ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К СВОЕМУ ТЕЛУ
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы отношения к телу у младших школьников... 5
1.1. Подходы к пониманию отношения к телу в психолого-педагогической
литературе 5
1.2. Особенности отношения к телу в младшем школьном возрасте 21
1.3. Психолого-педагогические приемы и методы отношения к телу в
младшем школьном возрасте 34
Выводы по Главе 1 39
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению отношения младших школьников к своему телу 41
2.1. Методическая организация исследования 41
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 47
2.3. Методические рекомендации по организации психолого-педагогической
работы с младшими школьниками, направленной на принятие собственного тела 64
Выводы по Главе 2 75
Заключение 77
Список используемых источников 80
Приложения
Глава 1. Теоретические основы отношения к телу у младших школьников... 5
1.1. Подходы к пониманию отношения к телу в психолого-педагогической
литературе 5
1.2. Особенности отношения к телу в младшем школьном возрасте 21
1.3. Психолого-педагогические приемы и методы отношения к телу в
младшем школьном возрасте 34
Выводы по Главе 1 39
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению отношения младших школьников к своему телу 41
2.1. Методическая организация исследования 41
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 47
2.3. Методические рекомендации по организации психолого-педагогической
работы с младшими школьниками, направленной на принятие собственного тела 64
Выводы по Главе 2 75
Заключение 77
Список используемых источников 80
Приложения
Актуальность исследования. Младший школьный возраст - это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений. Этот период жизни очень важен. Отдельная проблема для ребенка, поступившего в школу, - его телесная конституция. Телосложение ребенка определяет его двигательную активность, двигательный стиль, «истоки характера» [5]. Отношение человека к своему телу является неотъемлемой частью самоотношения и аккумулирует в себе его суть, что в последствие определяет дальнейшую судьбу ученика.
Что касается способа взаимодействия с другими людьми, то младший школьник определяется в большой мере тем, как на телосложение ребенка реагируют родители. Так, астеничный, болезненный, со слабой координацией движений ребенок может постоянно раздражать атлетичного отца. Обычно в традиционной культуре полному или хрупкому мальчику предпочитаются атлетически сложенные их сверстники. Родители гордятся атлетически сложенным сыном, учитель физкультуры с одобрением смотрит на такого мальчика и охотно поощряет его, если он преуспевает на его занятиях. Убедить взрослых в том, что у детей большие перспективы в изменении телесной конституции, очень трудно. Они ведут себя вполне определенно: одобряют или не выражают восторга в зависимости от телосложения ребенка.
Дети являются наиболее уязвимыми для влияния внешнего окружения, в том числе средств массовой информации, поскольку для них характерен высокий уровень обеспокоенности внешним видом и тем, как их оценивают другие. Изображения худых и красивых моделей в рекламе являются причиной появления сомнений в собственной привлекательности у девочек, что приводит к активному поиску способов достижения идеального тела, которые зачастую не являются адаптивными, а приводят к ухудшению психического и физического здоровья.
И все эти трудности нужно преодолевать день из-за дня. Ведь овладение своим телом, ощущение тонуса, готовность к подвижным играм и соревнованию - все это должно культивироваться в сознании ребенка как чистая радость бытия, как ответственность перед другими. Быть красивым, ловким и сильным, быть чистым и опрятно одетым - значит быть довольным и радовать собой других.
Проблема исследования: особенности отношения детей младшего школьного возраста к своему телу.
Цель исследования: изучение и описание особенностей отношения детей младшего школьного возраста к своему телу.
Объект исследования: самосознание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: отношение детей младшего школьного возраста к своему телу.
Для достижения поставленной цели в соответствии предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения отношения младшего школьника к своему телу.
3. Проанализировать и описать особенности отношения младшего школьника к своему телу, в том числе, в гендерном аспекте.
Гипотеза: отношение младших школьников к своему телу характеризуется следующими особенностями:
1) самооценка и удовлетворенность младших школьников собственным телом взаимосвязаны;
2) у младших школьников в преддверии пубертатного периода происходят изменения телесности, следовательно, это влечёт перемены в отношении к собственному телу;
3) девочки в младшем школьном возрасте на пути взросления относятся более критично к своему телу, нежели мальчики
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Сравнительный анализ.
3. Наблюдение.
4. Тестирование.
5. Количественный и качественный анализ данных.
Эксперимент проводился на базе средней школы №98 г. Красноярска в 2015 году. В качестве экспериментальной группы выступили учащиеся 4 «Б» и 4 «Г» классов, в количестве 49 человек, из них 31 девочка, 18 мальчиков в возрасте 10-11 лет.
