Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Просветительская деятельность галереи «Универсум» в контексте развития современных художественных практик

Работа №90771

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость5730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ГАЛЕРЕИ - СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ 7
1.1Ключевые понятия. Функции и типы 7
1.2 Художественные галереи в России. XVIII - перв. пол. XIX в 20
1.3 Художественные галереи в России. II пол. XIX в. - нач. XX в 27
ГЛАВА II. ВЫСТАВОЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОНДЫ ГАЛЕРЕИ «УНИВЕРСУМ» 31
2.1 История галерейного дела в Алтайском крае 31
2.2Выставочно-просветительская деятельность галереи «Универсум» 43
2.3Обзор избранных произведений из фондов галереи «Универсум» 55
Заключение 60
Список источников и литературы 63
Терминологический словарь 71
Список принятых сокращений 75
Иллюстрации

Галереи являются важным звеном в культурной и просветительской жизни своего региона, так как они имеют все инструменты, чтобы формировать эстетические вкусы своих гостей, а так же отражать различные культурные тенденции и являются для региона основной арт-площадкой, а в последние годы становятся все более активными островками просветительской деятельности. После сложного периода 90-х годов, на рубеже ХХ-ХХ1 столетий региональные галереи начинают отвоёвывать свои позиции: галереи Сибири становятся центрами и организаторами художественной жизни нашего региона, выступают посредниками между авторами произведений и зрителями. Благодаря их удачной способности сочетать просветительские и образовательные составляющие галерейного дела, они оказывают огромное влияние на развитие всей художественной и культурной жизни региона.
Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена возникшим интересом научного и художественного сообщества к просветительской деятельности галерей, темпами и особенностями их развития. Неотрывного развития галерейного дела и его синтез с арт-средой и художественным просвещением в целом.
Изучая просветительскую деятельность художественной галереи «Универсум», в первую очередь необходимо разобраться с ключевыми понятиями, для чего будет, необходимо обратится к трудам Т.М. Степанской «Очерки истории искусства Алтая». Северюхин Д.Я. в своём труде он подробно разбирает то, как зарождались первые галереи, коллекционные движения, меценатство. Особым пунктом хочется отметить раздел посвящённый объединениям художников. Доктор философских наук, профессор Суворов Н.Н. «Галерейное дело : Введение в арт-бизнес» делится богатым личным опытом и освещает практические аспекты галерейного дела. Автор рассказывает, на конкретных примерах, о специфики работы художественных галерей.
Большое значение в вопросе изучения специфики развития регионального искусства послужили работы «Динамика развития художественной жизни Алтая», «Свободный художественный рынок и развитие изобразительного искусства России», «Русская художественная традиция в ис-ве Сибири ( конец 20 - начало 21 в.)» доктора искусствоведения, профессора Т.М.Степанской. В этих трудах автор раскрывает основные моменты деятельности художественного рынка региона, указывает его дальнейшие вектора развития, а так же рассматривает вопросы влияния и роли картинных галерей в формировании культуры региона в целом. Т.М.Степанская отводит галереям ключевую роль в формировании нравственных, духовных, культурно-эстетических ценностей в человеке. Галереи становятся площадкой для продвижения в массы идей гуманизма. В.В. и Э.В. Степанские в своих публикациях рассказывают практику проведения выставок на Алтае. В статьях они раскрывают ключевые моменты экспозиции картин на выставочных площадках.
Немаловажную роль в формировании, организации, и проведении выставки занимает куратор выставочной площадки.
Для изучения основной проблемы дипломного исследования использовался труд И.В.Черняевой «Художественные галереи Западной Сибири на рубеже ХХ-ХХ1 вв.». В этой монографии автор очень подробно разбирает основные теоритические аспекты галерейного движения, обращаясь к трудам известных отечественных искусствоведов. И.В.Черняева выявляет специфику и характерные черты региональных галерей, а так же особенности регионального художественного рынка. В данной работе подробно разбирается деятельность основных галерей Сибирского региона, их типология и функции.
