Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития художественно-графических умений и навыков у младших школьников с помощью рисования книжной иллюстрации 5
1.1 Сущность основных понятий: «умения», «навыки», «художественнографические умения и навыки» 5
1.2 Особенности развития художественно-графических умений и
навыков у младших школьников 20
1.3 Книжная иллюстрация как средство развития художественно
графических умений и навыков у младших школьников 30
Выводы по первой главе 39
Глава II. Экспериментальная работа по выявлению актуального уровня развития художественно-графических умений и навыков у младших школьников 41
2.1 Организация и анализ результатов констатирующего
эксперимента 41
2.2 Составление серии занятий, направленных на развития художественно-графических умений и навыков у младших школьников посредством рисования книжной иллюстрации 49
2.3 Методические рекомендации по проведению серии занятий,
направленных на развитие художественно-графических умений и навыков у младших школьников 55
Выводы по второй главе 58
Заключение 61
Библиография 64
Приложение 68
Приложение А 69
Приложение B 72
Приложение C 75
Приложение D 77
Главной задачей образовательного процесса является формирование всесторонней, гармонично развитой личности. Творческая деятельность способствует этому личностному развитию. На уроках изобразительного искусства ребенок учится не просто рисовать линии карандашом, он учит воплощать свои идеи на бумаге.
Изобразительная деятельность младших школьников является средством самовыражения, но из-за недостатков умений и навыков, которые необходимы для создания рисунка, ученики не могут передать какой-либо представляемый в голове образ. Овладев необходимыми художественнографическими умениями и навыками, ученики способны более точно изобразить задуманное на бумаге.
Художественно-графические умения и навыки начинают формироваться еще до школы - в детском саду. Но к началу обучения в школе большинство детей не владеют ими в совершенстве. Одной из важных задач учителя на уроках изобразительного искусства является развитие художественно-графических умений и навыков.
Изучением проблемы формирования и развития художественнографических умений и навыков и младших школьников занимаются следующие ученые и педагоги: Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Е.И. Игнатьев,
O. Б. Иншакова, Н.А. Ветлугина, И.Л. Волков, О.В. Островская, В.Н. Карлсон,
P. В. Паранюшкин, В.И. Киреенко и другие авторы.
Цель исследования: Определить актуальный уровень развития художественно-графических умений и навыков у младших школьников. Разработать занятия, направленные на развитие художественно-графических умений и навыков младших школьников.
Объект исследования - процесс развития художественнографических умений и навыков младших школьников.
Предмет исследования - рисование книжной иллюстрации как средство развития художественно-графических умений и навыков младших школьников.
Гипотеза - развитие художественно-графических умений и навыков младших школьников будет проходить более эффективно, если:
• на уроках изобразительного искусства изучать книжную иллюстрацию;
• на уроках изобразительного искусства давать задания с учетом возрастных особенностей, возможностей и интересов учащихся;
• на уроках изобразительного искусства использовать разнообразные графические материалы и техники.
Задачами данной работы являются:
1) Проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2) Раскрыть сущность основных понятий: «умения», «навыки»,
«художественно-графические умения и навыки».
3) Рассмотреть особенности развития художественно-графических умений и навыков у младших школьников.
4) Раскрыть понятие «книжная иллюстрация».
5) Изучить роль влияние книжной иллюстрации в развитии художественнографических умений и навыков младших школьников.
6) Организовать и провести экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня развития художественно-графических умений и навыков младших школьников.
7) Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
8) Разработать серию занятий, направленных на развитие художественнографических умений и навыков и разработать методические рекомендации по проведению данных занятий.
Методы исследования:
• общенаучные методы исследования (анализ, обобщение, эксперимент)
• праксиметрический метод
База исследования: МБУО школа № 95 г. Железногорск. В
констатирующем эксперименте приняло участие 13 учеников 2 «Б» класса.
В ходе работы нами были выполнены поставленные задачи:
1. Была изучена психолого-педагогическая литература на тему развития художественно-графических умений и навыков у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Вопросом изучения формирования и развития художественнографических умений и навыков занимались педагоги, психологи и ученые, как В.С. Кузин, Т.С. Комарова, О.А. Бакиева, Е.И. Игнатьев, О.Б. Иншакова, В. И. Киреенко, И. П. Подласый.
2. На основе изученного материала были раскрыты основные понятия: «умение», «навык», «художественно-графические умения и навыки», «книжная иллюстрация».
