Введение 2
Глава 1. Теоретические основы отношения к телу у младших школьников... 5
1.1. Подходы к пониманию отношения к телу в психолого-педагогической
литературе 5
1.2. Особенности отношения к телу в младшем школьном возрасте 21
1.3. Психолого-педагогические приемы и методы отношения к телу в
младшем школьном возрасте 34
Выводы по Главе 1 39
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению отношения младших школьников к своему телу 41
2.1. Методическая организация исследования 41
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 47
2.3. Методические рекомендации по организации психолого-педагогической
работы с младшими школьниками, направленной на принятие собственного тела 64
Выводы по Главе 2 75
Заключение 77
Список используемых источников 80
Приложения
Актуальность исследования. Младший школьный возраст - это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений. Этот период жизни очень важен. Отдельная проблема для ребенка, поступившего в школу, - его телесная конституция. Телосложение ребенка определяет его двигательную активность, двигательный стиль, «истоки характера» [5]. Отношение человека к своему телу является неотъемлемой частью самоотношения и аккумулирует в себе его суть, что в последствие определяет дальнейшую судьбу ученика.
Что касается способа взаимодействия с другими людьми, то младший школьник определяется в большой мере тем, как на телосложение ребенка реагируют родители. Так, астеничный, болезненный, со слабой координацией движений ребенок может постоянно раздражать атлетичного отца. Обычно в традиционной культуре полному или хрупкому мальчику предпочитаются атлетически сложенные их сверстники. Родители гордятся атлетически сложенным сыном, учитель физкультуры с одобрением смотрит на такого мальчика и охотно поощряет его, если он преуспевает на его занятиях. Убедить взрослых в том, что у детей большие перспективы в изменении телесной конституции, очень трудно. Они ведут себя вполне определенно: одобряют или не выражают восторга в зависимости от телосложения ребенка.
Дети являются наиболее уязвимыми для влияния внешнего окружения, в том числе средств массовой информации, поскольку для них характерен высокий уровень обеспокоенности внешним видом и тем, как их оценивают другие. Изображения худых и красивых моделей в рекламе являются причиной появления сомнений в собственной привлекательности у девочек, что приводит к активному поиску способов достижения идеального тела, которые зачастую не являются адаптивными, а приводят к ухудшению психического и физического здоровья.
И все эти трудности нужно преодолевать день из-за дня. Ведь овладение своим телом, ощущение тонуса, готовность к подвижным играм и соревнованию - все это должно культивироваться в сознании ребенка как чистая радость бытия, как ответственность перед другими. Быть красивым, ловким и сильным, быть чистым и опрятно одетым - значит быть довольным и радовать собой других.
Проблема исследования: особенности отношения детей младшего школьного возраста к своему телу.
Цель исследования: изучение и описание особенностей отношения детей младшего школьного возраста к своему телу.
Объект исследования: самосознание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: отношение детей младшего школьного возраста к своему телу.
Для достижения поставленной цели в соответствии предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения отношения младшего школьника к своему телу.
3. Проанализировать и описать особенности отношения младшего школьника к своему телу, в том числе, в гендерном аспекте.
Гипотеза: отношение младших школьников к своему телу характеризуется следующими особенностями:
1) самооценка и удовлетворенность младших школьников собственным телом взаимосвязаны;
2) у младших школьников в преддверии пубертатного периода происходят изменения телесности, следовательно, это влечёт перемены в отношении к собственному телу;
3) девочки в младшем школьном возрасте на пути взросления относятся более критично к своему телу, нежели мальчики
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Сравнительный анализ.
3. Наблюдение.
4. Тестирование.
5. Количественный и качественный анализ данных.
Эксперимент проводился на базе средней школы №98 г. Красноярска в 2015 году. В качестве экспериментальной группы выступили учащиеся 4 «Б» и 4 «Г» классов, в количестве 49 человек, из них 31 девочка, 18 мальчиков в возрасте 10-11 лет.
Проблема положительного отношения к телу младшего школьника актуальна как в исследовательском, так и практическом, прикладном аспектах, поскольку положительное отношение к телу - это залог благополучного будущего ребенка. Отношение к телу является неотъемлемой частью развития самоидентичности, обеспечивает личности более устойчивую адаптацию в обществе и эффективное использование своих способностей и возможностей. Эта задача важна на протяжении всей жизни, и формируется она в детстве.
