ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.1. Состояние проблемы подготовки воспитателей к взаимодействию с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации .... 11
1.2. Профессиональная компетентность воспитателя как ключевой показатель готовности к осуществлению педагогической деятельности .... 23
1. 3. Система методической работы в дошкольной образовательной организации как средство формирования готовности воспитателей к взаимодействию с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 51
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 54
2.1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы 54
2.2. Актуальный уровень развития профессиональной компетентности воспитателей в сфере взаимодействия с родителями воспитанников ДОО 61
2.3. Реализация условий развития профессиональной компетентности
воспитателей во взаимодействии с родителями воспитанников дошкольных
образовательных организаций 78
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования 86
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 112
Актуальность исследования. Профессиональная компетентность является одной из важных составляющих профессионализма любого человека. Изменения, происходящие в системе дошкольного образования, выдвигают вопросы, связанные с формированием профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, на одно из первых мест, поскольку профессиональная компетентность воспитателя является неотъемлемым условием эффективной организации образовательного процесса в дошкольной организации, общения с воспитанниками и взаимодействия с их родителями.
Профессиональная компетентность специалистами определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, которые позволяют воспитателю справляться с возникающими в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации ситуациями, решая которые он способствует совершенствованию, уточнению и практическому решению задач воспитания и развития ребенка совместно с родителями воспитанников
Однако реальная практика обнаруживает определенный консерватизм, ориентированность педагогов дошкольных образовательных организаций на традиционные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников. Для большинства педагогов характерна недостаточно высокая активность в освоении и применении широкого арсенала методов и средств взаимодействия с родителями.
Цель взаимодействия с семьями воспитанников не должна ограничиваться качественным выполнением их социального заказа по надзору, воспитания и обучения детей, которых сегодня хотят видеть «конкурентоспособными» и максимально подготовленными к школе. Важной во взаимодействии с каждой семьей является помощь родителям понять и воспринять современные гуманистические идеи и ориентиры, основанные на уважении к личности ребенка, заботе о ее всестороннем развитии.
Крайне значимым в дошкольном образовании является создание единого пространства взаимодействия педагогов, детей и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решения конкретных воспитательнообразовательных задач.
Взаимодействие между детским садом и семьей мы строим, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. Для этого необходимо искать новые методы и формы работы с родителями и их детьми.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм и методов взаимодействия педагогов с родителями. В то же время, в литературе отмечается, что процесс организации взаимодействия педагогов с родителями воспитанников характеризуется рядом недостатков: формализмом, отсутствием согласованности, построением общения педагогов и родителей на уровне взаимных претензий.
Исследователями выделен ряд причин сложностей взаимодействия дошкольной организации и семьи, среди которых: низкий социальный статус профессии воспитателя (О.Л. Зверева); недооценка педагогами роли родителей в воспитании детей (Н.П. Корниенко); отсутствие установки на взаимодействие со стороны педагогов и родителей (Т.А. Данилина, З.И. Теплова); различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий (Е.К. Эльяшевич); стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс взаимодействия с родителями (В.П. Дуброва). Полученные данные свидетельствуют о наличии трудностей между участниками педагогического процесса - родителями и педагогами.
Не в полной мере используются возможности методической работы в дошкольной образовательной организации по подготовке педагогов в сфере взаимодействия с родителями воспитанников.
...
1. В ходе исследования было установлено, что проблема формирования готовности воспитателей к взаимодействию с родителями в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций является актуальной, и требует дальнейшего теоретического осмысления.
2. Многие исследователи связывают компетентность специалиста с его готовностью действовать в различных профессиональных ситуациях [7]. По мнению многих авторов, компетентность специалиста следует рассматривать как его общую готовность к установлению связи между знанием и ситуацией и к формированию (выбора) способа решения профессиональной проблемы.
Современная психология оперирует понятием профессиональная готовность педагога, которое определяется как «интегративное личностное качество и существенная предпосылка эффективности деятельности. Профессиональная готовность педагога обеспечивает специалисту успешное выполнение своих обязанностей, правильное использование знаний, опыта, сохранение самоконтроля и перестроение при появлении непредвиденных препятствий.
Компетентность воспитателя - это показатель его готовности к профессиональной деятельности. Поэтому в дальнейшем мы будем исходить из того, что целью подготовки специалиста является формирование его готовности осуществить профессиональную деятельность, которая предполагает наличие у педагога профессиональной компетентности, проявляющейся в наличии у него комплекса профессионально значимых компетенций.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить понятие «профессиональная компетентность», которое мы рассматриваем как многофакторное явление, которое включает в себя систему теоретических знаний педагога, способов применения полученных знаний в конкретных ситуациях педагогической деятельности, ценностные ориентации педагога, интегративные показатели его культуры (стиль общения, речь, отношение к себе и собственной деятельности, к смежным областям знания и т.д.). При этом методическая работа с использованием активных методов обучения является одним из ведущих средств развития и повышения уровня сформированности готовности к взаимодействию с родителями дошкольников, а также вызывает высокую активность педагогов, повышает интерес, создает условия для развития и закрепления профессиональных умений, знаний и навыков, совершенствует умения для разрешения реальных проблем в процессе общения с родителями.
3. В работе представлена разработанная комплексная диагностика сформированности готовности воспитателя к взаимодействию с родителями воспитанников. Выделены критерии (содержательный, деятельностный, личностный), показатели, диагностические методики, уровни сформированности профессиональной компетентности воспитателя в общении с родителями (низкий, средний, высокий). Выявлена необходимость организации целенаправленной методической работы, направленной на развитие у воспитателей профессиональной компетентности в процессе взаимодействия с родителями.
4. В ходе исследования определено и доказано, что формирование готовности воспитателя к взаимодействию с родителями проходит успешно при реализации целенаправленной методической работы через организацию обучения педагогов на основе использования активных форм обучения в соответствии с образовательными запросами воспитателей, ориентацией на их прошлый и настоящий опыт.
5. Обосновано, что формирование готовности воспитателя к
взаимодействию с родителями представляет собой поэтапный процесс, обеспечивающий овладение компонентами профессиональной
компетентности: содержательного, деятельностного, личностного.
6. Определено влияние профессиональной компетентности воспитателя на эффективность взаимодействия с родителями воспитанников.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы ввиду ее многоплановости. Перспектива дальнейшей работы может быть посвящена изучению психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность общения и взаимодействия воспитателя с родителями детей дошкольного возраста.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от
05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».
5. Абрамова Г.С. Деловые игры: Психологические аспекты. М.: Академия-Центр, 1999. 268 с.
6. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и
реальность. М.: Мысль, 1976. 188 с.
7. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1998. 310 с.
8. Алямовская Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2003. № 4 (10). С. 29-32.
9. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных
институтов // Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр
общечеловеческих ценностей, 1995. С. 182-198.
10. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как?. М.: Просвещение, 1993. 208 с.
11. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.: ТОО «Интелтех», 1994. 38 с.
12. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. 264 с.
13. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: авт. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.
14. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ : авт. дис. ... канд. пед. наук. М.,2006. 21 с.
15. Атмахова Л.Н. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ // Дошкольное воспитание. 2008. № 3. С. 1517.
16. Бабаева Т.И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе. СПб.: Респекс, 1995. 136 с.
17. Баскаков A.M. Формирование культуры управленческого общения руководителей и учителей общеобразовательных школ: теория и практика: автореф. дис. ... доктора пед. наук. - Челябинск, 1999. 51 с.
18. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара: СамГПУ, 2001. 132 с.
... всего 82 источника