Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №156756

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования системы дополнительного образования 9
1.1. История развития дополнительного образования школьников в
России 9
1.2. Анализ литературы по организациям и содержанию дополнительного
математического образования 13
1.3. Требования к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ 21
Глава 2. Практика разработки и реализации дополнительных образовательных программ по математике средней общеобразовательной школе 32
2.1. Классификация программ дополнительного образования детей 32
2.2. Содержание дополнительных программ по математике 43
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 58
Заключение 63
Библиографический список 64
Приложения

В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионольно-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и творчества. Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Научно - технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Образовательный стандарт нового поколения ставит новые цели. У детей изменяется характер учебной деятельности, содержание учебного материала представляет собой систематическое изложение основ наук. Новые знания обогащают и расширяют представления подростков об окружающей действительности, открывают новые области явлений, интересы становятся более устойчивыми, перестают носить эпизодический характер. Обучающимся необходимо привить две группы новых умений. Речь идет, во - первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия.
Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно -исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы среднего общего образования.
Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учебного материала и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте, содействует развитию психологических процессов школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся. Программа выражает целевую направленность на развитие интеллектуальной деятельности школьников и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, анализировать, выдвигать гипотезу, обоснованно делать выводы, доказывать.
Цель исследования теоретически обосновать, спроектировать и реализовать дополнительную образовательную программу по математике
Объект исследования: образовательный процесс дополнительного образования по математике у учащихся средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: проектирование и реализация дополнительных программ по математике в средней школе.
В основу нашего исследования положена следующая гипотеза: если наряду с основной образовательной программой реализуется и дополнительная образовательная программа, то это будет способствовать повышению мотивации обучающихся и формированию успешных образовательных результатов.
Задачи исследования:
1) Определить теоретико-методологические основания проектирования дополнительной образовательной программы для обучающихся по математике.
2) Выявить и классифицировать с учётом причин возникновения типичные школьные трудности при обучении учащихся по математике.
3) Разработать модель дополнительной образовательной программы по математике.
4) Экспериментально проверить эффективность разработанной программы и подготовить методические рекомендации.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование школьников, анализ продуктов деятельности обучающихся и организация, проведение педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские и практические умения учащихся, включает их в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую. В школьном курсе не рассматриваются темы, содержание которых может способствовать интеллектуальному, творческому развитию школьников, расширению кругозора и позволит увидеть необычные стороны математики и ее приложений
Практическая значимость работы данной программы состоит в том, что учащиеся смогут освоить ряд предметных умений (планировать свою деятельность, контролировать выполненные действия) и общеучебных умений (вести диалог с учителем, с одноклассниками, защита своих взглядов, устанавливать контакты с целью выполнения заданий за пределами школы). Безусловно, полезным окажется и опыт практической деятельности, приобретенный в результате выполнения заданий.
Во Введении обоснована актуальность исследования, сформулирована его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; раскрыта практическая значимость, охарактеризованы методы исследования.
В первой главе были охарактеризованы проблемы дополнительного образования в педагогической науке. Были выделены особенности проектирования дополнительных программ.
Во второй главе представлены методические разработки дополнительных занятий. Проведена экспериментальная проверка эффективности данных разработок; проанализированы полученные результаты.
В Заключении подведены итоги работы, обозначены перспективы дальнейшего исследования.
В Приложение представлен: план-конспект занятий.
Актуальность программы определяется также общей задачей оптимизации учебного процесса в условиях школы. Однообразность какой- либо работы снижает интерес к ней. Поэтому сегодня становится необходимым обучить учащихся современным технологиям. Для этого на занятиях будут использоваться активные формы работы. Содержание курса составляют разнообразные задачи, имеющие жизненно-практическую ценность, что положительно скажется на понимании учащимися прикладного характера знаний по математике, поскольку математика проникла практически во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности. Это предполагает определённый стиль мышления, вырабатываемый математикой. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у детей умения учиться самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы; непрерывность - процесс длительного ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся, обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда , повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса , через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом; формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой; приобретение коммуникативных умений.
Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий в классе, в группе для развития духовно-богатой, творчески- мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребёнка с учётом его интересов и наклонностей. Носителем собственного метода познания мира является математика, с помощью которой рассматриваются формы и взаимное расположение предметов.
Результатом работы является спроектированные дополнительные образовательные программы. Было установлено, что если в процессе изучения математики реализовать дополнительные занятия, то это будет способствовать повышению мотивации обучающихся и формированию успешных образовательных результатов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы были изучены требования федерального государственного образовательного стандарта для дополнительных образовательных программ.
