МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методические основы изучения коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 6
1.1 Закономерные особенности усвоение звуков и фонематических
процессов в речевом развитии детей 6
1.2 Характеристика нарушения звукопроизношения у детей с
фонетико- фонематическим недоразвитием речи 10
1.3 Обзор методик по коррекции нарушения звукопроизношения у
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 12
1.4 Предпроектное исследование нарушений звукопроизношения у
старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 20
Глава 2. Описание «Методическое обеспечение коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» 35
2.1 План реализации проекта 35
2.2 Описание продукта проекта 37
2.3 Описание работы по коррекции звукопроизношения у старших
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 50
2.4 Оценка результата проекта 52
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение 59
Глава 1. Теоретико-методические основы изучения коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 6
1.1 Закономерные особенности усвоение звуков и фонематических
процессов в речевом развитии детей 6
1.2 Характеристика нарушения звукопроизношения у детей с
фонетико- фонематическим недоразвитием речи 10
1.3 Обзор методик по коррекции нарушения звукопроизношения у
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 12
1.4 Предпроектное исследование нарушений звукопроизношения у
старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 20
Глава 2. Описание «Методическое обеспечение коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» 35
2.1 План реализации проекта 35
2.2 Описание продукта проекта 37
2.3 Описание работы по коррекции звукопроизношения у старших
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 50
2.4 Оценка результата проекта 52
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение 59
Актуальность темы исследования. Важнейшим значением для
полноценного усвоения звуковой стороны речи является фонематическая дифференциация. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена тем, что дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нуждаются не только в формировании фонематического слуха, но и в коррекции звукопроизношения. В данном случае - это разработка рабочей тетради учителя - логопеда для коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Целью проекта является теоретическое обоснование, изучение особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и определение содержания логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой теме проекта.
2. Подобрать методики по выявлению нарушений
звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Организовать предпроектное исследование по выявлению нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4. Разработать рабочую тетрадь учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объектом проекта является нарушение звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предметом проекта является разработка рабочей тетради учителя- логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
5. Идеей проекта является разработка рабочей тетради учителя- логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Рабочая тетрадь содержит комплекс игр и упражнений, направленных на формирование звукопроизношения, на развитие фонематического восприятия и мелкой моторики у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В процессе исследования были применены следующие методы:
1. Теоретические методы: изучение научной литературы по теме исследования, изучение документации.
2. Метод проектирования.
3. Методы исследования: беседа, наблюдение, диагностические
карты.
4. Методы обработки данных: количественный и качественный
анализ результатов исследования.
5. Экспериментальной базой исследования выступило
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №321 «Росинка». В проектном исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (10 человек), которые имеют фонетико¬фонематическое недоразвитие речи.
Этапы проектного исследования:
1 этап - теоретический: изучение, анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2 этап - предпроектное исследование по выявлению нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3 этап - разработка рабочей тетради учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4 этап - обобщающий: проведение анализа результатов исследования, подведение итогов проектной работы.
Практическая значимость проекта заключается в возможности дальнейшего использования учителями-логопедами в профессиональной практике дошкольных образовательных учреждений рабочей тетради по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при организации коррекционно-образовательного процесса.
Структура исследования: проект содержит введение, две главы (первая глава теоретические аспекты - изучаемой темы, вторая глава - продукт проекта и его использование в педагогической практике), заключение, библиографический список, приложение.
полноценного усвоения звуковой стороны речи является фонематическая дифференциация. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена тем, что дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нуждаются не только в формировании фонематического слуха, но и в коррекции звукопроизношения. В данном случае - это разработка рабочей тетради учителя - логопеда для коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Целью проекта является теоретическое обоснование, изучение особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и определение содержания логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой теме проекта.
