Введение 3
Глава 1. Географическая культура, как часть общей культуры человека 5
1.1. Понятие и сущность географической культуры 5
1.2. «Язык» географии - основной элемент географической
культуры 10
1.3. Искусственные языки в географии 16
1.4. «Язык» географической карты 24
Глава 2. Формирование географического «языка» у школьников 29
2.1. Географические понятия и термины и их роль в формировании
знаний 29
2.2. Факты, цифры и даты, как информационное поле географического
образования 40
2.3. Изучение географической номенклатуры 49
2.4. Формирование географической картины мира 56
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение 66
Международный географический союз, существующий с 1871 года, и входящая в его состав комиссия по географическому образованию, существующая с 1952 года, одними из приоритетных задач своей деятельности определили проведение на международном уровне идеи важности географического образования в начальной и средней школе, демонстрацию его преимущества в непрерывном образовании.
Достижения современной географии позволяют ей выработать такой взгляд через овладение знаний, составляющих основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной географической картине мира как части общей научной картины мира. В Концепции развития географического образования в Российской Федерации, принятой в декабре 2018 года, отмечается, что «качественное географическое образование призвано обеспечивать формирование расширенного кругозора и повышение общей эрудиции, развитие пространственного мышления и владение основами научных методов познания окружающего мира». Вместе с тем, наблюдается всё чаще и чаще географическое невежество и небрежность, которые проявляются даже у руководителей различного ранга, в том числе и государственных деятелей.
Именно поэтому довольно актуально поставить вопрос о формировании географической культуры как составной части общей культуры человека, за которую, прежде всего, «отвечает» школьная география. «Овладение географической культурой предполагает хорошее владение языком географии, отражающем многие специфические особенности этой науки», - так определил В.П. Максаковский роль языка науки в формировании культуры .
Цель исследования: показать разнообразие дидактических средств в формировании географической культуры обучающихся.
Объект исследования - процесс формирования географической культуры у учащихся при изучении географии.
Предмет исследования - формирование географического «языка» у учащихся как элемента географической культуры.
Проблема, цель, объект, предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить основные понятия географической культуры.
2. Выделить понятие «географический язык», основные его составляющие и характеристику каждого элемента.
3. Привести примеры дидактических средств, активизирующих процесс формирования географической культуры, через овладение географическим языком.
Методы исследования: литературный, сравнительного анализа.
Формирование географической культуры личности - это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, воспитания, научных знаний, самосовершенствования. Исходя из принципа преемственности, этот процесс предполагает усвоение географических знаний, способов деятельности, ценностей старшего поколения, реконструкции собственного опыта.
В ходе исследовательской работы нами были получены следующие результаты:
1. Исследованы идеи формирования географической культуры в процессе обучения. Рассмотрены отечественные и зарубежные взгляды педагогов, различные планы по осуществлению формирования географической культуры в процессе обучения. Изучены сущность, цели и методы формирования элементов географической культуры у учащихся; проанализирован понятийно-терминологический аппарат школьных программ в сравнении с перечнем понятий, выделенных В.П. Максаковским.
2. Выделено понятие «географический язык» психологопедагогические основы и условия эффективности формирования географической культуры, посредством овладения «языком» географии. В частности, при формировании общих понятий, представлений картографических образов.
3. Показано разнообразие дидактических средств для активизации процесса формирования географической культуры, через овладение географическим языком через словарно-терминологическую работу, приёмы работы с контурными и тематическими картами.
Формирование географической культуры человека - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трёх самоценных начал: Природы, Человека, Общества.
Таким образом, роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.
Проблема современного географического образования в школе заключается в недостаточном практическом применении знаний. Школьник не видят прикладного значения географии, а в перечне профессий «географ» не значится. Но географические знания и умения лежат в основе подготовки будущих специалистов в областях географических наук, а также в сферах экономики, государственного, регионального и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, прогнозирования и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологического мониторинга, миграционной политики, экологического менеджмента и рационального природопользования, международных отношений.
Концепция развития географического образования в Российской Федерации отмечает, что ведущим методическим принципом должно стать формирование практических навыков использования географической информации, реализуемое в логике системно-деятельностного подхода в образовании. А «преподавание географии должно быть направлено на формирование яркой и образной картины мира» .
Одна из последующих задач формирования географической культуры может стать формирование у обучающихся понимания применения в повседневной жизни методов географии, что, несомненно, будет обогащать географический «язык» образованного человека.
1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно
терминологический словарь/ Э.Б. Алаев. - М.: Мысль, 1983.
2. БарабановВ.В. Чичерина О.В., Соловьёва Ю.А. ЕГЭ 2018. География. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ/ В.В. Барабанов, О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьёва. - М.: Издательство «Экзамен», 2018, с.139
3. Баранский Н.Н. Научные принципы географии: Избранные труды. - М.: Географгиз, 1962.
4. Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информация. - М.: Мысль, 1986.
5. Берлянт А.М. Геоиконика. М., 1996
6. Берлянт А.М. Геоизображения с заданными свойствами //География в школе - 2012, № 1. С. 47-50.
7. Буданов В.П. Методика преподавания физической географии. - М.:
Учпедгиз, 1947.
8. Войшвилло Е.К. Понятие. - М.: Изд-во Московск. ун-та, 1967. - 285 с.
9. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: Логико- гносеологический анализ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.- 239 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
11. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
13. Ионин Л. Г. История слова «культура». Социология культуры. -М.: Логос, 1998. — с.9-12.
14. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288 с.
15. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. - Минск: НИО, 1999. - 188 с.
... всего 35 истчоников