Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ УМЕНИЯ КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №156708

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УМЕНИЯ КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Конкретизация художественного образа как важная составляющая процесса восприятия литературного произведения
1.2 Особенности восприятия литературного
произведения в младшем школьном возрасте. Конкретизация художественного образа младшими школьниками
1.3. Приемы и способы совершенствования умения конкретизировать художественный образ. Тестовые задания на уроках литературного чтения
Выводы по Главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика сформированности умения
конкретизировать художественный образ
2.2. Результаты исследования сформированности умения 29
конкретизировать художественный образ у третьеклассников 
2.3. Примеры тестовых заданий, направленных на 45
совершенствование умения конкретизировать художественный образ
Выводы по Главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Список литературы 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Приложение А. Ответы обучающихся ЗА класса на 65 вопросы констатирующего эксперимента


Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требует от младших школьников владения определенными умениями. Достижение этого невозможно без деятельности по конкретизации художественного образа, который составляет основу художественного произведения, находится в его «центре». Поэтому учителю на уроках литературного чтения необходимо организовать работу в этом направлении.
Существует противоречие между задачей современной школы (подготовить читателя, способного к полноценному эстетическому восприятию) и реальным педагогическим процессом (далеко не все выпускники начальной школы становятся такими квалифицированными читателями). Преодолеть данное противоречие возможно при опоре в эстетическом восприятии на эмоции и воображение, так как воображение отвечает за конкретизацию художественного образа. А именно этот этап восприятия не всегда протекает у младших школьников “в полную силу”, что в итоге приводит к неполноценному восприятию художественного произведения в целом.
Существование данного противоречия (между тем, что требует ФГОС и тем, что дает реальная школа) и делает тему нашей работы актуальной.
Поэтому объектом исследования является умение конкретизировать художественный образ младшими школьниками.
Предмет исследования: особенности проявления умения конкретизировать художественный образ у младших школьников.
Цель работы: определить актуальный уровень и особенности проявления умения конкретизировать художественный образ у младших школьников.
Задачи работы:
1. Рассмотреть конкретизацию художественного образа как важную составляющую процесса восприятия литературного произведения.
2. Проанализировать особенности восприятия литературного произведения в младшем школьном возрасте и особенности конкретизации художественного образа младшими школьниками.
3. Разобрать приемы и способы развития умения конкретизировать художественный образ.
4. Провести диагностику сформированности умения конкретизировать художественный образ у младших школьников.
5. Разработать тестовые задания, направленные на развитие умения конкретизировать художественный образ у младших школьников
Для проведения исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что умение конкретизировать художественный образ у младших школьников развито на среднем и низком уровне и нуждается в совершенствовании.
Методы, используемые при написании исследования:
Теоретические - изучение научной и учебной литературы, ее анализ, сравнение, систематизация, обобщение, описание.
Экспериментальные - констатирующий эксперимент.
Методологическая база исследования
На данный момент существуют работы, рассматривающие восприятие младших школьников и умение конкретизировать художественный образ данной возрастной группой. Процесс воображения рассматривали психологи Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, В. С. Мухина.
Над процессом конкретизации художественного образа младшими школьниками работали педагоги-практики Э. Р Резник, Т В. Рыжкова, О. В. Слонь.
Работе над художественным произведением в школе посвящены исследования методистов, литературоведов и педагогов О. И. Никифоровой, М. В. Мироновой, Л. П. Кременцова.
Экспериментальной базой исследования стала «Гимназия №13 «Академ» г. Красноярска, 3А класс.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В связи с требованиями, предъявляемыми к младшему школьнику при переходе из младшего звена в среднее, обучающимся необходимо владеть многими умениями, в том числе умением конкретизировать художественный образ.
Художественный образ - это обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала. Конкретизировать художественный образ - значит включить рассматриваемый образ в многообразие действительных связей и отношений, присущих конкретному литературному произведению с помощью воображения читателя и с использованием логических операций.
Конкретизация художественных образов происходит после чтения произведения, в ходе работы над текстом.
В этот момент учителю следует не только качественно спроектировать свой урок, но и учесть особенности читателей-обучающихся. Это сформированность их психики и уровень восприятия, на котором находится каждый из школьников. Всего выделяется четыре уровня восприятия художественных текстов: фрагментарный уровень, констатирующий, уровень «героя» и уровень «идеи». Самыми развитыми в плане восприятия являются школьники, находящиеся на уровне «идеи», а самыми слабыми те, кто находится на фрагментарном уровне. В классе могут быть представители каждого уровня.
Помимо этого, учителю стоит помнить и те дидактические приемы и методы, которые уже есть в практике. Для конкретизации каждого отдельного образа существует своя методика работы, свои упражнения. Среди них наиболее распространены беседа, словесное рисование и иллюстрирование произведений.
В ходе проведения работы над темой для выявления уровня сформированности умения конкретизировать художественный образ было проведено исследование на базе 3А класса Гимназии №13.
Школьники, участвующие в исследовании, показали результаты, согласно которым они в основном находятся на низком и среднем уровне сформированности умения конкретизировать художественный образ. Им сложно давались задания на выявление деталей.
Нами был разработан комплекс тестовых заданий для обучающихся второго класса, занимающихся по учебно-методическому комплекту «Школа России», так как полноценная работа с художественным произведением уже может вестись - школьники умеют читать и развитие их психики позволяет делать логические выводы. Для работы были выбраны стихотворения и рассказы авторов, включенных в учебно-методический комплекс.
Работа по данному комплексу тестовых заданий предполагает соблюдение временных и организационных требований.
Мы предполагаем, что при использовании данного комплекса тестовых заданий у обучающихся повысится уровень сформированности умения конкретизировать художественный образ.
Поставленные в данной работе задачи выполнены, планируемая цель достигнута.



