Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ У ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №156709

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2024
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Характеристика понятия «школьная неуспеваемость» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности неуспевающих младших
школьников 12
1.3 Методы, приёмы, направленные на решение проблем неуспеваемости школьников младшего возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Организация и методика исследования неуспеваемости младших
школьников 23
2.2 Результаты и обсуждение констатирующего эксперимента 26
2.3. Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости
младших школьников 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 38
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложение А 48
Приложение Б 60
Приложение В 61
Приложение Г 63
Приложение Д 66
Приложение Е

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребёнка, как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самоуважении и самопринятии школьника. Диапазон особенностей неуспеваемости, безусловно, велик. Коррекция или профилактика неуспеваемости, на наш взгляд, должна начинаться с психологического анализа того, что лежит в её основе. Устранение того, что мешает ребёнку учиться, должно быть индивидуализировано и очень тонко подобрано к каждому ученику.
Особенности и причины неуспеваемости в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (Ю.К. Бабанский, К.В. Бардин, П.П. Борисов, А.М. Гельмонт, М.А. Данилов, Н.А. Менчинская, Л.С. Славина).
В современных условиях трудности с освоением школьной программы испытывают многие младшие школьники, что обусловлено существенным повышением требований к результатам образовательной деятельности, высокими учебными нагрузками, часто встречающимися нарушениями в интеллектуальном развитии детей, поступающих в школу, педагогической запущенностью [29].
Преодоление неуспеваемости требует знания вызывающих её факторов, особенностей проявления в младшем школьном возрасте и поиска наиболее эффективных педагогических приёмов работы с неуспевающими школьниками.
Таким образом, цель нашей работы заключается в том, чтобы на основе изучения психологических особенностей младших школьников, у которых наблюдается школьная неуспеваемость, разработать методические рекомендации для педагогов по способам её преодоления и предупреждения.
В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
основываясь на научной литературе, раскрыть сущность понятия
«неуспеваемость»;
- описать особенности проявления неуспеваемости детей младшего школьного возраста;
- провести диагностику школьной неуспеваемости младших школьников и выявить актуальный уровень проявления школьной неуспеваемости;
- провести обработку результатов диагностики школьной неуспеваемости младших школьников и представить их в виде таблиц и диаграмм;
- основываясь на результатах диагностики, разработать комплекс заданий, направленный на работу с неуспевающими младшими школьниками.
Объект исследования: неуспеваемость младших школьников в учебной деятельности.
Предмет исследования: актуальный уровень проявления
неуспеваемости младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проявление школьной неуспеваемости у детей, обучающихся в начальной школе, характеризуется: низким уровнем концентрации внимания, учебной мотивации и высоким уровнем тревожности.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический эксперимент,
количественный и качественный анализ результатов исследования, графическое их отображение с использованием таблиц и диаграмм.
Базой исследования послужила МАОУ Средняя школа №69 г. Красноярска имени Поздеева А.Г.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, основной части, разделённой на 2 главы, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании рассмотренного теоретического материала по проблеме школьной неуспеваемости у младших школьников можно сделать следующие выводы.
Во-первых, неуспеваемость - сложное явление школьной действительности, а также актуальная проблема для практикующих педагогов. Разработкой данной проблематики занимались Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, А.А. Бударный, М.А. Данилов,, Н. Р. Клементьева, Н.П. Локалова, Н.А. Менчинская, Л.С. Славин и другие исследователи. Она представляет собой не только систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, но и специфическое состояние, в котором оказывается младший школьник, приняв новую социальную роль и статус.
Во-вторых, неуспевающие младшие имеют особенности, которые можно разделить на психофизиологические; педагогические; социальные.
В-третьих, в современной психолого-педагогической науке рассматриваются три основных подхода, с помощь которых можно преодолеть школьную неуспеваемость. Исследователями они делятся на педагогический, психологический, нейропсихологический. При этом, по мнению многих ученых, в рамках современной общеобразовательной школы наиболее реалистичным и результативным является именно педагогический подход.