Доктор экономических наук Б.А. Денисов освещает в своих статьях экономическую составляющую художественного рынка. Он подробно останавливается на критериях ценности произведений искусства, с материальной точки зрения. Рассказывает о становление аукционных домов, а так же даёт характеристику и общие черты арт-рынка. С.М.Грачёва разбирает внутренние процессы, протекающие в отечественном региональном арт-рынке. Так же подобные процессы в формировании и развитии регионального искусства рассматривает в своём исследовании Н.Н.Вильчик, где она указывает на основные аспекты формирования именно арт-рынка Алтайского региона. Е.Л. Мелихова даёт подробный разбор типологии галерей, как по организационной структуре, так и по предназначению.
Очень подробно освещают кураторскую деятельность в своих искусствоведческих публикациях кандидат искусствоведения Е.Е. Прилашкевич и Д.В.Дёмкина.
Рассматривая степень изученности проблемы, существует необходимость рассмотреть в качестве основной проблемы дипломной работы - просветительскую деятельность галереи «Универсум» города Барнаула, посредством анализа деятельности галереи «Универсум»
Предметом исследования является: просветительская деятельность галереи «Универсум» города Барнаула
Объектом исследования является: просветительская деятельность галереи «Универсум» в период с 2000 по 2019 год.
Цель исследования: определить роль просветительской деятельности галереи «Универсум» города Барнаула.
Поставленная цель определила следующие задачи:
• раскрыть основные ключевые понятия дипломного исследования, такие как «галерея», «выставка», «просветительская деятельность» и т.д.
• рассмотреть историю развития художественных галерей в России.
•проследить развитие галерейного движения на Алтае.
• проанализировать деятельность галерей «Универсум»
Прямыми источниками в данной работе служит деятельность галереи «Универсум»
Методология и методы исследования основаны на исследовании, изучении и использовании научных данных в области искусствознания, истории и социологии. Важное значение в методике исследования имели труды Степанской Т. М., Северюхина Д.Я. ,Суворова Н.Н., Шехтер Т.Е, Карповой А.В, Черняевой И.В. ,Абросимовой, Т. Б. ,Вильчик Н.Н.
По структуре дипломная работа состоит из введения, 2х глав и заключения. В конце работы представлены: список используемой литературы, терминологический словарь, список принятых сокращений, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Художественная галерея является существенным элементом в современной культурной жизни, именно благодаря ей происходит формирование общедоступной просветительской составляющей развития искусства.
Важнейшим звеном современного художественного рынка России являются галереи современного искусства.
Галереи современного искусства играют важнейшую роль в формировании духовно-нравственных идеалов общества. Сложно переоценить значение галерей в сфере эстетического воспитания детей и молодёжи, и всех людей в целом.
Благодаря бурному развитию экономических отношений на рубеже XX¬XXI веков в среде художественного рынка, появился целый спектр таких профессий как «арт-дилер», «арт-менеджер» и «арт-эксперт».
Кураторство является собой ключевым связующим звеном в работе галерей. Именно кураторская деятельность оказывает наибольший эффект на развитие всех арт-процессов протекающих в художественной галерее.
Галерея не является чем-то одним, только выставочным пространством или же только местом купли-продажи произведений искусства. Галерея становится неким форумом, где взаимодействуют и пересекаются целый ряд культурных и экономических направлений, позволяя соединять, культурно¬эстетические начала с коммерческими, просветительскими, научными.
