Особенности смысловой обработки текста у обучающихся 2-3 классов с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование изучения проблем формирования смыслового компонента чтения у младших школьников с задержкой психического развития 8
1.1. Анализ теоретических подходов к проблеме понимания текста 8
1.2. Состояние процесса смысловой обработки прочитанного 22
у младших школьников с задержкой психического развития 22
1.3. Методические аспекты по развитию навыков смысловой обработки
текста на уроках литературного чтения 31
Выводы по главе I 42
Глава II. Экспериментальное исследование навыков смысловой обработки теста младшими школьниками с задержкой психического развития 44
2.1. Организация констатирующего эксперимента 44
2.2. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего
эксперимента 52
2.3. Рабочая программа по развитию навыков смысловой обработки текста
младших школьников с задержкой психического развития 68
Выводы по главе II 74
Заключение 76
Библиография 79
Приложения 88
Глава I. Теоретическое обоснование изучения проблем формирования смыслового компонента чтения у младших школьников с задержкой психического развития 8
1.1. Анализ теоретических подходов к проблеме понимания текста 8
1.2. Состояние процесса смысловой обработки прочитанного 22
у младших школьников с задержкой психического развития 22
1.3. Методические аспекты по развитию навыков смысловой обработки
текста на уроках литературного чтения 31
Выводы по главе I 42
Глава II. Экспериментальное исследование навыков смысловой обработки теста младшими школьниками с задержкой психического развития 44
2.1. Организация констатирующего эксперимента 44
2.2. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего
эксперимента 52
2.3. Рабочая программа по развитию навыков смысловой обработки текста
младших школьников с задержкой психического развития 68
Выводы по главе II 74
Заключение 76
Библиография 79
Приложения 88
В настоящее время одной из главных задач современного педагога является принятие и внедрение новой парадигмы инклюзивного образования, которая заключается в переходе от «формальной» инклюзии к истинной, подразумевающей приоритет личности Ребенка над системой образования. Личность обучающегося во всём многообразии ее проявлений является отправной точкой для выбора индивидуального образовательного маршрута обучения ребенка. Насколько правильно будет сделан выбор и, главное, его непосредственная реализация, настолько высоки окажутся шансы воспитать успешного гражданина современного общества.
Одна из наиболее многочисленных категорий, интегрируемых в общеобразовательную среду, составляют обучающиеся с задержкой психического развития. Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает период осуществления коррекции ребенка - четыре года (адаптированная основная общеобразовательная программа, вариант 7.1).
К сожалению, педагогическая теория на сегодняшний день не может в полной мере удовлетворить запросы современной инклюзивной практики, так как у педагогов возникают объективные трудности в организации дифференцированного подхода при реализации образовательной программы в условиях инклюзивного класса. Обучающимся с задержкой психического развития необходимо освоить ту же текстовую информацию и по тем же учебникам, что их типично развивающиеся сверстники, на фоне имеющихся дефицитов психических процессов, которые могут компенсироваться лишь к окончанию начальной школы.
Под освоением информации мы понимаем процесс, имеющий положительный результат в виде адекватного в понимании прочитанного текста. Иными словами, успешное обучение ребенка не возможно без сформированного навыка смыслового чтения - метапредметного универсального учебного действия, позволяющего использовать информацию, извлеченную в процессе чтения для решения предметных и метапредметных учебных задач (И.С. Хомякова).
В последнее десятилетие в специальной педагогике можно встретить немало проблемы формировании смыслового компонента чтения у детей с общим недоразвитием речи (И.Н. Карачевцева, Г.В. Бабина, О.Е. Грибова, В.В. Строганова). По детям с задержкой психического развития практико-ориентированных исследований, предлагающих эффективные рекомендации и технологии, проведено недостаточно, что подтверждает актуальность и востребованность нашей работы.
Наша работа построена на психолингвистическом подходе осознанности процесса чтения, при котором текст выступает как объект мыслительной деятельности читателя (Л.П. Доблаев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев). Понимание текста является многоуровневым процессом и предполагает владение определенными навыками смысловой обработки, которые обеспечивают конечный результат понимания. Совокупностью данных навыков является смысловое восприятие текста: чем лучше оно развито у читателя, тем больше ему подвластно понимание. Таким образом, учитывая преобладание семантического дефекта в структуре нарушений младших школьников с задержкой психического развития, считаем необходимой целенаправленную работу по развитию навыков смысловой обработки текста для успешного обучения детей данной категории в условиях инклюзивного класса.
