Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности смысловой обработки текста у обучающихся 2-3 классов с задержкой психического развития

Работа №156680

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы135
Год сдачи2020
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование изучения проблем формирования смыслового компонента чтения у младших школьников с задержкой психического развития 8
1.1. Анализ теоретических подходов к проблеме понимания текста 8
1.2. Состояние процесса смысловой обработки прочитанного 22
у младших школьников с задержкой психического развития 22
1.3. Методические аспекты по развитию навыков смысловой обработки
текста на уроках литературного чтения 31
Выводы по главе I 42
Глава II. Экспериментальное исследование навыков смысловой обработки теста младшими школьниками с задержкой психического развития 44
2.1. Организация констатирующего эксперимента 44
2.2. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего
эксперимента 52
2.3. Рабочая программа по развитию навыков смысловой обработки текста
младших школьников с задержкой психического развития 68
Выводы по главе II 74
Заключение 76
Библиография 79
Приложения 88

В настоящее время одной из главных задач современного педагога является принятие и внедрение новой парадигмы инклюзивного образования, которая заключается в переходе от «формальной» инклюзии к истинной, подразумевающей приоритет личности Ребенка над системой образования. Личность обучающегося во всём многообразии ее проявлений является отправной точкой для выбора индивидуального образовательного маршрута обучения ребенка. Насколько правильно будет сделан выбор и, главное, его непосредственная реализация, настолько высоки окажутся шансы воспитать успешного гражданина современного общества.
Одна из наиболее многочисленных категорий, интегрируемых в общеобразовательную среду, составляют обучающиеся с задержкой психического развития. Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает период осуществления коррекции ребенка - четыре года (адаптированная основная общеобразовательная программа, вариант 7.1).
К сожалению, педагогическая теория на сегодняшний день не может в полной мере удовлетворить запросы современной инклюзивной практики, так как у педагогов возникают объективные трудности в организации дифференцированного подхода при реализации образовательной программы в условиях инклюзивного класса. Обучающимся с задержкой психического развития необходимо освоить ту же текстовую информацию и по тем же учебникам, что их типично развивающиеся сверстники, на фоне имеющихся дефицитов психических процессов, которые могут компенсироваться лишь к окончанию начальной школы.
Под освоением информации мы понимаем процесс, имеющий положительный результат в виде адекватного в понимании прочитанного текста. Иными словами, успешное обучение ребенка не возможно без сформированного навыка смыслового чтения - метапредметного универсального учебного действия, позволяющего использовать информацию, извлеченную в процессе чтения для решения предметных и метапредметных учебных задач (И.С. Хомякова).
В последнее десятилетие в специальной педагогике можно встретить немало проблемы формировании смыслового компонента чтения у детей с общим недоразвитием речи (И.Н. Карачевцева, Г.В. Бабина, О.Е. Грибова, В.В. Строганова). По детям с задержкой психического развития практико-ориентированных исследований, предлагающих эффективные рекомендации и технологии, проведено недостаточно, что подтверждает актуальность и востребованность нашей работы.
Наша работа построена на психолингвистическом подходе осознанности процесса чтения, при котором текст выступает как объект мыслительной деятельности читателя (Л.П. Доблаев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев). Понимание текста является многоуровневым процессом и предполагает владение определенными навыками смысловой обработки, которые обеспечивают конечный результат понимания. Совокупностью данных навыков является смысловое восприятие текста: чем лучше оно развито у читателя, тем больше ему подвластно понимание. Таким образом, учитывая преобладание семантического дефекта в структуре нарушений младших школьников с задержкой психического развития, считаем необходимой целенаправленную работу по развитию навыков смысловой обработки текста для успешного обучения детей данной категории в условиях инклюзивного класса.
Следовательно, целью нашей исследовательской работы является разработка рабочей программы по формированию навыков смысловой обработки текста на материале уроков «Литературное чтение» для обучающихся с задержкой психического развития.
Объект исследования: смысловая обработка читаемого текста у младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет: особенности смысловой обработки текста в процессе чтения у младших школьников с задержкой психического развития в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками.