Были рассмотрены подходы к проектированию дополнительных образовательных программ по математике.
Мы разработали дополнительные образовательные программы по математике. Также нами подобран комплекс задач с уклоном на проектную деятельность. В задачах используется профессиональная лексика, даны необходимые определения и справочный материал.
При проведении дополнительных занятий по математике был сделан вывод о том, что уровень результатов школьников возрос, также увеличился уровень мотивации учащихся.
Проведенное нами исследование и полученные результаты позволяют утверждать, что поставленная цель и задачи магистратской диссертации были достигнуты. Гипотеза была подтверждена частично; для более полного подтверждения необходимо продолжить дальнейшую экспериментальную работу. Проводить дополнительные занятия по математике необходимо и целесообразно.
Перспективы дальнейшего исследования данной проблемы видится в усовершенствовании дополнительных образовательных программ по математике, в том числе на основе использования цифровых образовательных ресурсов и компьютерных сред.



1. Айзенк, Г. Новые IQ тесты [Текст] / Г. Айзенк. - М.: Эксмо, 2003. - 192 с.
2. Альхова, З. Н. Внеклассная работа по математике [Текст] / З. Н. Альхова, А. В. Макеева. - Саратов: Лицей, 2001. - 288 с.
3. Афанасьев, С. П. Сто отрядных дел [Текст] / С. П. Афанасьев, С. В. Коморин. - Кострома: МЦ Вариант, 2000. - 112 с.
4. Балк, М. Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике [Текст] / М. Б. Балк. - М.: ГУПИ МП РСФСР, 1956. - 248 с.
5. Блохина, А. Г. Методы быстрого устного счета [Электронный ресурс] / А. Г. Блохина. - Режим доступа:http://www.kata-log.ru/education/metody-bystrogo-ustnogo-scheta.html.
6. Галкин, Е. В. Нестандартные задачи по математике: задачи с целыми числами [Текст] / Е. В. Галкин. - Челябинск:Взгляд,2005. - 271 с.
7. Гарднер, М. Математические головоломки и развлечения [Текст] /
М. Гарднер . - М.: Мир, 1999. - 447 с.
8. Генкин, С. А. Ленинградские математические кружки [Текст] /
С. А. Генкин, И. В. Итенберг, Д. В. Фомин. - Киров: АСА, 1994. - 272 с.
9. Горев, П. М. Журнал математического кружка как средство развития творческих способностей школьников [Текст] / П. М. Горев // Проблемы современного математического образования в педвузах и школах России: тезисы докладов III Всероссийскойнаучнойконференции. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. - С. 68.
10. Горев, П. М. Материалы к проведению школьной олимпиады по математике в 5-9 классах [Текст] / П. М. Горев. - Киров, 2000. - 8 с.
11. Горев, П. М. Об организации системы дополнительного математического образования в средней школе [Текст] / П. М. Горев // Вопросы технологии в обучении математике: материалы региональной научно¬практической конференции «Преподавание математики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики». - Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. ин-та,2003. - С. 36-39.
12. Горев, П. М. Система внеклассной работы по математике в средней школе № 21 города Кирова[Текст] / П. М. Горев // Российские регионы: проблемы, суждения, поиск путей развития: тезисы IV межрегиональной научно-практической конференции. - Киров: ВСЭИ,2001. - С. 174.
13. Детская энциклопедия. Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.childrenpedia.org/2/contents4.html.
14. Дьюдени, Г. Э. 200 знаменитых головоломок мира [Текст] / Г. Э. Дьюдени, пер. с англ. Ю. Н. Сударева. - М.: АСТ, 1999. - 352 с.
15. Екимова, М. А. Задачи на разрезание [Текст] / М. А. Екимова, Г. П. Кукин. - М.: МЦНМО, 2002. - 120 с.
16. Задачи [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.problems.ru.
17. Задачи на смекалку [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://mat-of-all.narod.ru/zadachi.htm.
18. Задачи со спичками [Электронныйресурс] // Режим
доступа: http://www.nazva.net/rubric/17.
19. Зайцева, И. А. Персональный сайт учителя математики и информатики
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http ://www.zaitseva-
irina.ru/html/f1148360210.html.
20. Зильберберг, Н. И. Приобщение к математическому творчеству [Текст] / Н. И. Зильберберг . - Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1988. - 96 с.
