ВВЕДЕНИЕ 2
1. МЕСТО РАСТРОВОЙ ГРАФИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
1.1. Анализ обучения компьютерной графике и особенности обучения
растровой графике в школьном курсе информатике 6
1.2. Развитие системного мышления учащихся на уроках информатики с помощью ментальных учебных пособий 17
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАСТРОВОЙ ГРАФИКЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ В
ОБУЧЕНИЯ
2.1 . Ментальные компьютерные средства обучения 22
2.2. Обучение растровой графике в среднем школы (5- 9 класс) 28
2.3. Растровая графика в профильном обучении 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Ментальная карта темы графически редактор Paint
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Ментальная карта темы графически редактор Photo Shop
Современный этап развития общества характеризуется усложнением социальной жизни, быстрыми темпами развития науки, техники, технологий, что обусловлено такими объективными факторами современной действительности как качественные изменения в характере деятельности человека, связанные с использованием компьютера и информационных технологий; интенсификация информационных процессов в обществе, следствием которой является потребность в периодическом обновлении знаний человека; стремительность развития информационных технологий, изменяющих не только способ производства, характер деятельности, но и стиль мышления людей. В формирующемся информационном обществе востребована мобильная, адаптивная личность, способная к деятельности в неопределенных, быстроменяющихся, вариативных условиях. Для того, что бы реализоваться в таком обществе, человеку необходимо иметь активную жизненную позицию, быть инициативным, способным к самооценке и рефлексии, быть самостоятельным. Современная парадигма образования ориентирована на воспитание ответственной, творческой и свободный личности, способной самостоятельно оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. Вместе с тем, анализ реальной образовательной практики свидетельствует о том, что развитие самостоятельности учащихся, как правило, происходит либо стихийно, либо замедленной, поскольку ключевые элементы учебного процесса целеполагание, планирование, определение содержания, форм и методов учебной деятельности практически полностью монополизированы преподавателем. Обучение компьютерной графике рассматривается на сегодняшний день как важнейший компонент образования. Компьютерная графика представляет все виды и формы изображений, доступных для восприятия и на экране монитора. Умение работать с компьютерной графикой является важной частью информационной грамотности человека. Одной из самых основных и сложных задач в школе является развитие умений и навыков работы с графическим редактором. Изучение графических редакторов позволит раскрыть творческий потенциал школьников. Данная ситуация привела к изменению социального заказа общества школе: необходим качественно новый подход к изучению темы "Компьютерная графика". Однако отведенное нормативными документами учебное время на изучение содержания темы "Компьютерная графика" недопустимо мало. В содержании раздела школьной информатики "Информационные технологии", компьютерная графика пред¬ставлена в основном простейшими программными средствами обработки объектов растровой графики. Тем не менее, в примерных программах по ин¬форматике и информационным технологиям содержатся дидактические еди¬ницы растровой графики. Большое многообразие профессиональных про¬граммных средств обработки объектов растровой графики ставит перед учи¬телем сложные задачи, связанные в первую очередь с необходимостью обос¬нованного выбора конкретного программного средства, а также с разработкой методики обучения растровой графике. Существующие учебники и учебные пособия либо не затрагивают данное содержание совсем, либо предлагают простейший материал, непозволяющий сформировать у учащихся целостного представления о технологии обработки объектов растровой графики. Умение самостоятельно применять на практике полученные знания в области компьютерной графики востребовано для информационного общества в различных сферах деятельности человека. На сегодняшний день практически любой специалист должен профессионально владеть средствами компьютерной графики.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется необ-ходимостью разрешения противоречия между существующей системы обучения растровой графике в школе и необходимостью формирования критического мышления c использованием ментальные компьютерные средств обучения.
Методикой, которая позволит, активизируя естественные процессы мозга, получить преимущества при работе с информацией любого вида - это методика, построенная на основе использования ментальных карт.
Ментальные карты можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. По своей сути, ментальная карта - это инструмент визуального представления и записи информации, метод, альтернативный привычному линейному способу. Это особый вид творчества, который развивает наше мышление и память.
Цель исследования: разработать методику обучения растровой графике в школьном курсе информатики с использованием ментальных компьютерных средств обучения...
