Особенности изучения особо охраняемых природных территорий в школьном курсе географии
|
Введение 3
Глава 1. Современная система ООПТ 4
1.1. История создания и особенности сети заповедных территорий
в России и зарубежом 4
1.2. Структура современной сети ООПТ в России 17
Глава 2. Формирование знаний об ООПТ в процессе обучения
географии в школе 28
2.1. Изучение темы «ООПТ» на уроках географии 28
2.2. Формирование знаний о заповедных территориях
в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ 31
2.3. Методическая разработка - экологическая игра-экскурсия
в заповеднике: «Эти сказочные скалы» 50
Заключение 59
Библиографический список
Глава 1. Современная система ООПТ 4
1.1. История создания и особенности сети заповедных территорий
в России и зарубежом 4
1.2. Структура современной сети ООПТ в России 17
Глава 2. Формирование знаний об ООПТ в процессе обучения
географии в школе 28
2.1. Изучение темы «ООПТ» на уроках географии 28
2.2. Формирование знаний о заповедных территориях
в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ 31
2.3. Методическая разработка - экологическая игра-экскурсия
в заповеднике: «Эти сказочные скалы» 50
Заключение 59
Библиографический список
О важности изучения в школе особо охраняемых природных территорий (ООПТ) знают все учителя географии и биологии, так как они предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния. Но анализируя современную школьную программу можно отметить, что в школьной географии недостаточно внимания уделяется ООПТ. Впервые о них учащиеся узнают в седьмом классе, и то при изучении природных зон Африки. Кратко упоминается также о самом первом национальном парке в США - Йеллоустонский. О знании самой системы ООПТ говорить и вовсе не приходится, и такие вопросы как - чем отличается национальный парк от природного парка, так и остаются не раскрытыми в школьной программе.
Цель работы - проанализировать особенности изучения ООПТ в современном школьном курсе географии.
Задачи:
1. Изучить историю создания заповедных территорий в России и зарубежом и рассмотреть современную структуру отечественной сети ООПТ;
2. Проанализировать современный курс географии в школе и изучения в его рамках темы ООПТ;
3. Изучить процесс формирования знаний о заповедных территориях в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ;
4. Разработать для учащихся СОШ игру-экскурсию на территорию ООПТ заповедник «Столбы».
В данной работе использованы методы анализа литературных источников, картографические, статистические.
Цель работы - проанализировать особенности изучения ООПТ в современном школьном курсе географии.
Задачи:
1. Изучить историю создания заповедных территорий в России и зарубежом и рассмотреть современную структуру отечественной сети ООПТ;
2. Проанализировать современный курс географии в школе и изучения в его рамках темы ООПТ;
3. Изучить процесс формирования знаний о заповедных территориях в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ;
4. Разработать для учащихся СОШ игру-экскурсию на территорию ООПТ заповедник «Столбы».
В данной работе использованы методы анализа литературных источников, картографические, статистические.
ООПТ являются не только уникальными природными объектами, они - культурные феномены, в рамках которых поддерживаются традиции такого взаимодействия человека с природой, которое способствует ее сохранению. Подводя итоги дипломной работы можно сделать следующие выводы:
1. История заповедного дела в России весьма длительная и, не смотря на то, что со дня основания первого заповедника прошло 100 лет, первые предпосылки охраны природы уходят корнями к Киевской Руси в период правления великого князя Всеволода и Владимира Мономаха (конец XI — начало XII вв.). За это время заповедное дело в нашей стране пережило много изменений, которые коснулись как количественный состав особо охраняемых территорий, так и их режим охраны и природопользования. В настоящее время в нашей стране система ООПТ переживает вновь нелёгкие времена, о чём свидетельствует реорганизация многих заповедных территорий и изменения законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» различаются следующие категории ООПТ: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Всего в России, по данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ на 2015 год, зарегистрированы 15761 ООПТ. На долю ООПТ федерального значения приходятся - 488 территорий, регионального значения - 15750 территорий, местного значения - 2884 территории.
