человека. Культура повседневности является достаточно развивающимся направлением современной гуманитарной науки, она охватывает почти все сферы жизни человека.
В той или иной степени, глобализация культуры питания проявлялась с древности. Однако на рубеже XX-XXI вв. она носит универсальный характер.
В XX в. темпы глобализации культуры питания ускоряются. Ранее внедрение новых продуктов или продуктов в повседневную жизнь требовало столетий и десятилетий, но теперь этот процесс охватывает целые страны в течение нескольких лет или даже пяти месяцев.
Символом глобализации продуктов питания стала сеть быстрого питания «McDonald’s», которая распространилась на все континенты. Политическая глобализация и исчезновение границ также привели к заметным изменениям в национальных моделях потребления. В результате большинство французских вин в настоящее время пьют в Китае, бразильский кофе стал обычным явлением среди простых корейцев и пр.
Для обучающихся глобализация культуры питания представляет интерес как часть глобализации в целом. Тема глобализации впервые встречается на страницах учебников в 6 классе. И начинает сопровождать обучающихся в течении оставшегося времени. Изучение культуры питания в рамках этой темы позволит ученикам сформировать базу примеров для успешной сдачи государственного экзамена, а также актуализировать огромный объем поступающей информации (ученики каждый день вынуждены видеть рекламу того или иного продукта). На уроках истории необходимо раскрыть многогранность процесса глобализации, обычно авторы учебников обращают внимание на экономику. Тема культуры питания остается в стороне. Поэтому для расширения кругозора учащихся автором работы предлагается использовать материалы, раскрывающие данную проблематику.
Степень изученности. Литературы, посвященной теме глобализации питания, немного. Можно выделить ряд трудов и разделить их по группам.
Первая группа работ посвящена культуре питания. Сюда относится работа «Социология питания. Традиции и трансформации» 1, в ней выделены основные этапы изменения питания в мире, прослеживается изменение в культуре питания или же наоборот укрепление традиций.
Благодаря работам Ю.В. Веселова: «Повседневные практики питания», «Современная социальная система питания» можно научится рассматривать социальную структуру именно через призму питания. В работах М. В. Капкан, Л. С. Лихачева мы сможем проследить основные факторы и функции гастрономической культуры. Кроме них данным вопросом занимались Н.А. Коноплева и М.А. Винокурова в своей статье: «К вопросу определения сущностных характеристик и факторов формирования повседневной культуры питания и гастрономической культуры».
Ко второй группе мы относим работы, посвященные самой глобализации культуры питания. И.В. Сохань И.В. Нужа рассматривают процессы глобализации, сферу потребления производства продуктов. Работа И.В. Сохань позволяет нам проследить эволюцию и распространение фаст - фуда.
Третьей группой является методическая литература. Во-первых, позволяющая наладить учителю работу с игровыми технологиями. Это работа Т. А. Третьяковой «Игровая деятельность учащихся на уроках истории как возможность повышения познавательного интереса и среда здоровье сбережения учащихся», а также работа И. В. Кучерук. Во-вторых, методическая литература, посвященная использованию визуальных технологий на уроках. Например, работа Л.Н Мазур, дающая нам информацию о том, как правильно, а самое главное интересно представить визуальную информацию ученикам.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы оценить возможности изучения особенностей глобализации культуры питания в современном мире на уроках по новейшей истории и обществознанию в школе.
Цель ВКР реализуется через осуществление следующих задач:
1. Определить истоки глобализации культуры питания в современном мире;
2. Раскрыть сущность глобализации культуры питания в современном мире;
3. ВЫЯСНИТЬ последствия глобализации культуры питания в современном мире;
4. Проанализировать учебники по новейшей истории и обществознанию с точки зрения перспектив реализации вышеуказанной проблематики в школьных курсах;
5. Разработать комплекс дидактических материалов и ТКУ по новейшей истории и обществознанию, позволяющий раскрыть особенности глобализации культуры питания в современном мире.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются особенности глобализации культуры питания в современном мире, а предметом исследования выступают возможности изучения глобализации культуры питания в современном мире на уроках по обществознанию и новейшей истории.
