Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование лексики у младших школьников с ЗПР

Работа №15665

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы78
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1567
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Обзор психолого-педагогической литературы по данной теме исследования 8
1.2. Характеристика детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста 15
1.3. Особенности развития лексики младших школьников с задержкой психического развития 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 30
2.1. Организация исследования особенностей развития лексики у младших школьников с задержкой психического развития 30
2.2. Определение диагностического инструментария для исследования сформированности лексики у детей младшего школьного возраста 34
2.3. Определение уровня сформированности лексики у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 39
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 48
3.1. Содержание и методика обучающего эксперимента 48
3.2. Проведение контрольного эксперимента и анализ результатов исследования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Приложение 1. Материал для проведения обследования по изучению состояния словаря имен существительных 65
Приложение 2. Материал для проведения обследования по изучению состояния глагольного словаря 66
Приложение 3. Материал для проведения обследования словаря имен прилагательных 68
Приложение 4. Материал для проведения обследования процесса словоизменения 70
Приложение 5. Материал для проведения обследования процесса .. 71
Приложение 6. Игры и упражнения для обогащения словарного
запаса 72
Приложение 7. Упражнения на развитие лексико-грамматического строя языка 74

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребёнка, в развитии мышления и в психической деятельности в целом. Включение речи в познавательную деятельность ребёнка перестраивает его основные психические процессы. Так мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция развиваются и совершенствуются по мере овладения речью. Развитие речи ребёнка играет важную роль в формировании и становлении его психического развития. Существуют отклонения и аномалии в психическом развитии. Отклонения или аномалии в развитии ребёнка разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребёнка его зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер двигательной системы. Такие отклонения могут быть вызваны и другими различными причинами. Детей с задержкой психического развития характеризует низкая работоспособность и продуктивность, неустойчивость памяти, слабое развитие опосредованного запоминания.
Задержка психического развития в большинстве случаев, как известно, является следствием органической недостаточности центральной нервной системы. Поражение центральной нервной системы, приведшие к такой недостаточности, действовали на ранних этапах развития, а благодаря пластичности нервной системы их влияние со временем сглаживается. Поэтому, необходимо познакомиться не только с особенностями развития речи у детей, но и с нарушениями, а также отклонениями в психическом развитии. Для того чтобы найти правильный путь решения такой проблемы как развитие речи у детей с задержкой психического развития.
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития изучаются психологами, педагогами, невропатологами, лингвистами и другими. При этом каждый рассматривает их под определённым углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Проблему развития речи у детей с задержкой психического развития рассматривают с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому её относят к специальному разделу психолого-педагогической науки.
Исследованием воспитания и коррекции недостатков психического развития детей рассматривали - В.И.Лубовский, Т.В. Егорова, Н.А.Никашина, Г.М.Капустина, Р.ДТригер, Н.А. Цыпина, С.Г.Шевченко и др.
Исследование особенностей развития речи, как одно из важнейших направлений в изучении детей с ЗПР, проводилось многими учеными (Т.ПАртемьева, НЮ.Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С.Слепович, Г.Н.Рахманова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко).
Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с задержкой психического развития определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребёнка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза. Отечественная наука создаёт наиболее благоприятные условия для развития личности детей с задержкой психического развития при нарушениях речи[10]. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов (таких как Р.Е. Левиновой, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, М.Е. Хватцева, В.Г. Петровой, Г.А. Каше, Л.И. Алексиной и многими другими), свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия. И.П. Павлов, подчёркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и её неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия»
Выделенные положения позволили определить актуальность проблемы исследования по изучению особенностей лексики у детей младшего школьного возраста с ЗПР и возможные пути коррекции речи в процессе обучения.
Объект исследования: лексика младшего школьника с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности развития лексики младшего школьника с задержкой психического развития.
Цель исследования: выявление особенностей развития лексики у детей с задержкой психического развития для проведения коррекционной работы.
Гипотеза: в младшем школьном возрасте у детей с задержкой психического развития на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности обнаруживается своеобразие и в развитии лексического строя речи, а также низкий уровень его сформированности. При своевременной коррекции, развитии лексической стороны речи происходит повышение уровня сформированности лексики.
Учитывая цель и гипотезу исследования были определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Составление методики констатирующего эксперимента.
3. Выявить уровни сформированности лексики у младших школьников с задержкой психического развития.
4. Определить пути коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ЗПР и провести формирующий эксперимент.
5. Провести анализ результатов исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ научной литературы по теме исследования.
2. Эмпирические - беседа, наблюдение, опрос, педагогический эксперимент.
Структура исследования: дипломная работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованных литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодоления речевых патологий у значительной части учащихся младших классов, в том числе у детей с задержкой психического развития.
Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.
Нарушения речи у детей с ЗПР вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории людей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных. Своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Их игровые умения развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых». Вопросы соотношения мышления и речи, вопросы диагностики нарушений речи у детей с ЗПР, остаются актуальными. В процессе коррекционной работы необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность, использовать разнообразные приемы и методы коррекции, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.
Клиническое изучение детей данной категории позволило установить этиологию и клинические варианты данной формы отклонения в развитии. Проведенное теоретическое исследование позволило выявить характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, особенностей речевого развития, специфические трудности в усвоении учебных предметов, что позволило разработать основные принципы и содержание методики коррекции лексической стороны речи.
Качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволили выявить уровни сформированности лексики у детей с ЗПР младшего школьного возраста, и, значит, позволил сделать вывод об эффективности подобранного и переработанного нами комплекса коррекционных методов.
Анализ результатов контрольного эксперимента подтвердил эффективность подобранных методов коррекции лексической стороны речи у детей с ЗПР младшего школьного возраста, а, следовательно, это подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования.
По наблюдениям окружающих и родителей можно говорить о больших переменах в развитии всех детей. Учащиеся стали свободнее разговаривать на заданные темы, научились составлять грамотные предложения, в их речи уменьшилось количество аграмматизмов - у всех обследованных детей стал мягче речевой диагноз.