Был проведен теоретический анализ психологической литературы, а также определено понятие «отношение к телу». Таким образом, был сделан вывод о том, что отношение к телу является многоаспектным понятием, изучаемым с позиций различных подходов. В настоящее время большинством исследователей отношение к телу определяется, как способность правильно понимать поведение людей.
Важной составляющей человека является физический облик, который характеризуется типом сложения, половыми, возрастными и расовыми особенностями. Ведь осознание своего физического облика, его эстетического эффекта, является одним из важных условий, активно участвующих в формировании личности и одним из регулирующих факторов поведения любого человека.
Интересным фактом будет являться то, что отношение к собственному телу как неотъемлемой части «Я» может быть объектным и субъектным. Характеризуется отношение к телу в когнитивном, эмоциональном и конативном аспектах.
В работе рассмотрены различные приемы и методы, развивающее положительное отношение к своему телу. Как было выяснено, они кардинально отличаются друг от друга и могут быть интересны для более подробного изучения.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, направленный изучение особенностей отношения к телу у младших школьников.
В ходе исследования было выявлено, что проявление отношения младших школьников представлены тремя уровнями: низким, средним и высоким. Проявление отношения к своему телу младших школьников представлены тремя уровнями: низким, средним и высоким. Среди младших школьников на низком уровне проявления отношения к телу находятся 6%, на среднем уровне - 90%, на высоком - 4%.
Возникает необходимость работы с детьми в препубертатном периоде. Если имеется тенденция понижения принятия телесности за счет внешних изменений, то это повлечёт за собой последствия, которые будут требовать большой и продуктивной работы психолога в будущем. Детям, не принимающих себя телесно, будет сложно наладить отношения в коллективе, с родственниками и близкими. Строить интимные связи с партнером будет проблематично, появляется ряд комплексов, противостоящих естественному и непринужденному общению. И конечно же, воспитание собственных детей таким человеком, отобразится на них не самым лучшим образом.
Для развития у младших школьников позитивного отношения к своему телу мы предложили программу групповых занятий, которые включают элементы танце- двигательной терапии, эмоционально-образной терапии, декоративно-прикладного искусства, фототерапии и психологических упражнений.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении проявления у детей особенностей отношения к телу, влекущего за собой трудности в отношениях с собой, со сверстниками и окружающими взрослыми, проблемы в адаптации и конструктивном взаимодействии. Значимости гармонии души и тела, телесных зажимов и энергетического панциря.
Практическая значимость работы заключается в составлении программы групповых занятий, разработанных на основе тренинга, в которой основным методом коррекции уровня отношения к телу является такой прием как фототерапия, танцетерапия, психологические упражнения.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над коррекцией уровня отношения младшими школьниками к своему телу, а также родителями, интересующимися данной проблемой.
1. Арина Г. А., Николаева В.В. Психология телесности:
методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007, с. 222-236.
2. Алмазова С.Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как компонента «Я-концепции» личности // Психология телесности: теоретические и практические исследования
3. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. C. 236-252.
4. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: осуществление в танце жизни // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. C. 520-545.
5. Бодалёв, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалёв М., 1982. 200 с.
6. Бодалев А. А.,Столин В.В. Общая психодиагностика. М.: Речь, 2000.
7. Бьюдженталь Д. Двойственность и открытость // Судьба и воля: психология свободы: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. М., 2000.
8. Газарова Е.Э. Тело и телесность: психологический анализ // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. C. 558-573.
9. Джемс У. Психология // Психология самосознания. Под ред. Райгородского Д.Я. Самара, 2000. С.7-34, с. 20
10. Дольто Ф. Бессознательный образ тела. Ижевск, 2006.
11. Запорожец А. В. Психология действия. М., 2000.
12. Зинченко В. П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Послесловие к кн. Риты Л. Аткинсон, Ричарда С. Аткинсон и др. Введение в психологию. М., 2003. С. 649-662.
13. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. C. 10-52.
14. Иванченко Г.В. Забота о себе: история и современность. М.: Смысл, 2009. 304 с.
15. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание / И.С. Кон - М., 1984. - 335 с.
16. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для сту-дентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1979. 175 с.
17. Копытин А. И.Тренинг по фототерапии. СПб.: Речь, 2003.
18. Копытин А. И. Техники фототерапии. СПб.: Речь, 2010.
19. Коростелина А. В. Образ тела как психологический феномен //2002г. Электронный источник: www. gumer. info. - 1999.)
20. Леви Т.С. Психология телесности в ракурсе личностного развития //Психология телесности между душой и телом. Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М., 2006. С.410-433.
21. Леви Т.С. Культурно-историческая обусловленность возникновения
предметного поля "телесность" // Сайт Телесность [Электронный ресурс]. URL: ййр://1е1е8по81.ги/ошеда/р81йо1од1уа/ки11игпо181опсйе8кауа_оЬи81оу1еппо81 _vozniknoveniya_predmetnogo_polya_telesnost.htm (дата обращения:
12.08.2015)
22. Леви Т. С. Курс «Психология телесности» в профессионально-личностной подготовке психологов // Знание. Понимание. Умение. 2004. №1.
23. Липес Ю.В. Ремесленные мастерские: от терапии к профессии.
24. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. / Пер. с англ. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. С. С. 8-53, 77¬93.
25. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика). М.: Речь, 2000. 272 с.
26. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб: "Ювента", "Наука", 1999. 606 с.
27. Мухина В.С. "Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.
28. Налчаджян A.A. Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия / A.A. Налчаджян. -Самара, 2000. -С. 333 - 393.
29. Никитин В.Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд. - М.: Когито-центр, 2006. 320 с.
30. Никитин В.Н. Пластикодрама: Новые направления в арт- терапии,2003.
31. Петровский AH. Возрастная и педагогическая психология / М., Просвещение, 1973. С. 66-97.
32. Подорога В. A. Феноменология тела. М., 1995.
33. Подорога В.Л. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Aд Маргинем, 1996. 340 с.
34. Райзман Е.М. «Забота о теле» как социокультурный феномен // Психосоматика: телесность и культура / под ред. В.В. Николаевой. М.: Aкaдeмичeский Проект, 2009. С. 35-48.
35. Райх В. Функция организма. ACT, 1997.
36. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности / пер. с англ. СПб.: Питер, 2009. 256 с.
37. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимоотношения с окружающей средой. Тбилиси, 1989.
38. Сахарова В. Психология тела Диагностика отношения к телу. Учеб.- метод. пос.:Речь СПб, 2011.
39. Скугаревский O.A. Образ собственного тела: его компоненты и их динамика в онтогенезе. Сообщение I // Психотерапия и клиническая психология. 2004. № 2. С. 12-16.
40. Скугаревский О.А. Динамика образа собственного тела в зрелом и пожилом возрасте и ее механизмы: сообщение 2 // Психотерапия и клиническая психология. 2004. № 3. С. 4-7.
41. Соколова, Е.Т. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии / Е.Т. Соколова, А.Н. Дорожевец // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1985. № 4. С. 39-49.
42. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: изд-во МГУ, 1989. 216 с., с. 23
43. Станковская Е.Б. «Моё чужое тело»: современные формы отношения женщины к себе в аспекте телесности // Мир психологии, 2011, №4. С. 112-119.
44. Телесное Я. Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии / Под ред. В.А.Шаповаловой. - [Эл. ресурс]. - Режим доступа:http://vocabulary.ru/dictionary/9/word/telesnoe-ja#a4
45. Тхостов A. Ш. Психология телесности. М.,2002.
46. Ухтомский A. A. Доминанта души. СПб., 1996.
47. Хелл Д. Ландшафт депрессии. М., 1999.
48. Хоружий С.С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: ACT: ACT МОСКВА 2007. C. 166 - 192.
49. Цветков AH., Миронов Д. И. Когнитивные и аффективные компоненты «образа-Я» у младших школьников [Электронный ресурс] // URL: http: //www.teoria-practica.ru/-2-2012/psychology/tsvetkov-mironov.pdf
50. Шишковская AH. Дефиниции «Я-телесного» в психологических исследованиях.