Хронологические рамки исследования.
Хронологические рамки исследования в выпускной квалификационной работе представлены как узкие и широкие. Широкие рамки включают период времени с XVI в. по начало XXI в., узкие рамки (современный мир) охватывают вторую половину XX - начало XXI вв. Обусловлено это тем, что первые истоки глобализации культуры питания мы наблюдаем в XVI в., а в во второй половине XX в. темпы глобализации культуры питания ускоряются. Поскольку основной уклон в исследовании делался на развитие фаст-фуда, то стартовым моментом для понимания современного мира в контексте изучения культуры питания можно считать появление первого в истории ресторана «McDonald’s».
Методология исследования и терминологический аппарат.
При написании выпускной квалификационной работы использовался набор методологических подходов.
Во-первых, комплексный подход, в ходе которого происходит изучение истории. Благодаря ему мы сможем узнать о различных нюансах жизни стран и его населения, например, политических аспектах стран, их внешних и внутренних взаимодействиях, экономике государств, а также проследить, как глобализация культуры питания отразилась на общении разных стран.
Во-вторых, антропологический подход дает нам общее представление о жизни человека, раскроет глобализацию с точки зрения людей, покажет, какую роль в этом процессе играет человек, а самое главное какое влияние на него оказывает питание. Даст отсылку к повседневной жизни и опыту.
Основными терминами, используемыми в работе, являются «глобализация» и «культура питания».
Под термином «глобализация» мы будем понимать процесс, обусловленный объективными факторами интенсивного сближения и взаимодействия различных частей целостного мира. «Глобальный» указывает на то, что современный мир приобрел новое качество - одновременное развертывание процессов на планете.
«Культура питания» - это определенное поведение, регулирующее сферу повседневного питания человека.
Источниковая база представлена тремя видами источников.
Нормативно-правовые документы, к которым относятся проект концепции нового учебно-методического комплекса по всемирной истории , а также приказы №345, 233, 632 о федеральном перечне учебников, рекомендуемые к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования , концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы , Федеральный государственный образовательный стандарт основное общего образования и среднего общего образования .
Главными источниками в нашей работе, формирующими представление о глобализации культуры питания и показывающими ее значения, являются визуальные источники. А именно реклама всем известных брендов и транснациональных компаний, таких как MacDonald’s, KFC, Coca-Cola (см. Приложения 1-2) .
Данную группу можно разбить на две подгруппы это печатные и аудиовизуальные. К первой группе относятся фотографии, буклеты, меню. Ко второй группе относятся отрывки фильмов, мультфильмов и социальной рекламы. И всё это сможет дать нам представление о том, насколько сильно произошла глобализация в сфере культуры питания.
Фото, изображения в социальных сетях будут являться ярким образом. Ведь все эти аспекты помогают нам в передаче информации, являясь яркой картинкой и появляясь в рекламном сообществе, они моментально способствует передачи настроения и эмоций (см. Приложение 1) . Эта составляющая в большинстве случаев имеет решающую роль в любом канале коммуникации, начиная от рекламы в любом ее виде и заканчивая корпоративным сайтом и маркетингом в социальных сетях».
Третья группа источников - это учебная литература по новейшей истории и обществознанию, рекомендованная Министерством просвещения Российской Федерации. Речь идет об учебниках от издательств «Русское слово», «Просвещение», «Дрофа» и «Вентана-Граф» 19.
Новизна выпускной квалификационной работный состоит в том, что по результатам завершения будут составлены дидактические материалы, способствующие изучению глобализации культуры питания на уроках по обществознанию и новейшей истории.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что материалы, приставленные в выпускной квалификационной работе можно использовать на уроках для раскрытия темы глобализации культуры питания.
