Введение 3
Глава 1. Современная система ООПТ 4
1.1. История создания и особенности сети заповедных территорий
в России и зарубежом 4
1.2. Структура современной сети ООПТ в России 17
Глава 2. Формирование знаний об ООПТ в процессе обучения
географии в школе 28
2.1. Изучение темы «ООПТ» на уроках географии 28
2.2. Формирование знаний о заповедных территориях
в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ 31
2.3. Методическая разработка - экологическая игра-экскурсия
в заповеднике: «Эти сказочные скалы» 50
Заключение 59
Библиографический список
О важности изучения в школе особо охраняемых природных территорий (ООПТ) знают все учителя географии и биологии, так как они предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния. Но анализируя современную школьную программу можно отметить, что в школьной географии недостаточно внимания уделяется ООПТ. Впервые о них учащиеся узнают в седьмом классе, и то при изучении природных зон Африки. Кратко упоминается также о самом первом национальном парке в США - Йеллоустонский. О знании самой системы ООПТ говорить и вовсе не приходится, и такие вопросы как - чем отличается национальный парк от природного парка, так и остаются не раскрытыми в школьной программе.
Цель работы - проанализировать особенности изучения ООПТ в современном школьном курсе географии.
Задачи:
1. Изучить историю создания заповедных территорий в России и зарубежом и рассмотреть современную структуру отечественной сети ООПТ;
2. Проанализировать современный курс географии в школе и изучения в его рамках темы ООПТ;
3. Изучить процесс формирования знаний о заповедных территориях в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ;
4. Разработать для учащихся СОШ игру-экскурсию на территорию ООПТ заповедник «Столбы».
В данной работе использованы методы анализа литературных источников, картографические, статистические.
ООПТ являются не только уникальными природными объектами, они - культурные феномены, в рамках которых поддерживаются традиции такого взаимодействия человека с природой, которое способствует ее сохранению. Подводя итоги дипломной работы можно сделать следующие выводы:
1. История заповедного дела в России весьма длительная и, не смотря на то, что со дня основания первого заповедника прошло 100 лет, первые предпосылки охраны природы уходят корнями к Киевской Руси в период правления великого князя Всеволода и Владимира Мономаха (конец XI — начало XII вв.). За это время заповедное дело в нашей стране пережило много изменений, которые коснулись как количественный состав особо охраняемых территорий, так и их режим охраны и природопользования. В настоящее время в нашей стране система ООПТ переживает вновь нелёгкие времена, о чём свидетельствует реорганизация многих заповедных территорий и изменения законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» различаются следующие категории ООПТ: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Всего в России, по данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ на 2015 год, зарегистрированы 15761 ООПТ. На долю ООПТ федерального значения приходятся - 488 территорий, регионального значения - 15750 территорий, местного значения - 2884 территории.
3. Совместное сотрудничество школы и ООПТ позволяет формировать знания о заповедных территориях, которые являются составной частью общей культуры личности и представляет собой совокупность экологических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, позволяющих ей жить в гармонии с окружающей природной и социальной средой, и проявляющейся в её экологически ориентированном поведении в повседневной жизни. Особо охраняемые природные территории можно рассматривать как ресурс в системе формирования экологической культуры школьников, при этом образовательный и просветительский ресурс ООПТ являются доминирующими в системе формирования экологической культуры школьников, наряду с информационным, эстетическим, природоохранным, научным, кадровым потенциалом ООПТ.
4. В эколого-просветительской деятельности большинства ООПТ приоритетной является работа со школьниками. Основным принципом эколого-просветительской работы со школьниками в заповеднике «Столбы» является педагогическая модель «экологическое воспитание детей для экологического просвещения взрослых». Большое значение для эффективности экологического просвещения имеет и выбор форм и методов работы со школьниками. Наиболее эффективной формой работы со школьниками является экскурсия на основании этого по материала дипломной работы была разработана игра-экскурсия в заповедник «Столбы». Использование технологии игры-экскурсии в образовательной и просветительской деятельности позволяет наиболее эффективно использовать образовательный потенциал ООПТ и способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в полноправного участника педагогического процесса, где он сам становится деятельной и творческой личностью.
1. Алексеенко Н.А. Картографическое обеспечение системы особо охраняемых природных территорий России / Н.А. Алексеенко // Бюллетень Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2013. - №2. - С. 66¬69.
2. Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения/ Артемова Л.К.// Педагогическое образование и наука-2003. - С. 46-51.
3. Ашихмина Т.Я. «Школьный экологический мониторинг» / Ашихмина Т.Я.// - 2000-М.- С 46-58
4. Бровко П.Ф. История становления сети национальных парков в странах Азиатско-Тихоокеанского региона / П.Ф. Бровко, Н.И. Фомина // 2008. - С. 25-30.
5. Варфоломеев И.В. Проектирование региональной сети ООПТ Алтае - Саянского экологического региона / И.В. Варфоломеев, А.П. Лопатин // Москва. - 2006. - С. 6-12.
6. Владышевский, Д.В. Экология и мы: учеб. пособ Д.В. Владышевский // /Д.В. Владышевский // - Красноярск: Изд-во гос. ун-та, 1994. - С. 35.
7. Воронина Г.И. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ/ Воронина Г.И. // Школа-2001. - С. 46-51.
8. Данилина Н.Р. Взаимодействие особо охраняемых природных территорий и общественности: российский и зарубежный опыт / Н.Р. Данилина // Использование и охрана природных ресурсов России. - 2014. - №1. - С. 46-49.
9. Иванов А.Н. Охраняемые природные территории / А.Н. Иванов, В.П. Чижова. - Москва: Изд-во МГУ, 2003. - 61 с.
10. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Управление школой "ПС"-2002-20-с.8;// Учительская газета- 2002 г; Дидакт-2002-5 - С. 3
11. Кутепов Н.И. Великокняжеская и царская охота на Руси / Н.И. Кутепов / Сп.б., 1968. - 120 с.
12. Литвинова Л.С.,Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников/ Литвинова Л.С.,Жиренко // М. - 2005- 150 с.
13. Лукьянчиков Н.Н. О прошлом, настоящем и будущем государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды / Н.Н. Лукьянчиков // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2010. - №3. - С. 46-54.
14. Мазуров Ю.Л. Природное наследие в региональной экологической политике / Ю.Л. Мазуров // Вестник Московского Университета, сер. 5. География. - 1999. - №4. - С. 11-16.
15. Мазуров Ю.Л. Всемирное природное наследие / Ю.Л. Мазуров, Н.В. Максаковский // Известия АН. серия географическая. - 2002. - №2. - С. 71-79.
16. Макаренко А.П. Новые аспекты в управлении особо охраняемыми природными территориями регионального значения в свете меняющегося законодательства / А.П. Макаренко, А.В. Бушуева, Е.Ю. Изьюров // Использование и охрана природных ресурсов России. - 2012. - №3. - С. 52¬54.
17. Непрерывное экологическое образование и просвещение. / Составитель Л.Н. Озолина//. - Красноярск, 2004. - 36с.
18. Нестеров П. М. Экономика природопользования. / Нестеров П. М. // Москва - 2007 - 168 с.
19. Николаенко В.М «Психология личности» / Николаенко В.М //, Новосибирск - 1998 г. - 170 с.
20. Об особо охраняемых природных территориях (с изменениями на 31 декабря 2014 года): Федеральный закон от 15 февраля 1995 г. / Собрание законодательства. - 2014. - 30 с.
21. Особо охраняемые природные территории в зеркале статистики // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2011. - №2. - С. 46¬54.
22. Природа и экология Красноярского края: программа школьного курса. - Красноярск, 2000. 192 с.
23. Родкевич В. А. Экология. / Родкевич В. А. // Москва: Высшая школа - 2007 - 492 с.
24. Реймерс Н.Ф. Особо охраняемые природные территории / Н.Ф. Реймерс, Ф.Р. Штильмарк. - Москва: Изд-во Мысль, 1978. - 293 с.
25. Степаницкий В.Б. Состояние и перспективы развития системы ООПТ федерального значения / В.Б. Степаницкий // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2013. - №6. - С. 42-46.
26. Чибилёв А.А. Ключевые ландшафтные территории как фундаментальная основа природного наследия России / А.А. Чибилёв // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2010. - №6. - С. 38¬41.
27. Чижевский А.Е. «Я познаю мир: География» - М.: Фирма «Издательство АСТ’’»,1999. 185 с.
28. www.barguzinskiy.ru
29. www.oopt.aari.ru
30. www.zapoved.ru
31. www.festival.1september.ru
32. www.rudocs.exdat.com
33. www.zapovednik-stolby.ru