Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №156639

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4815 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические подходы к изучению проблемы сформированности навыка осознанного чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 10
1.1 Причинная обусловленность трудностей формирования навыка
осознанного чтения у обучающихся с ЗПР 10
1.2 Теоретико-методологические основы изменения навыка осознанного
чтения у обучающихся детей младшего школьного возраста 22
1.3 Особенности сформированности навыка осознанного чтения
обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 29
1.4 Психолого-педагогические подходы к формированию навыка осознанного чтения младших школьников с задержкой психического развития 39
Вывод по I главе 44
ГЛАВА II. Изучение особенностей сформированности навыков
осознанного чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 46
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 46
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 54
3. Дифференцированный подход к логопедической работе по формированию навыка осознанного чтения у обучающихся 3-го класса с ЗПР 62
Вывод по второй главе 67
Заключение 69
Список литературы 71
Приложения 77


Согласно Федеральному Закону «Об образовании», принятому 29 декабря 2012 г., № 273, «гарантируется обеспечение права на образование в соответствие с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, с учетом особенностей развития, способностей и интересов человека [45]. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) определяет основные и приоритетные цели по литературному чтению. Приоритетная цель ФГОС НОО - формирование читательской компетентности. Федеральные государственные образовательные стандарты как для детей с нормативным развитием, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливают требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы или адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Произошедшие за последние годы изменения в отечественной системе специального образования, связанные с ее модернизацией, привели к расширению форм обучения детей с отклонениями в развитии.
С каждым годом растет число детей со сложными нарушениями, к которым можно отнести нарушение слуха в сочетании с задержкой психического развития.
Проблема нарушения чтения у обучающихся младших классов - одна из самых актуальных в процессе обучения, поскольку чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний обучающимися. Над данной проблемой работали и работают многие известные ученые (М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и др. А исследователи Г.А. Власова, М.С. Певзнер.)
Таким образом, сложившаяся система работы по формированию навыка чтения у обучающихся начальной школы и ее неэффективность в условиях применения в работе с детьми с ЗПР, является одной из самых актуальных. Именно потому выявление особенностей сформированности навыка осознанного чтения у младших школьников с ЗПР и определение путей коррекционно-педагогической работы по совершенствованию навыков осознанного чтения крайне важна.
Эти выводы являются основанием для постановки вопроса о определении подходов формирования навыков осознанного чтения у обучающихся младших школьников с ЗПР и условиях преодоление трудностей у данного контингента обучающихся. Данное высказывание обуславливает актуальность выше названной тематики.
Теоретический анализ научной литературы и существующей педагогической практики позволяет выделить ряд противоречий между:
■ низким уровнем развития навыка осознанно чтения у обучающихся младших классов с ЗПР и ее значимостью для всестороннего развития обучающихся с ЗПР, их успешной социализации;
■ необходимостью оптимизировать общепринятые подходы по формированию навыка осознанного чтения и важностью определения содержания коррекционно-педагогической работы в связи с разнообразием клинической картины и психологическими особенностями детей с ЗПР.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей сформированности навыка осознанного чтения у обучающихся 3 класса с ЗПР, а также составлении методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: навыки осознанного чтения у обучающихся 3 класса с ЗПР.
Предмет исследования: особенности навыка осознанного чтения у обучающихся 3 класса с ЗПР.
Цель исследования: выявить специфические особенности сформированности навыка осознанного чтения у обучающихся 3 класса с ЗПР, и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1. Осознанное чтение - это не отдельный вид или тип чтения, а определенная стратегия обработки информации, которая непосредственно связана с целью, заданной перед прочтением текста.
2. Обучающиеся младшего школьного возраста с ЗПР будут иметь специфические особенности сформированности навыка осознанного чтения, проявляющиеся в овладении не только технической стороной чтения, но и понимании прочитанного.
