Введение 9
Глава 1. Проблемы организации оценивания коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения физике в основной школе 14
1.1. Состояние исследуемой проблемы на современном этапе развития
общего образования 14
1.2. Структура и содержание системы заданий направленных на
формирование и развитие коммуникативных УУД в процессе обучения физике 25
Глава 2. Методика оценки уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий 488
2.1. Структура и содержание системы средств для оценки уровня
сформированности коммуникативных УУД 488
2.2. Экспериментальная проверка функционирования разработанной
методики 655
Заключение 73
Библиографический список 75
В настоящее время в системе среднего образования происходит поэтапное внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в основу которого заложены требования современного постиндустриального общества к качествам личности, необходимым для последующей трудовой деятельности в условиях этого общества. Проекцией этих качеств на результаты обучения являются универсальные учебные действия.
Под универсальными учебными действиями принято понимать способность субъекта активно осваивать новые знания и овладевать новыми умениями как основой саморазвития и самосовершенствования. В более узком значении этот термин определяется как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование учебных умений, включая организацию этого процесса [18].
Универсальные учебные действия коммуникативного блока занимают особое место в общей системе УУД. Данные умения особенно существенными становятся в условиях необходимости работы учащихся с различными видами информации и осуществления различных видов сотрудничества между ними на этой основе. Развитие коммуникативных УУД, таким образом, является основой формирования личностных, регулятивных и предметных умений. Учащийся готовится сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания, точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей.
К сожалению, анализ существующей образовательной практики показывает, что традиционные формы и методы обучения не позволяют
получить высоких результатов в процессе овладения личностью знаниями, умениями, навыками в сфере получения, передачи и обмена информацией, выражающихся через использование способов деятельности,
обеспечивающих субъекту эффективность общения.
Основой планирования профессиональной деятельности учителя, направленной на развитие коммуникативных УУД обучаемых, является определение основных закономерностей и критериев эффективности этого процесса, а также соответствующий измерительный инструментарий для выявления уровня сформированности коммуникативных УУД учащихся. Анализ многочисленных работ, посвященных формированию универсальных учебных действий учащихся основной школы, знакомство с опытом работы учителей показывает, что на данный момент существует недостаточное количество методических работ, посвященных проблемам оценивания уровня сформированности УУД, в том числе, коммуникативных.
Таким образом, можно выделить следующие противоречия:
• между требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к формированию коммуникативных УУД учащихся и низким уровнем сформированности их у выпускников.
• Между достаточной изученностью общих вопросов, связанных с формированием коммуникативных УУД обучаемых и недостаточной разработанностью проблемы оценки уровня их сформированности в процессе обучения в основной школе.
Противоречия определили проблему исследования, которая состоит в разработке системы оценочных средств и методики их применения в процессе формирования коммуникативных УУД обучаемых при изучении физики в основной школе...
Практическая ценность проведенного исследования заключается в разработке и внедрении в практику обучения физике разработанной методики оценки сформированности коммуникативных УУД учащихся в МБОУ СШ № 27 г. Красноярска. Подтверждена эффективность
предложенной методики.
Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности учебного процесса обучения по физике в условиях перехода на ФГОС, что приводит к полноценному развитию и формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Выполненное исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. Предложенная в настоящем исследовании методика оценки сформированности коммуникативных УУД учащихся обеспечивает повышение уровня успеваемости учащихся в дальнейшем на занятиях по физике. Экспериментально доказана эффективность использования предложенной методики оценки коммуникативных УУД. Таким образом, поставленная цель исследования достигнута. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале исследования.
Проведенное дидактическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование и развитие коммуникативных УУД сложный и многоплановый процесс, требующий системного подхода к анализу закономерностей его протекания. Основой этого должна служить специально разработанная методика оценивания уровня сформированности коммуникативных УУД, направленная на выявление динамики процесса их развития.
2. Предлагаемая методика успешно функционирует в процессе обучения физике учащихся основной школы при выполнении ими заданий, направленных на формирование и развитие коммуникативных УУД.
3. Проведенный эксперимент по внедрению методики показал, что наблюдается положительная динамика в развитии уровня сформированности коммуникативных УУД обучаемых. Применение результатов исследования возможно в учебном процессе по физике основной школы.
Проведенное исследование позволяет выделить перспективное направление в разработке проблемы развития коммуникативных УУД учащихся в учебном процессе по физике. Это проблема, связанная с исследованием влияния уровня сформированности коммуникативных УУД учащихся на процесс формирования личностных, регулятивных и предметных умений.