ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ У ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Характеристика понятия «школьная неуспеваемость» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности неуспевающих младших
школьников 12
1.3 Методы, приёмы, направленные на решение проблем неуспеваемости школьников младшего возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Организация и методика исследования неуспеваемости младших
школьников 23
2.2 Результаты и обсуждение констатирующего эксперимента 26
2.3. Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости
младших школьников 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 38
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложение А 48
Приложение Б 60
Приложение В 61
Приложение Г 63
Приложение Д 66
Приложение Е
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Характеристика понятия «школьная неуспеваемость» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности неуспевающих младших
школьников 12
1.3 Методы, приёмы, направленные на решение проблем неуспеваемости школьников младшего возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Организация и методика исследования неуспеваемости младших
школьников 23
2.2 Результаты и обсуждение констатирующего эксперимента 26
2.3. Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости
младших школьников 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 38
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложение А 48
Приложение Б 60
Приложение В 61
Приложение Г 63
Приложение Д 66
Приложение Е
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребёнка, как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самоуважении и самопринятии школьника. Диапазон особенностей неуспеваемости, безусловно, велик. Коррекция или профилактика неуспеваемости, на наш взгляд, должна начинаться с психологического анализа того, что лежит в её основе. Устранение того, что мешает ребёнку учиться, должно быть индивидуализировано и очень тонко подобрано к каждому ученику.
Особенности и причины неуспеваемости в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (Ю.К. Бабанский, К.В. Бардин, П.П. Борисов, А.М. Гельмонт, М.А. Данилов, Н.А. Менчинская, Л.С. Славина).
В современных условиях трудности с освоением школьной программы испытывают многие младшие школьники, что обусловлено существенным повышением требований к результатам образовательной деятельности, высокими учебными нагрузками, часто встречающимися нарушениями в интеллектуальном развитии детей, поступающих в школу, педагогической запущенностью [29].
Преодоление неуспеваемости требует знания вызывающих её факторов, особенностей проявления в младшем школьном возрасте и поиска наиболее эффективных педагогических приёмов работы с неуспевающими школьниками.
Таким образом, цель нашей работы заключается в том, чтобы на основе изучения психологических особенностей младших школьников, у которых наблюдается школьная неуспеваемость, разработать методические рекомендации для педагогов по способам её преодоления и предупреждения.
В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
основываясь на научной литературе, раскрыть сущность понятия
«неуспеваемость»;
- описать особенности проявления неуспеваемости детей младшего школьного возраста;
- провести диагностику школьной неуспеваемости младших школьников и выявить актуальный уровень проявления школьной неуспеваемости;
- провести обработку результатов диагностики школьной неуспеваемости младших школьников и представить их в виде таблиц и диаграмм;
- основываясь на результатах диагностики, разработать комплекс заданий, направленный на работу с неуспевающими младшими школьниками.
Объект исследования: неуспеваемость младших школьников в учебной деятельности.
Предмет исследования: актуальный уровень проявления
неуспеваемости младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проявление школьной неуспеваемости у детей, обучающихся в начальной школе, характеризуется: низким уровнем концентрации внимания, учебной мотивации и высоким уровнем тревожности.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический эксперимент,
количественный и качественный анализ результатов исследования, графическое их отображение с использованием таблиц и диаграмм.
Базой исследования послужила МАОУ Средняя школа №69 г. Красноярска имени Поздеева А.Г.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, основной части, разделённой на 2 главы, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.
Особенности и причины неуспеваемости в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (Ю.К. Бабанский, К.В. Бардин, П.П. Борисов, А.М. Гельмонт, М.А. Данилов, Н.А. Менчинская, Л.С. Славина).
В современных условиях трудности с освоением школьной программы испытывают многие младшие школьники, что обусловлено существенным повышением требований к результатам образовательной деятельности, высокими учебными нагрузками, часто встречающимися нарушениями в интеллектуальном развитии детей, поступающих в школу, педагогической запущенностью [29].