Структура работы: Структура работы включает введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Первая глава посвящена раскрытию основных истоков, сущности и последствиям глобализации культуры питания в современном мире. Данный подбор материалов хорошо характеризует особенности глобализации питания в современном мире.
Вторая глава содержит анализ учебников по обществознанию и новейшей истории, имеющий целью определить, где можно эффективно реализовать материалы по особенностям глобализации культуры питания в современном мире, а также учебно - методические разработки как итоговый ответ на этот вопрос.
Приложения содержат в себе рекламные плакаты, товары и карты распространения известных брендов транснациональных компаний, например, «Starbucks», «Coca - Cola», «McDonald’s», «KFC»,
технологические карты уроков по обществознанию и новейшей истории.
В современном мире появляются ряд новых кулинарных книг, журналов, телевизионных шоу, посвященных кулинарной тематике. Проходят выставки и конкурсы. Стала хорошо развита сфера общественного питания.
Интерес в современном мире стал представлять процесс приготовления пищи, а также её употребления.
Все это указывает на то, что процессы приготовления и потребления пищи перестают быть просто способами удовлетворения биологической потребности и становятся одной из важных частей повседневной жизни современного человека. Культура повседневности является достаточно развивающимся направлением современной гуманитарной науки, она охватывает почти все сферы жизни человека.
В той или иной степени, глобализация культуры питания проявлялась с древности. Однако на рубеже XX-XXI вв. она носит универсальный характер.
В XX в. темпы глобализации культуры питания ускоряются. Ранее внедрение новых продуктов или продуктов в повседневную жизнь требовало столетий и десятилетий, но теперь этот процесс охватывает целые страны в течение нескольких лет или даже пяти месяцев.
Символом глобализации продуктов питания стала сеть быстрого питания «McDonald’s», которая распространилась на все континенты. Политическая глобализация и исчезновение границ также привели к заметным изменениям в национальных моделях потребления. В результате большинство французских вин в настоящее время пьют в Китае, бразильский кофе стал обычным явлением среди простых корейцев и пр.
Для обучающихся глобализация культуры питания представляет интерес как часть глобализации в целом. Тема глобализации впервые встречается на страницах учебников в 6 классе. И начинает сопровождать обучающихся в течении оставшегося времени. Изучение культуры питания в рамках этой темы позволит ученикам сформировать базу примеров для успешной сдачи государственного экзамена, а также актуализировать огромный объем поступающей информации (ученики каждый день вынуждены видеть рекламу того или иного продукта). На уроках истории необходимо раскрыть многогранность процесса глобализации, обычно авторы учебников обращают внимание на экономику. Тема культуры питания остается в стороне. Поэтому для расширения кругозора учащихся автором работы предлагается использовать материалы, раскрывающие данную проблематику.
Степень изученности. Литературы, посвященной теме глобализации питания, немного. Можно выделить ряд трудов и разделить их по группам.
Первая группа работ посвящена культуре питания. Сюда относится работа «Социология питания. Традиции и трансформации» 1, в ней выделены основные этапы изменения питания в мире, прослеживается изменение в культуре питания или же наоборот укрепление традиций.
Благодаря работам Ю.В. Веселова: «Повседневные практики питания», «Современная социальная система питания» можно научится рассматривать социальную структуру именно через призму питания. В работах М. В. Капкан, Л. С. Лихачева мы сможем проследить основные факторы и функции гастрономической культуры. Кроме них данным вопросом занимались Н.А. Коноплева и М.А. Винокурова в своей статье: «К вопросу определения сущностных характеристик и факторов формирования повседневной культуры питания и гастрономической культуры».
Ко второй группе мы относим работы, посвященные самой глобализации культуры питания. И.В. Сохань И.В. Нужа рассматривают процессы глобализации, сферу потребления производства продуктов. Работа И.В. Сохань позволяет нам проследить эволюцию и распространение фаст - фуда.