Для достижения цели, нам необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических подходов к проблемам смысловой обработки текста.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития для выявления основных факторов, вызывающих затруднения во время смысловой обработки текста. Рассмотреть состояние процесса смысловой обработки прочитанного у младших школьников с задержкой психического развития .
3. Провести анализ методик и технологий, способствующих формированию навыков смысловой обработки текста.
4. Описать и провести констатирующий эксперимент исследования состояния смыслового восприятия текста у младших школьников с задержкой психического развития.
5. Провести количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
6. На основе результатов констатирующего эксперимента разработать рабочую программу с готовым инструментом по тренировке навыков смысловой обработки текста обучающихся с задержкой психического развития на уроках «Литературное чтение» (рабочая тетрадь с дифференцированными заданиями для 3-го класса) на основе учебника Н.А. Чураковой (учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа»).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности речевого и когнитивного развития детей с задержкой психического развития негативно отражаются на сформированности навыков смысловой обработки текста, что вызывает трудности понимания прочитанного текста на всех уровнях (предметно-денотативном, лингвистическом и концептуально¬оценочном). Данные навыки необходимо целенаправленно формировать, руководствуясь полученными результатами диагностики и непосредственно на материале программы «Литературное чтение» для развития познавательной активности при работе в классе.
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической, методологической литературы по проблеме исследования .
2.Эмпирические: биографический (изучение анамнеза, психолого-педагогической документации), стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) А. Н. Корнева и О.И. Ишимовой, методика C-test (Ц-тест) У. Раац и К. Клейн-Брелей.
3.Методы обработки полученных результатов: количественные и качественные методы, расчет коэффициента корреляции.
Методологической основой исследования являются:
- теория речевой деятельности и представления о чтении как особом виде речевой деятельности, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева и др.;
- теория смысловой обработки текста, представленная в работах И.А. Зимней, А.А. Брудного, Л.П. Доблаева, Т.М. Дридзе, З.И. Клычниковой;
- теория смысловой организации текста Н.И. Жинкина;
- системный подход к изучению и коррекции речевых нарушений и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р.Е. Левиной.
Научная новизна заключалась в выделении особенностей сформированности навыков смысловой обработки текста у младших школьников с задержкой психического развития и обоснована необходимость целенаправленной работы по развитию смыслового компонента.
Теоретическая значимость заключается в уточнении научных сведений по состоянию смыслового восприятия художественных текстов младшими школьниками с задержкой психического развития, корреляции процесса понимания с технического стороной чтения
Практическая значимость исследования заключается в разработке рабочей программы по формированию навыка понимания текста младшими школьниками с задержкой психического развития, которая содержит готовый практический материал, - рабочую тетрадь для обучающегося третьего класса на 30 занятий, предназначенную для использования в классе на уроках «Литературное чтение», коррекционно-развивающих занятиях, дома.
Апробация результатов исследования осуществлялась через участие в научно-практических конференциях, посвященных современным технологиям коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Красноярск, 2019; г. Красноярск, 2020); публикации статей по теме исследования (опубликовано 2 статьи).
Организация исследования: опытно-экспериментальной базой исследования является муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя школа № 152 имени А.Д. Березина» города Красноярска. В эксперименте принимали участие 20 учащихся начальных классов: 10 обучающихся с задержкой психического развития, вариант адаптированной основной общеобразовательной программы 7.1 (экспериментальная группа), 10 обучающихся с нормативным развитием (контрольная группа).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, первой и второй главы, заключения, списка литературы источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество живёт в век информации. Одна из главных задач каждого педагога - научить ребенка добывать необходимую ему информацию, правильно ее интерпретировать и применять. Требования к овладению чтения обучающимися растут и особую значимость приобретает смысловой компонент. Особенно сложно формируется этот компонент у обучающихся с особенностями развития, в частности с задержкой психического развития, которые интегрированы в общеобразовательный процесс по варианту адаптированной основной общеобразовательной программы 7.1 и должны к 4-му классу овладеть программой начальной школы в полном объеме.
