Логопедическая работа по формированию навыка осознанного чтения у обучающихся 11-12 лет с легкой умственной отсталостью
|
Реферат 2
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основания исследования проблемы формирования навыков осознанного чтения у обучающихся 11-12 лет с легкой степенью умственной отсталости 10
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости 10
1.2. Навык осознанного чтения как психолого-педагогический феномен 23
1.3. Особенности формирования навыков чтения у обучающихся 11-12 лет с
легкой степенью умственной отсталости 31
Выводы по 1 главе 43
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков осознанного чтения у обучающихся 11-12 лет с легкой степенью умственной отсталости 46
2.1. Организация и методика исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация констатирующего и формирующего этапов
опытно-экспериментальной работы 52
2.3. Анализ и интерпретация завершающего этапа опытно-экспериментальной
работы 84
Выводы по 2 главе 90
Заключение 93
Библиография 96
Приложения 107
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основания исследования проблемы формирования навыков осознанного чтения у обучающихся 11-12 лет с легкой степенью умственной отсталости 10
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости 10
1.2. Навык осознанного чтения как психолого-педагогический феномен 23
1.3. Особенности формирования навыков чтения у обучающихся 11-12 лет с
легкой степенью умственной отсталости 31
Выводы по 1 главе 43
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков осознанного чтения у обучающихся 11-12 лет с легкой степенью умственной отсталости 46
2.1. Организация и методика исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация констатирующего и формирующего этапов
опытно-экспериментальной работы 52
2.3. Анализ и интерпретация завершающего этапа опытно-экспериментальной
работы 84
Выводы по 2 главе 90
Заключение 93
Библиография 96
Приложения 107
Актуальность исследования. В условиях современной образовательной системы отмечается значительное увеличение количества детей, нуждающихся в особых условиях обучения в связи с особенностями развития. По данным информационно-аналитических материалов доклада заместителя председателя Правительства Красноярского края «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» за 2019 год на территории Красноярского края по состоянию на 10.10.2019 проживают 36304 ребенка с особыми образовательными потребностями, что составляет 5,9 % от общей численности детского населения [32]. Годом ранее,
10.10.2018 года, численность таких детей составляла 33216 человек, что соответствовало 5,3 %. Из них число детей школьного возраста составляло 23037 человек. Согласно данным доклада Министра образования Красноярского края С. И. Маковской на августовском педагогическом совете «Образование - 2020» численность детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья возросла до 24722 ребенка, в том числе более 8 тысяч детей с инвалидностью [22]. А это почти на 2000 детей больше по сравнению с 2018 годом. Немалую часть среди них составляют дети с умственной отсталостью различной степени.
Обучение детей с интеллектуальными нарушениями отличается наличием значительных трудностей, связанных с психофизиологическими особенностями развития. Для обучающихся с олигофренией характерны стойкие нарушения всех психических процессов и их недоразвитие. Речь таких детей отличается бедностью лексического запаса и низким уровнем овладения семантикой слов, особенностями грамматического строя. Развитие речи у обучающихся с умственной отсталости протекает в замедленном темпе. Исходя из этого, можно утверждать, что процесс овладения навыками чтения, обучающимися с интеллектуальными нарушениями сопряжен с наличием ряда трудностей и требует более продолжительного времени.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. каждый человек имеет право на получение образования, более того, дискриминация в сфере образования недопустима [85]...
10.10.2018 года, численность таких детей составляла 33216 человек, что соответствовало 5,3 %. Из них число детей школьного возраста составляло 23037 человек. Согласно данным доклада Министра образования Красноярского края С. И. Маковской на августовском педагогическом совете «Образование - 2020» численность детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья возросла до 24722 ребенка, в том числе более 8 тысяч детей с инвалидностью [22]. А это почти на 2000 детей больше по сравнению с 2018 годом. Немалую часть среди них составляют дети с умственной отсталостью различной степени.