Развитие галерейного дела в России глубоко уходит своими корнями в старую традицию частного коллекционирования. Основоположником данной традиции по праву можно считать Петра I, так как именно он стал осмысленно собирать и коллекционировать многочисленные художественные произведения: живопись, графику и скульптуру. В отличие от своих предшественников, Пётр I воспринимал искусство как область государственных интересов, культурную значимость которого невозможно переоценить. Личный пример монарха оказался заразительным для всех его последующих преемников, а также богатого аристократического сословия. Именно поэтому в XVIII веке открытие частных картинных галерей происходило на фоне разрастающегося коллекционирования аристократами произведений искусства. Позже эту культурную эстафету подхватили богатейшие люди XIX века - известные купцы, чиновники и промышленники. Пик развития отечественного художественного рынка, а значит и галерейного дела, пришёлся на начало XX века. Однако уже к первой четверти XX века он прекратился, со сменой конституционного строя в стране, что произошло вследствие прихода к власти большевиков. Новая советская власть провозгласила отказ от капиталистических принципов, утвердив партийно-государственную монополию на выставочно¬просветительскую деятельность. Своё повторное рождение российский художественный рынок получил на рубеже XX-XXI веков, когда произошёл распад СССР. Именно в этот период начали заново формироваться ключевые экономические аспекты художественного рынка, утраченные в советское время. Сейчас мы можем наблюдать все эти события воочию, так как происходит активная интеграция России в мировые художественные процессы. Вновь в наше время галерейной пространство становится местом сосредоточения культурно-эстетических и экономических начал. Галерея заново обретает статус уникального явления в культуре, способного развивать и формировать художественные вкусы, широкого круга населения.
Галереи современного искусства по праву играют главную роль на просветительском поприще Алтайского края. Они принимают самое активное участие в формировании художественной среды региона.
В связи с постоянно меняющейся политической обстановкой на протяжении всей истории, галерейное движения на Алтая не имеет глубоких и продолжительных традиций.
Из-за сложной экономической обстановки происходит медленное формирования регионального художественного арт-сегмента, что сказывается на его заметном отставании от центральных регионов страны.
Наличие слабых культурных связей между регионами, в силу географической отдалённость от коммерческих центров, что в свою очередь усиливает камерность и определённую верность местным традициям.
Проследив историю развития галереи «Универсум» города Барнаула, и анализируя назначение, можно прийти к выводу, что галерея полностью выполняет функции своего назначения. Художественная галерея качественно и органично вписывается в структуру художественного рынка, успешно выполняет задачи, ставящиеся перед представителями структуры университетских галерей, а именно функции просветительского центра для всех возрастов, сохранения произведений искусства, размещение площадки на базе опорного университета позволяет проводить качественные научные исследования и публикации.
Список источников и литературы
Источники
Прямые:
Галерея «Универсум» г. Барнаул
Фонды галереи «Универсум»
Косвенные:
Труды проф. Степанской Т.М.
Труды канд. искусствоведения Черняевой И.В.
Законодательные и нормативные акты:
О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12января 1996 г. №7-ФЗ// СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.garant.ru/.



1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство, архитектура: Терминологический словарь/ под общ. ред. А.М. Кантора. - М.: Эллис Лак, 2000.
2. Байдуков Г. Азбука потребления / Г. Байдуков [Текст] // Номер один. - Барнаул, 2007. - 7 дек. - С. 26.
3. Байков, В.Д. Как научиться работать на Интернет-аукционе eBay / В.Д. Байков, Д.В. Байков // ДМК-Пресс. - 2007.
4. Балдина О., Вкусы и пристрастия современного художественного рынка. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.
5. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., Т.6. Газлифт - Гоголево. 1971. 624 с.
6. Большая энциклопедия: в 62 т. - М., 2006 - Т. 4.
7. Боровский А., Галереи: чистый лист // Искусство против географии. СПб, 2000
8. Вильчик Н.Н. Особенности развития арт-рынка Сибирского региона //
Арт-менеджер. - 2005. - №2(5) [Элек- тронный ресурс]. - ПКИ: http://www.artmanager.ru/articles/ зс1епсе/121-001.Мш1?
tmp1=component&print=1&page=.
9. Гольман И.А. Искусство как товар: парадоксы и закономерности // Проблемы филологии, культурологии и искусствознания. — 2013. — № 2.
10. Грачёва, С.М. Отечественный региональный арт-рынок в современном художественном пространстве / С.М. Грачёва [Текст] // Учёные записи факультета искусств СПбГУП. - СПб., 2004. - с. 27-33.
11. Груен Н., Концептуализируя художественный рынок // Новый мир искусства. 2001, №4
12. Денисов, Б.А. Первые шаги аукционного дома / Б.К. Денисов [Текст] // Российский экономический журнал. - 1994. - 5/6. - с. 127-128.