Третьей группой является методическая литература. Во-первых, позволяющая наладить учителю работу с игровыми технологиями. Это работа Т. А. Третьяковой «Игровая деятельность учащихся на уроках истории как возможность повышения познавательного интереса и среда здоровье сбережения учащихся», а также работа И. В. Кучерук. Во-вторых, методическая литература, посвященная использованию визуальных технологий на уроках. Например, работа Л.Н Мазур, дающая нам информацию о том, как правильно, а самое главное интересно представить визуальную информацию ученикам.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы оценить возможности изучения особенностей глобализации культуры питания в современном мире на уроках по новейшей истории и обществознанию в школе.
Цель ВКР реализуется через осуществление следующих задач:
1. Определить истоки глобализации культуры питания в современном мире;
2. Раскрыть сущность глобализации культуры питания в современном мире;
3. ВЫЯСНИТЬ последствия глобализации культуры питания в современном мире;
4. Проанализировать учебники по новейшей истории и обществознанию с точки зрения перспектив реализации вышеуказанной проблематики в школьных курсах;
5. Разработать комплекс дидактических материалов и ТКУ по новейшей истории и обществознанию, позволяющий раскрыть особенности глобализации культуры питания в современном мире.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются особенности глобализации культуры питания в современном мире, а предметом исследования выступают возможности изучения глобализации культуры питания в современном мире на уроках по обществознанию и новейшей истории.
Хронологические рамки исследования.
Хронологические рамки исследования в выпускной квалификационной работе представлены как узкие и широкие. Широкие рамки включают период времени с XVI в. по начало XXI в., узкие рамки (современный мир) охватывают вторую половину XX - начало XXI вв. Обусловлено это тем, что первые истоки глобализации культуры питания мы наблюдаем в XVI в., а в во второй половине XX в. темпы глобализации культуры питания ускоряются. Поскольку основной уклон в исследовании делался на развитие фаст-фуда, то стартовым моментом для понимания современного мира в контексте изучения культуры питания можно считать появление первого в истории ресторана «McDonald’s».
Методология исследования и терминологический аппарат.
При написании выпускной квалификационной работы использовался набор методологических подходов.
Во-первых, комплексный подход, в ходе которого происходит изучение истории. Благодаря ему мы сможем узнать о различных нюансах жизни стран и его населения, например, политических аспектах стран, их внешних и внутренних взаимодействиях, экономике государств, а также проследить, как глобализация культуры питания отразилась на общении разных стран.
Во-вторых, антропологический подход дает нам общее представление о жизни человека, раскроет глобализацию с точки зрения людей, покажет, какую роль в этом процессе играет человек, а самое главное какое влияние на него оказывает питание. Даст отсылку к повседневной жизни и опыту.
Основными терминами, используемыми в работе, являются «глобализация» и «культура питания».
Под термином «глобализация» мы будем понимать процесс, обусловленный объективными факторами интенсивного сближения и взаимодействия различных частей целостного мира. «Глобальный» указывает на то, что современный мир приобрел новое качество - одновременное развертывание процессов на планете.
«Культура питания» - это определенное поведение, регулирующее сферу повседневного питания человека.
Источниковая база представлена тремя видами источников.
Нормативно-правовые документы, к которым относятся проект концепции нового учебно-методического комплекса по всемирной истории , а также приказы №345, 233, 632 о федеральном перечне учебников, рекомендуемые к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования , концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы , Федеральный государственный образовательный стандарт основное общего образования и среднего общего образования .
Главными источниками в нашей работе, формирующими представление о глобализации культуры питания и показывающими ее значения, являются визуальные источники. А именно реклама всем известных брендов и транснациональных компаний, таких как MacDonald’s, KFC, Coca-Cola (см. Приложения 1-2) .
Данную группу можно разбить на две подгруппы это печатные и аудиовизуальные. К первой группе относятся фотографии, буклеты, меню. Ко второй группе относятся отрывки фильмов, мультфильмов и социальной рекламы. И всё это сможет дать нам представление о том, насколько сильно произошла глобализация в сфере культуры питания.