Следовательно, целью нашей исследовательской работы является разработка рабочей программы по формированию навыков смысловой обработки текста на материале уроков «Литературное чтение» для обучающихся с задержкой психического развития.
Объект исследования: смысловая обработка читаемого текста у младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет: особенности смысловой обработки текста в процессе чтения у младших школьников с задержкой психического развития в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками.
Для достижения цели, нам необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических подходов к проблемам смысловой обработки текста.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития для выявления основных факторов, вызывающих затруднения во время смысловой обработки текста. Рассмотреть состояние процесса смысловой обработки прочитанного у младших школьников с задержкой психического развития .
3. Провести анализ методик и технологий, способствующих формированию навыков смысловой обработки текста.
4. Описать и провести констатирующий эксперимент исследования состояния смыслового восприятия текста у младших школьников с задержкой психического развития.
5. Провести количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
6. На основе результатов констатирующего эксперимента разработать рабочую программу с готовым инструментом по тренировке навыков смысловой обработки текста обучающихся с задержкой психического развития на уроках «Литературное чтение» (рабочая тетрадь с дифференцированными заданиями для 3-го класса) на основе учебника Н.А. Чураковой (учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа»).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности речевого и когнитивного развития детей с задержкой психического развития негативно отражаются на сформированности навыков смысловой обработки текста, что вызывает трудности понимания прочитанного текста на всех уровнях (предметно-денотативном, лингвистическом и концептуально¬оценочном). Данные навыки необходимо целенаправленно формировать, руководствуясь полученными результатами диагностики и непосредственно на материале программы «Литературное чтение» для развития познавательной активности при работе в классе.
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической, методологической литературы по проблеме исследования .
2.Эмпирические: биографический (изучение анамнеза, психолого-педагогической документации), стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) А. Н. Корнева и О.И. Ишимовой, методика C-test (Ц-тест) У. Раац и К. Клейн-Брелей.
3.Методы обработки полученных результатов: количественные и качественные методы, расчет коэффициента корреляции.
Методологической основой исследования являются:
- теория речевой деятельности и представления о чтении как особом виде речевой деятельности, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева и др.;
- теория смысловой обработки текста, представленная в работах И.А. Зимней, А.А. Брудного, Л.П. Доблаева, Т.М. Дридзе, З.И. Клычниковой;
- теория смысловой организации текста Н.И. Жинкина;
- системный подход к изучению и коррекции речевых нарушений и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р.Е. Левиной.
Научная новизна заключалась в выделении особенностей сформированности навыков смысловой обработки текста у младших школьников с задержкой психического развития и обоснована необходимость целенаправленной работы по развитию смыслового компонента.
Теоретическая значимость заключается в уточнении научных сведений по состоянию смыслового восприятия художественных текстов младшими школьниками с задержкой психического развития, корреляции процесса понимания с технического стороной чтения
Практическая значимость исследования заключается в разработке рабочей программы по формированию навыка понимания текста младшими школьниками с задержкой психического развития, которая содержит готовый практический материал, - рабочую тетрадь для обучающегося третьего класса на 30 занятий, предназначенную для использования в классе на уроках «Литературное чтение», коррекционно-развивающих занятиях, дома.
Апробация результатов исследования осуществлялась через участие в научно-практических конференциях, посвященных современным технологиям коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Красноярск, 2019; г. Красноярск, 2020); публикации статей по теме исследования (опубликовано 2 статьи).
Организация исследования: опытно-экспериментальной базой исследования является муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя школа № 152 имени А.Д. Березина» города Красноярска. В эксперименте принимали участие 20 учащихся начальных классов: 10 обучающихся с задержкой психического развития, вариант адаптированной основной общеобразовательной программы 7.1 (экспериментальная группа), 10 обучающихся с нормативным развитием (контрольная группа).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, первой и второй главы, заключения, списка литературы источников и приложений.
