Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию навыка осознанного чтения у обучающихся 11-12 лет с легкой умственной отсталостью

Работа №156836

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы130
Год сдачи2021
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основания исследования проблемы формирования навыков осознанного чтения у обучающихся 11-12 лет с легкой степенью умственной отсталости 10
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости 10
1.2. Навык осознанного чтения как психолого-педагогический феномен 23
1.3. Особенности формирования навыков чтения у обучающихся 11-12 лет с
легкой степенью умственной отсталости 31
Выводы по 1 главе 43
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков осознанного чтения у обучающихся 11-12 лет с легкой степенью умственной отсталости 46
2.1. Организация и методика исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация констатирующего и формирующего этапов
опытно-экспериментальной работы 52
2.3. Анализ и интерпретация завершающего этапа опытно-экспериментальной
работы 84
Выводы по 2 главе 90
Заключение 93
Библиография 96
Приложения 107


Актуальность исследования. В условиях современной образовательной системы отмечается значительное увеличение количества детей, нуждающихся в особых условиях обучения в связи с особенностями развития. По данным информационно-аналитических материалов доклада заместителя председателя Правительства Красноярского края «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» за 2019 год на территории Красноярского края по состоянию на 10.10.2019 проживают 36304 ребенка с особыми образовательными потребностями, что составляет 5,9 % от общей численности детского населения [32]. Годом ранее,
10.10.2018 года, численность таких детей составляла 33216 человек, что соответствовало 5,3 %. Из них число детей школьного возраста составляло 23037 человек. Согласно данным доклада Министра образования Красноярского края С. И. Маковской на августовском педагогическом совете «Образование - 2020» численность детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья возросла до 24722 ребенка, в том числе более 8 тысяч детей с инвалидностью [22]. А это почти на 2000 детей больше по сравнению с 2018 годом. Немалую часть среди них составляют дети с умственной отсталостью различной степени.
Обучение детей с интеллектуальными нарушениями отличается наличием значительных трудностей, связанных с психофизиологическими особенностями развития. Для обучающихся с олигофренией характерны стойкие нарушения всех психических процессов и их недоразвитие. Речь таких детей отличается бедностью лексического запаса и низким уровнем овладения семантикой слов, особенностями грамматического строя. Развитие речи у обучающихся с умственной отсталости протекает в замедленном темпе. Исходя из этого, можно утверждать, что процесс овладения навыками чтения, обучающимися с интеллектуальными нарушениями сопряжен с наличием ряда трудностей и требует более продолжительного времени.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. каждый человек имеет право на получение образования, более того, дискриминация в сфере образования недопустима [85]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сформированный навык осознанного чтения является важнейшим условием эффективности обучения, как в группе детей, развивающихся по нормальному пути, так и среди детей с дефицитарным развитием.
Проблема поиска способов логопедического воздействия, способствующих формированию навыков осознанного чтения, является актуальной виду широкого распространения среди обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушений процесса овладения навыками чтения в целом и навыком осознанного чтения в частности.
В ходе опытно-экспериментальной работы были решены следующие задачи:
1. Выделена психолого-педагогическая характеристика обучающихся 11-12 лет с легкой степенью умственной отсталости.
2. Раскрыта сущность феномена «навык осознанного чтения» в контексте предмета исследования, заключающаяся в совокупности технических и смысловых умений, ориентированных на декодирование текста, результатом которого является полное и адекватное понимание значений синтаксических единиц текста, осмысление подтекста.
3. Охарактеризованы особенности формирования навыков чтения у обучающихся 11-12 лет с легкой умственной отсталостью, выразившиеся в замедленном протекании процесса формирования или полным отсутствием возможности освоить навык.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современной науке существует множество подходов к пониманию феномена осознанного чтения. Осознанность характеризуется исследователями как понимание прочитанного на уровне слова, текста, понимание фактической стороны текста, понимание подтекста и плана замысла, определение смысловых связей между фрагментами текста, образное представление, кодирование, воображение, запоминание и другие процессы, связанные с мышлением и запоминанием под воздействием читаемого текста.
Теоретические положения первой главы исследования легли в основу опытно-экспериментальной работы...


1. Агаева И.Б. Педагогика детей с интеллектуальными нарушениями : хрестоматия. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2012. - 392 с.
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе : учебник для вузов. - М. : Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
3. Аксенова А.К., Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения / А.К. Аксенова, Н.Г Галунчикова. - М., 1987. - 176 с.
4. Аксенова А.К. Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у
умственно отсталых учащихся на специальных уроках // Дефектология. - 1987. - №6. - С. 33-37.
5. Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: дис. канд. пед. наук / Т.А. Алтухова. - М., 1995. - 234 с.
6. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А Клиника интеллектуальных
нарушений : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 050712.65 (031500) - тифолопедагогика; 050713.65 (031600) - сурдопедагогика; 050714.65 (031700) -
олигофренопедагогика; 050715.65 (031800) логопедия; 050716.65 (031900) - специальная психология; 050717.65 (032000) - специальная дошкольная
педагогика и психология / Р. А. Амасьянц, Э. А. Амасьянц. - М. : Пед. о-во России, 2009. - 320 с.
7. Атрохова Т.В. Психологическая готовность к обучению смысловому чтению обучающихся на ступени начального общего образования : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 / Атрохова Татьяна Витальевна. - Ярославль, 2015. - 217 с.
8. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под общей ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М. : В. Секачев, 2008. - 128 с.
9. Бабина Г.В. Трудности смысловой обработки текста при чтении учащимися с нарушениями речи // Г.В. Бабина, Г.Н. Васильева. Итоги и 103 перспективы : Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного института, 2004. - С.39-46.
10. Баширова Т.Б. Пути становления читательской самостоятельности у учащихся младших классов вспомогательной школы // Дефектология. 1991. - №5. - С. 42-52.
11. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей / М.М. Безруких. - СПб. : «Академия», 2004. - 157 с.
12. Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения / А.А.
Брудный // Проблемы психологии и социологии чтения. - М., 1986. -
С. 162-171.
13. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. - М. : Изв. АПН РСФСР, 1961. - 189 с.
14. Волкова Л.С. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
15. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе : Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой - М. : Школа-Пресс, 1994. - 416 с...97


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