МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ МЕГА-СОБЫТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МЯГКОЙ СИЛЫ В ПОЛИТИКЕ НА ПРИМЕРЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 И КУБКА КОНФЕДЕРАЦИЙ 2017 ПО ФУТБОЛУ
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения «мягкой силы» и имиджа государства 5
1.1 Теоретический анализ концепции «мягкая сила» 5
1.2 Слагаемые международного имиджа государства 12
Глава II. Использования спортивных событий как инструмента «мягкой силы» в России 29
2.1 Применение инструментов «мягкой силы» в политике России 29
2.2 Влияние организации и проведения спортивных мега-событий на
формирование имиджа России (на примере кубка конфедераций 2017 и чемпионата мира по футболу 2018) 33
Заключение 51
Список используемых источников 53
В современном мире спорт является важной частью позитивного имиджа государства и является основным ресурсом политики мягкой силы государства. В настоящее время спорт приобрел черты важного культурного феномена, обеспечивающего коммуникации как внутри государства, так и на международной арене. Спортивные мероприятия объединяют людей не только в рамках одного государства, но и по всему миру. С развитием спорта возросло его вовлечение в различные сферы жизни людей, включая экономику и политику. При этом, спорт стал не просто предметом политики, а ее инструментом. Более того, спорт стал неким подобием государственного бренда, который оказывает огромное влияние на формирование имиджа страны. Проведение крупных международных мероприятий и фестивалей, достижения спортсменов на крупных международных соревнованиях создают государству привлекательный образ, демонстрируют уровень его развития.
Мягкая сила считается атрибутом, присущим в первую очередь ведущим мировым державам. Сила государства во внешней политике, заключается в возможности добиваться от других желаемых результатов, не применяя военную мощь или любое другое силовое вмешательство. Именно поэтому в XXI веке все большее распространение получают не силовые методы влияния, а духовная и материальная культура, творческая мощь нации, привлекательность социального строя и модели развития страны, спортивные успехи державы.
Объект исследования: международные спортивные мега-события, как инструмент мягкой силы в политике России в 2010-х гг.
Предмет исследования: организация и проведение Кубка Конфедераций 2017 и Чемпионата мира по футболу 2018 как компонента мягкой силы в политике Российской Федерации.
Цель исследования: определить роль крупных международных спортивных мега-событий как компонента мягкой силы в политике России и выявить их значимость для конструирования позитивного имиджа государства.
Достижение поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
1. проанализировать теоретико-методологические основы изучения мягкой силы в политике государств;
2. определить слагаемые международного имиджа государства;
3. рассмотреть особенности применения «мягкой силы» в политике России;
4. определить роль крупных международных спортивных мегасобытий в формировании позитивного имиджа России (на примере «Чемпионата мира по футболу 2018» и «Кубка конфедераций 2017»).
Поскольку современные международные отношения включают в себя множество сфер, то увеличение акторов и усиление конкуренции на международной арене привели к появлению новых инструментов взаимодействия. Наука о международных отношениях на протяжении долгого времени была сосредоточена на изучении вопросов безопасности и военной силы, и лишь в начале 2000-х годов области начинают появляться первые аналитические работы по исследованию спорта как политического инструмента. Введенная в научный оборот Дж. Наем концепция «мягкой силы» сделала особый акцент на использовании непринудительных механизмов и инструментов в мировой политике, таких как спорт. «Мягкая сила» используется государствами с целью обмена универсальными ценностями (например, ценностями спорта, такие как «честная игра»), с помощью которых они могут продемонстрировать свои положительные стороны.
Примером инструмента «мягкой силы» в сфере спорта может послужить спортивное мега-событие. Во-первых, спортивное мега-событие несет за собой значительные социальные, политические, экономические и другие последствия для страны-организатора. Во-вторых, данное мероприятие характеризуется присутствием средств массовой информации, что позволяет привлекать внимание мирового сообщества. Проведение спортивных мега-событий также является местом для использования публичной дипломатии. Например, церемонии открытия спортивных мега-событий представляют собой уникальную площадку, на которой страна-организатор имеет возможность показать положительные аспекты своей истории и культуры зрителям из других стран.
