Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии 6
1.1. Понятие творчества и творческих способностей. Компоненты
творческих способностей 6
1.2. Проблема оптимальных сроков начала развития
творческих способностей 10
1.3. Условия успешного развития творческих способностей детей 12
1.4. Развитие качеств творческого мышления 15
1.5. Развитие творческого воображения 16
1.6. Роль игровой деятельности в развитии человека. Особенности игровой
деятельности детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 30
2.1. Констатирующий эксперимент 30
2.2. Формирующий эксперимент 35
Выводы 37
Заключение 39
Библиографический список 40
Приложения 43
Способность к творчеству и свобода воображения - одни из самых важных качеств человеческой личности, делающие ее абсолютно неповторимой и неординарной, позволяющие принимать нестандартные решения, создавать нечто абсолютно новое в любой сфере человеческой деятельности и тем самым двигающие человечество на новые уровни развития.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проявление тех или иных человеческих способностей волнует людей во все времена, но какой-то особой потребности в овладении творчеством у общества не возникало, порой, наоборот, люди считали своих наделенных творческими талантами соотечественников полубогами, любимцами богов, колдунами и т.д. со всеми, порой печальными, последствиями. Психологически человеку в принципе тяжело переносить чье-либо превосходство, но если оно физическое - может быть объяснимо, а вот интеллектуальное, творческое... Способность создавать «что-то из ничего» - было необъяснимо, внушало страх, в лучшем случае, благоговейный, в худшем - сопровождалось проклятиями, побиванием камнями и кострами.
Когда, наконец, наступила эпоха Возрождения и Просвещения, подарившие человечеству воистину бессмертные произведения скульптуры, архитектуры, живописи, добавив к ним совершенно новаторские научные открытия в физике, химии, математике астрономии, тогда те творцы, кто создавал шедевры, кто двигал человеческий прогресс все равно считались сверхлюдьми, наделенными неким даром свыше.
В наше время ситуация уже совершенно иная, жизнь становится все разнообразнее и сложнее. Дремучие суеверия канули в прошлое. Эпоха высоких технологий с одной стороны, требует от человека мобильности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных задач. Востребованность умственного труда во многих профессиях все выше, а исполнительская деятельность перекладывается на технику. Вроде как совершенно очевидно, что творческие способности человека - самая существенная часть его интеллекта, и задача их развития - одна из важнейших в воспитании современных людей. То, насколько сможет продвинуться вперед человеческое общество в будущем, определяется творческим потенциалом нового поколения. Чтобы успешно решить эту задачу, следует придать большее значение развитию творческих проявлений у детей, творческой же активности и самостоятельности. Творчество основано на желании сделать что-то новое, или хотя бы то, что уже существует, но в своей версии.
Но открывается и вторая сторона медали: тот же самый век высоких технологий превратил человека в потребителя, живущего на всем готовом, использующего уже готовые разработки, научные и технические достижения, художественные приемы вслепую, не утруждая себя излишней физической и умственной деятельностью, в общем, проживая по принципу: «Зачем что-то делать еще, когда уже все есть?» Если у человека не развивать с самого детства стремлений к познанию и творчеству, он просто не сможет себя реализовать в дальнейшем как полноценная личность.
Проблема «бытия на всем готовом» касается не одной абстрактной личности. Данная проблема наблюдается уже у целого поколения, которое хочет получать, а вот создавать, творить что-либо не умеет (кроме кошмарных «селфи» в социальных сетях) и не хочет. Естественно, данное замечание несколько утрировано: множество современных детей свободно высказывают, и воплощают свои чувства и мысли, которые наверняка могут впоследствии стать прогрессивными, новаторскими - то есть творческими, - поскольку они нацелены на созидание.
К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях, как правило, уделяют главное внимание развитию основных художественных качеств в процессе организованной образовательной деятельности по рисованию, лепке, музыке. Но творчество отнюдь не ограничивается изобразительной или музыкальной деятельностью. Следовательно, работу над творческими способностями нужно развивать по всем направлениям развития дошкольников. В этом и состоит актуальность данного исследования
В результате сформировалась следующая тема работы: «Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
1. Цель данного исследования - выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Объектом исследования в данной работе является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
3. Предмет исследования: особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы:
а) понятие «творческие способности»;
б) основные компоненты творческих способностей;
в) особенности и средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Выявление особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Определение средств и условий, благоприятных для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявление уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).
5. Разработка программы формирующего эксперимента с целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В данной работе применялись следующие методы научно-педагогического исследования:
- изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме;
- эксперименты (констатирующий и формирующий)
- беседа с воспитателями.
Гипотеза: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности.
Разработанная программа, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, может быть рекомендована для использования педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база для исследования особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей г.Красноярска.
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности личности, качества человека, определяющие успешность выполнения им различного рода творческой деятельности. В основе творческих способностей человека заложены процессы мышления и воображения. Следовательно, в дошкольном возрасте основными направлениями развития творческих способностей являются:
1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Для развития творческих способностей именно у дошкольного возраста имеются богатейшие возможности. К сожалению, эти возможности с течением времени могут необратимо утратиться, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их еще в дошкольном детстве.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления и воображения - психических процессов, являющихся компонентами творческих способностей. В связи с этим выпускная квалификационная работа была посвящена изучению вопроса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Объектом исследования являлись творческие способности детей старшего дошкольного возраста, а предметом исследования - особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В теоретической части исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Нами было изучено понятие «творческие способности», особенности и средства их развития у детей старшего дошкольного возраста.
После анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме была проведена опытно-экспериментальная работа с целью выявления особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
С целью выявления уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста был проведен констатирующий эксперимент, который включал в себя проведение диагностических методик в двух группах детей старшего дошкольного возраста (в каждой группе по 10 детей). Анализ полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, показал, что творческие способности детей недостаточно сформированы, слабо развиты качества творческого мышления и наблюдается низкий уровень творческого воображения.
В то же время, была выявлена следующие особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: у девочек и мальчиков они очень сильно отличаются. Мальчики больше нацелены на поиск, эксперимент, на решение задачи своим собственным способом, нестандартно мыслят. Девочки, напротив, мыслят более стандартно, предпочитают выполнять задания по заданному образцу. Но у девочек выше уровень вербального интеллекта, развития речи и мышления, а мальчики, все понимая, подчас не могут объяснить того, что поняли, кому-то другому.
После констатирующего эксперимента была разработана программа формирующего эксперимента, способствующая развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Программа представляет подборку игр, направленных на развитие творческого мышления и воображения.
Результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу, согласно которой развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности.
1. Азаров, Ю.П. Игра и труд / Ю.П. Азаров. - М., 1973.
2. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров. - М., 1979.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М., 1987.
4. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, СЮ. Модестов. - СПб.: Изд-во Буковского, 1994. - 60 с.
5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. - М., 1988.
6. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. -М., 1989.
7. Беспалько, В.П. Проблемы развития современных педагогических систем: межвуз. сб. науч. тр. / В.П. Беспалько; Моск. обл. пед. институт. -М., 1980. - 130 с.
8. Богат, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) / В. Богат, В. Нюкалов // Дошкольное воспитание. - 1994. -№ 1. - С. 17-19.
9. Буре, Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду / Р.С. Буре. - М., Педагогика, 1981. - 87 с.
10. В школу - с игрой / О.С. Газман [и др.]. - М., 1991.
11. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. - М., 1969. - 365 с.
12. Венгер, НЮ. Путь к развитию творчества / НЮ. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 11. - С. 32-38.
13. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 5-9.
14. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 92 с.
15. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. -№ 5. - С. 74-75.
16. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития / Л.С. Выготский; под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 51 с.
17. Годфруа, Ж. Психология: в 2 т. Т. 1 / Ж. Годфруа. - М.: Мир,
1992.- С. 435-442.
18. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек 6-го года жизни // Молодой ученый. - 2015. - № 20. - С. 439-440.
19. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром / О.В. Дыбина; Педагогическое общество России. - М., 2008. - 128 с.
20. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко, Н.Е. Ве- ракса. -М.: Знание, 1994. - 157 с.
21. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие / М.Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб., 2005. - 112 с.
22. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 1998. - 128 с.
23. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. - М., 1963.
24. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. - С. 54-58.
25. Кайюа, Р. Что такое игра / Р. Кайюа // Курьер ЮНЕСКО. - 1980. - № 2. - С. 67.
26. Короткова, Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2010. - № 4. - С. 5-8.
27. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - С. 5-65.
28. Крылов, Е. Школа творческой личности / Е. Крылов // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 7-8. - С. 11-20.
29. Кудрявцев, В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. Кудрявцев, В. Синельников // Дошкольное воспитание. - 1995. -№ 9. - С. 52-59; № 10. - С. 62-69.
30. Кэрролл, Л. Логическая игра / Л. Кэрролл. - М., 1991.
31. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. - Томск: Пеленг,1993.-56 с.
32. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978. - 125 с.
33. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта / А.С. Макаренко. -М., 1958.
34. Мурашковская, И.Н. Когда я стану волшебником / И.Н. Мурашковская. - Рига: Эксперимент, 1994. - 62 с.
35. Нестеренко, А.А. Страна сказок / А.А. Нестеренко. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, гос. ун-та, 1993. - 32 с.
36. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. -М., 1990.
37. Никитин, Б.П. Мы, наши дети и внуки / Б.П. Никитин, Л.А. Никитина. - М.: Молодая гвардия, 1989. - С. 255-299.
38. Никитин, Б.П. Развивающие игры / Б.П. Никитин. - М.: Знание,1994.
39. Новоселова, С.Л. Всестороннее воспитание детей в игре / С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Л.А. Парамонова // Игра дошкольника. - М., 1989.
40. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: Изд-во РПА, 1996. - 269 с.
41. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. - Ярославль: Гринго, 1996. - 192 с.
42. Тихомиров, О.К. Психологические исследования творческой деятельности / О.К. Тихомиров; отв. ред. О.К. Тихомиров. - М.: Наука, 1975. - 253 с.
43. Хейзинга, И. В тени завтрашнего дня / И. Хейзинга. - М., 1992.
44. Шмаков, С.А. Культура - досуг - ребенок / С.А. Шмаков. - М., 1994.
45. Шустерман, М.Н. «Поваренная» книга воспитателя / М.Н. Шустерман, З.Г. Шустерман, В.В. Вдовина. - Норильск, 1994. - 50 с.
46. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1979.
47. Гилфорд, Джо Пол Creativity/ Д.П. Гилфорд // American Psychologist. - 1950. - Issue 15, р. 444-454.