2. Подобрать методики по выявлению нарушений
звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Организовать предпроектное исследование по выявлению нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4. Разработать рабочую тетрадь учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объектом проекта является нарушение звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предметом проекта является разработка рабочей тетради учителя- логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
5. Идеей проекта является разработка рабочей тетради учителя- логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Рабочая тетрадь содержит комплекс игр и упражнений, направленных на формирование звукопроизношения, на развитие фонематического восприятия и мелкой моторики у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В процессе исследования были применены следующие методы:
1. Теоретические методы: изучение научной литературы по теме исследования, изучение документации.
2. Метод проектирования.
3. Методы исследования: беседа, наблюдение, диагностические
карты.
4. Методы обработки данных: количественный и качественный
анализ результатов исследования.
5. Экспериментальной базой исследования выступило
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №321 «Росинка». В проектном исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (10 человек), которые имеют фонетико¬фонематическое недоразвитие речи.
Этапы проектного исследования:
1 этап - теоретический: изучение, анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2 этап - предпроектное исследование по выявлению нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3 этап - разработка рабочей тетради учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4 этап - обобщающий: проведение анализа результатов исследования, подведение итогов проектной работы.
Практическая значимость проекта заключается в возможности дальнейшего использования учителями-логопедами в профессиональной практике дошкольных образовательных учреждений рабочей тетради по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при организации коррекционно-образовательного процесса.
Структура исследования: проект содержит введение, две главы (первая глава теоретические аспекты - изучаемой темы, вторая глава - продукт проекта и его использование в педагогической практике), заключение, библиографический список, приложение.
Итак, мы выяснили, что звукопроизношение - это процесс производства звуков речи. Для нормального развития этого процесса необходим ряд предпосылок: нормальное речевое дыхание, оптимальная вокализация и озвучивание, нормальное функционирование
артикуляционного аппарата и целостность центральной нервной системы.
Для понимания, соответствует ли развитие звукопроизношения условно-возрастным показателям, необходимо иметь представление о времени и последовательности формирования произношения звуков. При нормальном речевом развитии процесс формирования звукопроизношения заканчивается к 5 - 6 годам.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными языковыми нарушениями вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонетико-фонематическое недоразвитие как логопедическое заключение может быть поставлено детям с дислалией, дизартрией или ринолалией.
Основными недостатками звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием являются пропуски, замены, смешения, искажения звуков. Данные нарушения звукопроизношения необходимо своевременно устранять с целью профилактики появлений нарушений письменной речи в школьном возрасте.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому для достижения максимальной результативности логопедические занятия должны проходить в процессе игровой деятельности.
Логопедическая работа по коррекции произношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием проводилась с помощью логопедической тетради, содержащей серию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики, формирование воздушного потока, фонематического сознания, постановку нарушенного звука, автоматизацию звука в слогах, словах и предложениях.
Данную тетрадь рекомендуем учителям-логопедам, педагогам и родителям детей с нарушением звукопроизношения.
артикуляционного аппарата и целостность центральной нервной системы.
Для понимания, соответствует ли развитие звукопроизношения условно-возрастным показателям, необходимо иметь представление о времени и последовательности формирования произношения звуков. При нормальном речевом развитии процесс формирования звукопроизношения заканчивается к 5 - 6 годам.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными языковыми нарушениями вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонетико-фонематическое недоразвитие как логопедическое заключение может быть поставлено детям с дислалией, дизартрией или ринолалией.
Основными недостатками звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием являются пропуски, замены, смешения, искажения звуков. Данные нарушения звукопроизношения необходимо своевременно устранять с целью профилактики появлений нарушений письменной речи в школьном возрасте.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому для достижения максимальной результативности логопедические занятия должны проходить в процессе игровой деятельности.
Логопедическая работа по коррекции произношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием проводилась с помощью логопедической тетради, содержащей серию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики, формирование воздушного потока, фонематического сознания, постановку нарушенного звука, автоматизацию звука в слогах, словах и предложениях.
Данную тетрадь рекомендуем учителям-логопедам, педагогам и родителям детей с нарушением звукопроизношения.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С
ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Готовность к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Фонетико-фонематические нарушения речи, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Обучение дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием чтению посредством упражнений (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции фонетико-
фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ (ФФН)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021