На теоретическом этапе исследования мы рассмотрели научные подходы в области формирования смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с задержкой психического развития . Были определены этапы и условия становления навыка чтения и читательской деятельности, проанализированы речевые и когнитивные особенности учащихся с задержкой психического развития и трудности формирования смыслового компонента чтения у данной категории школьников. Проведен анализ коррекционных методик, способствующих развитию операций смысловой обработки текста у детей с особыми потребностями.
Проведенный анализ литературных источников определил логику экспериментальной части исследования, которая является как диагностикой, так и направлением для развития смыслового компонента чтения младших школьников с задержкой психического развития. Были определены основные этапы и содержание изучения смыслового компонента читательской деятельности учащихся начальных классов общеобразовательной школы, и проведено исследование состояния смысловой обработки текста у учащихся начальных классов с задержкой психического развития. Выводы по исследованию стали основой для разработки рабочей программы с рабочей тетрадью для использования на уроке учителя-начальных классов, на коррекционном занятии учителем-дефектологом, родителем при подготовке домашнего задания.
При разработке рабочей программы проанализированы тексты и задания к ним учебника для 3-го класса «Литературное чтение» Н.А. Чураковой (в 2-х частях). Подобраны авторские дифференцированные задания с упором на преодоление семантического дефекта.
Обобщим результаты работы:
1. определено несоответствие между уровнем сформированности смыслового компонента чтения обучающихся с задержкой психического развития и требованиями программы общеобразовательной школы;
2. выделены объективные предпосылки, вызывающие трудности смыслового восприятия текста обучающихся начальной школы с задержкой психического развития;
3. установлена корреляционная зависимость между технической стороной чтения и его пониманием;
4. определено состояния навыков смысловой обработки текста на предметно-денотативном, лингвистическом и концептуально-оценочном уровнях (в баллах);
5. на основании анализа результатов определены три группы обучающихся по особенностям проявлений нарушения навыков смысловой обработки,
6. с учетом получившихся групп разработано дифференцированное содержание коррекционной работы, включающей целенаправленное формирование смысловой обработки текста на его различных уровнях при становлении смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с задержкой психического развития .
В целом, цель по изучению особенностей навыков смысловой обработки текста у младших школьников с задержкой психического развития, достигнута. Гипотеза подтверждена результатами диагностики: перцептивно-смысловые навыки обработки текста у обучающихся с задержкой психического развития сформированы на низком уровне, что отражается в трудностях понимания на всех уровнях (предметно¬денотативном, лингвистическом и концептуально-оценочном). Особенно хорошо это будет заметно при переходе в среднее звено, где постепенно будет расти самостоятельная работа ребенка с текстом и поиск в нем нужной информации. Поэтому уже в начальной школе необходимо уделить время целенаправленной работе по формированию смыслового чтения.



1. Алёхина, Е.П. Особенности мыслительной деятельности младших
школьников с задержкой психического развития / Е.П. Алехина // Материалы XIV Всероссийской молодёжной научно-практической конференции «Молодежные исследования и инициативы в науке, образования, культуре, политике» (г. Биробиджан, 25-26 апреля 2019г.). Издательство: Издательский центр федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», 2019. - С.515-520.
2. Алехина, С.В. Инклюзивное образование / С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина // Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.
3. Алтухова, Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи / Т.А. Алтухова // Дефектология. -1994. -№ 5. - С.49-55.
4. Алтухова, Т.А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. - 2006. - №1 (18). - С. 31-35.
5. Антипова, О.А. Диагностика особенностей понимания литературных текстов у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья /О.А. Антипова // Постулат. - 2017. - № 4 (18). - С.10 - 15.
6. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. - М.: Просвещение, 1969. - 282с.
7. Аткинсон Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления [Электронный ресурс] / Р. Аткинсон //Учебники онлайн. URL:http://uchebnikirus.com/psihologia/zagalna_psihologiya_hrestomatiya skripchenko_ov/pamyat_atkinson_chelovecheskaya_pamyat_sistema_pa
myati_protsessy_upravleniya.htm (дата обращения 12.12. 2018).