1. Антипова, Ж.В. Формирование связной речи младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения / Ж.В. Антипова, Е. В. Крылова // Школьный логопед.- 2009.- № 1.- С. 31-33.
2. Блиннова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов пед. Вузов / Л.Н. Блиннова. - М.: НЦЭНАС, 2002 - 134 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в начальной школе: Кн. для учителей общеобр. школы. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. инст. / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
5. Борякова, Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Дефектология. - 1990. - №3. - С.9-15.
6. Валлон, А. Психологическое развитие ребёнка / А.Валлон. - М.: «Просвеще-ние», 1967. - 420 с.
7. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовицкого, Цыпиной Н.А. - М.: Наука, 1994. - 256 с.
8. Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи (3-я часть) / Г.А. Волкова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 394 с.
9. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - СПб: Детство - Пресс, 2004 - 144 с.
10. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1961. - 769 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - СПб: Детство - Пресс, 2007 - 139 с.
12. Гриншпун, Б.М. Дислалия / Б.М. Гришпун // Хрестоматия по логопедии - т.1. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. - С.120-128.
13. Демьянов, Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум / Ю. Г. Демьянов Издательство: МиМ, Респекс, 1999. - 224 с.
14. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у младших школьников с ЗПР/ Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 4. - С. 57-60.
15. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 1990.- 351 с.
16. Ковшиков, А.В. Исправление нарушений различения звуков / А.В. Ковшиков. - М.: КАРО, 2006. - 128 с.
17. Лалаева, Р.И. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях школьного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций / под ред. Р.И. Лалаевой. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. - 369 с.
18. Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. - М.: Владос, 2003. - 304 с.
19. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Детмир, 2003. - 386 с.
20. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания / Ю.Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
21. Лубовский, В.И. Специальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.- М.: Академия, 2006. - 468 с.
22. Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008.- 646 с.
23. Малофеев, Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с задержкой психического развития / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1999. -№ 1. - С. 29-33.
24. Мальцева, Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Мальцева // Дефектология. - 1990. - №6. - С.10-34.
25. Мелехова, Л.В. Логопедия / Л.В. Мелехова. - М.: Просвещение, 1994. - 368 с.
26. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 567с.
27. Никашина, Н.А. Работа по исправлению недостатков речи на школьных логопедических пунктах / Н.А. Никашина. - М.: Издательский центр «Академия», 1991. - 331 с.
28. Новикова, Р.А. Нарушение речи у школьников / Р.А, Новикова. - М.: Просвещение, 2001. - 394 с.
29.Орехова, И.В. Основы теории и практики логопедии / И.В. Орехова. - М.: Просвещение, 1985. - 429 с.
30. Сальникова, Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 240 с.
31. Симонова, И.А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития / И.А. Симонова // Дефектология. - 1985. - №4. - С.18- 25.
32. Слепович, Е.С. Некоторые особенности словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 68-73.
33. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. - М.: Классик Стиль, 2003. - 232 с.
34. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей школьного возраста: Пособие для учителей общеобр. Школы / Под ред. Ф.А. Сохина- М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
35. Стеценко, А.П. К вопросу о психологической классификации значений / А.П. Стеценко // Вестник МГУ. Серия № 14. Психология. - 2007.- № 1.- С. 22-29.
36. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и практических рекомендаций для индивидуальных занятий / Т.А Ткаченко. -М.: Изд - во ГНОМ и Д, 2002. - 104 с.
37. Уфимцева, А.А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики / А.А, Уфимцева. - М.: Владос, 2003. - 208 с.
38. Филичева, Т.Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: ВЛАДОС, 1993. - 86 с.
39. Фотекова, Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития / Т.А. Фотекова // Дефектология. - 2003.- № 1. - С. 23- 33.
40. Халилова Л.Б. Основные направления лексической работы для детей с задержкой психического развития / Л.Б. Халилова // Дефектология. - 1991. - № 3 - С.24- 34.
41.Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностики речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М.: Научный центр Мега, 2005. - 87 с.
42. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Карапуз, 2001. - 244 с.
43. Шичанин, П.В. Некоторые особенности объяснения значения слова детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / О. В. Шичанин // Дефектология. - 2008. - № 1. - С 21- 26.
44. Шухина В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у младших школьников с различными нарушениями речи / В.А, Шухина // Дис. ...канд. пед. наук.- СПб., 2002. - 232 с.
45. Яссман, Л.В. Особенности употребления грамматических категорий
детьми с задержкой психического развития / Л.В. Яссман // Дефектология. - 2005. - №3. - С.35-43.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