3. Учет выявленных особенностей сформированности навыка осознанного чтения позволит составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование навыка осознанного чтения у рассматриваемой категории обучающихся с ЗПР с учетом выявленных уровней.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс, направленный на изучение сформированности навыка осознанного чтения у обучающихся 3 класса с ЗПР;
3. Выявить уровни и проанализировать особенности сформированности навыка осознанного чтения у обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР;
4. На основе выявленных особенностей и уровней составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на преодоление трудностей формирования и навыка осознанного чтения у обучающихся младшего школьника с ЗПР.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии, педагогики и логопедии:
■ положения когнитивной лингвистики и психолингвистики об основах формирования навыка чтения (Е. Г. Биева, А. А. Залевская, И. А. Зимняя, Н. И. Колодина, О. Д. Кузьменко-Наумова, Ю. П. Мелентьева, Л. С. Цветкова),
■ о сущности и специфике различных видов чтения (О. Н. Артемьева, С. В. Борисова, Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская, Н. А. Ипполитова, С.К. Фоломкина);
■ психолого-педагогическая модель «идеального читателя» (Е.С. Антонова, Г.Г. Гранин, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, О.К. Громова, Н. Н. Светловская); общая теория понимания текста (Е. Г. Беляевская, Г. И. Богин, А.А. Брудный, Л.П. Доблаев, Т. М. Дридзе, В.К. Нишанов, Г.Д. Чистякова) и концептуальная модель форм понимания (В. В. Знаков);
■ концепция о различных видах информации в тексте (И. Р. Гальперин);
■ когнитивно-ориентированный подход, направленный на формирование общеучебных умений и навыков работы с текстом в процессе чтения (О.А. Алексеева, Н.А. Гутовская, Л.А. Краева, И.В. Скворцова, А.В. Яковлева, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Е.В. Бунеева);
■ положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие различные аспекты познавательной деятельности детей с задержкой психического развития (В. М. Астапов, Н.В. Бабкина, М.А. Болгарова, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова, О.В. Защиринская, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, Н. Я. Семаго, М.М. Семаго).
Методы исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - сбор анамнеза, включенное и не включенное наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.
2. Возникает необходимость использования словарного запаса с целью преодоления трудностей формирования навыков осознанного чтения у обучающихся младших школьников с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений о психофизиологической основе чтения, заключающиеся в замедленном темпе приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудностях установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низким темпом протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами модифицирована методика диагностики сформированности навыка осознанного чтения, а также предложены дифференцированные методические рекомендации, направленные на создание определение содержания коррекционно-педагогической работы, направленной на максимальное развитие навыка осознанного чтения, которые могут быть использованы в работе практическими психологами, воспитателями, педагогами, работающими с детьми рассматриваемой категории.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальной общеобразовательной школы № 1» ЗАТО п. Солнечный.
Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 11 человек. При комплектовании экспериментальной группы учитывался возраст детей (9-10 лет) и характер дефекта.
Исследование проводилось в течение 2015-2017 годов в три этапа:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, задач и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (апреля 2015 г. - ноябрь 2016 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2015 г. - январь 2016г.).
3. Составление дифференцированных методических рекомендаций, направленных на определения оптимального содержания коррекционно- педагогической работы для максимально эффективного развития навыка осознанного чтения у обучающихся с ЗПР; оформление результатов исследования (февраль 2017 - июнь 2017).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
■ участие в работе VIII Международной научно-практической конференции (14 ноября 2015 г. Красноярск)
■ участие в работе IV Международного научно-образовательного форума: «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (работа на научно-практической площадке: «Проблемы сопровождения детей с сенсорными нарушениями» (26 октября 2017 г. Красноярск).
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы проведенного исследования связана с ухудшением овладения навыков чтения младших школьников, в том числе с задержкой психического развития.