Что касается способа взаимодействия с другими людьми, то младший школьник определяется в большой мере тем, как на телосложение ребенка реагируют родители. Так, астеничный, болезненный, со слабой координацией движений ребенок может постоянно раздражать атлетичного отца. Обычно в традиционной культуре полному или хрупкому мальчику предпочитаются атлетически сложенные их сверстники. Родители гордятся атлетически сложенным сыном, учитель физкультуры с одобрением смотрит на такого мальчика и охотно поощряет его, если он преуспевает на его занятиях. Убедить взрослых в том, что у детей большие перспективы в изменении телесной конституции, очень трудно. Они ведут себя вполне определенно: одобряют или не выражают восторга в зависимости от телосложения ребенка.
Дети являются наиболее уязвимыми для влияния внешнего окружения, в том числе средств массовой информации, поскольку для них характерен высокий уровень обеспокоенности внешним видом и тем, как их оценивают другие. Изображения худых и красивых моделей в рекламе являются причиной появления сомнений в собственной привлекательности у девочек, что приводит к активному поиску способов достижения идеального тела, которые зачастую не являются адаптивными, а приводят к ухудшению психического и физического здоровья.
И все эти трудности нужно преодолевать день из-за дня. Ведь овладение своим телом, ощущение тонуса, готовность к подвижным играм и соревнованию - все это должно культивироваться в сознании ребенка как чистая радость бытия, как ответственность перед другими. Быть красивым, ловким и сильным, быть чистым и опрятно одетым - значит быть довольным и радовать собой других.
Проблема исследования: особенности отношения детей младшего школьного возраста к своему телу.
Цель исследования: изучение и описание особенностей отношения детей младшего школьного возраста к своему телу.
Объект исследования: самосознание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: отношение детей младшего школьного возраста к своему телу.
Для достижения поставленной цели в соответствии предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения отношения младшего школьника к своему телу.
3. Проанализировать и описать особенности отношения младшего школьника к своему телу, в том числе, в гендерном аспекте.
Гипотеза: отношение младших школьников к своему телу характеризуется следующими особенностями:
1) самооценка и удовлетворенность младших школьников собственным телом взаимосвязаны;
2) у младших школьников в преддверии пубертатного периода происходят изменения телесности, следовательно, это влечёт перемены в отношении к собственному телу;
3) девочки в младшем школьном возрасте на пути взросления относятся более критично к своему телу, нежели мальчики
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Сравнительный анализ.
3. Наблюдение.
4. Тестирование.
5. Количественный и качественный анализ данных.
Эксперимент проводился на базе средней школы №98 г. Красноярска в 2015 году. В качестве экспериментальной группы выступили учащиеся 4 «Б» и 4 «Г» классов, в количестве 49 человек, из них 31 девочка, 18 мальчиков в возрасте 10-11 лет.
Проблема положительного отношения к телу младшего школьника актуальна как в исследовательском, так и практическом, прикладном аспектах, поскольку положительное отношение к телу - это залог благополучного будущего ребенка. Отношение к телу является неотъемлемой частью развития самоидентичности, обеспечивает личности более устойчивую адаптацию в обществе и эффективное использование своих способностей и возможностей. Эта задача важна на протяжении всей жизни, и формируется она в детстве.
Был проведен теоретический анализ психологической литературы, а также определено понятие «отношение к телу». Таким образом, был сделан вывод о том, что отношение к телу является многоаспектным понятием, изучаемым с позиций различных подходов. В настоящее время большинством исследователей отношение к телу определяется, как способность правильно понимать поведение людей.
Важной составляющей человека является физический облик, который характеризуется типом сложения, половыми, возрастными и расовыми особенностями. Ведь осознание своего физического облика, его эстетического эффекта, является одним из важных условий, активно участвующих в формировании личности и одним из регулирующих факторов поведения любого человека.
Интересным фактом будет являться то, что отношение к собственному телу как неотъемлемой части «Я» может быть объектным и субъектным. Характеризуется отношение к телу в когнитивном, эмоциональном и конативном аспектах.
В работе рассмотрены различные приемы и методы, развивающее положительное отношение к своему телу. Как было выяснено, они кардинально отличаются друг от друга и могут быть интересны для более подробного изучения.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, направленный изучение особенностей отношения к телу у младших школьников.
