ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ
В КОНФЛИКТЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Особенности подросткового возраста 8
1.2. Теоретические основы поведения подростков в конфликтных ситуациях 19
1.3. Тренинговые занятия как средство развития конфликтологической
грамотности подростков 29
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ К КОНСТРУКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА 35
2.1. Предпроектное исследование 35
2.2. Развитие конструктивных стратегий поведения в конфликте у подростков
посредством тренинговых занятий 455
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа проектного
исследования 52
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
В области академических наук и школьного образования общепризнано, что школьное посредничество является образовательным, однако, этого не достаточно, образовательное пространство необходимо сделать психологически и социально поддерживающим. В настоящее время создание в образовательных организациях служб медиации в некоторой степени признается специалистами инновацией и большинство таких инициатив, реализуемых в школах, не оцениваются. Эти проблемы возникают из-за трудностей в попытках зафиксировать изменения в учениках или в школьной среде, контролируя, насколько это возможно, внешние воздействия или проводя наблюдения, которые также являются дорогостоящими и ограниченными. Влияние службы медиации на поведение подростков и школьников в целом практически не оценивается.
Однако, несомненно, необходима оценка инновационных альтернатив, планирование и применение которых потребует инвестиций, планов исследований и активизации усилий в области подготовки учителей. Кроме того, подчеркивание положительных аспектов - это призыв включить контент, который облегчает социализацию учащихся и улучшает сосуществование.
Центральной темой данного исследования является анализ представлений о социально-аффективном обучении, осуществляемом с помощью процесса медиации, кроме того, необходимо понимание его влияния на школьника.
Актуальность темы исследования. Межличностный конфликт рассматривается в различных рамках развития подростков. Конфликт, определяемый как поведенческая оппозиция, отличается от связанных конструкций. Рассматриваются различия в отношениях между подростками и между возрастными группами в частоте и интенсивности, разрешении и исходе конфликтов. Подчеркивается влияние установки на конфликтное 3
поведение и его последствия. Имеющиеся данные не свидетельствуют о резких изменениях в поведении в конфликте, в зависимости от возраста или зрелости. Однако при рассмотрении отношений между подростками в конфликте возникают постоянные различия. Утверждается, что социальная реляционная модель, основанная на принципах взаимозависимости и справедливости, обеспечивает альтернативу психоаналитическим, социобиологическим и когнитивно-развивающим объяснениям
конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Теме конфликта посвящено достаточное число публикаций, и часто изменения в обществе связаны с деформаций стереотипов, отражающихся в проявлении конфликтного поведения. Уровень агрессии, как одного из признаков конфликтного поведения, достаточно высок в подростковом возрасте. Также преобладают подростки с негативистской ориентацией личности, в которой он не принимает ни себя, ни других. Необходимы дополнительные исследования современной ситуации поведения подростков в конфликте. Именно эта необходимость и актуальность темы исследования позволила сформулировать предмет, объект, цель и задачи исследования.
Цель - оценить эффективность тренинговых занятий, направленных на развитие конструктивных стратегий поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте.
Объект - стратегии разрешения конфликта в старшем подростковом возрасте.
Предмет - тренинговые занятия как средство развития конструктивных стратегий поведения в конфликте у старших подростков.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение ряда задач:
• рассмотреть теоретические основы поведения подростков в конфликте;
• провести предпроектное исследование поведения подростков в конфликте;
...
Итак, перспективы социальных отношений подчеркивают необходимость дополнительных исследований роли конфликтов в развитии подростков. В литературе отсутствуют наблюдательные исследования, сравнивающие конфликтное поведение подростков с их родителями и сверстниками. Аналогичным образом, необходимы дополнительные исследования конфликтов, чтобы отделить возраст и половое созревание от влияния когнитивных и социальных особенностей.
Подростковый возраст часто связан с поведенческими проблемами. Нарушения в работе учащихся, агрессия и неуспеваемость являются проблемой в школах по всей стране. Проблемное поведение социально определяется как проблема, которая нежелательна социальными и/или правовыми нормами общества и его институтами власти. Такое поведение часто вызывает некоторую форму реакции социального контроля, либо минимальную, такую как заявление о неодобрении, либо крайнюю, такую как тюремное заключение.
Проведенное предпроектное исследование на базе образовательной организации показало, что наиболее характерными чертами группы подростков являются вспыльчивость, обидчивость и подозрительность. А в ходе конфликта подростки чаще всего выбирают стратегию поведения - соперничество.