8. Бабина, Г. В. Механизмы обработки текстовой информации при чтении: прикладные аспекты / Г.В. Бабина // Проблемы современного образования. - 2013. - № 1. - С. 2432.
9. Брызгалова, С.О. Трудности освоения навыка осознанного чтения у
обучающихся с задержкой психического развития в условиях
инклюзивного образования / С.О. Брызгалова, Л.Г. Бения
//Филологическое образование в период детства. - 2018. - №. 25. - С. 173-178.
10. Брюховских, Л.А. Некоторые подходы к разработке алгоритма
комплексной диагностики как основы психолого-медико¬педагогического сопровождения школьников с речевой патологией в процессе инклюзии / Л.А. Брюховских // Современная наука. Актуальные проблемы науки и образования: Серия «Гуманитарные науки». - 2014. - № 11- 12. - С.25-27.
11. Бунеева, Е.В., Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. - М.: Баласс, 2014. - 43 с.
12. Васильева, Г.Н. Оптимизация процесса обучения чтению младших школьников с тяжелыми нарушениями речи: дис... канд. пед. наук: 13.00.03 / Г.Н. Васильева. - М., 2004. -- 147 с.
13. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: Учебное пособие / В.К. Воробьева. - М.:АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
14. Гальперин, П.Я. Текст как объект лингвистического исследования / П.Я. Гальперин. - М., 1981. - 140 с.
15. Глухов, В.П. Основы психолингвистики / В.П. Глухов. - М.: ACT Астрель, 2005. - 351с.
16. Денисова Е. С. Выявление предрасположенности к нарушениям чтения у первоклассников с ЗПР / Е.С. Денисова // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. - 2016. - №. 1. - С. 97-100.
17. Дмитриева, О. А., Особенности формирования навыков чтения у детей с задержкой психического развития / О.А. Дмитриева, Л.А. Брюховских // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. -№. 4 (38). - С.129-134.
18. Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 176 с.
19. Дридзе, Т.М. Смысловое восприятие речевого сообщения /Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьев. - М.: Издательство «Наука», 1976. -263 с.
20. Дунилова, Р.А. Развитие осознанности чтения как средство
интеллектуального развития учащихся / Р.А. Дунилова // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 3. - С. 52-64
21. Егоров, Т.Е. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
22. Егорова, М.В. Исследование процесса чтения младших школьников / М.В. Егорова // Вестник ТОГИРРО. - 2013. - № 1(25). - С. 130-132.
23. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И. Жинкин // Советская педагогика. - 1954. - № 6. - 22с.
24. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности /И.А. Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
25.Зимняя, И.А. Понимание как результат рецептивных видов речевой деятельности / И.А. Зимняя. // Психология и методика обучения чтению на иностранном языке: сб. научных трудов МГНИИЯ им. М. Тореза. -М. -1978. - Вып. 130 - С. 73-81.
26. Ивлева, М. Г. Особенности предпосылок формирования коммуникативного чтения у учащихся с задержкой психического развития / М.Г. Ивлева // Специальное образование. -2012. - № 2 (26). - С. 58-66.
27. Ивлева, М.Г. Состояние смыслового чтения у обучающихся с задержкой психического развития / М.Г. Ивлева // Научно - педагогическое обозрение. - 2016. - № 3 (13). - С.148-154.
28. Ивлева, М.Г. Характер нарушений ознакомительного чтения у
школьников с задержкой психического развития / М.Г. Ивлева // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 7. - С. 104¬106.
29. Карачевцева, И.Н. Использование квазиформ в формировании
смысловой стороны чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи / И.Н. Карачевцева // Известия Российскогогосударственного педагогического университета им. А.И. Герцена. ВАК. - 2008. С. 422-426.
30. Карачевцева, И.Н. Формирование смыслового компонента
читательской деятельности младших школьников с общим
недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 /
И.Н. Карачевцева. - Белгород, 2012. - 300 с.
31. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
32. Козлова, Ю. В. Диагностика особенностей нарушений смысловой обработки текста у обучающихся начальной школы с задержкой психического развития / Ю.В. Козлова // Материалы научно¬практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов» (г. Красноярск, 13 мая 2019 г.). Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - 2019. - С.60-64.
33. Козлова, Ю.В. Проявления нарушений смысловой обработки текста у обучающихся начальной школы с задержкой психического развития / Ю.В. Козлова, Л.А. Брюховских // Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы научно -практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов» (г. Красноярск, 13 мая 2019 г.). Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - 2019. - С.60-64.
34. Коновалова, Е.Ю. Современные подходы по формированию умений чтения, фиксации и воспроизведения учебной информации / Е.Ю. Коновалова // Вектор науки ТГУ. - 2010. - № 3(3). - С. 67-71.
35. Корнев, А.Н. Методика диагностики дислексии у детей: методическое пособие / А.Н. Корнев, О.А. Ишимова. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 72 с.
36. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи / А.Н. Корнев. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006. - 128 с.
37. Кравчук, Т. Н. Исследование состояния грамотности у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях инклюзивного образования / Т.Н. Кравчук, Н.Ю. Мухин // Материалы всероссийской научно¬практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (Екатеринбург, 26 - 27 апреля 2018 г.), г. Екатеринбург,
2018. - С. 108 -110.
38. Красильникова, В.Г. Психолингвистическая интерпретация
семантических трансформаций, возникающих при художественном переводе / В.Г. Красильникова //Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / под ред. В.В. Красных, А.И. Изотова. - М.: МАКС Пресс, 2001. - Вып.19. - 164 с.
39. Крылова, О.В. Формирование читательской грамотности учащихся /
O. В. Крылова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2016. - том 2, № 2 (6). - С.114 - 119.
40. Левина, Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи /
P. Е. Левина. - М., 1961. - 311 с
41. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. М., 1997. - 286 с
42. Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения / А.А. Леонтьев // Вопросы психолингвистики. -2011. - №. 13. - С. 7-29.
43. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М., 2006. - 248 с.
44. Локалова, Н.П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте / Н.П. Локалова // Вопросы психологии. - 1996. - №2. -С. 113-129.
45. Лопатина, Л. В. Исследование смыслового чтения у учащихся с задержкой психического развития /Л.В. Лопатина, М.Г. Ивлева // Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы. - Москва. - 2018. - С. 173-192.
46. Лопатина, Л. В. Коррекционно-логопедическая работа по развитию
смыслового чтения у школьников с ЗПР / Л.В. Лопатина, М.Г. Ивлева // Дети с задержкой психического развития: экспериментальное
исследование и направления коррекционной работы. - Москва. -2018. - С. 277-285.
47. Лопатина, Л. В. Формирование невербальных предпосылок для смыслового чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья /Л.В. Лопатина, М.Г. Ивлева //Вестник педагогических инноваций. -
2019. - №. 2 (54). - С. 68 - 73.
48. Лурия, А.Р. Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. - М. - Воронеж, 1996. - 64 с.
49. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. - М.: Высшая
школа, 1975. - 272 с.
50. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240.
51. Мещерякова О. С. Методы диагностики состояния грамотности у детей младшего школьного возраста с ЗПР / О.С. Мещерякова // Вопросы педагогики. - 2020. - №. 1-2. - С. 143 -147.
52. Мочалова, Л.Н. Особенности технической и смысловой сторон чтения
младших школьников с ЗПР /Л.Н. Мочалова, Е.В. Шлай // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в национальной экономике и социально-гуманитарной сфере», часть III (г. Белгород, 31 января 2018 г.).
Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Агентствоперспективных научных исследований", Белгород. - 2018. - С. 76 -79.
53. Осколков Н.И. Развитие навыка чтения / Н.И. Осколков - М.: Работник просвещения, 1928. - 76 с.