21. История появления и развития чисел [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.chisla.net.ru/sto.php.
22. Кабинет арифметики [Электронный ресурс] // режим доступа: http ://www.arifmantica.narod.ru/p38.htm.
23. Канель-Белов, А. Я. Как решают нестандартные задачи [Текст] /
А. Я. Канель-Белов, А. К. Ковальджи; под ред. В. О. Бугаенко. - М.: МЦНМО,2004. - 96 с.
24. Клуб учителей начальной школы [Электронный ресурс] // Режим
доступа:http://www.4stupeni.ru/stady/olimp/5360-chislovye-rebusy.html.
25. Козлова, Е. Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка) [Текст] / Е. Г. Козлова. - М.: МЦНМО, 2004. - 165 с.
26. Комбинаторика [Электронныйресурс] // Режим доступа:http://e-lib.gasu.ru/eposobia/deev/kombina.htm.
27. Крымова, Л. Н. Метод проектов в обучении математике [Текст] / Л. Н. Крымова // Математика в школе. - 2006. - № 4. - С. 62-68.
28. Логические задачи и головоломки. Логика и рассуждения [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.smekalka.pp.ru/math logic.html.
29. Логические задачи и головоломки. Задачи на взвешивания и переливания [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.smekalka.pp.ru/ weight.html.
30. Малый мехмат МГУ [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://mmmf.math.msu.su/archive/20052006/z5/17.html.
31. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
32. Перелыгина, О. Н. Внеклассная работа по математике [Текст]: дисс. ...канд. пед. наук / О. Н. Перелыгина. - Улан-Удэ, 2007. - 31 с.
33. Петраков, И. С. Математические кружки в 8-10 классах [Текст]: кн. для учителя / И. С. Петраков. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
34. Саженина, Е. С. Учимся решать логические задачи [Электронный ресурс] / Е. С. Саженина. - Режим доступа:http://logika.vobrazovanie.ru/index.php?link=pereliv.html&&a=0.
35. Случайное событие и его вероятность [Электронный ресурс]: реферат // Режим доступа:http://www.bestreferat.ru/referat-88647.html.
36. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся
[Текст]: практическое пособие для работников общеобразоват.
учреждений / И. С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
37. Серебровская, Е. К. Опыт внеклассной работы по математике в 5-7 классах [Текст]: пособие для учителей / К. Е. Серебровская. - М.: ГУПИ МП РСФСР, 1954. -143 с.
38. Спивак, А. В. Математический кружок. 6-7 классы [Текст] / А. В. Спивак.
- М.: Посад, 2003. - 128 с.
39. Теория вероятностей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.erudition.ru/referat/ref7id.24255 1.html.
40. Умники и умницы: заочная школа для учащихся 5 классов [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.aleks-umniki.narod.ru/p76aa1.html.
41. Хинчин, А. Я. О воспитательном эффекте уроков математики [Текст] / А. Я. Хинчин // Повышение эффективности обучения математике в школе / Сост. Г. Д. Глейзер. - М.: Просвещение, 1989. - С. 18-37.
42. Центр дистанционного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.elitarium.ru/2004/07/22/istorija vozniknovenija kriptografii.html.
43. Шклярский, Д.О. Избранные задачи и теоремы элементарной математики [Текст] / Д. О. Шклярский, Н. Н. Ченцов, И. М. Яглом. - М.: Наука, 1954.
- 267 с.
44. XIX Международная конференция по народному образованию
1956 Рекомендация «Обучение математике в средней школе» [Электронный ресурс]. URL: http://www.math.ru/conc/olddocs/1968-unesco.htm(дата
обраще-ния 08.06.2018).
45. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ// Молодой учёный. — 2015. — №15. — С. 567-572.
46. Буйлова Л. Н. Технология разработки и экспертизы дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности//Методическое пособие. - 2015. - С. 6-100.
47. Буйлова Л. Н. Методические рекомендации по разработке и оценке
качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ//Методическое пособие. - 2016. - С. 4-36.
48. Воронина Е.А. Проектирование дополнительных общеразвивающих программ в современном нормативном правовом поле//Информационно¬методический и научно-педагогический журнал. - 2015. - Интернет-журнал "Источник".
49. Писарев А.Е. Как организовать аттестацию учащихся в детском
объединении учреждения дополнительного образования//Методическое пособие. - 2012. - С. 4-7
50. Концепция развития математического образования, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации № 2506-р от 24 декабря 2013 года;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