1. Арнольд. И.В. Стилистика современного английского языка. М., 1973.
2. Виды и процессы воображения [Электронный ресурс] // URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/voobrazhenie.html- 29.04.2018, 17:04
3. Виды восприятия [Электронный ресурс] // URL:
https://www.psychologos.ru/articles/view/vidy-vospriyatiya- 21.10.2016,
16:08
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96 с.
5. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010.
6. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002 — 480 с.
7. Колесникова М.В. Анализ художественного произведения в
начальных классах [Электронный ресурс] // URL:
http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/585495/ - 13.04.2018, 11:34
8. Конкретизация [Электронный ресурс]// URL: http://enc-
dic.com/pedagogics/Konkretizacija-832/- 01.04.2016, 21:25
9. Краева А.А. Особенности чтения и анализа лирических
стихотворений в начальной школе[Электронный ресурс] // URL:
http://docplayer.ru/42921400-Osobennosti-chteniya-i-analiza-liricheskih- stihotvoreniy-v-nachalnoy-shkole.html- 12.04.2018, 23:47
10. Методика изучения художественного образа на уроке литературного чтения в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы / Сост. Э.Р Резник. - Омск: Омск. гос. ун¬т, 2004. - 24 с.
11. Методические основы литературного развития младших
школьников [Электронный ресурс] // URL:
http://zankov.ru/about/theory/articleM681- 25.05.2016, 18:48
12. Миронова М.В. Психология и социология чтения: Учебное пособие для студентов 3 курса специальности 021500 «Издательское дело и редактирование». - Ульяновск: УлГТУ,2003. - 67 с.. 2003
13. Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
14. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М.: «Книга», 1972.
15. Общая психология: конспект лекций / Тарасова Л. Е. - Москва: Высш. образование, 2008. - 188 с.
16. Особенности во сприятия детей младшего школьного
возраста[Электронный ресурс]// URL:
https://infourok.ru/osobennosti_vospriyatiya_detey mladshego_shkolnogo_v
ozrasta-451842.htm - 09.05.2018, 20:57
17. Особенности развития восприятия младших школьников [Электронный ресурс] // URL: https://studopedia.ru/9_52346_primenenie- intellekt-kart.html- 09.05.2018, 21:10
18. Периодизация психического развития [Электронный ресурс] // URL: http://tsput.ru/res/psi/turevskaya/Tur03.htm- 09.05.2018, 20:32
19. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. М.: Академия, 2007. - 416 с.
20. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. - Санкт-Петербург: Паритет, 2006. - 314, [2] с.
21. Слонь О. В. Развитие умения у младших школьников анализировать образ героя в юмористическом рассказе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 13. - С. 88-93
22. Творческая деятельность [Электронный ресурс] // URL: https://pedagogicheskaya.academic.ru/3013- 01.11.2017, 08:12
23. Теория литературы. Чтение как творчество [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.П. Кременцов. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта, 2017. - 169 с.
24. Уварова Н. Я. Методика анализа художественного произведения
[Электронный ресурс] // URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/ chtenie/2012/03/02/statya-analiz-literaturnogo-proizvedeniya -
03.09.2017, 15:23


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