В результате выполнения работы были достигнуты поставленные в работе цель и задачи. На основе изучения и анализа литературы были выделены теоретические основы преподавания темы «Графические редакторы» в школьном курсе информатики. Данная работа представляет собой методическую разработку для учителя информатики, который проводит в школе уроки информатики. В данной работе проведен анализ предлагаемых рынком информационных услуг графических редакторов, а также рассмотрены учебные и методические материалы по тематике «Растровая графика», рассмотрены их достоинства и недостатки. На основании проведенного анализа сделан вывод, что в школьном курсе информатике недостаточно освящены эти вопросы, а такому интересному редактору как графически редактор Paint и Adobe Photoshop вообще не уделено должного внимания.. На основании изложенного, можно сделать вывод, что свойства растровой графики предоставляют детям, даже не имеющим художественных способностей, почувствовать себя творцом, получить возможность создавать художественные образы и широкие возможности к самореализации. Реалистичность изображения, представленного в растровой графике, является несомненным достоинством при обучении детей. Реалистичность изображения создает у ребенка иллюзию возможности влиять на окружающий мир, что в свою очередь развивает творческие способности и широту мышления. В результате данной работы были изучены и освоены технологии графического редактора Paint на школьных уроках, такие как рисование простых геометрических объектов в среде графического редактора Paint и оформление цветных и сложных рисунков. Использование на уроках информатики редакторов типа Paint вполне достаточно, с точки зрения учебных целей, стоящих перед базовым курсом. Растровый редактор позволяет наглядно продемонстрировать ученикам дискретную (пиксельную) структуру рисунка, дает возможность воздействовать на каждый отдельный элемент при увеличении масштаба в режиме прорисовки. Можно сделать вывод, что уроки по теме «Изучение графического редактора Adobe Photoshop» в старших классах развивают познавательные способности учащихся, внимание, воображение, память, логическое мышление.
В ходе работы нами был создан ментальный учебник по теме «Рстровая Грфика». При его разработке был проведен обзор нормативных документов (образовательные стандарты, примерные программы), содержания методической литературы и учебных пособий. Учебник был реализован средствами программы XMind 6.
Также в итоге были сформулированы вопросы, рассматриваемые при обучении растровому графическому редактору и на их основе разработаны методические рекомендации с использованием компьютерных ментальных средств. На основании изложенного в этой главе можно сделать следующие выводы. При подготовке к занятиям необходимо пользоваться дополнительной литературой по данному предмету. Только полное и всестороннее знание предмета поможет преподавателю корректно и правильно ответить на вопросы, поставленные пытливым умом современного школьника. Применение правильной методики обучения и показа результата работы сразу по ее выполнению может еще больше заинтересовать обучаемого, дать толчок к самообразованию и повышению квалификации в практическом применении знаний.
Основными целями при преподавании темы “Растровая Графика” являются: формирование интеллектуальных умений и практических знаний в области растровой графики.
1. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% [Текст] / Т. Бьюзен. - М. : Росмэн-Пресс, 2007. - 96 с.
2. Бьюзен, Т. Супермышление [Текст] / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. - Минск : ООО «Попурри», 2003. - 304 с.
3. Борисенко В.П. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения //Педагогика. М. 2000 №5 7-13 с.
4. Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан Начальное, основное среднее, общее среднее образование ГОСО РК 2.3.4.01-20105 г.
5. Дорошенко Е. Г. О технологии разработки ментальных учебников. / Е.Г. Дорошенко, Н. И. Пак, Н. В. Рукосуева, Л. Б. Хегай. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12 (140). - С. 145¬151.
6. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс.- М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.- 563 с.
7. Изучение графического редактора в начальной школе.// Информатика и образование. 2003. №1. С. 92-94.
8. Изучаем PaintBrush.// Информатика и образование. 1999. №2. C.23-26.
9. Информатика. Задачник практикум в 2т./Под ред. И 74 И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том. 2. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 280 с.: ил.
10. Интеллект - карты. Практическое руководство. Бьюзен Тони, Бьюзен Барри 2010, Попурри,386.
11. Информатика. Е.А. Вьюшкова, Н.В. Параскун. 5 - класс учб.
12. Информатика. И.Ермеков, Н.Стифутина. 7- класс учб.
13. Информатика Е.А.Вьюшкова, Н.В.Парскун. 10-11 класс учб.
14. Как организовать себя и свой бизнес. // Бизнес для «ЧайникоФ»: [сайт]. - Режим доступа: http: //ynatali.ru/kak-organizovat- sebya-i-svoj -biznes/
15. Карта для ума или, когда вы задумали что-то неординарное. // Моя зарплата в Украине: [сайт]. - Режим доступа: http://mojazarplata.com.ua/ru/ main / start- caryery/karta-dlya-uma...30