Введение 3
1 Этико-аксиологические характеристикиарт-сферы 24
1.1. Арт-сфера как пространство этико-морального регулирования
общественных отношений 24
1.2Этика и аксиология арт-менеджмента 42
1.3Управленческая этика в практике арт-менеджмента 55
2.Проблемы и перспективы примененияэтических технологий арт-
менеджмента в арт-сфере 71
2.1 Технологии арт-менеджмента в структуре социокультурного
технологического комплекса 71
2.2 Социально-гуманитарные технологии этико-прикладного знания 87
2.3. Этическая экспертиза в системе арт-менеджмента (на примере
«Stakeholderanalysis») 105
Заключение 123
Библиографический список 126
Приложение 1Акт о внедрении результатов диссертационного 142
исследования(КГБУК «Дом искусств»)
Приложение 2 Акт о внедрении результатов диссертационного
исследования(КГБУК «Красноярская краевая молодежная
библиотека») 143
Приложение 3 Акт о внедрении результатов диссертационного
исследования (МАУ «Дом кино») 144
Приложение 4 Акт о внедрении результатов диссертационного
исследования(МБУК «Канский краеведческий музей») 145
Приложение 5 Акт о внедрении результатов диссертационного
исследования(МБУК «Централизованная библиотечная система для детей им. Н. Островского») 146
Приложение 6 Акт о внедрении результатов диссертационного
исследования(ООО «Красноярская киностудия») 147
Развитие этики в начале XXI века обусловлено ее изначальным предназначением - рефлексией процессов в одной из важнейших социальных подсистем - морали. Зародившаяся в «осевое время» философии морали, она и сегодня выполняет свои базовые функции - регулятивную, ценностно- ориентирующую, гносеологическую, воспитательную, оценочную, мотивационную, коммуникативную, но уже в стремительно меняющемся мире позднего модерна, в информационном обществе, в эпоху глобализации.
Активные и интенсивные процессы развития в различных сферах современного социума актуализируют вопросы этического регулирования общественных отношений, направленного на профилактику и решение моральных дилемм, проблем и конфликтов. Это определяет изменение и самого этического знания, в котором «этика с большой буквы» (В.И.Бакштановский), «общая этика» (Р.Т. де Джордж) дополняется и модернизируется этикой «специальной», включающей в себя прикладную и практическую этику.
Дополнительные механизмы этической регуляции разрабатываются в таких сферах, как интернет и социальные сети, медицинские и клинические разработки; наука и технологии, инновационная экономика, журналистика, образование, экология. Эти и другие сложные, саморазвивающиеся системы общества, меняют качество жизни, определяют новые антропологические характеристики, «лицо» общества; влияют на социальные связи.
Новые социокультурные пространства (области, сегменты) закономерно выстраивают системы внешнего и внутреннего регулирования - правового, финансового, административного, при этом этическое регулирование становится все более значимым. Оно выражается как формирование кодексов социальной ответственности (хартий, деклараций, конвенций).
Вместе с этим ширится этика институтов (социальная этика), цель которой предотвращение несправедливости и моральной аномии. Но этика и мораль - особые формы социальной регуляции, отличающиеся неинституциональным характером. Общественное мнение как один из ее инструментов традиционно выполняло функцию социальной оценки, морально-этической легитимации. В информационном обществе, обществе массовых коммуникаций, общественное мнение, с одной стороны, приобретает небывалую силу, способную влиять на политические, экономические, социальные решения, а с другой - подвержено хорошо отработанным инструментам управления и манипуляции, что существенно ослабляет социальный (в том числе этико-моральный) контроль над управленческими решениями, имеющими глобальные последствия для человечества.
Арт-сфера и арт-рынок - относительно новая
социокультурнаяреальность, где отчетливо прослеживаются перечисленные особенности этико-морального регулирования. Принятие управленческих решений в этой сфере часто имеет неоднозначную этико-моральную оценку, что объясняется столкновением ценностных систем (в том числе и этических) различных заинтересованных сторон (стейкхолдеров), продукт деятельности арт-сферы представляет собой сочетание несочетаемого, «единство противоположностей»: материальных и духовных ценностей, терминальных и инструментальных (М.Рокич), ценностей различных сообществ (религиозных, этнических, профессиональных, корпоративных, клановых), ценностей бескорыстного творчества «голодного художника» и предпринимательского таланта, часто заменяющего «катехизис ответственности» «катехизисом продаж».
...