Одна из наиболее многочисленных категорий, интегрируемых в общеобразовательную среду, составляют обучающиеся с задержкой психического развития. Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает период осуществления коррекции ребенка - четыре года (адаптированная основная общеобразовательная программа, вариант 7.1).
К сожалению, педагогическая теория на сегодняшний день не может в полной мере удовлетворить запросы современной инклюзивной практики, так как у педагогов возникают объективные трудности в организации дифференцированного подхода при реализации образовательной программы в условиях инклюзивного класса. Обучающимся с задержкой психического развития необходимо освоить ту же текстовую информацию и по тем же учебникам, что их типично развивающиеся сверстники, на фоне имеющихся дефицитов психических процессов, которые могут компенсироваться лишь к окончанию начальной школы.
Под освоением информации мы понимаем процесс, имеющий положительный результат в виде адекватного в понимании прочитанного текста. Иными словами, успешное обучение ребенка не возможно без сформированного навыка смыслового чтения - метапредметного универсального учебного действия, позволяющего использовать информацию, извлеченную в процессе чтения для решения предметных и метапредметных учебных задач (И.С. Хомякова).
В последнее десятилетие в специальной педагогике можно встретить немало проблемы формировании смыслового компонента чтения у детей с общим недоразвитием речи (И.Н. Карачевцева, Г.В. Бабина, О.Е. Грибова, В.В. Строганова). По детям с задержкой психического развития практико-ориентированных исследований, предлагающих эффективные рекомендации и технологии, проведено недостаточно, что подтверждает актуальность и востребованность нашей работы.
Наша работа построена на психолингвистическом подходе осознанности процесса чтения, при котором текст выступает как объект мыслительной деятельности читателя (Л.П. Доблаев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев). Понимание текста является многоуровневым процессом и предполагает владение определенными навыками смысловой обработки, которые обеспечивают конечный результат понимания. Совокупностью данных навыков является смысловое восприятие текста: чем лучше оно развито у читателя, тем больше ему подвластно понимание. Таким образом, учитывая преобладание семантического дефекта в структуре нарушений младших школьников с задержкой психического развития, считаем необходимой целенаправленную работу по развитию навыков смысловой обработки текста для успешного обучения детей данной категории в условиях инклюзивного класса.
Следовательно, целью нашей исследовательской работы является разработка рабочей программы по формированию навыков смысловой обработки текста на материале уроков «Литературное чтение» для обучающихся с задержкой психического развития.
Объект исследования: смысловая обработка читаемого текста у младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет: особенности смысловой обработки текста в процессе чтения у младших школьников с задержкой психического развития в сравнении с нормативно развивающимися сверстниками.
Для достижения цели, нам необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических подходов к проблемам смысловой обработки текста.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития для выявления основных факторов, вызывающих затруднения во время смысловой обработки текста. Рассмотреть состояние процесса смысловой обработки прочитанного у младших школьников с задержкой психического развития .
3. Провести анализ методик и технологий, способствующих формированию навыков смысловой обработки текста.
4. Описать и провести констатирующий эксперимент исследования состояния смыслового восприятия текста у младших школьников с задержкой психического развития.
5. Провести количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
6. На основе результатов констатирующего эксперимента разработать рабочую программу с готовым инструментом по тренировке навыков смысловой обработки текста обучающихся с задержкой психического развития на уроках «Литературное чтение» (рабочая тетрадь с дифференцированными заданиями для 3-го класса) на основе учебника Н.А. Чураковой (учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа»).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности речевого и когнитивного развития детей с задержкой психического развития негативно отражаются на сформированности навыков смысловой обработки текста, что вызывает трудности понимания прочитанного текста на всех уровнях (предметно-денотативном, лингвистическом и концептуально¬оценочном). Данные навыки необходимо целенаправленно формировать, руководствуясь полученными результатами диагностики и непосредственно на материале программы «Литературное чтение» для развития познавательной активности при работе в классе.
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической, методологической литературы по проблеме исследования .
2.Эмпирические: биографический (изучение анамнеза, психолого-педагогической документации), стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) А. Н. Корнева и О.И. Ишимовой, методика C-test (Ц-тест) У. Раац и К. Клейн-Брелей.
3.Методы обработки полученных результатов: количественные и качественные методы, расчет коэффициента корреляции.