Преодоление неуспеваемости требует знания вызывающих её факторов, особенностей проявления в младшем школьном возрасте и поиска наиболее эффективных педагогических приёмов работы с неуспевающими школьниками.
Таким образом, цель нашей работы заключается в том, чтобы на основе изучения психологических особенностей младших школьников, у которых наблюдается школьная неуспеваемость, разработать методические рекомендации для педагогов по способам её преодоления и предупреждения.
В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
основываясь на научной литературе, раскрыть сущность понятия
«неуспеваемость»;
- описать особенности проявления неуспеваемости детей младшего школьного возраста;
- провести диагностику школьной неуспеваемости младших школьников и выявить актуальный уровень проявления школьной неуспеваемости;
- провести обработку результатов диагностики школьной неуспеваемости младших школьников и представить их в виде таблиц и диаграмм;
- основываясь на результатах диагностики, разработать комплекс заданий, направленный на работу с неуспевающими младшими школьниками.
Объект исследования: неуспеваемость младших школьников в учебной деятельности.
Предмет исследования: актуальный уровень проявления
неуспеваемости младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проявление школьной неуспеваемости у детей, обучающихся в начальной школе, характеризуется: низким уровнем концентрации внимания, учебной мотивации и высоким уровнем тревожности.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический эксперимент,
количественный и качественный анализ результатов исследования, графическое их отображение с использованием таблиц и диаграмм.
Базой исследования послужила МАОУ Средняя школа №69 г. Красноярска имени Поздеева А.Г.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, основной части, разделённой на 2 главы, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.
На основании рассмотренного теоретического материала по проблеме школьной неуспеваемости у младших школьников можно сделать следующие выводы.
Во-первых, неуспеваемость - сложное явление школьной действительности, а также актуальная проблема для практикующих педагогов. Разработкой данной проблематики занимались Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, А.А. Бударный, М.А. Данилов,, Н. Р. Клементьева, Н.П. Локалова, Н.А. Менчинская, Л.С. Славин и другие исследователи. Она представляет собой не только систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, но и специфическое состояние, в котором оказывается младший школьник, приняв новую социальную роль и статус.
Во-вторых, неуспевающие младшие имеют особенности, которые можно разделить на психофизиологические; педагогические; социальные.
В-третьих, в современной психолого-педагогической науке рассматриваются три основных подхода, с помощь которых можно преодолеть школьную неуспеваемость. Исследователями они делятся на педагогический, психологический, нейропсихологический. При этом, по мнению многих ученых, в рамках современной общеобразовательной школы наиболее реалистичным и результативным является именно педагогический подход.
Таким образом, на первом этапе экспериментальной работы мы выделили критерии и показатели принадлежности младших школьников к категории неуспевающих, отразив мнение законодательных органов власти. При этом теоретические положения по вопросу неуспеваемости младших школьников, полученные в ходе анализа работ исследование психологов А.Ф. Ануфриева и С.Н. Костроминой, которые выделили ряд особенностей неуспеваемости младшего школьника. Некоторыми из них являются - низкий уровень концентрации внимания, низкий уровень учебной мотивации, и внутреннее стрессовое состояние или высокий уровень тревожности.
В качестве методов изучения данной проблематики мы использовали анализ классного журнала 2Б класса, анализ школьной документации, наблюдение за обучающимися в ходе учебной деятельности; тестовые и опросные методики (методика «Тест Пьерона- Рузера» для диагностики концентрации внимания у младших школьников; анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой; тест школьной тревожности Филлипса для выявления общего уровня проявления школьной тревожности).
Экспериментальная работа была проведена на базе МАОУ Средней школы «69» г. Красноярска. В эксперименте участвовали 3 обучающихся 2 «Б» класса.
Выделенные причины школьной неуспеваемости: низкий уровень концентрации внимания, учебной мотивации и высокий уровень тревожности.