Умение - владение приемами, действиями по усвоению знаний на практике. Навык - это умения, доведенные до автоматизма. Художественно-графические умения и навыки формируются и развиваются на уроках изобразительного искусства. К ним относятся: умение передавать пропорции, форму, характер предмета, последовательное выполнение работы, владение художественнографическими инструментами и материалами, владение художественно-графическими средствами. Книжная иллюстрация является способом передачи смысла текста с помощью изображения.
3. Были рассмотрены особенности развития графических умений и навыков у младших школьников и влияние книжной иллюстрации на развитие изобразительных умений и навыков.
При развитии художественно-графических умений и навыков необходимо учитывать возраст. В начальной школе большинство художественно-графических навыков еще недостаточно
сформированы. Так же необходимо развивать глазомер и моторику, обучить поэтапному построению формы. Через рисование книжной иллюстрации, дети младшего школьного возраста учатся выполнять работу от общего к частному, правильно пользоваться графическими инструментами и средствами, развивают умение передавать характер через силуэт, выразительную позу, жесты, передавать форму и пропорции предмета.
4. Для определения актуального уровня развития художественнографических умений и навыков нами были подобраны три критерия оценки:
- I. «Умение передавать пропорции и форму предмета»;
-II. «Двигательный навык - произвольное изменение амплитуды, направление движения подчинение движения соразмерению отрезков по длине, проведение повторных однородных движений»;
-III. «Умение применять в работе художественно-графические
средства».
5. Для определения актуального уровня развития художественнографических умений и навыков у младших школьников, нами был организовано и проведено экспериментальное исследование, с использованием трех методик.
В ходе экспериментальной работы было выяснено, что по критерию «умение передавать пропорции и форму предмета», среди младших школьников, участвовавших в эксперименте, преобладает средний уровень развития. По критерию «двигательный навык - произвольное изменение амплитуды, направление движения, подчинение движения соразмерению отрезков по длине, проведение повторных однородных движений» большинство участников эксперимента справилось на среднем уровне. В результатах задания по критерию «умение применять в работе художественно-графические средства» преобладает низкий уровень развития. Однако общий уровень развития графических умений и навыков среди участников эксперимента, мы определили как средний.
По итогам констатирующего эксперимента были сделаны выводы о необходимости развития художественно-графических умений и навыков у младших школьников.
Для достижения этой цели была составлена серия занятий, направленных на развитие таких художественно-графических умений и навыков, как:
1) Умение передавать пропорции и форму предмета;
2) Владение художественно-графическими средствами;
3) Двигательный навык (направление движения, произвольное изменение амплитуды, умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, ритмичное проведение повторных движений);
4) Владение художественно-графическими материалами и
инструментами;
5) Поэтапное выполнение работы от общего к частному;
6) Умение передавать характер с помощью выразительной позы, жестов, силуэта.
7) Знакомство школьников с искусством книжной графики.
1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя/ А.Д. Алехин - М.: Просвещение 1984. 160с.
2. Алехин, А.Д. Когда начинается художник/ А.Д. Алехин - М.:
Просвещение 1994. 160с.
3. Бабинский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности/ Ю.К. Бабинский - М.: Знания 1981. 96 с.
4. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание/ А.В. Бакушинский - М.: Просвещение 1922г. 304с.
5. Белых, В.С. Обведи и дорисуй/ В.С. Белых - М.: Феникс-Премьер 2017. 16 с.
6. Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика/ Н.П. Бесчастнов - М.: Владос 2008. 272 с.
7. Бесчастнов, Н.П. Сюжетная графика/ Н.П. Бесчастнов - М.: Владос 2012. 432 с.
8. Бесчастнов, Н.П. Цветная графика/ Н.П. Бесчастнов - М.: Владос 2014. 224с.
9. Бялик, В. М. Графика/ В.М.Бялик - М.: Астель 2010. 112 с.
10. Брыло, Г.А. Иллюстрация в книге, журнале и газете/ Г.А. Брыло - М.: Мосполнграф 1931. 96с.
11. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок/ Н.А. Ветлугина - М.: 1972. 284 с.
12. Волков, И.Л. Учим творчеству/ И.Л. Волков - М.: ПЕДАГОГИКА 1988. 88 с.
13. Венгер, Л.А. Педагогика способностей/ Л.А. Венгер - М.: Знание 1973. 118с.
14. Венгер, Л.А. Домашняя школа/ Л.А. Венгер, А.Л. Венгер - М.: Знание 1994. 240с.
15. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология/ М.В. Гамезо - М.: Педагогическое общество России 2003. 512 с.
... всего 56 источников