Таким образом, на первом этапе экспериментальной работы мы выделили критерии и показатели принадлежности младших школьников к категории неуспевающих, отразив мнение законодательных органов власти. При этом теоретические положения по вопросу неуспеваемости младших школьников, полученные в ходе анализа работ исследование психологов А.Ф. Ануфриева и С.Н. Костроминой, которые выделили ряд особенностей неуспеваемости младшего школьника. Некоторыми из них являются - низкий уровень концентрации внимания, низкий уровень учебной мотивации, и внутреннее стрессовое состояние или высокий уровень тревожности.
В качестве методов изучения данной проблематики мы использовали анализ классного журнала 2Б класса, анализ школьной документации, наблюдение за обучающимися в ходе учебной деятельности; тестовые и опросные методики (методика «Тест Пьерона- Рузера» для диагностики концентрации внимания у младших школьников; анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой; тест школьной тревожности Филлипса для выявления общего уровня проявления школьной тревожности).
Экспериментальная работа была проведена на базе МАОУ Средней школы «69» г. Красноярска. В эксперименте участвовали 3 обучающихся 2 «Б» класса.
Выделенные причины школьной неуспеваемости: низкий уровень концентрации внимания, учебной мотивации и высокий уровень тревожности.
Способами предупреждения неуспеваемости младших школьников является комплекс упражнений на устранение причин неуспеваемости, таких, как:
1. Упражнения на усиление концентрации внимания.
2. Упражнения для формирование школьной мотивации.
3. Упражнения для снижения уровня школьной тревожности.
4. Дневник самонаблюдения и контроля.
5. Практические рекомендации по работе с родителями.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования. При этом подтвердилось предположение, что неуспеваемость данной категории обучающихся проявляется в преобладании неудовлетворительных отметок, пропусков без уважительной причины. Основными психологическими особенностями неуспевающих младших школьников являются: низком уровне концентрации внимания, школьной мотивации и высоком уровне тревожности.



1. Амбалова С.А. Психологические проблемы учеников младших классов средней общеобразовательной школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 4 (25). С. 280-283. https://elibrary.ru/item.asp?id=36745407
2. Антипова И.В. Неуспеваемость младших школьников как психолого- педагогическая проблема // Инновационные стратегии развития педагогического образования: 2017. С. 12-14.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Издательство «Ось - 89», 2015. 224 с.
4. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребёнка в семье от года до зрелости. М.: Учдетигз, 2014. 347 с.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:
Методические основы. М.: Просвещение, 2016. 192 с.
6. Бабенко Л. Г. Большой толковый словарь русских существительных: свыше 15 000 имен существ., идеограф. описание, синонимы, антонимы. М.: АСТ-Пресс Книга, 2005. - 862 с.
7. Бардин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился. М.: Педагогика, 2016. 176 с.
8. Блонский П.П. Психология младших школьников. М.: Воронеж: Институт практической психологии, 2017. 574 с.
9. Богданова В.В. Особенности формирования познавательной активности у слабоуспевающих младших школьников // Научный вестник Гуманитарно - социального института. 2017. № 6. С. 3-10.
10. Божович Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. // Известия. 2001. №36. С.23-26.
11. Бударный А.А., Резенталь УД. Об одной из возможностей преодоления второгодничества. // Сов. педагогика. 1966. №7. - С. 56-64.
12. Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления: (На материале школ Якутии). // Якутск : Кн. изд-во, 1980.
13. «Сфера», 2002. 256 с
14. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему
учиться. М.: Академический Проект, 2004. 142 с.
15. Гафарова Р.И. Причины неуспеваемости младших школьников
и способы решения этой проблемы // Научный альманах. 2017. С. 77-80
16. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях её преодоления
М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 2014. 92 с.
17. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 2016. 79 с.
18. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное
пособие для студентов вузов. - М.: Питер, 2017. 588 с.
19. Есипов Б.П., Данилов, М.А. Дидактика. М.: Изд-во Академии
педагогических наук РСФСР, 2015. 518 с.
20. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. М.:
АСТ, 2005. 1168с.
21. Забрамная С., Костенкова Ю. Неуспеваемость как она есть. //
Школьный психолог. 2004. №45. С. 27-30.
22. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 2015.
418 с.
23. Зарецкий В.К. Психологические причины школьной неуспеваемости // Культурно-историческая психология. 2010. №1. С. 119-121.