Фото, изображения в социальных сетях будут являться ярким образом. Ведь все эти аспекты помогают нам в передаче информации, являясь яркой картинкой и появляясь в рекламном сообществе, они моментально способствует передачи настроения и эмоций (см. Приложение 1) . Эта составляющая в большинстве случаев имеет решающую роль в любом канале коммуникации, начиная от рекламы в любом ее виде и заканчивая корпоративным сайтом и маркетингом в социальных сетях».
Третья группа источников - это учебная литература по новейшей истории и обществознанию, рекомендованная Министерством просвещения Российской Федерации. Речь идет об учебниках от издательств «Русское слово», «Просвещение», «Дрофа» и «Вентана-Граф» 19.
Новизна выпускной квалификационной работный состоит в том, что по результатам завершения будут составлены дидактические материалы, способствующие изучению глобализации культуры питания на уроках по обществознанию и новейшей истории.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что материалы, приставленные в выпускной квалификационной работе можно использовать на уроках для раскрытия темы глобализации культуры питания.
Структура работы: Структура работы включает введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Первая глава посвящена раскрытию основных истоков, сущности и последствиям глобализации культуры питания в современном мире. Данный подбор материалов хорошо характеризует особенности глобализации питания в современном мире.
Вторая глава содержит анализ учебников по обществознанию и новейшей истории, имеющий целью определить, где можно эффективно реализовать материалы по особенностям глобализации культуры питания в современном мире, а также учебно - методические разработки как итоговый ответ на этот вопрос.
Приложения содержат в себе рекламные плакаты, товары и карты распространения известных брендов транснациональных компаний, например, «Starbucks», «Coca - Cola», «McDonald’s», «KFC»,
технологические карты уроков по обществознанию и новейшей истории.
В результате проделанного нами исследования мы пришли к следующим выводам.
Истоки глобализации культуры питания берет начало с XVI в., когда первые продукты стали распространяться по земному шару и находить себе новых потребителей. В XX в. темпы глобализации культуры питания ускоряются, на международном рынке начинают формироваться новые транснациональные компании такие как «Starbucks», «Coca - Cola», «McDonald’s», «KFC».
Основная сущность глобализации культуры питания проявляется в «вестернизации» и «истернизации», можно сделать вывод, что в современном мире данные процессы набирают обороты. Всё больше крупных компаний занимаю свое место на рынках чужих стран, да иногда адаптируясь под рынок спроса, но в большинстве своем принося новое и заставляя терять свои традиции и привычки или навязывают новые. По факту они становятся основными тенденциями влияния глобализации культуры питания.
На их фоне «истернизация» культуры питания проходит более медленно, она не может похвастаться крупными компаниями, что готовы зайти на рынок и составить им конкуренцию, но они прекрасно занимают свою нишу на рынке потребления. Они вводят свой продукт в массы, стараясь его совершенствовать и добиться спроса как можно большего количества населения. Делая основной акцент на качестве и свежести продукта, сохранении вкуса и полезных витаминов.
Кроме этого появляются новые и получают развитие уже существующие системы питания: вегетарианство, веганство, сыроедение, фрукторианство, макробиотика, спортивное питание, фастфуд, слоуфуд и другие.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в современном мире в глобализации культуры питания явно наметилось несколько процессов, которые охватывают всё общество - это вестернизация и истернизация. Каждый из процессов так или иначе отражается на культуре питания, принося в него новые аспекты и заставляя стираться культурные ценности народов, заменяя их новыми ценностями и привычками.
В ходе анализа современных учебников, мы выявили, что тема глобализации культуры питания в них почти не раскрыта. Начиная с шестого класса, ребенок знакомится с термином «глобализация». В дальнейшем происходит расширение данного термина, открываются основные сферы. Но, к сожалению, в параграфах не отражен термин «глобализация культуры питания». Хотя это является одним из наиболее наглядных примеров процесса глобализации в современном мире. С глобализацией культуры питания ученик встречается ежедневно, глядя рекламу по телевизору, гуляя на улицах. Но он даже не догадывается, что это может послужить ему аргументов в доказательстве распространения глобализации.