3. Совместное сотрудничество школы и ООПТ позволяет формировать знания о заповедных территориях, которые являются составной частью общей культуры личности и представляет собой совокупность экологических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, позволяющих ей жить в гармонии с окружающей природной и социальной средой, и проявляющейся в её экологически ориентированном поведении в повседневной жизни. Особо охраняемые природные территории можно рассматривать как ресурс в системе формирования экологической культуры школьников, при этом образовательный и просветительский ресурс ООПТ являются доминирующими в системе формирования экологической культуры школьников, наряду с информационным, эстетическим, природоохранным, научным, кадровым потенциалом ООПТ.
4. В эколого-просветительской деятельности большинства ООПТ приоритетной является работа со школьниками. Основным принципом эколого-просветительской работы со школьниками в заповеднике «Столбы» является педагогическая модель «экологическое воспитание детей для экологического просвещения взрослых». Большое значение для эффективности экологического просвещения имеет и выбор форм и методов работы со школьниками. Наиболее эффективной формой работы со школьниками является экскурсия на основании этого по материала дипломной работы была разработана игра-экскурсия в заповедник «Столбы». Использование технологии игры-экскурсии в образовательной и просветительской деятельности позволяет наиболее эффективно использовать образовательный потенциал ООПТ и способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в полноправного участника педагогического процесса, где он сам становится деятельной и творческой личностью.
1. История заповедного дела в России весьма длительная и, не смотря на то, что со дня основания первого заповедника прошло 100 лет, первые предпосылки охраны природы уходят корнями к Киевской Руси в период правления великого князя Всеволода и Владимира Мономаха (конец XI — начало XII вв.). За это время заповедное дело в нашей стране пережило много изменений, которые коснулись как количественный состав особо охраняемых территорий, так и их режим охраны и природопользования. В настоящее время в нашей стране система ООПТ переживает вновь нелёгкие времена, о чём свидетельствует реорганизация многих заповедных территорий и изменения законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» различаются следующие категории ООПТ: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Всего в России, по данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ на 2015 год, зарегистрированы 15761 ООПТ. На долю ООПТ федерального значения приходятся - 488 территорий, регионального значения - 15750 территорий, местного значения - 2884 территории.
3. Совместное сотрудничество школы и ООПТ позволяет формировать знания о заповедных территориях, которые являются составной частью общей культуры личности и представляет собой совокупность экологических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, позволяющих ей жить в гармонии с окружающей природной и социальной средой, и проявляющейся в её экологически ориентированном поведении в повседневной жизни. Особо охраняемые природные территории можно рассматривать как ресурс в системе формирования экологической культуры школьников, при этом образовательный и просветительский ресурс ООПТ являются доминирующими в системе формирования экологической культуры школьников, наряду с информационным, эстетическим, природоохранным, научным, кадровым потенциалом ООПТ.
4. В эколого-просветительской деятельности большинства ООПТ приоритетной является работа со школьниками. Основным принципом эколого-просветительской работы со школьниками в заповеднике «Столбы» является педагогическая модель «экологическое воспитание детей для экологического просвещения взрослых». Большое значение для эффективности экологического просвещения имеет и выбор форм и методов работы со школьниками. Наиболее эффективной формой работы со школьниками является экскурсия на основании этого по материала дипломной работы была разработана игра-экскурсия в заповедник «Столбы». Использование технологии игры-экскурсии в образовательной и просветительской деятельности позволяет наиболее эффективно использовать образовательный потенциал ООПТ и способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в полноправного участника педагогического процесса, где он сам становится деятельной и творческой личностью.
Подобные работы
- ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Заповедник как особо охраняемая природная территория
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Изучение ООПТ на уроках географии школе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Методические условия организации экологического туризма со школьниками на территории ООПТ Среднего Урала
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Оптимизация характеристики заповедников Урала с помощью геоинформационных технологий для учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - ПРИРОДНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ: ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5560 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ ОЗЕР УВЕЛЬСКОГО РАЙОНА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ ВЛИЯНИЯ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НА ЭКОЛОГИЮ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