В ходе исследования было выявлено, что проявление отношения младших школьников представлены тремя уровнями: низким, средним и высоким. Проявление отношения к своему телу младших школьников представлены тремя уровнями: низким, средним и высоким. Среди младших школьников на низком уровне проявления отношения к телу находятся 6%, на среднем уровне - 90%, на высоком - 4%.
Возникает необходимость работы с детьми в препубертатном периоде. Если имеется тенденция понижения принятия телесности за счет внешних изменений, то это повлечёт за собой последствия, которые будут требовать большой и продуктивной работы психолога в будущем. Детям, не принимающих себя телесно, будет сложно наладить отношения в коллективе, с родственниками и близкими. Строить интимные связи с партнером будет проблематично, появляется ряд комплексов, противостоящих естественному и непринужденному общению. И конечно же, воспитание собственных детей таким человеком, отобразится на них не самым лучшим образом.
Для развития у младших школьников позитивного отношения к своему телу мы предложили программу групповых занятий, которые включают элементы танце- двигательной терапии, эмоционально-образной терапии, декоративно-прикладного искусства, фототерапии и психологических упражнений.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении проявления у детей особенностей отношения к телу, влекущего за собой трудности в отношениях с собой, со сверстниками и окружающими взрослыми, проблемы в адаптации и конструктивном взаимодействии. Значимости гармонии души и тела, телесных зажимов и энергетического панциря.
Практическая значимость работы заключается в составлении программы групповых занятий, разработанных на основе тренинга, в которой основным методом коррекции уровня отношения к телу является такой прием как фототерапия, танцетерапия, психологические упражнения.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над коррекцией уровня отношения младшими школьниками к своему телу, а также родителями, интересующимися данной проблемой.
Был проведен теоретический анализ психологической литературы, а также определено понятие «отношение к телу». Таким образом, был сделан вывод о том, что отношение к телу является многоаспектным понятием, изучаемым с позиций различных подходов. В настоящее время большинством исследователей отношение к телу определяется, как способность правильно понимать поведение людей.
Важной составляющей человека является физический облик, который характеризуется типом сложения, половыми, возрастными и расовыми особенностями. Ведь осознание своего физического облика, его эстетического эффекта, является одним из важных условий, активно участвующих в формировании личности и одним из регулирующих факторов поведения любого человека.
Интересным фактом будет являться то, что отношение к собственному телу как неотъемлемой части «Я» может быть объектным и субъектным. Характеризуется отношение к телу в когнитивном, эмоциональном и конативном аспектах.
В работе рассмотрены различные приемы и методы, развивающее положительное отношение к своему телу. Как было выяснено, они кардинально отличаются друг от друга и могут быть интересны для более подробного изучения.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, направленный изучение особенностей отношения к телу у младших школьников.
В ходе исследования было выявлено, что проявление отношения младших школьников представлены тремя уровнями: низким, средним и высоким. Проявление отношения к своему телу младших школьников представлены тремя уровнями: низким, средним и высоким. Среди младших школьников на низком уровне проявления отношения к телу находятся 6%, на среднем уровне - 90%, на высоком - 4%.
Возникает необходимость работы с детьми в препубертатном периоде. Если имеется тенденция понижения принятия телесности за счет внешних изменений, то это повлечёт за собой последствия, которые будут требовать большой и продуктивной работы психолога в будущем. Детям, не принимающих себя телесно, будет сложно наладить отношения в коллективе, с родственниками и близкими. Строить интимные связи с партнером будет проблематично, появляется ряд комплексов, противостоящих естественному и непринужденному общению. И конечно же, воспитание собственных детей таким человеком, отобразится на них не самым лучшим образом.
Для развития у младших школьников позитивного отношения к своему телу мы предложили программу групповых занятий, которые включают элементы танце- двигательной терапии, эмоционально-образной терапии, декоративно-прикладного искусства, фототерапии и психологических упражнений.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении проявления у детей особенностей отношения к телу, влекущего за собой трудности в отношениях с собой, со сверстниками и окружающими взрослыми, проблемы в адаптации и конструктивном взаимодействии. Значимости гармонии души и тела, телесных зажимов и энергетического панциря.
Практическая значимость работы заключается в составлении программы групповых занятий, разработанных на основе тренинга, в которой основным методом коррекции уровня отношения к телу является такой прием как фототерапия, танцетерапия, психологические упражнения.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над коррекцией уровня отношения младшими школьниками к своему телу, а также родителями, интересующимися данной проблемой.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования межличностных отношений младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У
СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ И
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СОБСТВЕННЫМ ТЕЛОМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018