Для подростков наиболее характерны обидчивость и подозрительность, которые возникает из-за отсутствия понимания происходящего, причин возникновения конфликта и недостатка знаний и навыков у подростков, находящихся в конфликте, об инструментах перевода деструктивного конфликта в конструктивный конфликт.
Тестирование подростков в образовательной организации показало необходимость проведения серии тренингов по повышению конфликтологической грамотности.
Как показывает анализ, после проведения тренинговых занятий основным тип поведения подростков в конфликте становится
сотрудничество(50%) и компромисс (по 35%) респондентов. Для достижения удовлетворенности конфликтующих сторон более желателен такой тип поведения как компромисс.
Все подростки улучшили навыки конструктивного ведения и выхода из конфликта, пополнили знаниями в этой области и, соответственно, собираются применить их на практике. Анализ показал, что основным проявлением позитивной агрессивности после проведения тренингов является напористость, но показатель неуступчивости значительно снижен (40%), то есть подростки задумались о необходимости компромисса и не всегда в споре следует быть напористым.
Для подростков главное - оценить обстановку в конфликте ,чтобы выработать свою стратегию поведения, что можно отметить как крайне позитивный факт работы над проектом.
При этом для подростков характерно понимание причин конфликта, подростки стараются встать на позицию оппонента, чтобы понять его мотивы. Всему этому они учились на тренинговых занятиях.
Результаты тестирования после серии тренингов показывают, что для группы подростков высокий уровень нетерпимости снизился до среднего (с 65% до 35%), а так же изменился показатель мстительность, он снизился с 45% до 20%. Такая позиция подростков в конфликте улучшает способности подростка к конструктивному его разрешению и оценивается негативно.
Как показывают данные тестирования, после проведенных тренингов характерная для подростков вспыльчивость снизила показатель с 75% до 45%. Обидчивость снизилась с 60% до 50%, а подозрительность снижена с 50% до 15%.
...
1. Барановская А.В. Связь выбора стратегии поведения в конфликте у подростков старшего школьного возраста с гендерной идентичностью // Вестник Псковского Государственного Университета. Серия: психологопедагогические науки. Псков, 2016. № 3. С. 84-88.
2. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2018. 478 с.
3. Вокуева А.С. О роли педагога в возникновении и разрешении конфликтов в образовательном учреждении // Бюллетень науки и практики, 2019. Т. 5. № 7. С. 390-394.
4. Выготский Л.С. Педология подростка: учеб. пособие. М.:
Издательство БЗО 2 МГУ, 1931. 273 с.
5. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб: Питер, 2011. 414 с.
6. Грибовская А.И. Внутриличностные конфликты в подростковом возрасте // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А.В. Буровой (г. Астрахань, 19 апреля 2020 г.). Астрахань: АГУ, 2020. С. 83-85.
7. Гришанкова Е.И. Внутриличностные конфликты как неотъемлемая составляющая структуры личности в подростковом возрасте // Вестник Науки и Творчества. 2020. № 4(52). С. 22-24.
8. Ермолаева М.В. Психология развития: методическое пособие для студентов. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2020. 362 с.
9. Железняк А.А. Особенности конфликта в подростковом возрасте // Евразийский юридический журнал, 2020. № 9 (148). С. 422-424.
10. Захаров В. П. Социально-психологический тренинг : учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1989. 56 с.
11. Игра в тренинге. Личный помощник тренера / Е.А. Леванова [и др.]. - СПб.: Питер, 2011. С. 11-12.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // СПб: Издательство "Питер", 2000. С.401-405.
13. Кабиева А.Е. Конфликты в подростковом возрасте // Материалы
VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 04-06 декабря 2019 г.).
Новосибирск: НГПУ, 2019. С. 280-281.
14. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития). М.: ГАРДАРИКИ, 2008. 159 с. Электронная библиотека. URL: klex.ru/bxz (дата обращения: 15.05.2021).
15. Колмогорова А.В. Конфликты в подростковом возрасте// Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. (г. Новосибирск, 14-16 марта 2020 г.). Новосибирск: НГПУ, 2020. С. 284-285.
16. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с. Электронная библиотека. URL: www.klex.ru/355 (дата обращения 15.05.2021)
... всего 50 источников