Обучение детей с интеллектуальными нарушениями отличается наличием значительных трудностей, связанных с психофизиологическими особенностями развития. Для обучающихся с олигофренией характерны стойкие нарушения всех психических процессов и их недоразвитие. Речь таких детей отличается бедностью лексического запаса и низким уровнем овладения семантикой слов, особенностями грамматического строя. Развитие речи у обучающихся с умственной отсталости протекает в замедленном темпе. Исходя из этого, можно утверждать, что процесс овладения навыками чтения, обучающимися с интеллектуальными нарушениями сопряжен с наличием ряда трудностей и требует более продолжительного времени.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. каждый человек имеет право на получение образования, более того, дискриминация в сфере образования недопустима [85]...
Сформированный навык осознанного чтения является важнейшим условием эффективности обучения, как в группе детей, развивающихся по нормальному пути, так и среди детей с дефицитарным развитием.
Проблема поиска способов логопедического воздействия, способствующих формированию навыков осознанного чтения, является актуальной виду широкого распространения среди обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушений процесса овладения навыками чтения в целом и навыком осознанного чтения в частности.
В ходе опытно-экспериментальной работы были решены следующие задачи:
1. Выделена психолого-педагогическая характеристика обучающихся 11-12 лет с легкой степенью умственной отсталости.
2. Раскрыта сущность феномена «навык осознанного чтения» в контексте предмета исследования, заключающаяся в совокупности технических и смысловых умений, ориентированных на декодирование текста, результатом которого является полное и адекватное понимание значений синтаксических единиц текста, осмысление подтекста.
3. Охарактеризованы особенности формирования навыков чтения у обучающихся 11-12 лет с легкой умственной отсталостью, выразившиеся в замедленном протекании процесса формирования или полным отсутствием возможности освоить навык.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современной науке существует множество подходов к пониманию феномена осознанного чтения. Осознанность характеризуется исследователями как понимание прочитанного на уровне слова, текста, понимание фактической стороны текста, понимание подтекста и плана замысла, определение смысловых связей между фрагментами текста, образное представление, кодирование, воображение, запоминание и другие процессы, связанные с мышлением и запоминанием под воздействием читаемого текста.
Теоретические положения первой главы исследования легли в основу опытно-экспериментальной работы...
Проблема поиска способов логопедического воздействия, способствующих формированию навыков осознанного чтения, является актуальной виду широкого распространения среди обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушений процесса овладения навыками чтения в целом и навыком осознанного чтения в частности.
В ходе опытно-экспериментальной работы были решены следующие задачи:
1. Выделена психолого-педагогическая характеристика обучающихся 11-12 лет с легкой степенью умственной отсталости.
2. Раскрыта сущность феномена «навык осознанного чтения» в контексте предмета исследования, заключающаяся в совокупности технических и смысловых умений, ориентированных на декодирование текста, результатом которого является полное и адекватное понимание значений синтаксических единиц текста, осмысление подтекста.
3. Охарактеризованы особенности формирования навыков чтения у обучающихся 11-12 лет с легкой умственной отсталостью, выразившиеся в замедленном протекании процесса формирования или полным отсутствием возможности освоить навык.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современной науке существует множество подходов к пониманию феномена осознанного чтения. Осознанность характеризуется исследователями как понимание прочитанного на уровне слова, текста, понимание фактической стороны текста, понимание подтекста и плана замысла, определение смысловых связей между фрагментами текста, образное представление, кодирование, воображение, запоминание и другие процессы, связанные с мышлением и запоминанием под воздействием читаемого текста.
Теоретические положения первой главы исследования легли в основу опытно-экспериментальной работы...
Подобные работы
- Формирование навыка осознанного чтения у четвероклассников с легкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Формирование навыков осознанного чтения задач по математике в процессе абилитации обучающихся с легкой умственной отсталостью с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Особенности сформированности навыка осознанного чтения обучающихся 5-
6 классов с легкой степенью умственной отсталости
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Обогащение бытового словаря у обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
уровне начального образования во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Мониторинг сформированности навыка чтения предложений у обучающихся с умственной отсталостью в интерактивной среде.
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023