13. Денисов, Б.А. К экономическим критериям ценности произведений изобразительного искусства / Б.А. Денисов[Текст] // Российский экономический журнал. - 1996. - №4. - с.105-109.
14. Денисов, Б.А. Нетрадиционный бизнес: Очерки для
непосвящённых[Текст] / Б.А. Денисов. - М. : Рос. экон. журн. : Фонд «За экон. грамотность», 1997. - 95 с.
15. Заковряшина Ж. Поэтика и аскетизм черного и белого / Ж. Заковряшина [Текст] // Свободный курс. - Барнаул, 2014. - 30 июля. - С. 12.
16. Заковряшина, Ж. Это люди, любимые Богом / Ж. Заковряшина [Текст] // Свободный курс. - 2014. - 10 сент. - С. 12.
17. Золотарев, Дмитрий. Альтернативное настоящее / Д. Золотарев [Текст] // Культура Алтайского края. - 2013. - Июнь (№ 2). - С. 25.
18. Золотарев, Дмитрий. Обманчивая легкость / Д. Золотарев [Текст] // Культура Алтайского края. - 2015. - № 4. - С. 18-19.
19. Карпова, Л. Выставка молодая по духу / Л. Карпова [Текст] // Алтайская правда. - 2013. - 2 апр.
20. Карпова, Л. Доставят "Бандеролью" / Л. Карпова [Текст] // Алтайская правда. - 2009. - 19 сент.
21. Квасова, К. Октябрь в «Бандероли» / К. Квасова [Текст] // Вечерний Барнаул. - 2009. - 25 сент. - с.21.
22. Коломеец, А. На позитиве / А. Коломеец [Текст] // Сами. - Барнаул, 2010. - Апр. (№ 8). - С. 7.
23. Корнилов, А. Гонка за лидером / А. Корнилов[Текст] // Алтайская правда. - 2011. - 27 янв.
24. Кочетыгова, Т. Шалопаи-весельчаки в «Открытом небе» [Текст] / Т. Кочетыгова // Вечерний Барнаул. - 2005. - 4 фев.
25. Лазарева, Е. Реальное искусство из виртуального пространства // “Артхроника” - 2000. - № 3-4.
26. Литвина Л.П. Музей современного искусства в России // Панорама культурной жизни Российской Федерации. Вып. 2. - М., 2000.
27. Лысенко, Л. Шаг в открытое небо / Л. Лысенко [Текст] // Информ АБО. - Дек. 2003 - май 2004 (№ 3). - С. 5.
28. Любивая А., Российский музейный сервис на рынке современных туристских услуг: новые направления и подходы. //Инновационные подходы к развитию сферы сервиса: научные исследования, подготовка кадров, предпринимательство. 23-24 апр.2003г// Материалы конференции. Т.1, - СПб, 2003.
29. Мягких С. Небо, открытое искусству / С. Мяггих [Текст] // Барнаул литературный. - 2016. - Март. - С. 96-97.
30. Никишин Н.А., Лебедев А.В., Введение: информационный менеджмент как технология организации музейной деятельности. Музей будущего: Информационный менеджмент / Сост. А.В. Лебедев. - М.: «Прогресс- традиция», 2001.
31. Новые художники. 1982-1987. Антология. Издание ЦСИ Сороса. - СПб, 2000.
32. Попов, С. Искусство и галерея в России / С. Попов [Текст] // Международная жизнь. - 2007. - №3. - с. 145-157.
33. Прилашкевич, Е.Е. Из истории становления кураторской деятельности в России (С.Дягилев - Д. Бурлюк: единство и борьба противоположностей) [Текст] // Дом Бурганова. Пространство культуры: научно-аналитический журнал. - 2008. - №2. - с. 8-20.
34. Прилашкевич, Е.Е. Этика куратора[Текст] // Обсерватория культуры: информационно-аналитический журнал. - 2008. - №5. - с. 54-58.