Понимание текста требует ряда умений и навыков: понимание прямого и переносного значения слов, понимание связей между предложениями, уяснение осознанной структуры текста, осознание главной мысли и идеи произведения, средств художественной выразительности и т.д. Дети с ЗПР при чтении текста часто не понимают его содержания, с трудом выделяют и формулируют тему текста, затрудняются в установлении причинно¬следственных связей и т.д. (Т.А.Власова, В.И. Лубовский, Н.А.Цыпина). При передаче содержания текста обучающиеся с ЗПР изменяют содержание, опускают важные элементы, нарушают логическую последовательность, привносят побочные ассоциации. Таким образом, необходима коррекционная работа, направленная на формирование рецептивных и продуктивных умений и навыков восприятия текста у младших школьников с ЗПР.
Анализ комплексных работ показал, что обучающиеся 3-го класса с задержкой психического развития не находят информацию, данную в тексте в явном виде, непоследовательно излагали ответы на вопросы, отсутствовал навык самостоятельного воспроизведения прочитанного. Но есть учащиеся, у которых некоторые задания не вызывают затруднения. Они урывочно, выхватывают информацию из текста, не всегда правильно связывая её с вопросом. Обучающихся обращают внимание на непонятные слова и стараются найти им объяснение, хотя очень многие сразу же прибегают к помощи учителя, и только не многие могут найти объяснение словам, исходя из контекста текста или разобрав слово. Обучающиеся не могут извлекать информацию, которая дана в неявном виде, а это значит, что они не прослеживают причинно-следственные связи, не могут делать выводы и обобщения. Не понимают текст в целом, дают ответы на вопросы своими словами, находят ответы в тексте и дают свою оценку.
Исходя из полученных данных, были намечены следующие направления коррекционно-логопедической работы: формирование понимания осознанной структуры текста, формирование навыков пересказа, закрепление полученных умений и навыков.



1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.-М.: Владос, 2012.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. -М.: «Просвещение», 2011.
3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г Гришина, Т.Ю. Гогберашвили; под ред. Л.С. Цветковой.-М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,
2011. С. 272. (Серия «Библиотека психолога»).
4. Александров А. А., Александрова В. Ю. Профилактика курения: роль и место психолога // Вопросы психологии, 2012. -№ 4.
5. Ахутина, Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. Питер, 2011.
6. Битинас Б. П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 2013. № 2.
7. Блинова, и коррекция в образовании детей с ЗПР[Текст] /. - М., 2002.
8. Булдыгина, Л. М. Педагогический мониторинг: программа
мониторингового исследования [Текст] / Л. М. Булдыгина, О. Г. Красношлыкова.-Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013.С. 166. (Учебно¬
методическое пособие).
9. Бунеева Е. В. Развитие интеллектуально-речевых умений учащихся как составляющей их функциональной грамотности // Начальная школа. Плюс «до» и «после»,2012. - Ы»С. 8.С. 10-14.
10. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми // Изв. АПН РСФСР. -М., 2012.
11. Волатина Ю.Е. Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в развитии // Начальная школа, 2011.№2.С.37.
12. Городникова М.Д., Супрун Н.И., Фигон Э.Б., Шевелева Л.В., Широкова Т.А. Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе: пособие для учителя. М., 2013.
13. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г. Шевченко.- М. 1998
14. Громова О. К. Чтение и новые образовательные стандарты // Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы.-М.: МЦБС, 2011. С. 121-128.
15. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М.: 2014.
16. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. - М.,1984.
17. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе: пособие для учителя, логопеда, психолога, дефекторлога [Текст] - М., 2005.
18. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития. Понять, чтобы помочь / А. О. Дробинская. -М., 2015.
19. Ионова Е.Н. Учить читать трудно, а переучивать ещё труднее // Нач. школа, 2012. №2.
20. Ипполитова Н. А. Обучение чтению. - М.: Просвещение, 2012. С. 270-278.
21. Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика и коррекция задержки психического развития учащихся начальных классов. Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2012. С. 121.
22. Коррекция письменной и устной речи учащихся начальных классов / Под ред. Ефименкова.-М.: «Педагогика», 2011.
23. Костенкова Ю.А. Особенности формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. / Под ред. Иншаковой О.Б. - М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2011. С.88-99.
24. Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников // Начальная школа, 2012. №9.С.64.