В результате исследования этических технологий арт-менеджмента как этико-аксиологического инструмента морального регулирования общественных отношений в арт-сфере можно определить результаты и сформулировать следующие выводы:
1. Активное развитие инновационных художественных тенденций в арт-сфере общества, большой опыт художественных практик, авторских школ и творческих деятелей требует обобщения и систематизации в современной гуманитарной науке. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к отрасли «Культура и искусство». Использование данного подхода предполагает точное инструментальное управление художественным процессом и гарантированное достижение поставленных целей.
2. В решении этих стратегических задач особая роль принадлежит этическим технологиям арт-менеджмента, которые являются эффективным механизмом, способствующим изменению сложившейся ситуации и усилению роли государственно-общественного управления в развитии арт- сферы.
3. Особенностью арт-менеджмента является его направленность на использование современных социокультурных технологий управления; разработку и реализацию стратегии художественной деятельности; осуществление систематической деятельности по созданию, сохранению и тиражированию арт-продукта.
4. Общим результатом активной и эффективной стратегии может стать улучшение нравственных общественных отношений в арт-сфере, проектирование содержания новых направлений развития, повышение социальной отдачи от деятельности учреждений культуры и искусства по совершенствованию и развитию уровня этического мастерства арт- менеджеров.
5. Актуальность арт-менеджмента и управления арт-сферой
обоснована развитием технологического обеспечения процесса формирования таких личностных и профессиональных качеств квалифицированных специалистов как этическая компетентность,
активность, ответственность, свободное владение своей профессией, способность к эффективной работе, готовность к постоянному профессиональному росту.
6. В современной социально-культурной и социально-экономической ситуации становление арт-сферы как самоценной части социокультурного пространства соответствует требованиями и переменам, происходящим в современном социуме. В ходе своего возникновения, функционирования и развития данная система демонстрирует социально-культурные и конкурентные преимущества.
7. Исследование роли и значения арт-менеджмента особо актуализируется в связи с тем, что сфера культуры и искусства частично переходит на рыночные отношения, которые настоятельно требуют научного анализа и теоретического обобщения управленческих механизмов на уровне позиционирования и продвижения социокультурных и художественных услуг.
В этой связи, главной задачей арт-менеджмента как вида управленческой деятельности является повышение теоретической значимости и практической применимости технологий и методов, предоставляющих возможность решения многочисленных проблем функционирования и развития арт-сферы.
Арт-менеджмент рассматривается как средство эффективного управления и регулирования арт-сферой в условиях дефицитности ресурсов, так как именно он должен стать технологическим инструментом по формированию благоприятных условий для создания и продвижения моральных и художественных ценностей в социокультурном пространстве.
Следовательно, выдвинутая гипотеза исследования о том, что арт- менеджмент как управленческая деятельность, синтезируя и интегрируя передовые этические практики и инструменты, разрабатывает, внедряет и использует социокультурные технологии, способные повысить внешний и внутренний этический уровень организационной культуры, подтвердилась, поставленные задачи работы осуществлены.
1. Алексина Т.А. Деловая этика: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 384 с.
2. Ариарский М.А., Бутиков Г.П. Прикладная культурология на службе развития личности // Педагогика. - 2001. № 8. - С. 9-16.
3. Ариарский М.А. Креативная личность как предмет педагогической культурологии // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире: VII Международные Лихачевские научные чтения, 24-25 мая 2007 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. - С. 408-411.
4. Ариарский М.А. Прикладная культурология. С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, Ассоциация музеев России. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Эго, 2001. - 287 с.
5. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010.- 228 с.
6. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере
искусства и культуры. Учебн. пособие. Под.ред. Н.И. Аксютика, Е.А. Макаровой. - Мн., 2009. - 131 с.
7. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 228 с.
8. Ашмарин И.И., Юдин Б.Г. Основы гуманитарной экспертизы // Человек. № 3, 1997.
9. Бабенко А.В. О менеджменте художественного рынка в изобразительном искусстве // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 366. - С. 110-111.
10. Бабков В.А. Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт. - М.: Арт-менеджер, 2010. - 416 с.
11. Бадинова Т.В. Этапы становления художественного рынка в культуре России. Санкт-Петербург, 2004. - 317 с.
12. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику: монография. - Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006. - 392 с.
13. Бакштановский В.И. Прикладная этика: лаборатория ноу-хау. Том 2. Кодексы, которые нас выбирают: этическое проектирование как ноу-хау инновационной парадигмы прикладной этики / Монография / Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2010. - 263 с.
14. Балдина О.Д. Вкусы и пристрастия современного
художественного рынка России. - М.: Астрель, 2002. - 256 с.
15. Беляева А.А. Рынок развлекательных услуг России: основные
характеристики и тенденции развития // Известия ИГЭА. 2009. № 3(65). С. 67-70.
... всего 168 источников