ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ УРАВНЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ УРАВНЕНИЙ 6
1.1. Сущность теории и методические аспекты понятия «уравнение» в младшем
школьном возрасте 6
1.2. Психолого - педагогические особенности, влияющие на процесс обучения
решению простых уравнений в младшем школьном возрасте 16
1.3. Методы и приёмы обучения решению простых уравнений в младших
классах 23
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ 30
2.1. Методика исследования актуального уровня сформированности умения
решать уравнения младшими школьниками 30
2.2. Результаты исследования уровня сформированности умения решать
уравнения младшими школьниками 34
2.3. Комплекс упражнений, направленный на формирование умения решать
уравнения в младшем школьном возрасте 40
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ УРАВНЕНИЙ 6
1.1. Сущность теории и методические аспекты понятия «уравнение» в младшем
школьном возрасте 6
1.2. Психолого - педагогические особенности, влияющие на процесс обучения
решению простых уравнений в младшем школьном возрасте 16
1.3. Методы и приёмы обучения решению простых уравнений в младших
классах 23
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ 30
2.1. Методика исследования актуального уровня сформированности умения
решать уравнения младшими школьниками 30
2.2. Результаты исследования уровня сформированности умения решать
уравнения младшими школьниками 34
2.3. Комплекс упражнений, направленный на формирование умения решать
уравнения в младшем школьном возрасте 40
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Для решения уравнений зачастую нужны знания и умения, заложенные еще в начальной школе. Поэтому на современном этапе развития начального образования многие методисты и учителя начальной школы часто говорят об усилении роли обучения математики в начальной школе.
В современной системе начального общего образования реализуется множество учебно-методических комплектов (УМК), одобренных Министерством образования РФ. В каждый из этих УМК входит программа обучения математике с определенным содержанием предметных результатов. Анализ всех существующих программ по математике для начальной школы показывает, что в содержание каждой из них включено изучение понятия «уравнение» и формирование умения решать уравнения.
Необходимо систематически и целенаправленно обучать младших школьников решению уравнений и обязательно показывать их практическую направленность. Практическая направленность тесно связана с решением текстовых задач.
Знакомство с уравнениями является важной частью начального математического образования, уравнения выступают одним из средств моделирования изучаемых фрагментов реальности. Решение уравнений является стержнем алгебраического материала в начальном курсе математики и носит пропедевтический характер.
Решение уравнений младшими школьниками активизирует их мыслительную деятельность, закладывает основы математического мышления школьников, а также способствует развитию алгоритмического мышления. В результате решения уравнений обогащаются и закрепляются теоретические знания ребёнка, совершенствуются его вычислительные навыки.
Изучению вопросов решения уравнений в начальной школе посвящали свои труды многие педагоги начальной школы, например, Н.Б. Истомина [18], М.И. Моро [21], Е.А. Крапивина [16], А.В. Белошистая [3], А.В. Самойловой [26] и многие другие.
Отметим, что проблема обучения младших школьников решать уравнения является недостаточно разработанной. Всё вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель исследования: выявить актуальный уровень сформированности умения решать простые уравнения и разработать комплекс заданий способствующих повышению уровня умения решать простые уравнения.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников
решению простых уравнении.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности умения решать простые уравнения и способы его изменения.
Гипотеза: умения решать простые уравнения у младших школьников характеризуется следующими критериями:
1) Умение определять простое уравнение;
2) Знание правил для осуществления тождественных преобразований;
3) Умение реализовывать последовательность действий в простом уравнении;
4) Умение осуществлять проверку правильности решенного уравнения.
Эти критерии потенциально сформированы у учащихся 3 класса преимущественно на среднем уровне.
На основе поставленных целей были выдвинуты следующие задачи:
1. Анализ и синтез психолого - педагогической и методической литературы по теме исследования;
2. Определение критериев изучения актуального уровня развития умения решать простые уравнения;
3. Проведение констатирующего эксперимента;
4. Проведение математической обработки результатов исследования и представление их в виде таблиц и диаграмм;
5. Проведение содержательного анализа результатов исследования и подтверждение или опровержение гипотезы;
6. Разработка комплекса упражнений, направленных на изменение актуального уровня развития умения решать простые уравнения.
Методы исследования: анализ и анализ научно - методической литературы по теме исследования, программ, учебников, констатирующий эксперимент.
В современной системе начального общего образования реализуется множество учебно-методических комплектов (УМК), одобренных Министерством образования РФ. В каждый из этих УМК входит программа обучения математике с определенным содержанием предметных результатов. Анализ всех существующих программ по математике для начальной школы показывает, что в содержание каждой из них включено изучение понятия «уравнение» и формирование умения решать уравнения.
Необходимо систематически и целенаправленно обучать младших школьников решению уравнений и обязательно показывать их практическую направленность. Практическая направленность тесно связана с решением текстовых задач.
Знакомство с уравнениями является важной частью начального математического образования, уравнения выступают одним из средств моделирования изучаемых фрагментов реальности. Решение уравнений является стержнем алгебраического материала в начальном курсе математики и носит пропедевтический характер.
