Введение 2
Глава 1. Теоретико-методические основы изучения коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 6
1.1 Закономерные особенности усвоение звуков и фонематических
процессов в речевом развитии детей 6
1.2 Характеристика нарушения звукопроизношения у детей с
фонетико- фонематическим недоразвитием речи 10
1.3 Обзор методик по коррекции нарушения звукопроизношения у
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 12
1.4 Предпроектное исследование нарушений звукопроизношения у
старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 20
Глава 2. Описание «Методическое обеспечение коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» 35
2.1 План реализации проекта 35
2.2 Описание продукта проекта 37
2.3 Описание работы по коррекции звукопроизношения у старших
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 50
2.4 Оценка результата проекта 52
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение 59
Актуальность темы исследования. Важнейшим значением для
полноценного усвоения звуковой стороны речи является фонематическая дифференциация. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена тем, что дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нуждаются не только в формировании фонематического слуха, но и в коррекции звукопроизношения. В данном случае - это разработка рабочей тетради учителя - логопеда для коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Целью проекта является теоретическое обоснование, изучение особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и определение содержания логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой теме проекта.
2. Подобрать методики по выявлению нарушений
звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Организовать предпроектное исследование по выявлению нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4. Разработать рабочую тетрадь учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объектом проекта является нарушение звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предметом проекта является разработка рабочей тетради учителя- логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
5. Идеей проекта является разработка рабочей тетради учителя- логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Рабочая тетрадь содержит комплекс игр и упражнений, направленных на формирование звукопроизношения, на развитие фонематического восприятия и мелкой моторики у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В процессе исследования были применены следующие методы:
1. Теоретические методы: изучение научной литературы по теме исследования, изучение документации.
2. Метод проектирования.
3. Методы исследования: беседа, наблюдение, диагностические
карты.
4. Методы обработки данных: количественный и качественный
анализ результатов исследования.
5. Экспериментальной базой исследования выступило
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №321 «Росинка». В проектном исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (10 человек), которые имеют фонетико¬фонематическое недоразвитие речи.
Этапы проектного исследования:
1 этап - теоретический: изучение, анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2 этап - предпроектное исследование по выявлению нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3 этап - разработка рабочей тетради учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4 этап - обобщающий: проведение анализа результатов исследования, подведение итогов проектной работы.
Практическая значимость проекта заключается в возможности дальнейшего использования учителями-логопедами в профессиональной практике дошкольных образовательных учреждений рабочей тетради по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при организации коррекционно-образовательного процесса.
Структура исследования: проект содержит введение, две главы (первая глава теоретические аспекты - изучаемой темы, вторая глава - продукт проекта и его использование в педагогической практике), заключение, библиографический список, приложение.
Итак, мы выяснили, что звукопроизношение - это процесс производства звуков речи. Для нормального развития этого процесса необходим ряд предпосылок: нормальное речевое дыхание, оптимальная вокализация и озвучивание, нормальное функционирование
артикуляционного аппарата и целостность центральной нервной системы.
Для понимания, соответствует ли развитие звукопроизношения условно-возрастным показателям, необходимо иметь представление о времени и последовательности формирования произношения звуков. При нормальном речевом развитии процесс формирования звукопроизношения заканчивается к 5 - 6 годам.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными языковыми нарушениями вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонетико-фонематическое недоразвитие как логопедическое заключение может быть поставлено детям с дислалией, дизартрией или ринолалией.
Основными недостатками звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием являются пропуски, замены, смешения, искажения звуков. Данные нарушения звукопроизношения необходимо своевременно устранять с целью профилактики появлений нарушений письменной речи в школьном возрасте.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому для достижения максимальной результативности логопедические занятия должны проходить в процессе игровой деятельности.
Логопедическая работа по коррекции произношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием проводилась с помощью логопедической тетради, содержащей серию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики, формирование воздушного потока, фонематического сознания, постановку нарушенного звука, автоматизацию звука в слогах, словах и предложениях.
Данную тетрадь рекомендуем учителям-логопедам, педагогам и родителям детей с нарушением звукопроизношения.
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: - Академия, 2000. - 400 с.
2. Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей / Е. С. Анищенкова. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.
3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 319 с.
4. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006. Основная.
5. Бельюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - М.: Просвещение. - 1964. - 90 с.
6. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи. М.: Книголюб, 2004.
7. Брюховских Л. А. Дислалия: учебно-методическое пособие.
Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2009 г. - 154 с.
8. Волкова Л. С. Логопедия / под. ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
9. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: Детство - Пресс, 2003. - 144 с.
10. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи А. Н. Гвоздев. - М.: Детство - Пресс, 2007. - 156 с.
11. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. Пособие для студ. Педвузов / В. П. Глухов. - М.: АСТ Астрель, 2006. - 351 с.
12. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: метод. Пособие / Г. Г. Голубева. - СПб.: Союз, 2000. - 64 с.
13. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие /О. Е. Грибова. - М.: Айрис - пресс, 2005. 96 с.
14. Детская логопсихология: учебное пособие / О. А. Денисова, В. Н. Поникарова, Т. В. Захарова; ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008. 175с. (Коррекционная педагогика).
15. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образования: сб. методических
рекомендация. СПб.: Детство - Пресс, 2001. 240 с...33