Интерес мирового сообщества к спортивным мега-событиям, которые освещаются средствами массовой информации, создают особые возможности для государств. К возможностям, направленным на внешнюю среду и внешнюю аудиторию, относятся: использование политики, направленной на привлечение внимания мирового сообщества, улучшение имиджа и репутации государства на мировой арене, усиление «фактора хорошего самочувствия» страны и демонстрацию ее сильных сторон. Эти возможности тесно взаимосвязаны, так как они способны повлиять не только на внутриполитическую обстановку, но и на внешнеполитический имидж страны.
В 2018 году мировое сообщество ждет от России мероприятия крупного масштаба - проведения Чемпионата мира по футболу.
Получение страной права на проведение престижного международного соревнования, яркие победы атлетов активизируют патриотические чувства граждан, сплачивают нацию, выступая как эффективное средство консолидации масс. Кроме того, проведение престижного спортивного мероприятия формирует имидж государства за рубежом. Олимпийские игры, Чемпионаты мира и Европы давно уже являются не просто состязанием атлетов, а настоящей политической борьбой, поскольку спорт всегда являлся самой мощной формой национального самовыражения. Все это позволяет политической элите использовать спорт в качестве инструмента «мягкой силы» политического воздействия на мировой сообщество.
Чемпионат мира по футболу - 2018 можно рассматривать как одну из моделей обновления социального пространства в современных условиях российского общества, так как именно подобные мероприятия обеспечивают концентрацию усилий на масштабных имиджевых проектах и призваны стимулировать не только экономический рост, структурную перестройку многих отраслей деятельности, но также мобилизовать идеологические ресурсы страны-хозяйки.
1. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Спорт в палитре международных отношений: гуманитарный, дипломатический и культурный аспекты. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2011, С.4-5.
2. Василенко И.А. Имидж России: концепция национального брендинга // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование.
2012. № 4. С. 67.
3. Гаджиев К.С. Имидж государства в контексте идеологий. М.: Андалус, 2007. С 40
4. Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2005. С. 371.
5. Григоревич В. Всеобщая история физической культуры и спорта / В. В. Григоревич. М.: Советский спорт, 2008. - 285 с.
6. Извеков Н.Н. Факторы, формирующие образ страны в окружающем мире // Обозреватель. 2010. № 1. С. 55.
7. Мартыненко С.Е. Роль спортивной дипломатии в международных отношениях и внешней политике/ С.Е. Мартыненко - Москва: РУДН, 2015. - 152 с.
8. Медведев Д.А. Реализация ресурса «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии России//Мягкая сила. Мягкая власть. Междисциплинарный анализ. Коллективная монография / Под ред. Е.Г. Борисовой. - М.: ФЛИНТА, Наука, 2015. С.50.
9. Пасынкова В. Спорт и политика в Европе / В. Пасынкова. СПб.: Норма, 2014. - 224 с.
10. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект-Пресс, 2002. С 21
11. Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности // Полис. Политические исследования. 2008. № 5. С. 10.
12. Столяров В.И. Современный спорт и олимпийское движение в системе международных отношений / В. И. Столяров, С. Ю. Баринов, М. М. Орешкин. М.: Анкил, 2009. - 348 с.
13. Суворова И.С. Государственная политика как инструмент формирования имиджа страны // Государственное управление. Электронный вестник.
2013. № 40. С. 154.
14. Цыганков П. Политическая социология международных отношений / П. Цыганков. М.: Радикс, 1994. - 208 с.
15. Allison, L., Monnington T. Sport, prestige and international relations // The Global Politics of Sport. 2005. - P. 1-25...51