54. Рубанова, Н. В. Организация логопедической работы с детьми с задержкой психического развития с дислексическими нарушениями //Интеграционные процессы в системе начального и дошкольного образования: проблемы воспитания и обучения. 2019. С. 131-135.
55. Светловская, Н.Н. Внеклассное чтение в 1 классе /Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей. М.: Просвещение, 1981. - 208 с.
56. Сотова, И. А. Дифференцированное обучение устному пересказу как особому виду творческой деятельности / И.А. Сотова // Русский язык в школе : научно-методический журнал . - 2012 . - № 8. - С. 8 - 13.
57. Спирова, Л.Ф. Дифференциальный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Дефектология. - 1988. - № 5. - С. 31.
58. Строганова, В.В. Формирование навыков понимания текста у учащихся начальных классов для детей с тяжелыми нарушениями речи:
дисс. ... канд.пед.наук: 13.00.03. М., 1998, 209 с.
59. Сусов, И.П. Введение в языкознание / И.П. Сусов. М.: Восток - Запад, 2006. 382 с.
60. Сущевская, С.А. Тексты с дырками и хвостами: учебно -методическое пособие / С.А. Сущевская. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2012. - 66 с.
61. Таймазова, Э. М. Методическое обоснование развитие зрительного гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития в процессе формирования навыка чтения / Э.М. Таймазова //Форум молодых ученых. - 2020. - №. 4 (44). - С. 280 - 284.
62. Третьякова, Т. Г. С-тесты, их разработка и применение / Т.Г. Третьякова // Вестник педагогических инноваций. - 2008. - № 2 (14). - С. 157 -163.
63. Узнадзе Д.Н. Психология установки. [Электронный ресурс] /
Д.Н. Узнадзе // Психологическая библиотека. URL:
https://bookap.info/book/uznadze_psihologiya_ustanovki/gl1.shtm (дата
обращения 30.01.2019)
64. Ушинский К.Д. Об уроках и методах его обучения [Электронный
ресурс] // Персональный помощник педагога «Педсовет», URL:
https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/kd-ushinskiy-ob-urokah-i-metodah-ego-obucheniya.
65. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Министерство просвещения Российской Федерации.
Документы. URL: https://docs.edu.gov.ru/id1510(дата обращения
12.09.2020).
66. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ // URL:
http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174 (дата
обращения 12.09.2020).
67. Филичева, Т.Б. Логопедия. Теория и практика. / под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б. - изд.2-е, испр. и доп. - Москва : Эксмо, 2018. - 608 с.
68. Хомякова И.С. Смысловое чтение как универсальное учебное действие
[Электронный ресурс] // Корпорация «Российский учебник», сайт: URL: https://rosuchebnik.ru/material/smyslovoe-chtenie-kak-universalnoe-
uchebnoe-deystvie/ (дата обращения 25.10.2018).
69.Чуракова Н.А. Литературное чтение [Текст] : 3 кл. : Методическое пособие / Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская - М.:
Академкнига/Учебник, 2012. - 272 с.
70.Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 кл. : в 2 ч.: учебник / Н.А. Чуракова. 4-е изд., стереотип. М.: Академкнига, 2017.
71. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. - М., 1986. - 223 с.
72. Шварц Л.М. Психология навыка чтения. / Л.М. Шварц. - М.: Учпедгиз, 1941. -139 с.
73.Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // М.: Издательство академии пед. наук РСФСР, 1958. -116 с.
74. Raatz, U. Do C-Test and Cloze Procedure Measure what they Purport to be Measuring? A Case of Criterion-Related Validity / U. Raatz, Klein-Breley. // International Journal of Human and Social Sciences. - 2011 - 6:2. - P. 99¬108
75. Rudiger, G. Der С-Test in der Sprachlicher Aufhahmepriifung an Studienkollegs fur auslandische Studierende an Universitaten in Nordrhein- Westfallen / G. Rudiger, B. Allner // Rudiger Grotjahn (Hrsg.). Der С-Test. Theoretische Grundlagen und praktische Anwendungen. Band 3. - S. 340.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