Методологической основой исследования являются:
- теория речевой деятельности и представления о чтении как особом виде речевой деятельности, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева и др.;
- теория смысловой обработки текста, представленная в работах И.А. Зимней, А.А. Брудного, Л.П. Доблаева, Т.М. Дридзе, З.И. Клычниковой;
- теория смысловой организации текста Н.И. Жинкина;
- системный подход к изучению и коррекции речевых нарушений и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р.Е. Левиной.
Научная новизна заключалась в выделении особенностей сформированности навыков смысловой обработки текста у младших школьников с задержкой психического развития и обоснована необходимость целенаправленной работы по развитию смыслового компонента.
Теоретическая значимость заключается в уточнении научных сведений по состоянию смыслового восприятия художественных текстов младшими школьниками с задержкой психического развития, корреляции процесса понимания с технического стороной чтения
Практическая значимость исследования заключается в разработке рабочей программы по формированию навыка понимания текста младшими школьниками с задержкой психического развития, которая содержит готовый практический материал, - рабочую тетрадь для обучающегося третьего класса на 30 занятий, предназначенную для использования в классе на уроках «Литературное чтение», коррекционно-развивающих занятиях, дома.
Апробация результатов исследования осуществлялась через участие в научно-практических конференциях, посвященных современным технологиям коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Красноярск, 2019; г. Красноярск, 2020); публикации статей по теме исследования (опубликовано 2 статьи).
Организация исследования: опытно-экспериментальной базой исследования является муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя школа № 152 имени А.Д. Березина» города Красноярска. В эксперименте принимали участие 20 учащихся начальных классов: 10 обучающихся с задержкой психического развития, вариант адаптированной основной общеобразовательной программы 7.1 (экспериментальная группа), 10 обучающихся с нормативным развитием (контрольная группа).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, первой и второй главы, заключения, списка литературы источников и приложений.
Современное общество живёт в век информации. Одна из главных задач каждого педагога - научить ребенка добывать необходимую ему информацию, правильно ее интерпретировать и применять. Требования к овладению чтения обучающимися растут и особую значимость приобретает смысловой компонент. Особенно сложно формируется этот компонент у обучающихся с особенностями развития, в частности с задержкой психического развития, которые интегрированы в общеобразовательный процесс по варианту адаптированной основной общеобразовательной программы 7.1 и должны к 4-му классу овладеть программой начальной школы в полном объеме.
На теоретическом этапе исследования мы рассмотрели научные подходы в области формирования смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с задержкой психического развития . Были определены этапы и условия становления навыка чтения и читательской деятельности, проанализированы речевые и когнитивные особенности учащихся с задержкой психического развития и трудности формирования смыслового компонента чтения у данной категории школьников. Проведен анализ коррекционных методик, способствующих развитию операций смысловой обработки текста у детей с особыми потребностями.
Проведенный анализ литературных источников определил логику экспериментальной части исследования, которая является как диагностикой, так и направлением для развития смыслового компонента чтения младших школьников с задержкой психического развития. Были определены основные этапы и содержание изучения смыслового компонента читательской деятельности учащихся начальных классов общеобразовательной школы, и проведено исследование состояния смысловой обработки текста у учащихся начальных классов с задержкой психического развития. Выводы по исследованию стали основой для разработки рабочей программы с рабочей тетрадью для использования на уроке учителя-начальных классов, на коррекционном занятии учителем-дефектологом, родителем при подготовке домашнего задания.
При разработке рабочей программы проанализированы тексты и задания к ним учебника для 3-го класса «Литературное чтение» Н.А. Чураковой (в 2-х частях). Подобраны авторские дифференцированные задания с упором на преодоление семантического дефекта.
Обобщим результаты работы:
1. определено несоответствие между уровнем сформированности смыслового компонента чтения обучающихся с задержкой психического развития и требованиями программы общеобразовательной школы;
2. выделены объективные предпосылки, вызывающие трудности смыслового восприятия текста обучающихся начальной школы с задержкой психического развития;
3. установлена корреляционная зависимость между технической стороной чтения и его пониманием;
4. определено состояния навыков смысловой обработки текста на предметно-денотативном, лингвистическом и концептуально-оценочном уровнях (в баллах);
5. на основании анализа результатов определены три группы обучающихся по особенностям проявлений нарушения навыков смысловой обработки,
6. с учетом получившихся групп разработано дифференцированное содержание коррекционной работы, включающей целенаправленное формирование смысловой обработки текста на его различных уровнях при становлении смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с задержкой психического развития .