24. Игнатенко М.В. Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 199-202.
25. Кадралина Ш.К. Проблемы школьной неуспеваемости в научной литературе // Этнопедагогика в контексте современной культуры. 2019. С. 98¬101.
26. Калмыкова З.И., И.Ю. Кулагина Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития. М.: Просвещение, 2014. 558 с.
27. Канторова Е.В. Влияние возрастных особенностей памяти на трудности обучения младших школьников // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2018. -№ 1-2 (76-77). С. 61-62.
28. Клементьева Н. Р Педагогические условия предупреждения неуспеваемости младших школьников: автореф. дис ... канд. пед. наук. Москва, 1999.
29. Ковалевская А.П. Феномен неуспеваемости в учебно-воспитательном процессе // Педагогика и психология: теория и практика. 2017. № 2 (7). С. 49¬55.
30. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
31. Колодовская Е.А. К вопросу о различных подходах к проблеме причин школьной неуспеваемости и возможных путях ее преодоления (исторический аспект). // Учитель и время. 2013. -№ 8. С. 80-85.
32. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. М.: Просвещение, 2014. 190 с.
33. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая
диагностика младших школьников. М.: Издательство Юрайт, 2018. 136 с.
34. Костромина С.Н., Ануфриев А.Д. Методические рекомендации. М.: 2018. 174 с.
35. Круглова Н.И. Как помочь ребёнку успешно учиться в школе. СПб.: Питер, 2018. 128 с.
36. Кумарина, Г.Ф. Индивидуализация, обучения слабоуспевающих
школьников // Сов. педагогика. 1987. №2. С.117-119.
37. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. М.:
Просвещение, 1999. 318 с.
38. Ларионова Ю.Н. Влияние психофизиологических особенностей на успеваемость. // Начальная школа плюс До и После. 2010. №12. С. 58- 62.
39. Литвинова А.Г. Причины неуспеваемости ребёнка в школе //
Студенческие научные достижения: 2019. С. 138-141.
40. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. М.: Ось - 86, 2016. 142 с.
41. Майорова Н.П. Неуспеваемость. СПб.: Питер, 2017. 216 с.
42. Маркова, А.К. Доступность учебного материала как один из факторов снижения перегрузки школьников // Вопросы психологии. 1982. №1. С.78-82.
43. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М.: Педагогика, 2015. 272 с.
44. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников.
45. Минск: Народная асвета, 2016. 80 с.
46. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2000 - 940 с.
47. Оконь В. Основы проблемного обучения. - СПб.: Питер, 1968. 92 с. 49
Письмо Минобрнауки России от 15.09.2015 года № АК-2655/05 «По вопросу об отчислении обучающихся» [Электронный ресурс]. — URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71092274/ (дата обращения: 06.05.2022).
48. Положение о повышении качества образования МАОУ СШ №69 на 2022-2024 г.г. Приказ №219 от 30..05.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://sch69krsk.gosuslugi.ru/nasha-shkola/effektivnaya-shkola/dokumenty_223. html (Дата обращения 23.01.2024)
49. Рябушкина Д.Б. Профилактика неуспеваемости учащихся в начальной школе // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. 2018. С. 267-269.
50. Славина С.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. М.: 2015. 213 с.
51. Степанов С.С. Дефектология: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1996. 80 с.
52. Токарева О.Г. Формы и методы педагогической поддержки младших школьников, испытывающих трудности в обучении // Вестник современной науки. № 2-2 (26). С. 83-85.
53. Тюменцева Т.Д. Содержание коррекционно-развивающей работы по устранению неуспеваемости младших школьников // Наука и образование: новое время. 2024. № 3 (26). С. 838-841.
54. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
[Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/produets/ipo/
prime/doc/53645780/ (дата обращения: 02.02.2024).
55. Цаболовая Я.Э. Организация работы учителя с неуспевающими школьниками как фактор повышения качества обучения // Наука через призму времени. 2018. № 12 (21). С. 284-287.
56. Цетлин В.С. Неуспеваемость и её предупреждение. М.: Педагогика, 2018. 120 с.
57. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М.: 2014. 133 с.
58. Шацкий С.Т Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика,
2017. 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