Введение 3
Глава 1. Организация учебного процесса обучение физике 6
1.1. Календарно-тематическое планирование физики 6
1.2. Структура индивидуально-ориентированных планов по физике 13
1.3. Критерии содержания индивидуально-ориентированных планов по
физике 19
Глава 2. Методические основы применения технологии индивидуально - ориентированной системы обучения физике 26
2.1. Структура учебных занятий по физике 26
2.2. Организация выполнения и проведение учебных занятий на основе
технологии ИОСО физике 44
2.3. Оценка результатов обучения школьников на основе технологии
ИОСО 51
Заключение 74
Библиографический список 75
Индивидуально-ориентированная система обучения как способ управления изменениями практики общего образования разрабатывается, апробируется и внедряется в систему общего образования Красноярского края с 1994 года.
По своей сути Индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО) - психологическая система, направленная на разрешение основного противоречия традиционной школы,связанного с групповой формой организации учебных занятий и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков.
Опираясь на психологические закономерности организации обучения, технология ИОСО создает условия для развития и формирования позитивной субъектности школьников в контексте учебной деятельности, когда ученик как субъект учебного процесса:
1. Имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует ее на решения задач, которые ставит перед ним школа;
2. Осознает мотивы своей учебной деятельности;
3. Планирует свою учебную деятельность;
4. Оценивает последствия своей учебной деятельности;
5. При возникновении трудностей концентрирует свои психические и физические силы на достижении поставленных целей.
Превращение личности учащегося в субъект жизнедеятельности (деятельность, общение и познание) происходит в определенных психологических условиях, которые подразумевают соответствующее развитие его независимости, самосознания, общих и специальных способностей. В эти понятия мы вкладываем психологическое значение, означающее, что:
Самостоятельность- это способность индивида действовать сравнительно активно, умение отстаивать свои интересы;
Самосознание - это осознанное отношение человека к его потребностям и способностям, побуждениям и поведенческим мотивам, опыту и мыслям, выражаемое в реальной самооценке, успешной саморегуляции, позитивном размышлении через оптимальную деятельность.
Способности - это индивидуальные психологические характеристики, определяющие успешность занятия или серии занятий, которые не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, но способствуют легкости и скорости освоения новых способов и методов деятельности.
Развитие и формирование позитивной субъективности школьников в контексте учебной деятельности являются наиболее актуальными задачами современного образования.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема рассматриваемая в выпускной квалификационной работе актуальна. Проблемой исследования явился анализ литературы по технологии Индивидуальноориентированной системы обучения. Особое внимание уделено исследованиям Ярулова А.А., Выготского Л.С., посвящённым сущности выделенной технологии.
Объект исследования: анализ технологий повышающих эффективность процесса обучения учащихся средней школы.
Предмет исследования: анализ технологии индивидуально
ориентированной системы обучения.
Цель исследования: проанализировать и систематизировать литературу по сущности технологии индивидуально ориентированной системы обучения.
Задачи исследования:
1) Проанализировать методическую литературу по технологиям обучения учащихся в школе.
2) Обобщить и систематизировать данную методическую литературу по технологии индивидуально ориентированной системы обучения.
3) Выделить основные пути применения технологии индивидуальноориентированной системы обучения в подготовке учащихся по различным учебным предметам в школе.
4) Оформить выпускную квалификационную работу.
Практическое внедрение Индивидуально-ориентированная система обучения убеждает, что в классах и школах, использующих технологию, создаются условия:
...
Проблема которая рассмотрена в данной выпускной квалификационной работе интересная и актуальная, были выполнены следующие задачи:
1) Проанализирована методическая литература по технологиям обучения учащихся в школе.
2) Обобщена и систематизирована данная методическая литература по технологии индивидуально ориентированной системы обучения.
3) Выделены основные пути применения технологии индивидуально-ориентированной системы обучения в подготовке учащихся по различным учебным предметам в школе.
Таким образом цель проанализировать и систематизировать литературу по сущности технологии индивидуально ориентированной системы обучения в данной работе достигнута. Предполагается при самостоятельной работе апробировать все описанные положения относительно технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.
1. Выготский Л.С. педагогическая психология. - М., 1996.
2. Ярулов А.А. Индивидуально-ориентированная система обучения. - Красноярск, 1999.
3. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
4. Гребенюк Т.Г. Дидактика и педагогическая психология. - Калининград, 1996.
5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
6. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М., 1997.
7. Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. - Свердловск, 1972.
8. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1987.
9. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1988.
10. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.,1969.
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.,1981.
12. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.,1981.
13. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1979.
14. Лысенкова С.Н. Главы будущей книги. - М., 1993.
15. Маркова А.К. Психология обучения подростков. - М., 1975.
16. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. - Рига, 1992.
... всего 30 источников