Современный мир требует умения работать с большим потоком информации, поэтому умение работать с различными источниками очень важно, а формированию этого умения способствует анализ художественных и документальных фильмов.
В рамках выпускной квалификационной работы были представлены примеры материалов, которые возможно использовать на уроках для раскрытия темы «глобализации культуры питания», а именно использование отрывков социальных реклам «Man by Steve Cutts», «Heppines», отрывок фильма «Основатель», рекламных роликов компании «McDonald’s». В приложении представлены разработанные технологические карты уроков с внедренными в них материалами по теме глобализации культуры питания, позволяющие использовать их на уроке.
Благодаря использованию социальной рекламы, отрывков фильмов, рекламных постеров и разработанным методам, мы сможем вписать её в курс истории и обществознания.
Истоки глобализации культуры питания берет начало с XVI в., когда первые продукты стали распространяться по земному шару и находить себе новых потребителей. В XX в. темпы глобализации культуры питания ускоряются, на международном рынке начинают формироваться новые транснациональные компании такие как «Starbucks», «Coca - Cola», «McDonald’s», «KFC».
Основная сущность глобализации культуры питания проявляется в «вестернизации» и «истернизации», можно сделать вывод, что в современном мире данные процессы набирают обороты. Всё больше крупных компаний занимаю свое место на рынках чужих стран, да иногда адаптируясь под рынок спроса, но в большинстве своем принося новое и заставляя терять свои традиции и привычки или навязывают новые. По факту они становятся основными тенденциями влияния глобализации культуры питания.
На их фоне «истернизация» культуры питания проходит более медленно, она не может похвастаться крупными компаниями, что готовы зайти на рынок и составить им конкуренцию, но они прекрасно занимают свою нишу на рынке потребления. Они вводят свой продукт в массы, стараясь его совершенствовать и добиться спроса как можно большего количества населения. Делая основной акцент на качестве и свежести продукта, сохранении вкуса и полезных витаминов.
Кроме этого появляются новые и получают развитие уже существующие системы питания: вегетарианство, веганство, сыроедение, фрукторианство, макробиотика, спортивное питание, фастфуд, слоуфуд и другие.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в современном мире в глобализации культуры питания явно наметилось несколько процессов, которые охватывают всё общество - это вестернизация и истернизация. Каждый из процессов так или иначе отражается на культуре питания, принося в него новые аспекты и заставляя стираться культурные ценности народов, заменяя их новыми ценностями и привычками.
В ходе анализа современных учебников, мы выявили, что тема глобализации культуры питания в них почти не раскрыта. Начиная с шестого класса, ребенок знакомится с термином «глобализация». В дальнейшем происходит расширение данного термина, открываются основные сферы. Но, к сожалению, в параграфах не отражен термин «глобализация культуры питания». Хотя это является одним из наиболее наглядных примеров процесса глобализации в современном мире. С глобализацией культуры питания ученик встречается ежедневно, глядя рекламу по телевизору, гуляя на улицах. Но он даже не догадывается, что это может послужить ему аргументов в доказательстве распространения глобализации.
Современный мир требует умения работать с большим потоком информации, поэтому умение работать с различными источниками очень важно, а формированию этого умения способствует анализ художественных и документальных фильмов.
В рамках выпускной квалификационной работы были представлены примеры материалов, которые возможно использовать на уроках для раскрытия темы «глобализации культуры питания», а именно использование отрывков социальных реклам «Man by Steve Cutts», «Heppines», отрывок фильма «Основатель», рекламных роликов компании «McDonald’s». В приложении представлены разработанные технологические карты уроков с внедренными в них материалами по теме глобализации культуры питания, позволяющие использовать их на уроке.
Благодаря использованию социальной рекламы, отрывков фильмов, рекламных постеров и разработанным методам, мы сможем вписать её в курс истории и обществознания.