Способами предупреждения неуспеваемости младших школьников является комплекс упражнений на устранение причин неуспеваемости, таких, как:
1. Упражнения на усиление концентрации внимания.
2. Упражнения для формирование школьной мотивации.
3. Упражнения для снижения уровня школьной тревожности.
4. Дневник самонаблюдения и контроля.
5. Практические рекомендации по работе с родителями.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования. При этом подтвердилось предположение, что неуспеваемость данной категории обучающихся проявляется в преобладании неудовлетворительных отметок, пропусков без уважительной причины. Основными психологическими особенностями неуспевающих младших школьников являются: низком уровне концентрации внимания, школьной мотивации и высоком уровне тревожности.
Во-первых, неуспеваемость - сложное явление школьной действительности, а также актуальная проблема для практикующих педагогов. Разработкой данной проблематики занимались Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, А.А. Бударный, М.А. Данилов,, Н. Р. Клементьева, Н.П. Локалова, Н.А. Менчинская, Л.С. Славин и другие исследователи. Она представляет собой не только систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, но и специфическое состояние, в котором оказывается младший школьник, приняв новую социальную роль и статус.
Во-вторых, неуспевающие младшие имеют особенности, которые можно разделить на психофизиологические; педагогические; социальные.
В-третьих, в современной психолого-педагогической науке рассматриваются три основных подхода, с помощь которых можно преодолеть школьную неуспеваемость. Исследователями они делятся на педагогический, психологический, нейропсихологический. При этом, по мнению многих ученых, в рамках современной общеобразовательной школы наиболее реалистичным и результативным является именно педагогический подход.
Таким образом, на первом этапе экспериментальной работы мы выделили критерии и показатели принадлежности младших школьников к категории неуспевающих, отразив мнение законодательных органов власти. При этом теоретические положения по вопросу неуспеваемости младших школьников, полученные в ходе анализа работ исследование психологов А.Ф. Ануфриева и С.Н. Костроминой, которые выделили ряд особенностей неуспеваемости младшего школьника. Некоторыми из них являются - низкий уровень концентрации внимания, низкий уровень учебной мотивации, и внутреннее стрессовое состояние или высокий уровень тревожности.
В качестве методов изучения данной проблематики мы использовали анализ классного журнала 2Б класса, анализ школьной документации, наблюдение за обучающимися в ходе учебной деятельности; тестовые и опросные методики (методика «Тест Пьерона- Рузера» для диагностики концентрации внимания у младших школьников; анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой; тест школьной тревожности Филлипса для выявления общего уровня проявления школьной тревожности).
Экспериментальная работа была проведена на базе МАОУ Средней школы «69» г. Красноярска. В эксперименте участвовали 3 обучающихся 2 «Б» класса.
Выделенные причины школьной неуспеваемости: низкий уровень концентрации внимания, учебной мотивации и высокий уровень тревожности.
Способами предупреждения неуспеваемости младших школьников является комплекс упражнений на устранение причин неуспеваемости, таких, как:
1. Упражнения на усиление концентрации внимания.
2. Упражнения для формирование школьной мотивации.
3. Упражнения для снижения уровня школьной тревожности.
4. Дневник самонаблюдения и контроля.
5. Практические рекомендации по работе с родителями.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования. При этом подтвердилось предположение, что неуспеваемость данной категории обучающихся проявляется в преобладании неудовлетворительных отметок, пропусков без уважительной причины. Основными психологическими особенностями неуспевающих младших школьников являются: низком уровне концентрации внимания, школьной мотивации и высоком уровне тревожности.
Подобные работы
- Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости и их преодоление (Государственный Социально-Гуманитарный Университет (Московская область))
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников
с задержкой психического развития на логопедических занятиях
в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - ПРИЧИНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Теоретические аспекты семейного воспитания
Курсовые работы, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2022 - Психологические особенности неуспевающих младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2024