35. Прокопенко Е. П. Просветительская функция частной галереи / Е. П. Прокопенко ; рук. работы Т. М. Степанская [Текст] // Молодежь - Барнаулу: материалы XII городской научно-практической конференции молодых ученых (15-22 ноября 2010 г.). - Барнаул, 2011. - Т. 1. - С. 44-45.
36. Пыляев М., Старый Петербург. - М.: Золотые книги, 2007.
37. Родион Насакин, «Раз, два, три... Продано!», КомпьютерПресс 7'2004;
38. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1997-2000. - М., 2001.
39. Рыжова Л. Антикризисное искусство / Л. Рыжова [Текст] // Барнаул литературный. - 2016. - Март. - С. 98-100: ил.; цв. ил. 3-я с. обл.
40. Северюхин Д.Я. «Выставочная проза» Петербурга. Из истории художественного рынка. - СПб, 2003. Сб.
41. Северюхин, Д.Я. Старый художественный Петербург = Artistic Petersburg of the times past: рынок и самоорганизация художников от начала 18 века до 1923 г. [Текст] / Д. Северюхин. - СПб. : Мiръ, 2008. - 534 с.
42. Староверова О. П.. По-настоящему - об "Открытом небе" / О. П. Староверова [Текст] // Алтай библиотечный: науч.-практ. сб. - Барнаул: АКУНБ, 2005. - Вып. 9. - 2014. - с. 114-117.
43. Староверова О. Творчество под "Открытым небом" [Текст] / Староверова О. // Информ АБО. - 2003. - май-дек. (Ы 2). - С. 5.
44. Степанская Э.В. Художественная выстка - это публикация нового знания / Э.В. Степанская, В.В. Степанский [Текст] // Материалы научно-практической конференции молодых учёных, посвящённая Дню академии «Региональные проблемы социально-культурной деятельности в сфере образования». Барнаул, 5 марта 2012 г. - Барнаул, 2012.
45. Степанская, Т. М. Русская художественная традиция в ис-ве Сибири ( конец 20 - начало 21 в.) [Текст] / Т.М. Степанская, Л.И. Нехвядович. - Барнаул : Азбука, 2009. - 201с.
46. Степанская, Т.М. Динамика развития художественной жизни Алтая / Т.М. Степанская [Текст] // Вестник гуманитарного научного образования : научно-практический журнал. - 2011. - №9. - с. 29-35.
47. Степанская, Т.М. Свободный художественный рынок и развитие изобразительного искусства в России // Культурное наследие Сибири. - Барнаул, 2005.
48. Степанская, Т.М. Свободный художественный рынок и развитие изобразительного искусства России / Т.М. Степанская // Культурное наследие Сибири : сб. науч. ст. - Вып. 6-7 : Избранные статьи и очерки [Текст] / Т.М. Степанская ; вступ. ст. В.А. Скубнёвского. - Барнаул : Из-во Алт. ун-та, 2005. - с.183 - 189.
49. Степанская, Э.В. Художественная галерея в структуре Алтайского государственного университета / Э.В. Степанская, В.В. Степанский [Текст] // Вестник гуманитарного научного образования. - 2012. - №1 - с. 51-54.
50. Степанская. Э.В. Выставка частной коллекции как развивающаяся на Алтае форма художественной жизни. [Текст] / Э.В. Степанская, В.В. Рынкевич // В мире научных открытий : материалы 1 Междун. науч. - практ. Конференции (30 сентября 2011 г.) : сб. науч. трудов [Текст] / под ред. С.П. Акутиной. - М. : Спутник+, 2011. - с. 9-12.
51. Стровский Л.Е., Казанцев С. К., Паршина Е. А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, с.661-666
52. Суворов, Н.Н. Галерейное дело : Введение в арт-бизнес [Текст] / Н.Н. Суворов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 80с.
53. Тростникова, Алиса. Здесь все честно и открыто[Текст] / А. Тростникова // Вечерний Барнаул. - Барнаул, 2013. - 16 марта. - С. 1.
54. Художественный рынок: вопросы теории, истории, методологии [Текст] / под ред. Т.Е. Шехтер, А.В. Карпова. - СПб. : СПбГУП, 2004. - 232 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