В целом, цель по изучению особенностей навыков смысловой обработки текста у младших школьников с задержкой психического развития, достигнута. Гипотеза подтверждена результатами диагностики: перцептивно-смысловые навыки обработки текста у обучающихся с задержкой психического развития сформированы на низком уровне, что отражается в трудностях понимания на всех уровнях (предметно¬денотативном, лингвистическом и концептуально-оценочном). Особенно хорошо это будет заметно при переходе в среднее звено, где постепенно будет расти самостоятельная работа ребенка с текстом и поиск в нем нужной информации. Поэтому уже в начальной школе необходимо уделить время целенаправленной работе по формированию смыслового чтения.
На теоретическом этапе исследования мы рассмотрели научные подходы в области формирования смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с задержкой психического развития . Были определены этапы и условия становления навыка чтения и читательской деятельности, проанализированы речевые и когнитивные особенности учащихся с задержкой психического развития и трудности формирования смыслового компонента чтения у данной категории школьников. Проведен анализ коррекционных методик, способствующих развитию операций смысловой обработки текста у детей с особыми потребностями.
Проведенный анализ литературных источников определил логику экспериментальной части исследования, которая является как диагностикой, так и направлением для развития смыслового компонента чтения младших школьников с задержкой психического развития. Были определены основные этапы и содержание изучения смыслового компонента читательской деятельности учащихся начальных классов общеобразовательной школы, и проведено исследование состояния смысловой обработки текста у учащихся начальных классов с задержкой психического развития. Выводы по исследованию стали основой для разработки рабочей программы с рабочей тетрадью для использования на уроке учителя-начальных классов, на коррекционном занятии учителем-дефектологом, родителем при подготовке домашнего задания.
При разработке рабочей программы проанализированы тексты и задания к ним учебника для 3-го класса «Литературное чтение» Н.А. Чураковой (в 2-х частях). Подобраны авторские дифференцированные задания с упором на преодоление семантического дефекта.
Обобщим результаты работы:
1. определено несоответствие между уровнем сформированности смыслового компонента чтения обучающихся с задержкой психического развития и требованиями программы общеобразовательной школы;
2. выделены объективные предпосылки, вызывающие трудности смыслового восприятия текста обучающихся начальной школы с задержкой психического развития;
3. установлена корреляционная зависимость между технической стороной чтения и его пониманием;
4. определено состояния навыков смысловой обработки текста на предметно-денотативном, лингвистическом и концептуально-оценочном уровнях (в баллах);
5. на основании анализа результатов определены три группы обучающихся по особенностям проявлений нарушения навыков смысловой обработки,
6. с учетом получившихся групп разработано дифференцированное содержание коррекционной работы, включающей целенаправленное формирование смысловой обработки текста на его различных уровнях при становлении смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с задержкой психического развития .
В целом, цель по изучению особенностей навыков смысловой обработки текста у младших школьников с задержкой психического развития, достигнута. Гипотеза подтверждена результатами диагностики: перцептивно-смысловые навыки обработки текста у обучающихся с задержкой психического развития сформированы на низком уровне, что отражается в трудностях понимания на всех уровнях (предметно¬денотативном, лингвистическом и концептуально-оценочном). Особенно хорошо это будет заметно при переходе в среднее звено, где постепенно будет расти самостоятельная работа ребенка с текстом и поиск в нем нужной информации. Поэтому уже в начальной школе необходимо уделить время целенаправленной работе по формированию смыслового чтения.
Подобные работы
- Совершенствование интеллектуально-речевых умений у обучающихся с задержкой психического развития при работе с текстом в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование интеллектуально-речевых умений у обучающихся с
задержкой психического развития при работе с текстом в начальных
классах школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА
ТЕКСТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Развитие навыков осознанного чтения у обучающихся
3-4 классов с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие навыков осознанного чтения у обучающихся 3-4 классов с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Содержание логопедической работы по формированию понимания текстов у младших школьников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Изучение и коррекция произвольной памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022