Решение уравнений младшими школьниками активизирует их мыслительную деятельность, закладывает основы математического мышления школьников, а также способствует развитию алгоритмического мышления. В результате решения уравнений обогащаются и закрепляются теоретические знания ребёнка, совершенствуются его вычислительные навыки.
Изучению вопросов решения уравнений в начальной школе посвящали свои труды многие педагоги начальной школы, например, Н.Б. Истомина [18], М.И. Моро [21], Е.А. Крапивина [16], А.В. Белошистая [3], А.В. Самойловой [26] и многие другие.
Отметим, что проблема обучения младших школьников решать уравнения является недостаточно разработанной. Всё вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель исследования: выявить актуальный уровень сформированности умения решать простые уравнения и разработать комплекс заданий способствующих повышению уровня умения решать простые уравнения.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников
решению простых уравнении.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности умения решать простые уравнения и способы его изменения.
Гипотеза: умения решать простые уравнения у младших школьников характеризуется следующими критериями:
1) Умение определять простое уравнение;
2) Знание правил для осуществления тождественных преобразований;
3) Умение реализовывать последовательность действий в простом уравнении;
4) Умение осуществлять проверку правильности решенного уравнения.
Эти критерии потенциально сформированы у учащихся 3 класса преимущественно на среднем уровне.
На основе поставленных целей были выдвинуты следующие задачи:
1. Анализ и синтез психолого - педагогической и методической литературы по теме исследования;
2. Определение критериев изучения актуального уровня развития умения решать простые уравнения;
3. Проведение констатирующего эксперимента;
4. Проведение математической обработки результатов исследования и представление их в виде таблиц и диаграмм;
5. Проведение содержательного анализа результатов исследования и подтверждение или опровержение гипотезы;
6. Разработка комплекса упражнений, направленных на изменение актуального уровня развития умения решать простые уравнения.
Методы исследования: анализ и анализ научно - методической литературы по теме исследования, программ, учебников, констатирующий эксперимент.
На основании анализа психолого - педагогической и методической литературы, можно сказать, что проблема формирования умения решать простые уравнения младшими школьниками является одной из актуальных проблем.
Многие школьники сталкиваются с затруднениями при решении уравнений. Происходит это из-за того, что объём заданий и уровень сложности упражнений, связанных с решением уравнений более высокий.
Изучение уравнений и способов их решения прочно вошли в систему начальной математической подготовки. Обучение детей младшего школьного возраста решению уравнений способствуют у младших школьников развитию мышления, находчивости, сообразительности и инициативы.
Для определения актуального уровня сформированности умения решать простые уравнения, мы выделили критерии и предложили детям выполнить задания, позволяющие выявить уровень ученика и класса в целом. По результатам констатирующего исследования мы выяснили, что у 45,5% учащихся умения решать простые уравнения сформировано на среднем уровне, при этом у большинства выделенных нами критериев преобладает средний уровень, что подтверждает нашу гипотезу. Результаты исследования представлены в виде таблиц и диаграмм.
Возможные упражнения мы разделили на четыре типа. В первом комплекс упражнений направлен на усвоения понятия уравнения. Во втором упражнения направлены на знание правил для осуществления тождественных преобразований. Третий тип упражнений направлен на умение реализовывать последовательность действий в уравнении. А упражнения четвёртого типа направлены на осуществление проверки правильности решённого уравнения.
Многие школьники сталкиваются с затруднениями при решении уравнений. Происходит это из-за того, что объём заданий и уровень сложности упражнений, связанных с решением уравнений более высокий.
Изучение уравнений и способов их решения прочно вошли в систему начальной математической подготовки. Обучение детей младшего школьного возраста решению уравнений способствуют у младших школьников развитию мышления, находчивости, сообразительности и инициативы.
Для определения актуального уровня сформированности умения решать простые уравнения, мы выделили критерии и предложили детям выполнить задания, позволяющие выявить уровень ученика и класса в целом. По результатам констатирующего исследования мы выяснили, что у 45,5% учащихся умения решать простые уравнения сформировано на среднем уровне, при этом у большинства выделенных нами критериев преобладает средний уровень, что подтверждает нашу гипотезу. Результаты исследования представлены в виде таблиц и диаграмм.
Возможные упражнения мы разделили на четыре типа. В первом комплекс упражнений направлен на усвоения понятия уравнения. Во втором упражнения направлены на знание правил для осуществления тождественных преобразований. Третий тип упражнений направлен на умение реализовывать последовательность действий в уравнении. А упражнения четвёртого типа направлены на осуществление проверки правильности решённого уравнения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ УРАВНЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Обеспечение преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Обобщение как прием и метод решения задач при обучении математике в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2023 - Изучение сформированности представлений третьеклассников о единицах измерения массы на уроках математики(Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМОВ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ТЕОРИИ ДЕЛИМОСТИ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Сложность текстовых задач начального курса математики как основа развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников (Нижегородский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Методика обучения теме «Обратные тригонометрические функции и их свойства» в курсе изучения алгебры и начал математического анализа общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021