25. Кубики Зайцева. Комплект для дома, группы, класса. Учебное пособие. 6-е издание. - СПб., 2013.
26. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: ВЛА
27. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. — М. :Владос, 2013.
28. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие. -М.: Изд. центр «Академия», 2003.С. 144.
29. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В.
В. Лебединский. -М., 2006.
30. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред. - сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: АРКТИ, 2015. - 224 с.: ил.
31. Локалова Н.П. как помочь слабоуспевающему школьнику, психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников. - Изд. 4-е, переработанное и дополненное - М.: «Ось-89», 2014.
32. Лопатина, Л. В. Междисциплинарный подход к исследованию и коррекции речевой патологии / Л. В. Лопатина // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. — Изд-во МГПУ. — М., 2011. С. 28—30.
33. Лубовский В. И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития / / Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия. СПб.: Речь, 2012. С. 295-306.
34. Макеева Е. А. Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития: дис. канд. психол. наук. М., 2014. С. 223.
35. Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к
образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно¬
развивающего обучения / под.ред. С. Г. Шевченко.- М., 2011.
36. Мельникова Е.Л. Преемственность в использовании проблемно¬диалогических методов в начальной и основной школе / Е.Л. Мельникова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-
2012. -№ 4.С. 49-52.
37. Методика обучения чтению. Учебно - методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений./ Сост. Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
38. Мокшеев В. А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии, 2015. № 1.
39. Национальная программа поддержки и развития чтения / Фед. агентство по печати и массовым коммуникациям. Рос.книжный союз. -М.: МЦБС, 2007. С. 56.
40. Нечаева Ю.В. Инновационные формы обучения как средство раскрытия индивидуальности школьника / Ю.В. Нечаева // Инновационные проекты и программы в образовании, 2010. № 1. С.71-79.
41. Основы специальной психологии / Под ред. Кузнецовой. - М.:
«Академия», 2012.
42. Постнова С.А. Методы практической реализации технологии критического мышления с использованием средств ИКТ в учебно¬воспитательном процессе / С.А. Постнова // Инновационные проекты и программы в образовании, 2012. № 2. С. 94-103.
43. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В.В., Запорожца А.П..- М.: «Педагогика», 2011.
44. Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия / сост. СПб., 2004.
45. Российская Федерация / Законы об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации // Федеральный закон от 24 июля 1998 г., № 124-ФЗ - с изменениями и дополнениями.
46. Савельева О. Е. Организация «круглого стола» на тему: «Специфика
проблемы борьбы с наркотизмом в студенческой среде» //
.
47. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений. - М.:
Академия, 2012. С. 232.: ил.
48. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. -М.: Генезис, 2014.
49. Специальная педагогика / Под ред. Назарова. - М.: «Академия», 2012.
50. Справочник логопеда / Под ред. Поваляева. - М.: «Педагогика», 2016.
51. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психологи и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
52. Ульенкова, дети с задержкой психического развития [Текст] / - М.,1990.
53. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст / , . - М., 2005.
54. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М., 2011.
55. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.- М.: АРКТИ, 2012. С. 136.: ил. (Библиотека практикующего логопеда).
56. Чтение. 2 класс: коррекционно - развивающие занятия / авт. - сост. Л.И. Рудченко. - Волгоград: Учитель, 2012.
57. Шевченко, запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу [Текст] / // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия. - Спб.,2002.
58. Ярмыш А. Н., Соболев В. А., Рущенко И. П., Шестопалова Л. Ф. Мониторинг распространения наркотиков среди молодежи г. Харькова (1995-1997 гг.) // Новости харьковской психиатрии. - Харьков, 2012.
59. Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе [Текст] / Л. А. Ясюкова. -СПб.: ГП «ИМАТОН», 2012. С. 184. (Методическое руководство).
60. Ясюкова, Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах [Текст] / Л. А. Ясюкова.- СПб.: ГП «ИМАТОН», 2011. С. 192. (Методическое руководство).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